Ключ к теософии СМЫСЛ НАЗВАНИЯ
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ
Спрашивающий. Теософию и её учения часто называют новомодной религией. Религия ли это?
Теософ. Нет. Теософия — это Божественное Знание или Наука.
Спрашивающий. Каков истинный смысл этого термина?
Теософ. Это "Божественная Мудрость", qeosojia (Теософия) или мудрость богов,
как qeogonia (теогония) — родословие богов. Слово qeoV по-гречески означает "бог", одно из божественных существ, но, конечно же, не "Бог" том смысле, какой ему придают в наши дни. Следовательно, это не "мудрость Бога", как переводят некоторые, а божественная мудрость — такая, какой обладают боги. Этому термину много тысяч лет.
Спрашивающий. Каково происхождение этого названия?
Теософ. Оно пришло к нам от александрийских философов, называвшихся
"любящими истину", филалетами, от jil — "любящий", и alhqeia — "истина". Слово "теософия" датируется третьим веком нашей эры, и в употребление его ввели Аммоний Сакк и его ученики*, положившие начало эклектической теософической системе.
__________ Философии" профессор А. Уайлдер (член Теософического Общества), их
называли так из-за практики интерпретации всех священных легенд и
повествований, мифов и мистерий по принципу аналогии и соответствия: так
что события, о которых рассказывалось, как о случившихся во внешнем мире,
рассматривались, как выражающие действия и опыт человеческой души.
Их также называли неоплатониками. Хотя теософию, или эклектическую
теософическую систему, обычно относят к третьему веку, всё же, если можно
доверять Диогену Лаэртскому, её источник значительно древнее, поскольку
он приписывал эту систему египетскому жрецу Пот-Амуну, жившему в ранний
период династии Птолемея. Тот же автор сообщает нам, что название
это коптское и обозначает то, что посвящено Амуну, богу мудрости.
Теософия является эквивалентом брахма-видьи, божественного знания.
* Также называемые аналогетиками. Как объяснил в своей "Эклектической
Спрашивающий. Что было целью этой системы?
Теософ. Во-первых, внушить ученикам и всем "любящим истину" некоторые
великие нравственные истины. Отсюда и девиз, принятый Теософическим Обществом — "Нет религии выше истины"*. Главной целью основателей эклектической теософической школы была одна из трёх целей их современного последователя — Теософического Общества, а именно — примирить все религии, секты и нации общей системой этики, основанной на вечных истинах.
Спрашивающий. Как вы сможете продемонстрировать, что это не является несбыточной
мечтой и что все мировые религии действительно основываются на одной и той же истине?
Теософ. Их сравнительным изучением и анализом. "Религия Мудрости"
в древности была единой, и тождество изначальной религиозной философии доказывается идентичными доктринами, передаваемыми посвящённым во время мистерий — учреждения, некогда распространенного повсеместно. "Все древние культы указывают на существование предшествовавшей им единственной теософии. Ключ, открывающий одно, должен открывать всё, иначе он не может быть верным ключом" ("Эклектическая философия").**
__________ 1) Вера в единое абсолютное, непостижимое и высшее Божество или
бесконечную сущность, корень всей природы и всего сущего — видимого и
невидимого. 2) Вера в вечную бессмертную природу человека, которая
в силу того, что является излучением Всеобщей Души, единосущна ей.
3) Теургия, "божественная работа", или выполнение работы богов; от
qeoi, "боги", и ergein — "работа". Термин этот очень стар, но поскольку
он принадлежит к словарю мистерий, он не был общеупотребительным.
Существовала мистическая вера — практически доказанная посвященными
адептами и жрецами — что, сделавшись столь же чистым, как и бестелесные
существа — то есть вернувшись к изначальной чистоте природы — человек
может побудить богов передать ему знание божественных тайн, а иногда
даже сделать их видимыми — субъективно или объективно. Это было
высшим аспектом того, что сейчас называют спиритуализмом; но,
но в силу злоупотреблений и непонимания его в народе, он стал
рассматриваться некоторыми как некромантия и в общем был запрещён.
Искаженная практика теургии Ямблиха всё ещё сохраняется в церемониальной
магии некоторых современных каббалистов. Современная теософия избегает
обоих этих видов магии и "некромантии", и отвергает их, как очень опасные.
Настоящая божественная теургия требует почти сверхчеловеческой чистоты и
святости жизни; иначе она вырождается в медиумизм или чёрную
магию. Непосредственные ученики Аммония Сакка, которых называли
теодидактосами, "богом наученными", — такие как Плотин и его
последователь Порфирий — поначалу отвергали теургию, но затем примирились
с ней благодаря Ямблиху, написавшему труд, посвященный этому явлению,
озаглавленный "Мистерии", под именем своего учителя, знаменитого
египетского жреца Абаммона. Аммоний Сакк был сыном родителей-христиан,
и, поскольку с самого детства его отталкивало догматическое христианство,
стал неоплатоником. Говорят, что ему, как Якобу Бёме и другим великим
провидцам и мистикам, в снах и видениях открылась божественная мудрость.
Отсюда и его имя — Теодидактос. Он решил примирить все религиозные
системы, и показав их общий источник, установить одно всеобщее
вероучение, основанное на этике. Его жизнь была столь безупречной и чистой,
а учение — столь глубоким и обширным, что несколько отцов церкви стали
его тайными учениками. Климент Александрийский был о нём очень высокого
мнения. Плотин, "святой Иоанн" Аммония, также был всеми уважаемым и
почитаемым, человеком самой глубочайшей учёности и порядочности. В
возрасте 39 лет он сопровождал римского императора Гордиана и его армию в
походе на Восток, чтобы получить наставления от мудрецов Бактрии и Индии.
У него была школа философии в Риме. Его ученик Порфирий, настоящее имя
которого было Малек (эллинизированный иудей), собрал все труды своего Учителя.
Он сам был великим писателем и дал аллегорическую интерпретацию некоторым
частям сочинений Гомера. Система медитации, к которой прибегали филалеты,
была экстатической, родственной практике индийской йоги. Тем, что
известно об Эклектической Школе, мы обязаны Оригену, Лонгину и Плотину,
непосредственным ученикам Аммония. (Смотри "Эклектическую философию"
А. Уайлдера).
* Эклектическая теософия подразделялась на три составные части: