16-18 апреля 1948 г. Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику
16-18 апреля 1948 г.
Нью-Дели
Родные мои, вчера получила два Ваших письма от 4 и 7 апреля с вложением Пеглериады и макет с прекрасными статьями г-жи Хилайн о Н.К. Как прекрасна возможность такого быстрого обмена писем. Сегодня послала телеграмму Катрин с просьбой прислать воздушной почтой десять брошюр Пакта[1], пришел запрос о них от Правительства. Видимо, происходит новое шевеление с Пактом, но все брошюры, переданные своевременно в разные министерства и разным лицам, исчезли бесследно. Вчера Светик целый день гонялся по городу в поисках этих брошюр и нашел лишь один-единственный экземпляр у одного из выдающихся местных ученых, профессора Батнагара. Не есть ли это все та же знакомая нам работа темненьких, препятствующих каждому светлому начинанию?
Во всяком случае, будет ли Пакт принят и узаконен теперь же, или же снова возникнут какие-то недоумения и все отложится в долгий ящик, мы отнесемся с прежним спокойствием, ибо ничто уже не может умалить значение этого Пакта в недалеком будущем. Все же грустно наблюдать, сколь трудно принимаются людьми лучшие идеи, сколь узко понимается ими каждая благая веха на пути к прогрессу. Очень хотелось бы, чтобы любимая нами Индия приняла и защитила себя щитом и Знаменем Сил Света.
Присланная статья Пеглера с тремя портретами, поставленными в ряд, – знаменательна. Удивительно подобраны все три изображения по выражению их внутренней сущности, запечатленной на каждом, воистину, Христос, распятый между двумя разбойниками! Хотелось бы иметь еще один экземпляр такого неожиданного свидетельства истины. Полезно собрать весь материал для истории и характеристики нашей страшной эпохи разложения всех основ, всего, чем живо человечество. Почти всюду можно наблюдать ходячие маски, прикрывающие уже мертвецов. Истинно, мир смердит. Оценила ответ-заметку Флука.
Зиночка права, следует подписаться на клиппингсы, связанные с именем Рериха. Может быть, неожиданная сумма в 150 долларов, о которой пишет Морис, может пригодиться для этого.
Родные мои, до глубины души тронута предложенной Вами помощью, но мы обойдемся нашими средствами, а на родине все должны зарабатывать право на жизнь, и раз на это предоставляются возможности, – значит, мы будем обеспечены. Всем сердцем ценю Вашу заботу.
Жара уже приближается, вчера днем температура доходила до ста[1], но я еще держусь, несмотря на ежедневных посетителей. Строфант поддерживает меня. В субботу Светик с женою едет в Бомбей и там поищет для нас помещение среди окружающих холмов. Посольство дало обещание, что пароход будет направлен в Бомбей, и потому мы решили уже проделать часть пути. Но до получения телеграммы от нас продолжайте писать по адресу: Манди Хауз – Нью-Дели. Тревожусь за судьбу отосланных статей о Н.К. Их так трудно было собрать и повторить почти невозможно. Также и «Надземное» было послано почти одновременно с «Инфинити»[1], неужели все пропало?
Прочла письма к членам АРКА и не вижу, что может подлежать изменению или изъятию. Печаловаться, что никто из членов не отзывается и не комментирует, не приходится. Письма эти нужны как осведомление о деятельности Общества и могут даже заменять собою годовой отчет. Редко когда члены какого-либо Общества комментируют деятельность, и обычно большинство никогда не читают отчетов Обществ, в которых состоят. Такое а-культурное отношение встречается сейчас почти повсеместно. Потому, родные, действуйте по обстоятельствам и по возможностям, не перетягивайте струн, нужно беречь силы. Мы в преддверии больших событий.
Очень тревожусь за картины Н.К. в руках апостатов. Важно следить за их действиями насколько возможно. Хотелось бы иметь совет умного и талантливого адвоката, как нам поступить, чтобы удержать хотя бы ниточку, которая дала бы нам возможность требовать восстановления справедливости при перемене обстоятельств. Согласно завещанию домашнему Н.К., подписанному и закрепленному подписью нашего местного начальника и свидетеля полковника Мана, все картины принадлежат мне, и это налагает на меня ответственность за их судьбу. Сейчас приехал Свет, говорит, что на днях Пакт будет узаконен. Министр просвещения подписал, и Министерство Иностранных дел высказалось положительно. Но, родная, пожалуйста, не оповещайте наши комитеты об этой нашей радости. Мы должны дождаться официального извещения о принятии Пакта. Мы знаем о ходе дел, но преждевременное оповещение может повредить делу.
Прочла присланные параграфы «Листов Сада Мории», звучат хорошо, и не заметила неточностей в передаче. Теперь постараюсь пояснить параграф из «Мира Огненного»[1]. Он, конечно, труден для перевода. Пирамида часто рассматривалась как символ Макрокосма и, следовательно, Микрокосма, отсюда и деление на три естества, или на три Мира – физический, астральный и огненный. Естество, или субстанция, или природа каждого Мира отличается от естества другого. Вершина – Огненный Мир. Середина помещения пирамиды символизирует Тонкий Мир, а низ, или основание – мир плотный, и, конечно, естества этих трех миров настолько разнятся, что можно сказать, что они разделены, или между ними положены грани. Вы знаете, насколько люди трудно овладевают проявлениями тонкого естества, с каким трудом даются проблески в сферы тонкие и каким смертельным опасностям и потрясениям подвергаются люди при приближении к ним существа огненного или огненных энергий. При грубости плотного мира трудно представить себе, чтобы все три естества могли слиться воедино, но именно для этого и нужно пройти через утончение, гармонизацию и подъем наших трех естеств, или природ, или тел – физического, тонкого, чтобы слиться в огненном апофеозе. Огненное начало есть ваятель всего сущего: огненная вершина может рассматриваться как огненное зерно или дух, который и подымает каждую сущность из глубин плотного мира к огненному апофеозу. Ребро пирамиды, думаю, можно перевести как «эджь»[1]. Именно, Тонкий Мир можно делить на многие сферы, но основные Три Мира остаются основами.
Имейте в виду, родная, что в примитивном физическом человеке его естества, или оболочки, особенно тонкие, оформлены слабо и лишь по мере развития его нравственного и интеллектуального облика и его внутренние оболочки получают определенные очертания и могут, наконец, начать отделяться одна от другой и самостоятельно действовать каждая в сфере, соответствующей ее естеству. Произвольное, сознательное разъединение и самостоятельное действие трех естеств человека является достижением степени Архата.
18-е. Вчера было уже 103°, сегодня будет выше, но я все еще держусь. Может быть, дней через десять нам удастся выехать в более прохладное место. Приходится убеждаться, что некоторая необъяснимая медлительность происходит от невежества, от всяких страхов и неумения справляться с обстоятельствами. Так и ждем у моря погоды и расхождения тумана, скрывающего наш пароход. Относительно будущей переписки примем все меры, будем пытаться всеми способами наладить регулярные сношения, как было с Грабарем. Но с уходом нашего светлого Пасиньки всякая переписка с Грабарем прекратилась, чем это объяснить, затрудняюсь понять. Конечно, многие письма могли пропасть во время второго наводнения, происшедшего уже после нашего отъезда. Несколько телеграмм, посланных матерью нашей Девики, никогда не дошли до нас, так же как и ее письма. Дорога к нашему месту в Наггаре все еще не действует, и на самом нашем месте произошли обвалы стен, но площадь, где стоит скала со знаком Знамени Мира, не тронута.
Родные наши, не смущайтесь никакими очевидностями или неудачами, все сейчас настолько преходяще, что ничто не может иметь окончательного решения. Ведь мир стоит перед решающими событиями, истинно – «быть или не быть» грозно встает перед странами. Рерих Фаундешен может осуществиться позднее, а пока может существовать в сердцах друзей и деятельность пусть заключается в собрании материалов. Так, родные, выработайте спокойствие и выполняйте программу Ваших Учреждений в соответствии с обстоятельствами и возможностями. Очень сочувствую Дедлею, знаю всю тяготу из-за несоответствия с вибрациями окружающих людей. Вспоминаю истинную жизнь Христа, какой это был сплошной ужас с момента Его выхода в народ для вручения ему Сокровищ Сердца и Ума. Можно ли было ожидать утончения и справедливого отношения к истинным духовным ценностям среди хотя бы и преданных рыбаков? Одиночество полное – удел <...>[1]
Примечания