Ключ к теософии ПОЛИТИКА ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
ПОЛИТИКА ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Спрашивающий. Во времена Аммония существовало несколько древних великих религий, и в одних только в Египте и Палестине было множество сект. Как мог он их примирить?
Теософ. Делая то, что мы снова стараемся делать сейчас. Неоплатоники
составляли большую группу и принадлежали к различным религиозным философиям;* так же и наши теософы. В те дни иудей Аристобул утверждал, что этика Аристотеля представляет собой эзотерические учения Закона Моисея; Филон Иудей пытался примирить Пятикнижие с пифагорейской и платоновской философией; а Иосиф доказал, что ессеи Кармела были лишь последователями египетских терапевтов (целителей) и просто их копировали. Так же и в наши дни. Мы можем показать путь происхождения каждой христианской конфессии, каждой, даже самой маленькой, секты. Последние — это веточки или побеги, выросшие на более крупных ветвях; но побеги и ветви берут начало от одного и того же ствола — РЕЛИГИИ МУДРОСТИ. Доказать это и было целью Аммония, который старался убедить язычников и христиан, иудеев и идолопоклонников отбросить свои споры и борьбу, помня лишь, что они владеют одной и той же истиной, только облачённой в разные одежды только, и что все они — дети одной матери.** Такова же и цель теософии.
__________ учителя сразу же стали опасными соперниками Коллегии Раввинов Вавилона.
Как уместно отмечает автор "Эклектической Философии": "Буддийские,
ведантические и магические системы в тот период излагались вместе с
греческими философиями. Неудивительно, что думающие люди полагали,
что борьба из-за слов должна прекратиться и считали возможным выделить
из этих различных учений одну гармоничную систему... Панен, Афинагор и
Климент были основательно обучены платонической философии и понимали,
что по сути она едина с восточными системами". но и философы различных варварских народов были в совершенном согласии
друг с другом в отношении каждого существенного вопроса, он решил
так истолковать тысячи догматов всех этих различных сект, чтобы показать,
что все они возникли из одного источника и все ведут к одной и той же цели".
Если автор статьи об Аммонии в "Эдинбургской Энциклопедии" знает, о чём
говорит, тогда, там, где он пишет о Теодидактосе, он описывает
современных теософов, их убеждения и работу: "Он взял учения, полученные
в Египте (а эзотерические — индийские), касающиеся Вселенной и Божества,
рассматриваемых как составляющие одно великое целое; а также учение о
вечности мира... и установил систему нравственной дисциплины, в общем,
позволявшую людям жить согласно законам своей страны и требованиям
природы, но требовал, чтобы мудрые возвышали свой ум созерцанием".
* Именно при Филадельфе иудаизм утвердился в Александрии, и эллинские
** Мосхайм говорит об Аммонии: "Понимая, что не только философы Греции,
Спрашивающий. Чьим авторитетом можете вы подтвердить сказанное вами о древних
теософах Александрии?
Теософ. Почти бесчисленным множеством хорошо известных авторов. Мосхайм, один
из них, говорит:
"Аммоний учил, что религия народа шла рука об руку с философией и
вместе с ней разделила судьбу быть постепенно искаженной и затемненной простым человеческим тщеславием, предрассудками и ложью; что поэтому её нужно вернуть к первоначальной чистоте путём удаления этих загрязнений и изъяснения её на философских принципах; и всё, что намеревался сделать Христос — это восстановить мудрость древних и вернуть её к своей первобытной целостности, уменьшить до определённых пределов преобладающую повсюду власть предрассудков, и частью исправить, а частью и искоренить различные ошибки, которые проникли в различные народные религии".
Это опять в точности то, что говорят современные теософы. Но тогда
как как великого филалета поддерживали двое Отцов Церкви, Климент и Афинагор, все учёные раввины Синагоги, Академия и "роща",* помогая ему в проводимой политике, и в то время, как он учил общей доктрине для всех, мы, продолжатели его линии, не получаем никакого признания, а наоборот, подвергаемся оскорблениям и преследованиям. Таким образом, оказывается, что 1500 лет назад люди были более терпимыми, чем сейчас в этой просвещенной стране.
__________
* Так называли Афинскую Академию — прим. ред.
Спрашивающий. Не поддерживала ли его Церковь потому, что, несмотря на его ересь,
Аммоний учил христианству и был христианином?
Теософ. Вовсе нет. Его происхождение было христианским, но сам он никогда не
принимал церковного христианства. Как сказано нём у того же автора:
"Ему нужно было лишь давать наставления в согласии с древними
столпами учения Гермеса, о которых ещё раньше знали Платон и Пифагор, и на которых основали свою философию. Найдя то же самое в прологе к Евангелию от Иоанна, он справедливо предположил, что намерением Иисуса было восстановить Великое Учение Мудрости в его изначальной целостности. Библейские повествования и истории богов он считал аллегориями, указующими на истину, в противном же случае — выдумками, которые следует отвергнуть". Более того, как говорится в "Эдинбургской Энциклопедии", "он допускал, что Иисус Христос был прекрасным человеком и "другом Бога", но полагал, что в его планы не входило полностью отменить культ даймонов (богов) и что его единственным намерением было очистить древнюю религию".