Смерть и бессмертие. КАРМА

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


КАРМА

(Приложение к статье «Фрагменты оккультной истины»)

Один из уважаемых членов нашего Общества, H.D.K., спрашивает в связи с доктриной, изложенной в одном из «Фрагментов оккультной истины»: «Какая карма побуждает высшее Эго к следующему рождению после исчезновения крайне развращенной личности?».

Для начала уместно повторить то, что уже гово­рилось много раз, а именно, что «Фрагменты», являясь отрывочными и неполными, неизбежно будут казаться трудными и даже явно противоречивыми до тех пор, пока вся доктрина о посмертном состоянии Эго не будет полностью изучена.

Но ученикам, обладающим развитой интуицией, вполне достаточно уже имеющихся философских откровений; наиболее продвинутые из них сами до­мыслят многие детали – особенно, если они ведут образ жизни, способствующий раскрытию их духов­ного зрения. Лишь некоторые «Фрагменты» можно опубликовывать в расчете на то, что они будут вос­приняты случайными читателями так же правильно, как и оккультистами. Существуют секреты посвяще­ния, разглашение которых вызовет ужасное смятение во многих умах, если, конечно, не разъяснить всю доктрину; а этого не согласится сделать ни один адепт или посвященный неофит. Но все-таки выше­упомянутый вопрос уже достаточно хорошо освещен, поэтому нет необходимости продолжать умалчивать о подробностях.

Читателям «Буддийского катехизиса» полковника Олькотта следует вспомнить оттуда приглашающие к размышлению строки (с. 54-55):

«Каждая воплощающаяся личность отличается от той, что была в прошлой и будет в следующей жизни. Карма, deux ex machina, маскируется (или, лучше ска­зать, отражается) то в личности святого, то ремеслен­ника и так далее на протяжении всей череды рождений. Но несмотря на смену личностей, единая нить жизни, на которую они нанизываются, как бусинки, идет не прерываясь...»

Рядом с этой цитатой можно поместить следую­щую выдержку из №1 «Фрагментов оккультной истины»:

«Без сомнения, настанет время, когда Эго, подняв­шись на много ступеней выше по эволюционной лестнице, восстановит память о прошлых стадиях своего существования...»

Если вопрошатель уловит истинный смысл этих двух цитат, то получит ключ к правильному пони­манию вопроса о том, какая карма принуждает выс­шее Эго к следующему рождению, если даже оно исчезает у крайне развращенной личности вместе с душой, ответственной за карму. Из этих отрывков явствует, что индивидуальность, или духовная мона­да, является нитью, на которую нанизываются раз­нообразные личности. Каждая личность оставляет свои собственные – высоко духовные – «оттиски» на божественном Эго, сознание которого возвраща­ется на определенном этапе его развития, даже у крайне порочной души, которая в конце обречена на уничтожение. Причина тому станет самоочевидной, если поразмыслить над тем, что нет такой человеческой души, – какой бы преступной и лишенной проблесков духовности она ни была, – которая рож­далась бы совершенно испорченной, и что ту или иную карму греховная человеческая личность нара­батывает в молодые годы и именно эта карма сохра­няется и составляет основу предстоящей. Чтобы по­яснить нашу мысль, представим, что А становится взрослым и начинает жить полнокровной жизнью. Ни один человек, какими бы ни были его наклон­ности, не становится безнравственным сразу. У него всегда есть время для развития кармы. Давайте так­же предположим, что в возрасте 18 или 20 лет А на­чинает предаваться пороку и, таким образом, утра­чивает еле намеченную связь со своим высшим принципом. В 30 или, скажем, 40 лет он умирает. Итак, личность А в промежутке от 15 до 20 лет на­столько отличается от таковой в возрасте от 20 до 30 лет, что создается впечатление, что это совершенно разные люди. Даже психологи подразделяют психо­жизнь человека на семилетние периоды и доказыва­ют, что каждые семь лет в нас меняются все до пос­леднего атомы. То же происходит и с внутренним человеком. Пятый принцип чувственного, крайне развращенного субъекта может и должен исчезнуть, тогда как карма его юности, – хотя недостаточно сильная и оформленная, чтобы обеспечить ему бла­женство дэвакхана и соединение с высшим принци­пом, – уже обозначилась настолько, чтобы позво­лить монаде ухватиться за нее в следующем вопло­щении.

Жизнь состоит из множества эпизодов, и обстоя­тельства могут помешать личности получить сполна от кармы все хорошее или плохое, что она ему пред­начертала. Но Закон Воздаяния никогда не позволя­ет слепой случайности перехитрить себя. Принима­ются соответствующие меры, чтобы события, не ре­ализовавшиеся в данной жизни, совершились в другом воплощении. Та часть обшей суммы, которая не может быть подсчитана в одной колонке, переносит­ся в следующую. Во «Фрагментах» было приведено очень удачное сравнение множества жизней индиви­дуальной монады со страницами огромной учетной книги – Книги Жизни или – Жизней.

Затем, на основе впечатлений, почерпнутых из кармы юности, развивается новая личность. Наши друзья-ботаники, возможно, знают, что взрослое растение из рода кротон[1] в период засыхания или гибели выращивает из себя своего преемника. При­рода движется вперед, и каждая ее новая попытка всегда успешнее предыдущей. Это обновление про­исходит за счет потенциала, скрытого в самой жиз­ни. Также, невзирая на эволюционную непригод­ность полностью развращенной личности, которой грозит расторжение с духовной монадой и погруже­ние в восьмую сферу, где ей уготовано уничтоже­ние, все же впечатления, переданные высшему Эго предыдущими личностями, обладают достаточной силой для сотворения нового физического Эго – как и у растения кротон. В этих колонках рассматрива­лась связь духовной монады с чередой физических Эго, с которыми она временно соединялась в земных существованиях некоего человека. Если этот чело­век попробует воскресить в памяти свою ежеднев­ную работу, то окажется, что те дни, которые он не наполнил ничем важным и провел в праздности, не оставили следа в его сознании и превратились в бе­лый лист. Эти дни были преданы забвению. Анало­гичным образом, по окончании долгого странствия Эго восстанавливает самосознание только тех лично­стей, которые оставили достаточно сильный духов­ный, следовательно, неизгладимый отпечаток на монаде, а память о сознательных действиях конкрет­ной развращенной личности, отправляющейся в восьмую сферу, будет полностью стерта.

Тогда напрашивается вопрос: что заставляет чело­века быть хорошим и чистым, если его духовная монада все равно вынуждена прогрессировать? Это попутная, но очень важная проблема, обсуждение которой преждевременно, по крайней мере, на дан­ной стадии работы нашего журнала.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно