Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. ЗНАК ЭРЫ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

ЗНАК ЭРЫ

«Мы любим ту жизнь, которая нам являет себя на земле,

оттого что мы о другой ничего не знаем».

(Еврипид)

 

Институт психосинтеза в Риме под руководством д-ра Ро­берта Ассагиоли. Институты парапсихологии в Германии. Ин­ституты метапсихические во Франции. Курсы психологии в Дьюк-Университете под руководством проф. Раина в Новой Ка­ролине. Неврологический институт в России. Физиологический институт имени Павлова. Курсы психологии в Цюрихе профес­сора Юнга. Институт Эранос в Асконе, в Швейцарии. Институт исследований эволюционной биологии в Лондоне. Интересней­шие исследования Лестер-Института в Лондоне. Опыты исланд­ского профессора Колмана по фотографии мысли. Специальная кафедра психических исследований в Стокгольмском универси­тете. Многие разбросанные по различным странам общества психических исследований. Можно перечислять без конца по­добные очаги живой мысли, стремящейся познать новые преде­лы науки. Пусть эти светлые достижения еще далеко не объединены и часто находятся под давлением всяких условных перегородок. Все же каждый непредубежденный наблюдатель может убедиться, насколько за последнее время как истинные знаки эпохи расширяются пути освобожденной науки.

В океане печатного материала трудно охватить количествен­ное и качественное определение происходящего. К тому же и не все пути сообщения доступны самоотверженным работки1-кам, в большинстве случаев не обладающим средствами. Иногда средства приходят в случае очевидной утилитарности опытов. Как в средневековье легче всего находились средства на произ­водство золота из неполноценных металлов, так же и великая руководящая мощь мысли сейчас все еще с трудом укладывает­ся в рамки утилитарно-механического мышления.

Конечно, как всегда полезны всякие съезды, общения, пере­писки, но и в этом остается столько недомолвок или недоуме­ний, что уже предсужденные выводы опять замедляются. Но все же ясно одно, что так называемое одухотворение науки посте­пенно укрепляется повсеместно. Выкрики невежественных кри­тиков и всяких против знания злоумышленников остаются отчужденными в своей злобной разрушительности. Правда, эти разрушительные громы невежества все еще оглушительны, но в общественном мнении все-таки просыпается настойчивое желание борьбы с невежеством. В энциклопедиях можно находить поучительные примеры, как еще недавние суровые осуждения трудов смелых искателей уже сменяются более осторожными суждениями. Итак, все поборники знания, готовые для борьбы с невежеством во всех его проявлениях, могут составлять по­учительные и ободряющие списки всего благодетельного, что уже делается сейчас.

Все же борьба с невежеством неотложна. Никто не должен успокаивать себя тем, что уже достаточно знания. В беспредель­ности познавание никогда недостаточно. Чем больше будет по­пыток к познаванию, тем сильнее и отвратительнее будут судороги невежества. Ведь и Парацельс, так оцененный сейчас, в свое время был убит завистниками, не перенесшими его до­стижений. Еще на нашем веку великий Менделеев не был из­бран в Академию наук. Не уменьшается число примеров, когда истинные нахождения бывают оценены далеко от места их за­рождения. Вспоминаю замечательные слова Рабиндраната Таго­ра, произнесенные им после получения Нобелевской премии. Великий мыслитель сказал одной депутации, пришедшей к нему с поздравлением: «Почему вы поздравляете теперь, а не раньше?». В копилке жизни можно находить множество таких примеров, которые в просторах Культуры совершенно неумест­ны и в ближайшей эволюции не должны быть повторяемы. Организованная борьба с невежеством, самоотверженный поход за Культуру, оборона знания от всех разлагающих попыток — все это должно стать знаменательной печатью века. Мощь мысли! Осознание психической энергии!

«Каждое познавательное движение встретим дружелюбно. Найдем силы отрешиться от личных привычек и суеверий. Не будем думать, что легко обороть атавизм, ибо наслоения физи­ческие несут в себе предрассудки многих веков. Но если твердо осознаем тягость таких отложений, то уже один из самых труд­ных затворов будет открыт. За ним отопрется и следующий, когда поймем,, зачем должны приложить в земном мире все действие. Только таким путем дойдем и до третьего входа, где поймем сокровище вверенной людям основной энергии. Кто научит признать ее, тот будет истинным наставником. Не дохо­дит человек до понимания своей мощи без руководителя. Много всевозможных уловок таится на пути человека. Каждая приютившаяся явленная ехидна надеется скрыть от человека самое драгоценное. Он, как путник заблудившийся, не знает, в какой стихии искать преуспеяния, но сокровище в нем самом. Мудрость всех веков указывает: «Познай самого себя». В таком совете обращено внимание на самое сокровенное, которому суждено стать явным. Огненная мощь, временно названная психической энергией, даст человеку путь к счастью будущего.

Не будем надеяться, что люди легко признают свое достояние, они изобретут все доводы, чтобы опорочить каждое нахождение энергии. Они обойдут молчанием сужденное качество своего продвижения, но тем не менее путь един».

Никогда не откажемся, что мы с большим увлечением сле­дим за достижениями науки. Будь то в Обществе психических исследований или в Дьюк-Университете, по передаче мысли, или в случае замечательной девочки в Дели, или в деле фото­графирования Мира Невидимого — решительно во всех прояв­лениях познавания каждый культурный человек должен быть доброжелательно открыт. Записной лист «Борьба с невежест­вом» написан, точно бы отвечая на некультурные злоумышле­ния. Как Общество психических исследований, так и спири­туализм в его высоких проявлениях, так и все опыты над психической энергией должны быть встречаемы доброжелательно и вызывать тщательнейшее научное исследование.

Только невежды не знают, сколько полезнейших институ­тов и университетских курсов по изучению психических явле­ний открыто во многих странах за последнее время. Только невежды не хотят знать, сколько научных книг выдающихся ученых, например, Алекс[иса] Карреля (работавшего с Линдбергом), издано в последние годы. Итак, пусть каждая некуль­турная атака на познавание встречает четкий, обоснованный отпор, чтобы безумные воинствующие невежды садились в ту лужу, которую они заслуживают. Пусть невежды будут выявле­ны самым ярким способом.

Мы всегда останемся доброжелателями всех искренних познавателей. И теософы, и психические исследователи, и спи­ритуалисты, и физиологи, к какому бы лагерю они ни принад­лежали, они являются пионерами науки грядущего. Психичес­кие явления, сила мысли как основа человеческого творчества и прогресса — найдут себе заслуженное место в достижениях эволюции. «Изучай все окружающее», «Познавай без утомле­ний», «Сердце есть бездна», «Крылата мысль».

Множество ободрительных призывов несется из глубины веков. Человеческий кооператив получает поддержку изо всех твердынь и древнего и нового познания.

«Излучение прогрессии коллективной энергии может дока­зать, что единение — не только нравственное понятие, но и мощный психический двигатель. Когда твердим о единении, мы хотим внушить сознание великой силы, находящейся в распо­ряжении каждого человека. Невозможно представить неопытно­му исследователю, насколько возрастает собирательная энергия. К такому проявлению надлежит подготовить сознание. Удача опыта зависит от устремления всех участников. Если хотя бы один не пожелает участвовать всем сердцем, то лучше и не приступать к опыту. Уже в древности знали мощь объединен­ной силы. Одиночные наблюдения иногда объединялись в общие исследования, получалась целая цепь, и наблюдатели полагали руку на плечо предыдущего. Можно было видеть не­обычные колебания энергии; при согласованном устремлении получалась напряженная сила. Таким образом, когда говорю о единении, имею в виду реальную силу. Пусть запомнят все, кому нужно запоминать».

«Психическая энергия в древности иногда называлась воз­духом сердца. Этим хотели сказать, что сердце живет психичес­кой энергией. Действительно, как без воздуха человек не может прожить долго, так и сердце отходит от жизни без психической энергии. Многие старинные определения должны быть пере­смотрены доброжелательно. Люди давно замечали явление, ко­торое теперь остается в небрежении».

«Намагничивание воды, поставленной около спящего чело­века, уже будет показателем выделения его излучений и отло­жением силы на предметах. Следует весьма внимательно отмечать такие отложения, они могут напомнить об обязаннос­ти человека наполнять окружающее прекрасными отложениями. Каждый сон — не только наука для тонкого тела, но и рассад­ник психических отложений».

«Также показательны опыты над распространением силы от­ложений. Можно заметить, что энергия испаряется в разной степени. Некоторые сильные излучения могут действовать не­сравнимо дальше, если они будут посланы чистым мышлением. Итак, чистое мышление тоже не есть лишь нравственное поня­тие, но реальное умножение силы. Умение восприять значение нравственных понятий относится к области науки. Нельзя легкомысленно делить науку на материальную и духовную — гра­ница будет несуществующей».

«Наблюдения следует вести не только над согласованными привходящими, но также и над разъединяющими проявления­ми. Опыт ценен разносторонний. Невозможно предрешить при начале исследования, какие именно ингредиенты потребуются для усиления следствия. Можно призвать сотрудничество самых неожиданных предметов, ибо свойства тончайших энергий не могут быть ограничены. Такая беспредельность возможностей нисколько не нарушает научности исследования. Можно при­менить индивидуальные методы и такие новые проявления му­жественно принять. Никто не может указать, где кончается мощь человека. При этом не сверхчеловек, но именно самый здоровый человек может окрылиться счастливым достижением. В каждом обиходе может быть изучаема психическая энергия. Не нужно особых, дорогих лабораторий, чтобы воспитывать со­знание. Каждый век несет свою весть человечеству. Психическая энергия имеет назначение помочь человечеству среди нерешимых для него проблем».

«Умейте терпеливо наблюдать, какие условия наиболее бла­гоприятствуют опыту. Могут быть условия космические или на яркую световую окраску, или на минералы, или на явления животных. Можно наблюдать, как присутствие человека в со­седней комнате может воздействовать на ток энергии. Ведь че­ловек не дает себе отчета, как он настроен в данное время. Можно наблюдать, что человек будет утверждать наилучшее свое настроение, но аппарат покажет раздражение или другие нехорошие чувства. Не из лжи человек будет скрывать внутрен­нее чувство, но чаще всего от неумения распознать свои ощу­щения».

«Кроме исследований психической энергии на цвет, испы­тывайте ее на звук и аромат. Можно получить показательные воздействия музыки, при этом замечайте и расстояние и самые музыкальные гармонии. Много говорят о воздействии музыки на людей, но показательных опытов почти не произ­водят. Можно заметить воздействие музыки на настроение че­ловека, но это будет общим местом. Конечно, предполагается, что веселая музыка сообщает радость, а печальная — горе, но таких выводов недостаточно. Можно проверить, какая гармо­ния наиболее близка психической энергии человека. Какая симфония может наиболее мощно влиять на успокоение или на вдохновение людей. Нужно испытывать различные музы­кальные произведения. Само качество гармонизации даст луч­шие указания о путях звука и жизни человека. Также необ­ходимо исследовать влияние ароматов. Нужно приближать как цветы пахучие, так и разные составы, которые должны воз­буждать или понижать психическую энергию. В конце концов, можно соединить цвет, звук и аромат и наблюдать сотрудни­чество всех трех двигателей».

«Люди, наконец, поймут, какие мощные воздействия их ок­ружают. Они познают, что весь обиход их жизни проявляет великое воздействие на их судьбу. Люди научатся внимательно относиться к каждому предмету. Они окружат себя истинными друзьями и уберегутся от разрушительных влияний. Так спаси­тельная энергия поможет в переустройстве жизни».

«Обычно самому главному уделяют наименьшее внимание. Но мы не устанем твердить о том, что неотложно нужно че­ловечеству. Среди таких кажущихся повторений мы утвердим желание познавания. Люди слишком привыкли, что за них кто-то думает и что мир обязан взять их на попечение. Но каждый должен внести свое сотрудничество. Умение прило­жить свою психическую энергию будет постепенным воспита­нием сознания».

В семье, в школах, в общественной жизни будет утверж­даться познавание энергий. Искусство мышления во всей кра­соте опять сделается любимым спортом, истинными крыльями человечества.

1936

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно