Инструкции для учеников внутренней группы. ПРИМЕЧАНИЯ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


ПРИМЕЧАНИЯ

Предварительный меморандум

Стр. 24. ... см. «Тайную Доктрину», том II, стр. 288 [d] – Е. П. Блаватская. Тайная доктрина, станца X, шлока 42.

Стр. 25. Одд Феллоуз – «чудаки» (англ.) – тайное общество взаимопомощи с ритуалом масонского типа, возникшее в Великобритании в XVIII столетии.

Стр. 27. «Поскольку первым испытанием... истинного Теософа» – Эти отрывки взяты из письма Маха-Когана, по всей вероятности, самого важного письма от Учителей. Оригинала его нет ни в одном из известных архивов. Оно датируется приблизительно 1881 годом. Имеющиеся копии доказывают, что оно предназначалось для А. П. Синнетта. Его предваряет следующее краткое заявление: «Сокращенная версия взгляда Когана на Т[еософское] О[бщество], с его слов данная вчера вечером. Мое собственное письмо в ответ на ваше вскоре последует. К. Х.» Другие отрывки из этого послания были опубликованы Е. П. Б. в «Lucifer» (vol. II, August, 1888, p. 431-432), Уильямом Куан Джаджем в журнале «Path» (vol. VII, February, 1893, p. 333-335), кроме того: H. P. Blavatsky, CW, vol. X, p. 78-81 и Письма Мастеров Мудрости (1870-88). Сборник. – М.: «Сфера», 1997. – С. 9-15.

 

Протоколы Внутренней Группы

Стр. 31. ... А. Б., Д. Р. С. М., К. В. и К. Ф. Р. – список используемых сокращений см. в Приложении 4 на с. 516-517.

Стр. 40. ... отрывок из евангелия Филиппа, процитированный Епифанием... – William Smith and Henry Wace, Dictionary of Christian Biography, vols. 4, Boston, 1877-1887, vol. IV, p. 414, lemma: «Pistis Sophia». Цитату из «Евангелия Филиппа» можно найти в работе Ph. R. Amidon, The Panarion of St. Epiphanius, Bishop of Salamis, New York and Boston, 1990, p. 81: «Господь открыл мне, что должна молвить душа, когда она восходит к небесам, и как она должна ответствовать каждой из сил вышних. Она должна молвить: Я узнала себя и собрала себя отовсюду и не посеяла я детей для архонта, но вырвала корни его и собрала воедино разбросанные члены, и ведаю я, кто ты есть. Ибо я рождена от тех, кто свыше».

Стр. 43. ... скорость вибраций... – в современной терминологии используется выражение «частота колебаний».

Стр. 46. ... лучезарной фигуре из «Занони». – Роман Эдуарда Джорджа Бульвер-Литтона, написанный в 1842 г.

Стр. 48. ... достигается на «Четвертом Пути»... – состояние турия считается четвертым состоянием тарака раджа-йоги.

Стр. 49. Кольцо «Не Преступи» – круг, внутри которого заключены все те, кто еще пребывает в заблуждении разъединенности.

Стр. 50. ... говорится в пуранах... – «Вишну-пурана», I, X; «Ваю-пурана», I, 29; «Матсья-пурана», 51.

Стр. 52. «Pudding Bags» – мешки, в которых варится пудинг.

Вина (санскр.) – индийский семиструнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент.

Стр. 53. ... В «Голосе [Безмолвия]» сказано... – «Голос Безмолвия», часть I.

... на пути имеется семь Врат... – «Голос Безмолвия», часть II.

... что «Аум надо практиковать физически»... – См. Вопрос 7, с. 43.

Стр. 54. ... сказано, что Акаша есть Прадхана... – Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, станца VII, шлока 5.

Стр. 57. Medulla Oblongata – продолговатый мозг (дистальная часть ствола мозга, переходящая непосредственно в спинной мозг).

Роднички – соединительная ткань, заполняющая пространства между костями черепа у новорожденного.

Стр. 59. ... 1) мы можем... 6) видеть его дезинтегрированным... – См. Заседание III, «Семь планов в астральном свете», с. 47.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик, языковед. Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций – монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии; существующий мир создан Богом, как «наилучший из всех возможных миров». В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики. Предвосхитил принципы современной математической логики. Один из создателей дифференциальных и интегральных исчислений. Ввел термин «апперцепция» в отличие от бессознательной перцепции.

Стр. 61. ... диаграммой отверстий... – Диаграмма I в Инструкции I, см. первый форзац книги.

Corpora-quadrigemina (четверохолмие) – часть среднего мозга; два парных образования – верхнее и нижнее двухолмие. Первое двухолмие – один из подкорковых центров зрения, второе – слуха.

Стр. 65. Заседание... – Это заседание в Протоколах не пронумеровано.

Стр. 70. Делирий – вид помрачения сознания; проявляется ложной ориентировкой в окружающем, сценоподобными зрительными, реже слуховыми галлюцинациями, яркими бредовыми представлениями, двигательным возбуждением и др.

Стр. 78. «Puddings» – см. примечание к с. 52.

Стр. 79. Дополнительные заметки (из Тетради Л. Б.) – Эти заметки, с небольшими изменениями, можно также найти в Записях Изабель Купер-Оукли, опубликованных в «Theosophist», vol. 52b, p. 303, под заголовком: «В Классе Тайной Доктрины, 4-го декабря 1890 г.».

Стр. 82. Идеация – здесь: способность к восприятию и формированию идей.

Стр. 85. Вампиризировать – от «вампир». В данном случае это слово обозначает сущность, поглощающую чужую жизненную энергию.

Стр. 91. Пять махабхут, таттв и т. д. – В скобках сказано: «Ср. "Т[айную] Д[октрину]", том I, с. 572, примечание; II, с. 102, 372»; см. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, том I, «Несколько оккультных афоризмов», прим.; том II, станца III, шлоки 15, 16 и далее.

Стр. 93. Ш. М. – Таково расположение строк в рукописи, возможно, Ш. М. означает Шестой Мир.

(В бум. изд. это выглядит так:

Изображение:image070_76.png 

– Прим. ред. эл. версии)

Стр. 94. ... Нарада посетил паталу... – «Вишну-пурана», II, V; Махабхарата, V, 97.

Стр. 97. Заседание 8 января 1891 г. – Это заседание в Протоколах не пронумеровано.

Стр. 98. Заметки, 11 января 1891 г. – Вероятно, эти Заметки – добавление к Протоколам Заседания X от 7 января 1891 г.

Стр. 99. ... и талаталы... – В тексте Протоколов написано: «... и талалоки... ».

Стр. 102. ... махатала: интеллектуальное без духовного. – Не ясно, то ли это одно предложение, то ли два отдельных предложения.

Стр. 108. М. М. С. – миссис Мэйбл Коллинз или Мохини Мохун Чаттерджи? [Mrs. Mabel Collins, Mohini Mohun Chatterjee].

Стр. 112. Спенсер Герберт (1820-1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.

Юм Дэвид (1711-76) – английский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (1748) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Учение Юма – один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.

... anima, откуда произошло само наименование животного. – В английском языке животное – animal.

Стр. 124. ... см. «Theosophist», vol. III, «Satan and spiritual death». – «Theosophist», vol. III, October, 1881, p. 12-15, а также: Е. П. Блаватская. Терра Инкогнита. – М.: Сфера, 1997. – С. 235-247: «Сатана и духовная смерть».

Стр. 129. Письма, полученные после предыдущего Заседания. – «Canadian Theosophist», vol. 47, January-February, 1967, p. 122-123.

Стр. 130. ... дважды нарушалась подобным образом... – Первый раз это произошло в сентябре 1890 г., см. примечание на с. 64.

Стр. 131. ... будут считаться солгавшими пред ликом Учителя; более того – солгавшими своему высшему Я. – В оригинальном тексте слова «Учителя» и «высшему Я» подчеркнуты дважды.

Стр. 142. Франкенштейн – герой романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818 г.).

Стр. 143. Кальвин Жан (1509-64) – французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

Бут Уильям (1829-1912) – основатель и первый генерал Армии Спасения, космополитической организации, призванной воплотить идею о братстве всего человечества. Возникла в Великобритании как новая христианская организация, призванная воплотить заветы Христа в действительную жизнь. Основная цель – оказание помощи беженцам, нищим, сиротам, независимо от расы, вероисповедания и пола.

Стр. 145. ... найти в Ветхом Завете; столп огненный, горящий куст, сияющее лице Моисеево... – Исх., 13, 21-22; Исх., 3, 2-4; Исх., 34, 29-35.

Стр. 149. Гексли Томас Генри (1825-95) – английский биолог, соратник Ч. Дарвина и виднейший пропагандист его учения.

Тиндаль Джон (1820-93) – английский физик. Труды по акустике, диамагнетизму, рассеянию света в мутных средах.

Стр. 150. См. «Count de Gabalis». – «Le Comte de Gabalis», труд, написанный аббатом Николасом Пьером Генри де Монфоконом де Вилларом, Париж, 1670 г.

Вейсман Август (1834-1914) – немецкий зоолог и эволюционист. Предвосхитил современные представления о дискретности генов, их локализации в хромосомах и роли в онтогенезе. Основатель неодарвинизма.

Стр. 152. ... Боги кормятся людьми... – «Бхагавадгита», XI, 25-28.

 

Разночтения

Стр. 155. ... в «Тайной Доктрине», III, с. 537; V, с. 510. – Здесь и далее в части «Разночтения» ссылки на «Тайную Доктрину», тома III и V, даются по первым английским изданиям.

Стр. 174. Второстепенные записи. – Заголовок к Записям дан в Тетради Изабель Купер-Оукли, «Theosophist». Лишь один параграф из этого текста приведен в «Тайной Доктрине». Текст данных Записей отсутствует в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.

... от 300 до 400 футов роста... – английский фут равен 0, 3048 см, следовательно – от 9 до 12 метров.

Стр. 175. Барон К. фон Рейхенбах (1788-1869) – немецкий химик.

Стр. 179. Таблица. – Эта и последующая таблицы приведены в конце протоколов Заседания X, в «Тайной Доктрине» и в Тетради Изабель-Купер Оукли, но не в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.

Стр. 188. ... в его ауре... – В «Theosophist» Джинараджадаса говорит в примечании: «Слово, которое трудно разобрать; может означать «aura» [аура], хотя похоже на «area» [область]. В Протоколах Алисы Лейтон Клифер и в «Тайной Доктрине», том III, написано «area», а в Тетради Изабель Купер-Оукли, опубликованной в «Theosophist», написано «aura».

Стр. 191. ... вибрационные... – в Тетради Изабель Купер-Оукли, как приведено в «Theosophist», – вибрирующие.

 

Инструкция I

Стр. 199. Адепт правого пути – об образовании понятия «правого пути» подробнее см. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, том I, станс VI, шлока 5.

Стр. 200. ... «Тайная Доктрина», том II, кн. I, стр. 219-220. – См. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, том II, станца VI, шлока 4.

Стр. 207. Протрузия – от лат. – выступ, высовывание.

Стр. 212. Диаграмма I – см. первый форзац книги.

Стр. 213. Иллюстрация I – цветные иллюстрации I, II, III см. цветную вклейку.

Стр. 216. Сведенборг Эмануэль (1688-1772) – шведский ученый и теософ-мистик.

Стр. 223. Иллюстрация I. – Таким образом, человек функционирует на основе семи различных и все же взаимозависимых волновых длин и отзвучит на них; каждая длина волны соответствует определенному плану, или миру бытия, тогда как Единая Космическая Жизнь-Сознание, связующая и проникающая все и вся, струится через каждый из них.

В свете учений, вкратце изложенных выше, конституция человека в его воплощенном существовании может быть представлена одной из следующих диаграмм:

АТМАН                                                         АТМАН

Божественно-духовное,                                                │

или Вселенское Я                                                          │

                │                                                                     │

БУДДХИ                                                        БУДДХИ

Духовное Я                                               Поле духовной

Духовный разум, мудрость,                    Индивидуальности

предвидение и интуиция                                               │

                │                                                                     │

МАНАС                                                    ВЫСШИЙ МАНАС

Планетарное Я                                         (Буддхи-Манас)

Высший человеческий разум,                 Поле перевоплощающегося Я,

или перевоплощающегося Я                   или высшего человеческого Я;

                │                                               духовный интеллект

                │                                                                     │

КАМА                                                     НИЗШИЙ МАНАС

Животное я                                               (кама-манас)

Страсти, эмоции, вожделения                 Поле низшего, или личного,

                │                                               человеческого я; поле животных

                │                                               вожделений и страстей; низший

                │                                               разум

                │                                                                     │

ПРАНА                                                          ПРАНА

Жизненно-астральное я                           Жизненность; жизненное

Поле жизненных токов                            электричество и магнетизм

                │                                                                     │

ЛИНГАШАРИРА                                          ЛИНГАШАРИРА

Астральное тело, образец, или               Астральное тело

тело-модель                                                                   │

                │                                                                     │

СТХУЛАШАРИРА                                      СТХУЛАШАРИРА

Физическое тело                                      Физическое тело

Хотя человек создан из «материалов», или «веществ», извлеченных из космического резервуара, все же он не является лишь пучком субстанций и энергий, просто собранных воедино. Человек есть внутренне взаимосвязанная серия центров сознания и они-то и называются монадами. Основная, или высшая, Духовно-Божественная Монада есть наш первоначальный источник, или корень. Она непрестанно изливает потоки разума и жизненной субстанции, которые своими взаимодействующими энергиями образуют различные «узлы», или фокусы сознания, являющиеся как бы ее детьми-монадами. Таким образом, сложную структуру человека можно рассматривать как состоящую из монадических центров в такой последовательности:

АТМАН

Духовно-Божественная Монада

Духовно-Божественное Эго      │         Духовно-Божественная Душа

                                                                                │

БУДДХИ

Духовная Монада

Духовное Эго                             │         Духовная Душа

(Индивидуальность)                  │

                                                                                │

БУДДХИ-МАНАС

Разумная Монада

Высшее человеческое Эго         │         Высшая человеческая

(перевоплощающееся)               │         Душа

                                                                                │

КАМА-МАНАС

Психическая монада

Низшее человеческое эго          │         Низшая человеческая

(личное эго)                                │         душа

                                                                                │

КАМА-ПРАНА

Животная монада

Элементарное эго                      │         Жизненно-астральная душа

                                                                                │

ПРАНА – ЛИНГАШАРИРА – СТХУЛАШАРИРА

Астрально-физическая монада

Элементарное эго                                  Физическая душа

Стр. 224. Диаграмма II – см. последний форзац книги.

 

Инструкция II

Стр. 235. Порфирий (ок. 233 – ок. 304) – греческий философ-неоплатоник, ученик Плотина, издавший его сочинения. Автор сочинения «Против христиан». В логике так называемое древо Порфирия иллюстрирует ступенчатую субординацию родовых и видовых понятий.

Стр. 241. ... Фрэнсисом Гальтоном в «Nature and Nurture»... – Позднее название было изменено: «Inquiry into Human Faculty and its Development», New York, 1883.

Стр. 254. Менандр (или Майнандрос) – один из проповедников «симонийского» гнозиса, родом из самаритянского города Каппаратея, о жизни которого мы почти ничего не знаем. Говорят, что центром его активности был Антиох, один из наиболее значительных торговых и литературных городов греко-римского мира. Юстин особо упоминает Менандра, ибо тот «многих» увлек за собой, что можно легко интерпретировать как то, что он собрал многочисленных последователей среди искателей истины.

Стр. 261. Нотация – система условных письменных обозначений, принятая в какой-нибудь сфере деятельности.

Стр. 271. Максвелл Джеймс Клерк (1831-79) – английский физик, создатель электродинамики, один из основоположников статистической физики. Труды по цветному зрению и колориметрии, оптике, теории упругости, термодинамике, истории физики и др.

Стр. 273. Валентин – по всеобщему признанию, был величайшим из гностиков. Его почитали, и даже оппоненты, за великую ученость и красноречие, равно как и за огромное влияние его учений на современную мысль. И хотя у нас нет точных сведений о датах жизни самого Валентина, все же можно предположить, что он жил приблизительно в 100-180 гг. после Р. Х. Валентин был египтянином, родом из Фебонита – города на египетском побережье, и с 130 г. после Р. Х. преподавал греческую науку и литературу в Александрии. Из доступных нам источников информации явствует, что Валентин решил синтезировать гнозис и сформулировать универсальную систему религиозно-философской мысли. О его писаниях известно мало, не считая того, что они были многочисленны, а специальные трактаты его – трудны и малопонятны.

Сатурнин (или Саторнилий) – обычно считается основателем сирийского гнозиса (приблизительно конец первого и начало второго столетия нашей эры). Полагают, что он проповедовал в Антиохе, но мы не располагаем никакими сведениями о его национальности или каких-либо случаях из его жизни. Он особенно отличался своим суровым аскетизмом. Эти сведения о нем почерпнуты главным образом из работы Юстина Мученика «Dialogue with Trypho», XXXV, а также из краткого изложения Иринея, которое, вероятно, основано на утерянном труде Юстина «Compendium».

Василид – один из величайших проповедников гнозиса. О жизни его ничего не известно, кроме того факта, что он проповедовал в Александрии. О датах жизни его можно только гадать, но несколько независимых авторитетов указывают на царствие Адриана (117-138 гг. после Р. Х.) как на время, когда здравствовал Василид. Мы также не располагаем сведениями о его национальности, но, кем бы он ни был, он был пропитан эллинской культурой и сведущ в мудрости Египта.

«Корни обрядности в церкви и масонстве» – см. H. P. Blavatsky, CW, XI; а также статья «Корни обрядности в церкви и масонстве» в готовящемся к изданию выпуске IX серии «Белый Лотос» (издательство «Сфера»).

 

Инструкция III

Стр. 275. Предварительные объяснения к Инструкции III – были написаны Е. П. Блаватской в период тяжелейшего кризиса или, вернее, ряда кризисов, которые Теософское Общество переживало в 1889-1890 годах. Предательство внутри самой Эзотерической Секции и бесконечные, неослабные нападки на Теософское Общество извне, особенно в Америке, вызвали необходимость ударить новую ноту и отдать распоряжения, чтобы сплотить ряды Эзотерической Секции. Во время переиздания Инструкций в Лондоне в 1890-1891 годах некоторые части этих «Предварительных объяснений», касавшиеся подробностей данного вопроса, были умышленно изъяты учениками Е. П. Блаватской, назначенными редакторами, поскольку они сочли части эти слишком личными. И сделано это было без ее санкции и, как она призналась впоследствии, вопреки ее желаниям, когда сама Е. П. Блаватская была еще слишком больна, чтобы проследить за этим. «Предварительные объяснения», следовательно, воспроизводятся здесь точно в таком виде, в каком они были первоначально напечатаны, а части, изъятые ранее, взяты здесь в квадратные скобки.

Стр. 296. ... опубликованном в «Оккультном Мире»... – Sinnett A. P. The Occult World. (1881)

Стр. 298. Сыны Лойолы – члены ордена иезуитов.

Стр. 309. ... назвала бы врожденными идеями, а оккультизм «вспышками гениальности»... – См. статью Е. П. Блаватской «Genius» («Lucifer», vol. V, November, 1889, p. 227-233; H. P. Blavatsky, CW, vol. XII, p. 13-22; а также статья «Гений» в готовящемся к изданию выпуске Х серии «Белый Лотос» (издательство «Сфера»,).

Стр. 320. ... «духовной гестации»... – Термин «гестация» в современной теософской литературе используется для обозначения подготовительного периода, в течение которого сущность подвергается ряду изменений, чтобы перейти в следующее кармическое состояние – будь то иной мир, или сфера, или же изменение сознания, либо то и другое. Так, гестация может означать либо сбрасывание развоплощенной сущностью оболочек и жизне-атомов более плотного типа, которые приковывают ее к материальным сферам, причем процесс этот являет собой восхождение из царств материи в царства духовные; либо гестация может означать обратный процесс: изменение форм сознания и обрастание более плотными оболочками, подготавливающий ее к тому, чтобы стать воплощенной сущностью в материальных сферах. Для развоплощенной человеческой сущности существуют два основных периода гестации: а) подготавливающий ее к вступлению в дэвакхан, т. е. предшествующий второй смерти; и б) после выхода из дэвакхана, чтобы приготовиться к своей новой жизни в качестве воплощенного эго на земле. (G. de Purucker. Fountain-Source of Occultism.)

Стр. 321. ... См. «Ключ к теософии», с. 118... – ссылка дана по изданию Е. П. Блаватская. Ключ к теософии. – М.: Сфера, 1993.

Стр. 332. Агния – гипофиз.

Стр. 333. Линия – 2,1 миллиметра.

Стр. 336. Биша Мари Франсуа Ксавье (1771-1802) – французский врач, один из основополож­ников патологической анатомии и гистологии. Основал научные школы. Описал морфологические признаки и физиологические свойства ряда тканей человека.

Стр. 340. Гальтон Фрэнсис (1822-1911) – английский психолог и антрополог. Один из создателей биометрии, дифференциальной психологии, методов тестов, евгеники.

Стр. 342. в «Разоблаченной Изиде»... – здесь и далее ссылки на «Разоблаченную Изиду» даны по изданию: Е. П. Блаватская. Разоблаченная Изида. – М.: Сфера, Минск: Лотацъ, 1999.

Стр. 347. Арьясанга (санскр.) – основатель первой школы йогачарья. Архат, непосредствен­ный ученик Гаутамы Будды.

Стр. 366. ... Сей «Обитатель»... описан в «Занони»... – термин введен Бульвер-Литтоном в романе «Занони», символическая фигура мистического обитателя пограничной сферы между физическим и тонким мирами. Олицетворяет все неизжитые темные стороны человеческой души, которые «набрасываются» на дерзающего посягнуть на то, к чему еще не готов.

Стивенсон Роберт Луис (1850-94) – английский писатель. Представитель неоромантизма, мастер приключенческого романа. Упоминается его психологический роман «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда» (1886).

Стр. 368. ... «Theosophist» (октябрь 1881 г. и ноябрь 1882 г.)... – Ссылки даны, соответ­ственно, на тома III и IV «Theosophist» за октябрь 1881 г. и ноябрь 1882 г., где Е. П. Блаватская добавила примечания и сноски к эссе Элифаса Леви о «Смерти» и «Сатане». См. Е. П. Блаватская. Терра Инкогнита. – М.: «Сфера», 1997. – С. 235-247. – «Заметки о смерти и Сатане».

 

Инструкция IV

Стр. 381. Инструкция IV. – Инструкции I, II и III, предназначенные для Эзотерической Секции, представляют собой доподлинные слова Е. П. Блаватской. Следовательно, они являются подлинными текстами, авторство которых не подлежит сомнению, так как оригиналы за ее подписью сохранились и по сей день.

Этого, однако, нельзя сказать об Инструкциях IV, V, VI и Первом дополнительном материале к Инструкции IV. Первоначально все три, будучи изданы «Н. Р. В. Press» в Лондоне, были совместно подписаны Анни Безант и Уильямом Куаном Джаджем. Но когда они вышли в «Aryan Press» в Нью-Йорке, то Инструкция IV была единственной, подписанной совместно, тогда как на двух других стояла подпись только У. К. Джаджа.

Эти позднейшие Инструкции записаны со слов Е. П. Блаватской стенографически, в форме заметок, некоторыми ее учениками во время заседаний Внутренней Группы в Лондоне. Дошедший до нас текст обнаруживает много неясностей.

Мы включили их в настоящий том с некоторыми оговорками, хотя многие места в них несомненно принадлежат самой Е. П. Блаватской.

Самое полное обсуждение происхождения этого позднейшего материала можно найти в «The Theosophical Forum» (Пойнт-Лома, Калифорния), том XVI, апрель, май, июнь 1940 г.; том XVII, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 1940 г.; том XVIII, январь, февраль, март, апрель 1941 г., где д-р Джозеф Фуссель, экс-секретарь мистера Джаджа, представил имеющуюся по этому вопросу информацию в серии, озаглавленной «Страницы истории теософии: "Внутренняя Группа" Е. П. Б.»

Стр. 393. ... от ноэтического до Божественного... – См. «Psychic and Noetic Action», «Lucifer» (vol. VII, October, November, 1890); H. P. Blavatsky, CW, p. 350-374; а также статья «Психическая и интеллектуальная деятельность» в готовящемся к изданию выпуске IX серии «Белый Лотос» (издательство «Сфера»).

Стр. 412. ... в таком языке, как английский... – Напоминаем читателю, что Инструкции писались и были опубликованы на английском языке.

 

Инструкция V

Стр. 440. ... Благословенный Учитель Кут Хуми :. пишет... – Относительно этого письма см. Приложение 3.

Стр. 457. Вильям Эглинтон (1857-1933) – известный медиум.

 

Инструкция VI

Стр. 470. Нынешний Внешний Глава – можно по-разному интерпретировать то, к кому относится фраза «нынешний Внешний Глава» в вышеприведенном примечании. Если это примечание было написано при жизни У. К. Джаджа, то фраза эта, конечно же, относится к нему. Но если примечание написано в 1901 г. во время опубликования этой книги, «нынешний Внешний Глава» относится к тому, кто был Внешним Главой Восточной Школы Теософии (Нью-Йорк) в 1901 году. Согласно различным документам, изданным Восточной Школой Теософии, Внешний Глава был неизвестен членам этой эзотерической школы: «... Школа была только что реорганизована... Внешний Глава должен оставаться абсолютно неизвестным... » (E. S. T. Circular, № 8, March I, 1899, p. 2.)

В другом документе Восточной Школы Теософии со всей определенностью утверждается, что в то время Э. Т. Харгроув не был Внешним Главой: «Я хотел бы... сказать... что г-н Харгроув был отстранен от этого рода деятельности и перемещен на другой пост равной значимости... Его смещение и безвестность нынешнего Внешнего Главы – меня – лишает Школу разногласий, кроме ею же созданных».

Стр. 472. ... откуда произошло само наименование animal (животное)... – см. примечание к с. 112.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Двойники и экс-двойники

Нижеследующий текст был опубликован в Циркуляре, вышедшем в Эзотерической Секции и датированном октябрем 1893 г., Лондон. Он озаглавлен: Answers to Correspondence. With Aids and Suggestions for Students. Bo вступительной заметке сказано: (Нижеследующее письмо Е. П. Б. ... следует изучить с огромным вниманием.)

 

Диаграмма медитации

Впервые была опубликована в «The Canadian Theosophist» в марте 1943 г., а затем в «The Theosophist» в январе 1968 г.

 

Эзотерическая Секция Теософского Общества и Инструкции

Стр. 498. ... Комитет этот должен был состоять... – Ср. письма полковника Олькотта к Франческе Арундейл, датированные 31 декабря 1884 г. и 7 января 1885 г. и опубликованные в «Theosophist» в сентябре 1932 г. А также «Письма Махатм А. П. Синнетту» и «A Short History of the Theosophical Society» Джозефины Рэнсом.

Стр. 501. Промульгация – официальная публикация, обнародование какого-нибудь закона.

 

Внутренняя Группа

Стр. 516. Анни Безант (1847-1933) – даты жизни указаны по изданию «The Inner Group Teachings of H. P. Blavatsky to Her Personal Pupils (1890-1891)», Point Loma Publications, Inc., 1995. Составитель Хенк Дж. Спиренберг.

 

Последний форзац. Тиу (Тюр) – в германо-скандинавской мифологии бог-хранитель воинских правил, покровитель военных собраний и поединков. Первоначально был богом неба, сравнивался с Марсом.

Вотан (Водан) – германский бог, в скандинавской мифологии ему соответствует Один.

Тор – в германо-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия, богатырь, защищающий богов и людей от великанов и страшных чудовищ.

Фригг – в германо-скандинавской мифологии богиня, жена Одина (Вотана). Богиня брака, любви, семейного очага, деторождения.



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно