Инструкции для учеников внутренней группы. ЗАМЕТКИ 11 января 1891 г.*
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
ЗАМЕТКИ
11 января 1891 г.*
В своих экзотерических сокрытиях брамины насчитывают 14 лок (включая Землю), из которых 7 объективны, хотя и невидимы, а 7 субъективны, тем не менее полностью явлены Внутреннему человеку.
Они суть:
7 божественных лок 7 адских (земных) лок
┌ │ │ З │ е │ м ┤ н │ ы │ е │ │ │ │ └ |
1) Бхурлока (Земля). 2) Бхуварлока (пространство между Землей и Солнцем – муни). 3) Сварлока (пространство между Солнцем и Полярной Звездой – йоги). 4) Махарлока (пространство между Землей и крайними пределами Солнечной системы)[1]. 5) Джанарлока (за пределами Солнечной системы, обитель Кумар, не принадлежащих этому плану). 6) Тапарлока (состояние за пределами махатмической области, чертог божеств вайраджа). 7) Сатьялока (обитель нирвани). |
┌ Р │ у │ п │ и │ ч ┤ е │ с │ к │ и │ е │ │ └ |
1) Патала (наша земля). 2) Махатала.
3) Расатала.
4) Талатала (также каратала)
5) Сутала.
6) Витала.
7) Атала[1] |
┌ А │ р │ у │ п │ и ┤ ч │ е │ с │ к │ и │ е │ └ |
Все эти 14 являют собой планы извне вовнутрь и состояния сознания, через которые человек может и должен пройти, раз он решился миновать семь Путей и Врат Дхьяни. И для этого не обязательно быть развоплощенным. Все это достигается на земле за одно или множество воплощений.
Обратите внимание на порядок:
Четыре низшие (1, 2, 3, 4) есть рупа, т. е. они осваиваются внутренним человеком в согласии с божественной частью, или элементом, низшего манаса и сознательно – личным человеком. Трех же высших состояний последний не может достичь и запомнить, если только он не вполне посвященный адепт. Хатха-йог никогда не вырвется за пределы махарлоки психически и талаталы* (двоякого, или дуального, плана) – психо-ментально. Дабы стать раджа-йогом, чела должен подняться к седьмым Вратам – сатьялоке. Ибо таков, как говорит нам Учитель йогов, плод яджны, или жертвы. Когда бхур, бхувар и сварга (состояния) пройдены, то остается последний план и состояние между полным слиянием личного и в[ысшего] Манаса.
Одно следует помнить: тогда как «адские», или земные, состояния представляют собой также 7 делений Земли – на планы и состояния, равно как и деления космические, божественные сапталока чисто субъективны и начинаются с плана психического, астрального света, а заканчиваются состоянием сатья, или дживанмукта.
Эти 14 лок, или «сфер», составляют протяженность всей Брахманды (Мира). Четыре низшие суть преходящие, со всеми их обитателями, а три высшие – вечные, т. е. первые состояния, планы и субъекты их длятся только День Брахмы, изменяясь с каждой кальпой; последние же существуют на протяжении целого Века Брахмы.
Элементы (бхуты) |
Божественные локи |
Адские (или земные) локи и состояния |
Планы соответственных Иерархий |
1. Земля Бхуми Притхиви
|
1. Бхурлока. Среда обитания мыслящих и добрых людей. Состояние – психическое. |
1. Патала. Обиталище плотного животного тела человека и его личности. |
1. Обитель людей, животных, состояние младенчества. На одном полюсе – невинность, на другом – инстинктивный эгоизм. |
2. Вода Апас
|
2. Бхуварлока. Человек больше думает о своем внутреннем состоянии, нежели о своей личности. Его астрал переходит в эту сферу, равно как и субстанция оного. Состояние – высшее психическое. |
2. Махатала. Обитель астрала человека, тени плотного тела; принимает характерные особенности этой сферы. (От Манас = свет, и Маха = Великий) |
2. Область астрального света и камалоки; обитель элементалов, духов Природы, элементариев. На другом полюсе – рупа дэвы, охранители животного мира. План инстинкта. |
3. Воздух Ваю
|
3. Сварлока. Состояние, когда йог утратил всякий вкус и устремился к воссоединению. Состояние – святость. |
3. Расатала. Где кама жаждет вкуса (раса) всего и вся. |
3. Дэвакханическое состояние; обитель, или место блаженства, необоснованного счастья; чистых устремлений и реализаций; кама-маносов; высших элементалов. |
4. Огонь Агни Теджас
|
4. Махарлока. Состояние при котором низший манас утратил всякое сродство с камой. Состояние – серхсвятость. |
4. Талатала. Низший манас цепляется за объективную и чувственно-разумную жизнь; является камическим. |
4. План, где майя отступает и ослабевает; обитель самых святых из рупа дэв. Сфера сострадания – на одном конце и обостренного эгоизма – на другом. |
5. Эфир
|
5. Джанарлока. Состояние, при котором низший манас совершенно освобождается от камы и становится единым с Эго. Состояние – Кумара. |
5. Сутала. Здесь манас становится всецело рабом камы и единым с животным человеком. |
5. Обитель Кумар, сынов Махата, или Брахмы. Всеведение относительно всего, что принадлежит царству майи и находится в ее власти. |
6. Божественный Огонь
|
6. Тапарлока. Состояние, при котором сущность, даже если она рождается вновь, становится неуязвимой, неистребимой. Состояние – Прирожденный Христос. |
6. Витала. Когда она достигается, высший совершенно отрывается от низшего; нить обрывается. |
6. План предвечной неуничтожимой субстанции; Божественного Огня. Обитель вайраджиев, питри-дэв Солнца. (Т.Д., II, с. 110). |
7. Акаша
|
7. Сатьялока. Состояние, при котором йог достигает высочайшего самадхи. Он на пороге Великого Выбора. |
7. Атала. Здесь человек умирает, чтобы сразу родиться вновь; «не-место» означает не-дэвакхан; духовная смерть; уничтожение. |
7. План Consummatum Est во Вселенной проявления. Ноуменальный. |
Принципы |
Чувства |
Цвета |
Сознание |
Органы восприятия (джнанендрии) |
Органы действия (кармендрии) |
Соответственные духовные органы и центры восприятия |
1. Тело |
1. Обоняние (гандха) |
1. Голубой |
1. Объективное восприятие. Обоняние |
1. Нос |
1. Упастха: органы размножения |
1. Корень носа, между бровями: высоко развит у некоторых животных. |
2. Астральный образ |
2. Вкус (раса) |
2. Фиолетовый |
2. Инстинктивное восприятие. Вкус |
2. Язык |
2. Пани |
2. Селезенка и печень; первая более духовна; последняя на материальном плане: соответствуют мизинцам рук. |
3. Кама |
3. Зрение (рупа) |
3. Красный |
3. Магнетическое восприятие. Свет |
3. Глаза |
3. Пада |
3. Желудок; соответствует позвоночнику и мизинцам ног. |
4. Низший разум |
4. Осязание (спарша) |
4. Зеленый |
4. Психо-физиологическое восприятие. Осязание. Прикосновение |
4. Тело |
4. Пайю: органы испражнения, экскреции. |
4. Область пуповины; соответствует пайю в силу исторжения чуждого магнетизма |
5. Высший Разум |
5. Слух (шабда) |
5. Индиго |
5. Чисто ментальное |
5. Уши |
5. Вак: орган речи |
5. Сердце (духовное) и горло (физическое). |
6. Буддхи |
6. Духоразумение (джнана) |
6. Желтый |
6. Восприятия души |
6. Астральное тело и сердце |
6. Душа |
6. Шишковидная железа. |
7. Атмическо-аурический |
7. Высшее синтетическое чувство, включающее все семь. |
7. Полная призматическая семеричность. Когда аурическая, то голубая. |
7. Духовное, через аурическое, симпатическое восприятие. |
7. Свет кундалини |
7. Дух |
7. Акаши, заполняющая череп и для которой все его содержимое – мозг, железы, и т.д. – не существует. |
На прилагаемой диаграмме даны только тело, астрал, кама, н[изший] манас, в[ысший] Манас, Буддхи и аурическо-атмический. Жизнь есть Вселенский Космический Принцип и принадлежит индивидуумам не более, чем Атман.
Диаграмма, показывающая
взаимосмешение
состояний сознания на планах (Из Тетради Э. Т. С.)
(На некоторых линиях имеется текст. Поскольку этот текст невозможно дать в удобочитаемом виде внутри диаграммы, то он приводится ниже:
Линия бхурлока — патала: обычное человечество
Линия бхурлока — махатала: интеллектуальное без духовного*
Линия бхурлока — талатала: становится демоном в человеческом обличье,
Линия бхурлока — сутала: но обладает многими способностями
Линия махарлока — сутала: невозможна без падения
Линия махарлока — витала: невозможна без падения
Линия махарлока — атала: невозможна без падения.)
Примечания