Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. БОРЬБА С НЕВЕЖЕСТВОМ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

БОРЬБА С НЕВЕЖЕСТВОМ

 

«Борьба с невежеством должна быть явлением мировым. Ни один народ не может хвалиться, что он достаточно просве­щен. Никто не может найти довольно сил, чтобы одолеть не­вежество в единоборстве. Знание должно быть всемирным и поддержано в полном сотрудничестве. Пути сообщения не знают преград, также и пути знания должны процветать в об­мене мнений. Не нужно думать, что где-то достаточно сделано для образования. Знание настолько расширяется, что требуется постоянное обновление методов. Ужасно видеть окамене­лые мозги, которые не допускают новых достижений. Каждый отрицатель не может называться ученым. Наука свободна, честна и бесстрашна. Наука может мгновенно изменить и про­светить вопросы мироздания. Наука прекрасна и потому бес­предельна. Наука не выносит запретов, предрассудков и суе­верий. Наука может найти великое даже в поисках малого. Спросите великих ученых - сколько раз самые изумительные открытия происходили в процессе обычных наблюдений. Глаз был открыт и мозг не запылен. Путь умеющих смотреть сво­бодно будет путем будущего. Именно борьба с невежеством неотложна как с разложением и тлением. Нелегка борьба с темным невежеством, оно имеет много пособников. Оно ютит­ся во многих странах и прикрывается различными одеяниями. Нужно запастись и мужеством, и терпением, ибо борьба с не­вежеством есть борьба с хаосом».

Уже за пять веков до нашей эры с Востока раздались бла­гословенные слова: «Невежество есть тягчайшее преступле­ние». Затем и великие отшельники первых веков христианства заповедали что «невежество есть ад». Действительно, из этой темной пропасти рождаются все братоубийственные преступ­ления, мир наполняется тою ложью и тьмою, которая способ­ствует самым безобразным, самым жестоким и отвратитель­ным деяниям.

Глотать пищу еще не значит жить. Так же точно быть гра­мотным еще не значит быть просвещенным. Грамота есть есте­ственное питание, но мы видим, что как пища может быть и полезной и вредной, так же и значки грамоты могут служить и Свету и тьме. Просвещение и Культура будут синонимами. Как в том, так и в другом наименовании заключена готовность к беспредельному познанию. В горниле такого постоянного об­новления сознания очищается и сущность человеческая. В этом честном и неограниченном труде знания люди облагораживают­ся и начинают понимать, что есть служение человечеству и миру. Истинный ученый имеет глаз открытый и мысль нестес­ненную. Но, как и все в мире, глаз должен быть воспитан, и мысль должна быть воспитана. От первых шагов образования светлое допущение и раскрытие горизонтов должно входить в основу начальной школы. Знание должно быть освобождено от условных рамок. Знание есть путь к радости, но радость есть особая мудрость.

Ученый и художник знают значение слова «вдохновение». Они знают, что есть прозрение, в котором открываются им новые утонченные формы и познаются доселе не замеченные, а. может быть, и позабытые высокие энергии. Из далеких веков уже пришло сознание того, что мысль есть энергия, мысль светоносна. Давным-давно некоторые люди знали о том, что мысль может быть внушаема или, вернее, передаваема. Но даже и такая старая истина лишь в самое последнее время, на глазах нынешнего поколения, вошла в обиход ученого мышления. Все мы были свидетелями, как еще совсем недавно невежды глуми­лись над так называемым магнетизмом и гипнотизмом. Доходи­ло до того, что та же сила в разных ее наименованиях воспринималась иначе. Месмеризм был осмеян и осужден, и он же под именем гипнотизма получил некоторое право на суще­ствование. Ведь для чего-то некоторые пилюли должны быть позолочены, а склянки лекарств снабжены особыми ярлыками. И можно понять, по каким причинам некоторые химические элементы, теперь вполне признанные, должны были быть при­крываемы алхимиками под названиями орлов, фениксов и дру­гими символами.

Все мы помним, как во время образования проф. Бехтере­вым Неврологического института, все, кому не лень было, на­смехались над его опытами передачи мысли на расстояние. Широкая известность имени Бехтерева не избавила его не только от насмешек, но даже и от всяких подозрений. Невеж­ды шептали, что не могло же целое учреждение возникать для исследования процессов нервной системы и мысли. Шептали о каких-то политических затеях или о романтических увлече­ниях и даже о помешательстве Бехтерева. Вот до каких Герку­лесовых столбов доходили судороги невежества. Помню, как при этих злошептаниях мучительно вспоминалась книга Гастона Тиссандье «Мученики науки». Куда же дальше идти, когда еще на нашем веку некая академия обозвала великого Эдисона шарлатаном за его фонограф, а некие университеты не допускали женщин к высшему образованию. Ведь это было, повторяю, не в средневековье, а на нашем веку. Дела­лось это не какими-то безграмотными дикарями, но людьми, забронировавшими себя мертвым, официальным ярлыком уче­ности. Не будем перечислять бесконечный ряд истинных мучеников науки, но раз мы упомянули о гонениях на женское образование, то вспомним хотя бы гениальную математичку Софью Ковалевскую, которая не могла поступить ни в один университет, а в то же время удостаивалась мирового призна­ния ее работ по высшей математике. А сколько прекрасных ученых и врачей можно бы припомнить, которые, гонимые их невежественными коллегами, должны были даже покидать свою родину.

Мир гордится великим именем физиолога Павлова, повсюду твердятся формулы его учения о рефлексах и другие его гени­альные прозрения. Но даже и эта нобелевски увенчанная все­мирная  деятельность  вызывала  в  некоторых  специфических кругах пожимание плечами. Среди этих пожимателей плечами тоже ищите невежество. Поистине, никакие мундиры, никакие мертвенные, схоластические ярлыки не прикроют человеконенавистничество, зависть и тупую ограниченность. Бороться с безграмотностью куда легче, нежели поразить мрачную гидру человеконенавистничества со всеми ее атрибутами зависти, со­мнения, пошлости, злошептания и тех подпольных кампаний, которые силы мрака умеют так ловко проделывать. Ведь силы зла и с ними силы невежества — позорные синонимы — весьма сплоченны. Из всех чувств — любовь и ненависть являются наиболее объединяющими и сильнейшими.

Конечно, несмотря на все ярые попытки невежества, свет­лое познавание продвигается по всему миру. Вспомним хотя бы недавние сведения, порадовавшие просвещенный мир. Вспомним все замечательные достижения великого биолога Боше [в области науки] о жизни растений. Проф. Комптон заявляет, что мысль человека является самым важным факто­ром мира. Проф. Метальников дает исследования об иммуни­тете и о бессмертии одноклеточных. Д-р Котик исследует перенос чувствительности. Профессор Мюнстерского универ­ситета В.Стемпель доказывает существование незримых излу­чений от всех живых существ. Д-р Доблер из Гейлброннского университета утверждает существование еще недавно осмеян­ных излучений Земли и связь их с человеческим магнетизмом. Гарри М.Джонсон, проф. университета Виргинии, делает по­учительные заключения о безумии. Д-р Отриан, заведующий метеорологической станцией в Германии, наблюдает влияние атмосферных явлений. Аббат Морэ, французский астроном, делает интереснейшие выводы о солнечных пятнах. Американ­ский биолог Бернард Проктор изучает условия жизни на вы­сотах. Французский ученый д-р Леви Валенси предостерегает об эпидемиях безумия. Д-р Ризе делает опыты над воздейст­вием ритмов. Д-р Бернард Рид, британский ученый, сближает нахождения древнейшей медицины с современными исследо­ваниями о витаминах. Венгерский молодой ученый открывает лучи-невидимки. Всем известны опыты профессоров Ришэ и Жиллэ и выводы сэра Оливера Лоджа. Проф. Лейденского университета В. де Хааз исследует абсолютный нуль, доказы­вая его невозможность. Профессор Гарвардского университета д-р Кеннон делает выводы о значении удачи в научных откры­тиях. Химик Минглей дает смелый прогноз грядущих откры­тий. Проф. Гарвардского университета Иосиф Раин и Уильям Мак-Дугалл достигают замечательных результатов по передаче мысли на расстояние. Сколько прекрасных достижений! Итак, в каждой стране имеются светлые искатели, неутомимо и бес­страшно приоткрывающие завесы знания. И все-таки эти великие люди остаются единицами и вынуждены каждый в своей области, а иногда и в общественном мнении, преодоле­вать незаслуженные затруднения.

Можно привести длиннейший ряд произведенных за пос­леднее время работ, расширяющих условные рамки мышления. Сама природа деятельно приходит на помощь каждому мысли­телю. Солнечные пятна, со всеми около них выводами, о кото­рых пишут величайшие авторитеты нашего времени, как проф. Джине, Аббот и др., напоминают нам о том, что недалеко время, когда и столь осмеянная астрология окажется не чем иным, как просто формулой астрохимии, и еще одна великая отрасль науки будет освобождена от наветов. И люди поймут, что они живут окруженные великими химизмами и сами представляют из себя утонченнейшую и сильнейшую химическую лабораторию. Все читали о недавно произведенных опытах с химизмом человеческих секреций и излучений из пальцев, при­чем излучения некоторых людей убивали зловредные бактерии. Так же точно вспомнят и опыты проф. Юревича, подтверж­дающие, насколько энергия, излучаемая человеком, является проводником и соединителем для иначе не поддающихся со­четанию элементов. И разве не о том же свидетельствовали попытки столь несправедливо преследуемого Килли. Итак, изу­чение человеческих излучений и психической энергии настоя­тельно зовет человечество к ближайшим изумительнейшим достижениям.

Невежды очень любят смеяться над индусскими йогами. Для невежд хождение по огню, сидение на воде, глотание сильнейших ядов, остановка или ускорение пульса по желанию, погребение заживо и возвращение к жизни через не­сколько недель — все это лишь ловкие фокусы и шар­латанство. Но вот в весьма позитивном и распространенном журнале «Модерн ревью» можно прочесть статью с фотогра­фиями о ходящих по огню в Мисоре, о чем журнал сообщает в связи с прогремевшими по всему миру демонстрация­ми кашмирца Кхуда Букса в Лондоне. Сидение на воде на Ганге было названо шарлатанством, и осторожные люди, даже видевшие это, добавляли: не знаем, не было ли какой-то подводной поддержки. Но сейчас английские газеты оповеща­ют о женщине, настолько меняющей свой вес, что подобное проявление на воде для нее вполне доступно как проявле­ние изменения полярности. По всему миру прошли сообще­ния о необъяснимых, с точки зрения условий науки, мани­фестациях баварки Т.Нейман, а сейчас все газеты были полны об удивительном случае с девятилетней девочкой Шанти в Дели. Ряд выдающихся наблюдателей проверили этот замеча­тельный случай.

Из Латвии приходит сведение, описанное в целой брошюре, о необыкновенном случае чтения мыслей восьмилетней девоч­кой. Недавно зарегистрированы несомненные случаи улавлива­ния радиоволн без аппарата и замечательная способность двух итальянских мальчиков видеть через стены и другие непрони­цаемые предметы. Конечно, в средневековье все эти злосчаст­ные по необыкновенности своей люди были бы, наверное, сожжены на кострах. Но и в настоящее время человек, улавли­вающий самосильно радиоволны, все-таки отведал сумасшед­ший дом.

Не забудем также и замечательные прозрения и яснослышания Жанны Д'Арк, спасшие Францию, но за которые невеже­ственные современники возвели ее на костер. И не только сами обладающие необыкновенными способностями, но даже и на­блюдатели их подвергаются со стороны невежд и по сие время всяким гонениям. Вспомним несправедливые насмешки и над Обществом психических исследований. Преследуется каждый зародыш нового беспредрассудочного научного завоевания. Получается необыкновенно уродливое зрелище. С одной сторо­ны, открываются новые учебные заведения, одним видом своим как бы зовущие для последующих познавании, но, с другой стороны, каждое необычное явление, не вошедшее еще в эле­ментарные учебники, оказывается достойным не только насме­шек, но и всяких гонений. Значит, гидра невежества не только в безграмотности, но и в окаменелости восприятий и в челове­коненавистничестве.

«Всякое отрицание истины невежественно и вредно не толь­ко самому отрицателю, но и пространственно. Противоборство против истины заражает пространство; но бывает еще более отвратительное действие, когда люди, однажды познав истину, потом от нее отступают. Безумно такое отступление во тьму! Можно найти случаи в истории человечества, когда уже пости­гались частицы Истины, но затем по причине крайнего невежества некоторые лжеучителя пытались снова скрыть от народа непреложное положение вещей. Получались акты, которые когда-то будут рассматриваться как позорные страницы исто­рии. При этом не давалось никаких доказательств, но приказы­валось отрицать очевидность. Как бы неверие в солнце пред­писывалось, потому что кто-то по слабому зрению не мог взглянуть на солнце. Кто-то по незнанию и по самости запре­щал и другим знать действительность. Пусть люди припомнят, сколько отступлений во тьму происходило в разные века. Может быть, такие воспоминания подвигнут человечество к честности и справедливости».

Итак, каждый, для кого Просвещение и Культура не пус­той  звук,  должен  в своей  области по мере сил  бороться с невежеством. Пусть никто не скажет, что у него нет возможности к тому, — это было бы неправдой. Невежество, — и явное и тайное — со всей его притворностью и изворотливос­тью, увы! существует везде. В каждом обиходе ясный ум может усмотреть, какая пыль и грязь должны быть убраны. И сейчас, когда в мире грохочут пушки и конкурируют ядовитые газы, именно тогда всякая борьба с невежеством будет особенно нужна. Будет нужна оборона всего лучшего, прекрасного и просвещенного.

Если даже кто-то и не преуспеет в своих благих попытках, то все же это будут попытки, а не только отвлеченные намере­ния. Кроме того, в каждой попытке уже есть элемент действен­ности. Потому каждая попытка уже будет добротворчеством. Наверное, какие-то приспешники невежества будут шептать, что именно теперь неуместны слова о Культуре и Просвещении. Это их обычная уловка, чтобы в каждый момент человеческой жизни найти причину, почему именно тогда устремление к Культуре и Просвещению несвоевременно. Этою своею форму­лою служители невежества и выдают себя. Ведь именно добро, Культура и Просвещение всегда своевременны.

Не может быть такого человеческого состояния, в котором человекообразие было бы неуместным и несвоевременным. Шептать о такой несвоевременности могло бы лишь человеко­ненавистничество, которое во мраке своей берлоги всегда меч­тает обратить род человеческий в чудовищ, взаимно друг друга пожирающих.

Поистине, от мала до велика каждый может и обязан внести свою лепту в дело борьбы с невежеством. Объединяясь в груп­пы и единолично, каждый может где-то пресечь глумливое чу­дище невежества. Каждый труд уже заключает в себе попытку к усовершенствованию и к просвещению. Только невежество могло унижать труд, как таковой, и бесстыдно насмехаться над исканиями знания. В справедливом негодовании против каждо­го проявления невежества, против каждого невежественного от­рицания работник Культуры найдет и действенную мысль, и яркое слово и запечатлеет прекрасным действием победонос­ный путь просвещения.

Слава поборникам Культуры! Слава труженикам! Слава бес­страшным!

1936

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно