Напутствие бессмертным. СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ

Нижеследующее письмо свидетельствует о замеша­тельстве нашего корреспондента, которое, вероятнее всего, возникало у всех, кто читал цитируемые абзацы.

ФРАГМЕНТЫ ОККУЛЬТНОЙ ИСТИНЫ И КНИГА «КИУ-ТЕ»

[Редактору журнала «Theosophist»]

В статье «О смерти», написанной покойным Элифасом Леви и напечатанной в октябрьском номере жур­нала «Theosophist», т. III[1], автор говорит, что «для того, чтобы стать бессмертным в добре, надо отождествить себя с Богом; чтобы быть бессмертным во зле – с Са­таной. Это два единственных полюса в мире душ; меж­ду этими двумя полюсами произрастает и умирает, не оставив памяти о себе, бесполезная часть человечества». В примечании к этому отрывку вы процитировали кни­гу «Киу–те», в которой говорится, что и для того, что­бы вовлечь себя в поток бессмертия или, вернее, обеспечить себе бесконечную череду перевоплощений в качестве сознательной индивидуальности, надо стать сотрудником природы либо в добре, либо во зле, в ее творческой и вос­производительной или разрушительной работе. Она из­бавляется только от бесполезных трутней, решительно сбрасывая с себя и уничтожая миллионы таких невыра­зительных существ. Если добрые и чистые пытаются до­стичь нирваны... злые, наоборот, будут стремиться к многократным рождениям в качестве сознательных обособленных сущностей или существ, предпочитая даже страдать по закону карающего возмездия, но только не интегрировать свою жизнь со вселенским единством. Прекрасно понимая, что никогда не смогут достичь ко­нечного отдыха в чистом духе, или нирване, они цепля­ются за жизнь в любой форме, но не избавляются от «желания жить», или танхи, которое служит причиной возникновения новой комбинации скандх, или индиви­дуальности, которой предстоит перевоплощение.

...Есть совершенно злые и развращенные люди, хотя высоко интеллектуальные и чрезвычайно изощренные в зле, подобно тому, как другие утончены в добре. Их Эго может избегнуть действия закона окончательного разру­шения, или уничтожения, на многие грядущие време­на... Жара и холод являются двумя «полюсами», то есть добром и злом, духом и материей. Природа исторгает из своих уст «тепленьких», или «бесполезную часть чело­вечества», иными словами, уничтожает их».

В том же номере, где напечатаны эти строки, поме­щены «Фрагменты оккультной истины», из которых мы узнаем, что человек состоит из семи тел, или принци­пов. Когда наступает смерть, то первые три принципа (то есть физическое тело, жизненная энергия и астраль­ное тело) распадаются; а с остальными четырьмя прин­ципами «происходит одно из двух». Если духовное Эго (шестой принцип) при жизни имело материальные на­клонности, тогда после смерти оно продолжает слепо цепляться за низшие элементы своей последней комби­нации, а истинный дух отделяется от них и переходит в другие области, где духовное Эго также распадается и прекращает свое существование. В этом случае остают­ся только два принципа (четвертый и пятый, то есть кама-рупа и физическое эго), чьи оболочки рассеивают­ся в течение очень длительного времени.

С другой стороны, если Эго имело духовные наклон­ности, оно притянется к духу и вместе с ним отправит­ся в смежный мир следствий и там создаст из себя с помощью духа новое Эго, чтобы вновь родиться (после краткого периода свободы и наслаждения) в следующем, более высоком объективном мире причин.

Во «Фрагментах» говорится, что существуют два со­стояния, если не считать адептов. Первое, при котором Дух обязан порвать свои связи, и второе, при котором Дух способен поддерживать связь со своими четвертым, пятым и шестым принципами. В обоих случаях четвер­тый и пятый принципы распадаются через больший или меньший период времени, а в случае духовной устрем­ленности духовное Эго переживает ряд восходящих рож­дений. У развращенных сущностей не остается духовно­го Эго и происходит дезинтеграция частиц четвертого и пятого принципов в течение огромного периода време­ни. Похоже, что во «Фрагментах» не предусматривает­ся третий, или промежуточный, случай, который мог бы объяснить посмертное состояние «бесполезной части» человечества, по определению Элифаса Леви. Мне тоже кажется, что возможны только два случая: либо Дух сохраняет свои связи, либо он их лишается. Что тогда подразумевается под выражением «бесполезная часть че­ловечества», которая, как вы полагаете, уничтожается миллионами? Имеют ли они в своем составе менее семи принципов? Такого не может быть, поскольку даже очень злые и порочные имеют все семь. Что тогда про­исходит с четвертым, пятым, шестым и седьмым прин­ципами у так называемой «бесполезной части человече­ства»?

Во «Фрагментах» снова говорится, что у злых людей четвертый и пятый принципы просто распадаются через длительное время, а в своем примечании, процитирован­ном выше, вы утверждаете, что «злые будут стремиться к череде воплощений в качестве сознательных обособ­ленных сущностей или существ». И опять, в пояснении к слову «ад» вы пишете, что «это мир почти абсолют­ной материи, предпоследний в "круге необходимости", из которого нет освобождения, ибо там царит абсолют­ная духовная тьма». Эти два примечания позволяют пред­положить, что в случае развращенности четвертый и пятый принципы снова рождаются в низших мирах и имеют ряд сознательных существований.

По общему признанию, «Фрагменты» были написа­ны «Братьями», и то, что я понял из них после тщатель­ного изучения, кажется явно не соответствующим вашим процитированным выше объяснениям. Очевидно, где-то имеется серьезное расхождение, а поскольку «бес­полезная часть человечества» до сих пор обращает на себя внимание, то необходимо дать более исчерпываю­щее объяснение этого понятия с помощью семи прин­ципов, чтобы привести ваше научное во всех отноше­ниях примечание в соответствие с «Фрагментами». Я хотел бы заметить еще раз, что большинство ваших чи­тателей на каждом шагу путают понятия «материя» и «дух», и очень важно и необходимо дать четкое опреде­ление этим двум терминам, чтобы неискушенный чита­тель мог понять разницу между ними: что подразумева­ется под материей, эманирующей из Духа, и не стано­вится ли Дух ограничен размерами материи, когда она из него излучается.

Ваш преданный брат

Н.Д. К. [1], член Теософского Общества.

Кажущееся несоответствие между двумя утверж­дениями, процитированными нашим корреспонден­том, в действительности не содержит противоречия, и в объяснении нет никакого «расхождения». Недо­разумение возникает из-за отсутствия у рядовых чи­тателей, не привыкших к оккультным идеям, четкого разграничения понятий «человеческая личность» и «индивидуальность». В современном оккультном учении очень часто упоминается это различие, и в самой «Разоблаченной Изиде», где объяснение сот­ни тайн лежит почти на поверхности, – в более ран­них работах по оккультной философии они были со­вершенно скрыты, – ожидая только приложения ума, ведомого небольшими оккультными познаниями, чтобы выйти на свет дня. Когда писалась «Разобла­ченная Изида», те, от кого исходил импульс, направ­лявший подготовительный этап работы, знали, что еще рано полностью открывать многие истины, ко­торые они хотели выразить простым языком. Поэто­му читателям этой книги давались скорее намеки, наброски и философские эскизы, чем систематизированные толкования. Так, относительно обсуждае­мой проблемы на с. 315, том I, высказывается пред­положение, почти утверждение, о различии между личностью и индивидуальностью. В этом месте из­лагается мнение некоторых философов, с которыми, как легко увидеть, автор соглашается: «Человек и душа должны были завоевать свое бессмертие, под­нявшись до Единства, в котором в случае успеха они бы окончательно соединились... Индивидуализация человека после смерти зависит от Духа, а не от его души и тела. Хотя слово «личность» в своем обыч­ном значении становится бессмыслицей примени­тельно к нашей бессмертной сути, все же последняя является различимой сущностью, бессмертной и веч­ной per se». И чуть ниже: «Человек мог бы достичь бессмертия и оставаться в вечности тем же внутрен­ним я, каким он был на земле; но это отнюдь не означает, что он должен остаться господином Смитом или господином Брауном, каким он был на земле...» Детальное рассмотрение этих понятий разрешит недоумение нашего корреспондента. У Элифаса Леви речь идет о личностях, во «Фрагментах» – об ин­дивидуальностях. Его выражение «бесполезная часть человечества» применительно к основной массе лич­ностей. Сохранение личности без изменения после смерти – очень редкое достижение, доступное только тем, кто вырвал у природы ее секреты и управляет своим собственным сверхматериальным развитием. В своей излюбленной иносказательной манере Элифас Леви называет таких людей бессмертными в добре через отождествление себя с Богом или бессмертны­ми во зле через отождествление себя с Сатаной. Иными словами, сохранение личности после смерти (или, лучше сказать, долгое время после смерти; не будем сейчас объяснять это различие) достигается только адептами и магами – единственным классом, обладающим высшими тайными знаниями. Одни его представители получили их праведным путем и из благих побуждений, другие – неправедными средст­вами и для низких намерений. Но тому, что входит в состав внутреннего я, более чистым элементам души земной личности, объединенным с духовными принципами и образующим собственно индивидуаль­ность, гарантирована сохранность в новых воплоще­ниях, независимо от того, будет ли рождающийся на земле человек наделен более высокими знаниями или останется простым обывателем всю свою жизнь.

Эта доктрина не относится к числу тех, что сра­зу встречают понимание у людей, чье представление о бессмертии было искажено низкопробными учени­ями современной церкви. Некоторые экзотерические религии требуют от своих последователей предста­вить в своем воображении, что жизнь за гробом яв­ляется своего рода продолжением жизни по эту сто­рону. В них вселяют веру, что если они хорошо себя вели в этой жизни, то целую «вечность» будут пре­бывать на неких роскошных Небесах, – как если бы их доставили в какую-то отдаленную страну – чу­десным образом защищенные от болезней и смерти и навеки оставаясь «господином Смитом» или «гос­подином Брауном», как и до переселения. При близ­ком рассмотрении эта концепция так же абсурдна, как и теория о том, что за заслуги или за грехи этой короткой жизни – всего лишь мига в масштабах вечности – они могут получить вечное блаженство или навлечь на себя всевозможные ужасы несконча­емого наказания. Цели и средства, причины и след­ствия должны быть пропорциональны как в мире духа, так и в мире плоти. Человеку, который не сде­лал сначала свою личность чем-то совершенно не­обыкновенным, невозможно понять, как она реаль­но может быть вечной. Было бы глупо даже желать увековечивать ее в таком виде, ибо как могли бы человеческие существа, ведущие позорный жалкий образ жизни, чьи личности являются всего лишь скоплением никчемных и своекорыстных воспоми­наний, быть счастливыми, обнаружив, что их стра­дания остались неизменными на все грядущие вре­мена, да еще на фоне вечного контраста с застывшими в своем развитии личностями высокого поряд­ка. Память о существовании каждой личности действительно сохраняется нетленной в таинственной летописи, и в один прекрасный день – в таком от­даленном будущем, что о нем не стоит сейчас даже задумываться, бессмертная духовная индивидуаль­ность сможет заглянуть в нее, как бы перелистывая страницы огромной книги жизней, которую она к тому времени напишет. Но отложим эти очень ту­манные размышления и вернемся к вопросу о при­ближающейся участи огромного большинства из нас, которое Элифас Леви так нелицеприятно назвал «бесполезной частью человечества» – бесполезной только, следует запомнить, относительно наших осо­бых нынешних сочетаний земных обстоятельств, но не относительно внутреннего Я, которому предопре­делена многократная активная радостная жизнь и су­ществование в будущем в лучших условиях как на этой земле, так и на высших планетах.

Большинство людей способно понять, что каким бы неудовлетворительным ни был состав их нынеш­них личностей, но это, в конце концов, они сами – «несчастный малый, сэр, но мое порождение» – и что внутренние духовные монады, которые они очень смутно осознают, ко времени соединения с совер­шенно другим набором составных частей в новых воплощениях будут совсем иными людьми, судьбы которых их не интересуют. В действительности же, когда это время наступит, судьбы этих людей будут волновать их так же, как их нынешние. Но, оста­вив без внимания эту часть теории, слабые собратья смогут все же найти некоторое утешение в том, что в конце своих теперешних жизней они распрощаются со своими нынешними личностями, слишком уны­лыми, чтобы держаться за них. Элифас Леви изла­гает учение очень кратко, что касается приведенно­го отрывка, и с большими пропусками, которые с точки зрения рассматриваемой проблемы имеют очень большое значение. Говоря о бессмертии, вели­кий оккультист мыслит огромными временными мас­штабами, доступными личности адепта и мага. Ког­да он говорит об уничтожении после этой жизни, он не принимает в расчет определенный отрезок време­ни, не заслуживающий, возможно, рассмотрения в сравнении со всей совокупностью существований, но тем не менее очень даже привлекающий внимание людей, которые цепляются за крохотный фрагмент своего жизненного стажа, в котором воплощается личность – предмет нашего разговора.

В ряде статей, напечатанных в нашем журнале за последние несколько месяцев, уже объяснялось, что вовлечение духовной монады в новое рождение на­ступает не сразу после ее выхода из физического тела, в котором она в последний раз обитала на зем­ле. В камалоке, или земной атмосфере, происходит отделение двух групп эфирных принципов, и в ог­ромном большинстве случаев, когда почившая личность – пятый принцип – передает что-то достой­ное увековечения и объединения с шестым принципом, духовная монада, сохранив тем самым сознание своей покойной личности на некоторое время, пере­ходит в состояние, названное дэвакханом, где она ве­дет существование неомраченного удовлетворения и сознательного наслаждения в течение действительно очень долгого периода времени, по сравнению с дли­тельностью жизни на нашей земле. Разумеется, это не состояние активности и острых контрастов меж­ду болью и удовольствием, исканиями и достижениями, как в физической жизни, но это состояние, в котором личность, в оккультном смысле, увековечи­вается, насколько это выражение уместно примени­тельно к недолговечности всего, что причиняло боль при жизни. Именно из этого состояния духовная монада воплощается в следующую активную жизнь, и с момента этого нового рождения со старой лич­ностью покончено. Но для людей, чье воображение находит концепцию о перевоплощениях и новой личности неутешительной, доктрина о дэвакханв – следует запомнить, что эти «доктрины» являются констатациями научного факта, который, по утвер­ждению адептов, так же реален, как и звезды, хотя они находятся слишком далеко, чтобы большинство из нас могло достичь их, – так вот, доктрина о дэвакхане предоставит людям, которые не могут сразу распрощаться с воспоминаниями о земной жизни, мягкую площадку для падения.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Дополнительно