Конфуций
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
Из трудов Е.П.Блаватской
Из других источников
Конфуций, Кун Цю (551, Цюйфу провинции Шаньдун,-479 до н.э., там же) - воплощение Махатмы Сераписа (см. ДФ-27.10.28, П/Ам(4)-23.8.35, П/Р-18.11.35). Европейский вариант имени происходит от Кун Фу-цзы - "Почтенный Учитель Кун". Наиболее почитаемый в Китае Великий Учитель. Философ этико-психологической направленности. Общественный деятель (в первую очередь учитель нравственности) и высокопоставленный государственный служащий. Составитель и редактор, в значительной мере и автор "Шести канонов": "Ли цзи" (Книга о ритуале), "Ши цзин" (Книга песен), "Юэ цзи" (Книга о музыке; не сохранилась), "Шу цзин" (Книга об истории) и "Чуньцю" (летопись "Весны и осени"), "И цзин" (Книга перемен); автор комментариев к последней "Вэньянь чжуань". Исправил порядок использования ритуальной музыки.
"...веря в древность и любя ее чистосердечно", К. всю жизнь собирал
сокровища истинного знания в канонические тексты, отбирал лучшее из
имеющегося. От себя же вносить новшества в учения не стремился, и
наиболее запомнившиеся его высказывания и сведения о деяниях собрали в
виде книги "Луньюй" его ученики. Все цитаты здесь - из этой книги.
Сам он изложил свою биографию так: "В 15 лет я обратил свои помыслы к
учению. В 30 лет крепко встал на ноги. В 40 лет освободился от
сомнений. В 50 лет познал волю Неба. В 60 лет настроился мой слух
(отличать истинное от неистинного). С 70 лет я следую желаниям сердца,
не нарушая ритуала". Были, конечно, в его жизни и "внешние" события.
Имел необычной формы темя и очень высокий рост. Годы рождения и смерти
ознаменовались, по преданию, появлениями чудного зверя, на русский
язык название которого обычно переводили как "единорог". Родился К. в
пещере глинистого холма, что отражено в его втором (тайном) имени -
Чжун-ни. Рождение датируется 21-м днем 10-го лунного месяца, что,
вероятно, соответствует 27 августа. Умер же в 11-й день 4-го месяца.
Родился в знатной семье, но отец вскоре умер, и детство прошло в
бедности и тяжелом труде. К. был любознателен, но денег на
образование не хватало, и К. постоянно расспрашивал знающих, особенно
интересуясь ритуалами и музыкой. Учился он, впрочем, не только в
юности, но всю жизнь. "При встрече с достойным человеком думай о том,
как сравняться с ним. Встретившись с недостойным, вникай в себя и сам
себя суди". "Я внимаю всему, что слышу и вижу, и следую всему доброму".
Любил петь, хорошо играл на цине (инструменте, похожем на европейскую
лютню или мандолину). Успешно обучился, в основном самостоятельно,
каноническим "шести искусствам".
Первые его должности были хозяйственными - при амбарах и забота о
здоровом развитии скота, то есть, в современной терминологии, он
работал приказчиком. Когда К-ю было 17 лет, умерла его мать, и во
время трехгодичного траура он, согласно обычаю, оставил службу,
посвятив больше времени самообразованию.
В возрасте около 30 лет открыл школу, аналоги которой в то время не
известны, схожую с Академией Платона и по задачам, и по стилю. Мало
того, что школа была негосударственная, К. еще и принимал учеников
независимо от знатности их происхождения - это уже было поистине
революционно. В школе не было общих учебных заданий и экзаменов. Были
свободные беседы (часто во время прогулок и путешествий), дающие
знания и выявляющие достоинства и недостатки учеников, что побуждало к
самостоятельному изучению источников знания и самосовершенствованию. И
те, кто в учениках не числился, тоже часто приходили за мудрыми
советами. Учил К., по словам историка, "пониманию культурных
памятников, высоконравственным действиям в жизни, преданности Истине и
честности".
К. много размышлял о государственных делах и был хорошо известен
руководству соседних царств. Те иногда просили у него совета, но
постов не предлагали. Только в 501-497 гг. К. получил наконец
возможность применить свою теорию о лучшем устройстве государства на
практике: сначала служил начальником уезда (и уже через год соседние
правители стали подражать его замечательным методам управления и
справедливого налогообложения), затем был главой ведомства
общественных работ, верховным судьей и политическим советником
правителя царства Лу - третьим лицом в государстве. Покинул пост в
знак протеста против аморального поведения царя - а тот не стал
удерживать К-я.
После этого К. 14 лет странствовал с учениками. Последние же годы
жизни (которые провел на родине) посвятил окончательной редакции
канонических книг и изучению Книги Перемен. На государственную
политику он теперь влиял в основном через своих учеников, которые
заняли высшие посты и продолжали приходить к нему за советами.
Много изучая историю, он часто приводил примеры деяний и качеств
совершенных людей. Да и сам показывал лучший образец поведения. Люди
не очень творческие могли (не только в его время, но и в последующие
века) подражать, повторять идеал образа действий, и тем самым в
обществе становилось меньше хаоса. А людям творческим (прежде всего
самым близким ученикам) он давал пример пренебрежения деталями,
поскольку не был педантом, формалистом, как может показаться. В
неожиданных ситуациях, не предусмотренных правилами, знал как
поступить согласно не букве, а сути, корню "ритуального" поведения.
"Ритуал" для К-я - не просто формальные церемонии, но адекватное
отображение в обыденной жизни космического порядка; не пустой этикет,
а Живая Этика; гармоничное равновесие Неба и Земли, соответствие
земных действий (явлений), по возможности естественное и сознательное,
изначальным высшим законам Неба и Дао (которое есть Абсолютный Закон,
"Начало Неба и Земли"). Истинный,
не извращенный, смысл слова "ритуал" индоевропейских языков виден в
значениях санскритских слов "риту" - "порядок, правило, срок, время" и
"рита" - "порядок, священный мировой закон, истина".
К. находил лучшие (исполненные глубокого смысла, а не пустые) формы
поведения в тех или иных ситуациях, признавал право индивидуума на
необычность, понимал различные варианты поведения в различных слоях
общества. Общаясь с низкими, порочными людьми, не уподоблялся им, а
лишь адаптировал к ним свою манеру общения (как говорится, "по
сознанию"). Соблюдая приличия, все же не хитрил, говорил только
правду.
А правду, точнее, истину, К. знал. Сам он говорил, что получает знания
от древних Святых (благородных царей) и от Неба. Однажды сказал
любимому ученику Янь Юаню: "Только ты да я знаем, что такое пребывать
в мире и одновременно быть вне мира". Очень развито у него было
ясновидение. Но никаких "чудес" намеренно не демонстрировал и о
"потусторонних" явлениях говорить отказывался.
Одна из важнейших тем этического Учения К-я (в качестве примера) -
качества цзюнь-цзы (благородного человека). Собранные вместе из разных
фрагментов книги "Луньюй", они таковы: беспристрастен, поступает по
справедливости, опираясь на ритуал; учится, чтобы постигать Дао, знает
законы Неба, причем знает без сомнения, стремится к возвышенному;
содействует всему прекрасному, не содействует безобразному; улучшает
себя ради общего блага, требователен к себе, не имеет изъяна; дела его
соответствуют словам, речи же его далеки от пошлости и фальши;
искренен; не тревожится - в первую очередь, о материальном богатстве;
проявляет смирение; не груб, не надменен; почтителен к старшим;
благосклонен к простым людям, уважает их труд; находит гармонию с
другими даже в случае разногласия, умеет достигать согласия,
принципиален, но не ввязывается в споры. Благородный человек, если он
решителен, но безответствен, устраивает беспорядки. Благородный
человек испытывает отвращение к умалчивающим о настоящих своих
побуждениях и объясняющим свои действия лишь внешними
обстоятельствами.
В юности, когда дыхание и кровь (жизненные силы) не направлены на
созидание, благородному человеку нужно избегать любовных наслаждений;
когда дыхание и кровь обрели устойчивость и мощь, - избегать ссор;
когда дыхание и кровь ослабли, - избегать жадности. У благородного
человека девять помышлений: взирая на что-либо, думает, ясно ли
увидел; слушая - верно ли услышал; следит, приветливо ли выражение его
лица, почтительны ли его манеры, искренна ли его речь, благоговейно ли
его отношение к делам; при сомнениях думает о необходимости
советоваться; при гневе - о его отрицательных последствиях; при
возможности получить что-то - о долге.
Благородный человек обладает качеством человеколюбия. Человеколюбие же
К. описывает так: победа над собой, уважение, почтительность,
обходительность, сдержанность в словах, внимательность,
простосердечность, безыскусность, честность, правдивость,
непреклонность, сметливость. Человеколюбивый человек, утверждаясь и
развиваясь, дает утверждаться и развиваться другим, дает пример
близким.
В 174 г. до н.э. К. на государственном уровне был провозглашен
величайшим мудрецом нации, Посланником Неба. Случались периоды гонений
властей на конфуцианство, но всякий раз почитание и изучение его
наследия вскоре официально возобновлялось. В 1985 г. в КНР был открыт
Институт К-я.