Конфуций

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Из Писем Е.И.Рерих

Из трудов Е.П.Блаватской

Из других источников

Конфуций, Кун Цю (551, Цюйфу провинции Шаньдун,-479 до н.э., там же) - воплощение Махатмы Сераписа (см. ДФ-27.10.28, П/Ам(4)-23.8.35, П/Р-18.11.35). Европейский вариант имени происходит от Кун Фу-цзы - "Почтенный Учитель Кун". Наиболее почитаемый в Китае Великий Учитель. Философ этико-психологической направленности. Общественный деятель (в первую очередь учитель нравственности) и высокопоставленный государственный служащий. Составитель и редактор, в значительной мере и автор "Шести канонов": "Ли цзи" (Книга о ритуале), "Ши цзин" (Книга песен), "Юэ цзи" (Книга о музыке; не сохранилась), "Шу цзин" (Книга об истории) и "Чуньцю" (летопись "Весны и осени"), "И цзин" (Книга перемен); автор комментариев к последней "Вэньянь чжуань". Исправил порядок использования ритуальной музыки.


"...веря в древность и любя ее чистосердечно", К. всю жизнь собирал сокровища истинного знания в канонические тексты, отбирал лучшее из имеющегося. От себя же вносить новшества в учения не стремился, и наиболее запомнившиеся его высказывания и сведения о деяниях собрали в виде книги "Луньюй" его ученики. Все цитаты здесь - из этой книги.


Сам он изложил свою биографию так: "В 15 лет я обратил свои помыслы к учению. В 30 лет крепко встал на ноги. В 40 лет освободился от сомнений. В 50 лет познал волю Неба. В 60 лет настроился мой слух (отличать истинное от неистинного). С 70 лет я следую желаниям сердца, не нарушая ритуала". Были, конечно, в его жизни и "внешние" события.


Имел необычной формы темя и очень высокий рост. Годы рождения и смерти ознаменовались, по преданию, появлениями чудного зверя, на русский язык название которого обычно переводили как "единорог". Родился К. в пещере глинистого холма, что отражено в его втором (тайном) имени - Чжун-ни. Рождение датируется 21-м днем 10-го лунного месяца, что, вероятно, соответствует 27 августа. Умер же в 11-й день 4-го месяца.


Родился в знатной семье, но отец вскоре умер, и детство прошло в бедности и тяжелом труде. К. был любознателен, но денег на образование не хватало, и К. постоянно расспрашивал знающих, особенно интересуясь ритуалами и музыкой. Учился он, впрочем, не только в юности, но всю жизнь. "При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встретившись с недостойным, вникай в себя и сам себя суди". "Я внимаю всему, что слышу и вижу, и следую всему доброму". Любил петь, хорошо играл на цине (инструменте, похожем на европейскую лютню или мандолину). Успешно обучился, в основном самостоятельно, каноническим "шести искусствам".


Первые его должности были хозяйственными - при амбарах и забота о здоровом развитии скота, то есть, в современной терминологии, он работал приказчиком. Когда К-ю было 17 лет, умерла его мать, и во время трехгодичного траура он, согласно обычаю, оставил службу, посвятив больше времени самообразованию.


В возрасте около 30 лет открыл школу, аналоги которой в то время не известны, схожую с Академией Платона и по задачам, и по стилю. Мало того, что школа была негосударственная, К. еще и принимал учеников независимо от знатности их происхождения - это уже было поистине революционно. В школе не было общих учебных заданий и экзаменов. Были свободные беседы (часто во время прогулок и путешествий), дающие знания и выявляющие достоинства и недостатки учеников, что побуждало к самостоятельному изучению источников знания и самосовершенствованию. И те, кто в учениках не числился, тоже часто приходили за мудрыми советами. Учил К., по словам историка, "пониманию культурных памятников, высоконравственным действиям в жизни, преданности Истине и честности".


К. много размышлял о государственных делах и был хорошо известен руководству соседних царств. Те иногда просили у него совета, но постов не предлагали. Только в 501-497 гг. К. получил наконец возможность применить свою теорию о лучшем устройстве государства на практике: сначала служил начальником уезда (и уже через год соседние правители стали подражать его замечательным методам управления и справедливого налогообложения), затем был главой ведомства общественных работ, верховным судьей и политическим советником правителя царства Лу - третьим лицом в государстве. Покинул пост в знак протеста против аморального поведения царя - а тот не стал удерживать К-я.


После этого К. 14 лет странствовал с учениками. Последние же годы жизни (которые провел на родине) посвятил окончательной редакции канонических книг и изучению Книги Перемен. На государственную политику он теперь влиял в основном через своих учеников, которые заняли высшие посты и продолжали приходить к нему за советами.


Много изучая историю, он часто приводил примеры деяний и качеств совершенных людей. Да и сам показывал лучший образец поведения. Люди не очень творческие могли (не только в его время, но и в последующие века) подражать, повторять идеал образа действий, и тем самым в обществе становилось меньше хаоса. А людям творческим (прежде всего самым близким ученикам) он давал пример пренебрежения деталями, поскольку не был педантом, формалистом, как может показаться. В неожиданных ситуациях, не предусмотренных правилами, знал как поступить согласно не букве, а сути, корню "ритуального" поведения.


"Ритуал" для К-я - не просто формальные церемонии, но адекватное отображение в обыденной жизни космического порядка; не пустой этикет, а Живая Этика; гармоничное равновесие Неба и Земли, соответствие земных действий (явлений), по возможности естественное и сознательное, изначальным высшим законам Неба и Дао (которое есть Абсолютный Закон, "Начало Неба и Земли"). Истинный, не извращенный, смысл слова "ритуал" индоевропейских языков виден в значениях санскритских слов "риту" - "порядок, правило, срок, время" и "рита" - "порядок, священный мировой закон, истина".


К. находил лучшие (исполненные глубокого смысла, а не пустые) формы поведения в тех или иных ситуациях, признавал право индивидуума на необычность, понимал различные варианты поведения в различных слоях общества. Общаясь с низкими, порочными людьми, не уподоблялся им, а лишь адаптировал к ним свою манеру общения (как говорится, "по сознанию"). Соблюдая приличия, все же не хитрил, говорил только правду.


А правду, точнее, истину, К. знал. Сам он говорил, что получает знания от древних Святых (благородных царей) и от Неба. Однажды сказал любимому ученику Янь Юаню: "Только ты да я знаем, что такое пребывать в мире и одновременно быть вне мира". Очень развито у него было ясновидение. Но никаких "чудес" намеренно не демонстрировал и о "потусторонних" явлениях говорить отказывался.


Одна из важнейших тем этического Учения К-я (в качестве примера) - качества цзюнь-цзы (благородного человека). Собранные вместе из разных фрагментов книги "Луньюй", они таковы: беспристрастен, поступает по справедливости, опираясь на ритуал; учится, чтобы постигать Дао, знает законы Неба, причем знает без сомнения, стремится к возвышенному; содействует всему прекрасному, не содействует безобразному; улучшает себя ради общего блага, требователен к себе, не имеет изъяна; дела его соответствуют словам, речи же его далеки от пошлости и фальши; искренен; не тревожится - в первую очередь, о материальном богатстве; проявляет смирение; не груб, не надменен; почтителен к старшим; благосклонен к простым людям, уважает их труд; находит гармонию с другими даже в случае разногласия, умеет достигать согласия, принципиален, но не ввязывается в споры. Благородный человек, если он решителен, но безответствен, устраивает беспорядки. Благородный человек испытывает отвращение к умалчивающим о настоящих своих побуждениях и объясняющим свои действия лишь внешними обстоятельствами.


В юности, когда дыхание и кровь (жизненные силы) не направлены на созидание, благородному человеку нужно избегать любовных наслаждений; когда дыхание и кровь обрели устойчивость и мощь, - избегать ссор; когда дыхание и кровь ослабли, - избегать жадности. У благородного человека девять помышлений: взирая на что-либо, думает, ясно ли увидел; слушая - верно ли услышал; следит, приветливо ли выражение его лица, почтительны ли его манеры, искренна ли его речь, благоговейно ли его отношение к делам; при сомнениях думает о необходимости советоваться; при гневе - о его отрицательных последствиях; при возможности получить что-то - о долге.


Благородный человек обладает качеством человеколюбия. Человеколюбие же К. описывает так: победа над собой, уважение, почтительность, обходительность, сдержанность в словах, внимательность, простосердечность, безыскусность, честность, правдивость, непреклонность, сметливость. Человеколюбивый человек, утверждаясь и развиваясь, дает утверждаться и развиваться другим, дает пример близким.


В 174 г. до н.э. К. на государственном уровне был провозглашен величайшим мудрецом нации, Посланником Неба. Случались периоды гонений властей на конфуцианство, но всякий раз почитание и изучение его наследия вскоре официально возобновлялось. В 1985 г. в КНР был открыт Институт К-я.


Ссылки

Личные инструменты
Дополнительно