30.03.1936 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Кому : А.М.Асеев
  • Дата : 30.03.1936
  • Издание: Сфера

30.III.36

Дорогой Александр Михайлович, большое спасибо за присланную вами фотографическую карточку, она, истинно, доставила нам сердечную радость. И Ваша синяя аура близка нашей гамме цветов. Также и Ваша готовность встать на защиту имени глубоко трогает меня. Единение воинов в этой Битве Света и тьмы так необходимо. Ваш голос своею искренностью, конечно, прозвучит и зазывно, и убедительно. Письмо лучше получить из Сан-Франциско, в Нью-Йорке русская колония слишком известна. Посылаем добавочный материал. Приведенный Вами рассказ Тэффи, в сделанном Вами применении, меня огорчил – если самомнение губительно, то и самоумаление может задержать продвижение. Вера в свои силы нужна, а у Вас достижения уже налицо.

В одном из предыдущих писем Вы спрашивали, что значит фраза "Данные о Калачакре обходятся молчанием". Калачакра (Колесо Времени, или Колесо Закона) есть Учение, приписываемое различным Владыкам Шамбалы. Учение это можно найти вкрапленным во всех философских системах и учениях Индии. Сейчас оно может быть особенно развито в Тибете. Затемненные намеки о Шамбале можно проследить и в западной литературе. Ведь и легенда о Чаше Грааля пришла с Востока и является одной из многочисленных версий о той же Шамбале. Западные летописи рекордировали получение Вестей из Таинственной Обители Константином Великим, а также и Византийским импер[атором] Эммануилом. Так, и Чингиз Хан получал Советы от Старца с Великой Горы. И западная христианская церковь, в лице своих Пап в двенадцатом и тринадцатом столетиях, знала о существовании Таинственного Духовного Убежища и Братства в Сердце Азии, во главе которого стоял тогда знаменитый Пресвитер Иоанн, как именовал себя этот Великий Дух. Этот Пресвит[ер] Иоанн, от времени до времени посылал Папам и другим главам церкви свои обличительные грамоты. Из истории мы знаем, что один из Пап (Александр III) снарядил Посольство в Среднюю Азию к Пресвитеру Иоанну. Но можно себе представить, с какою целью отправлялось подобное Посольство, и, конечно, после многих невзгод и мытарств Посольство это вернулось восвояси, не найдя Духовной Цитадели. А Пресвит[ер] Иоанн продолжал посылать свои грамоты. Чаша Грааля хранится на Востоке. В последнее время появилось немало исследователей о таинственной личности Пресвит[ера] Иоанна и символизма легенды о Чаше Грааля. Существует предположение, что Чаша Грааля есть священный Камень (прочтите Легенду о Камне в "Криптограммах Востока"), и такое толкование имеет основание. Много людей искало и до сих пор тщетно пытается пройти в эту Твердыню, но доходят лишь те, кто позваны.

История знает немало выдающихся личностей, которым было суждено дать новый импульс к продвижению человеческой эволюции и перед тем посетивших эту Твердыню Великого Знания. Так в свое время и Парацельс провел несколько лет в одном из Ашрамов Транс-Гималайской Твердыни, обучаясь великому знанию, которое он изложил во многих томах, часто в символах, ибо велико было гонение Церкви на этих светочей знания. Все его сочинения переведены на немецкий, англ[ийский] и на франц[узский] языки. Многие ученые и доктора черпают из них свои знания, но, по обыкновению, часто умалчивая об источнике. Так и Учение Калачакра, или Учение Шамбалы в кн[игах] Живой Этики, не только замалчивается сейчас, но находятся "духовные" лица, пытающиеся даже запрещать их читать своим друзьям и последователям. Вспомним и нашу много оклеветанную, гениальную Ел.П.Блаватскую, пробывшую три года в одном из Ашрамов Тибета, принесшую великое значение и светлую Весть о Великих Махатмах. Если бы не злоба и зависть окружавших ее, она написала бы еще два тома "Тайной Доктрины", в которые вошли бы страницы из жизни Великих Учителей человечества. Но люди предпочли убить ее, и труд остался незаконченным. История повторяется, и снова темные силы вылезают из всех подполий, чтобы задушить светлую Весть, но - Свет побеждает тьму!

Вам скажу, что учение Калачакра есть Великое Откровение, принесенное человечеству Владыками Пламени, или Сынами Разума (которые были и есть Вл[адыки] Шамбалы) на заре его сознательной эволюции в Третьей Расе Четвертого Круга Земли.

Конечно, "христианская наука" исцеляет посредством применения психической энергии, и несомненно, что некоторым последователям ее удается совершать замечательные исцеления. Но, как и во всем, необходимо правильное распознавание и применение, потому наряду с замечательными исцелениями у них бывают и обратные случаи. Все хорошо на своем месте, и не всегда можно избежать спасительной операции. Также и заразные болезни внушением не излечиваются. Во всем нужно равновесие; так, в одних случаях хороши гомеопатич[еские] средства, при других необходимо применение аллопатии. Но самое главное условие – это чтобы оператор, действующий своей психической энергией, был достаточно сведущ и чист сердцем.

Теперь ответ Зеленскому. На вопрос читателя: "каким образом совместить потребление йогами мускуса с законом любви и непричинения вреда, проповедуемого оккультистами", а также на высказанную им заботу – "если мускус есть продукт животных организмов, то он должен быть проникнут животным магнетизмом, а следовательно, вместе с помощью в организм йога проникает и животный магнетизм, загрязняя его и т.д." – можем ответить, что Высокие Йоги, живущие далеко от нашей земной сутолоки, в созданных Ими условиях, имеют возможность пользоваться мускусом и без убийства животных. Именно на это обстоятельство обращается внимание в книгах Живой Этики. Что же касается до учеников, находящихся в земных условиях, то если бы они стали во всей строгости придерживаться непричинения вреда в понимании нашего вопрошателя, то им пришлось бы обратиться в нудистов и переселиться в теплые страны, ибо шерсть для ношения недопустима, в ней слишком много животного магнетизма, также и шелк должен быть исключен ради спасения жизни шелковичного червя, да и льняные одежды должны быть запрещены, ибо невозможно подвергать лен тем мучениям, через которые он проходит при обработке. Таким образом, остается прикрытие листьями, да и то сухими, ибо пользоваться живыми нельзя. Придется забыть и о сапогах, и даже о лаптях. Употребление кожаных сапог есть прямое поощрение убийства животных, а срывание коры для лаптей очень болезненно для дерева. Также и в пище нужно будет ограничиться молоком (при условии, что у коровы останется достаточно молока для ее теленка), фруктами, орехами и зернами, но, конечно, не с дерева и колоса, но падалью, чтобы не причинить боли живым организмам. Вспоминается мне рассказ, как писатель Бернард Шоу посетил однажды известного ученого Джагадис Бошэ и стал похваляться своим вегетарианством, ибо развитая чувствительность его не позволяла ему, хотя бы косвенно, причинять страдания живым существам. На это Дж[агадис] Бошэ ничего не возразил, но тут же на опыте показал писателю наглядно, какие страдания претерпевает морковка и картошка, когда их режут или со вкусом пережевывают челюсти таких "чувствительных" людей. Но все это не так страшно, и такой "чувствительный" человек сравнительно легко может примириться с прикрытием из сухих листьев и предложенной ему пищей, но что много труднее – ему придется совсем отказаться дышать или же завязать себе платком нос и рот, как это делают некоторые фанатики из секты джайнов в Индии, из боязни вдохнуть и тем самым убить какую-либо мошку. Наш вопрошатель, конечно, не забыл, что пространство вокруг него полно живых сущностей, которых он ежесекундно поглощает и давит на каждом шагу. Фанатики джайны тоже ходят с глазами, прикованными к земле, причем можно наблюдать их внезапные и уморительные прыжки, чтобы не раздавить личинки червяка.

В заключение можно посоветовать вопрошателю лучше ознакомиться с кн[игами] Живой Этики и понять дух Учения. Не из сентиментализма советуется растительная пища, но главным образом из-за большей полезности ее для здоровья, и тут же указывается, что некоторые рыбы чувствуют боль даже меньше, нежели растения. Что же касается до опасения ввести в свой организм животный магнетизм, то на это можно ответить словами Будды: "Если бы достижение заключалось лишь в отказе от мясной пищи, то слон и корова давно достигли бы его", и еще: "Аскетизм не имеет никакой цены для освобождения от уз земли. Гораздо труднее найти терпеливого человека, нежели питающегося воздухом, кореньями, одевающегося корою и листьями". Также о Карме вопрошатель может найти в буддизме много ценнейших разъяснений. Он поймет, что Карма очищается или отяжеляется мыслями и побуждениями, поступки – фактор второстепенный; именно мысль творит Карму. И если было бы иначе, то человек, находясь в существующих условиях, никогда не мог бы выйти из ее заколдованного круга. Высокому Йогу не страшен никакой животный магнетизм, ничто не может загрязнить его, ибо все сжигается на его внутреннем огне. Но даже мы – скромные земляне – несравненно больше загрязняем себя неподобающими мыслями, нежели проглатыванием куска мяса или употреблением в виде лекарства какой-либо животной секреции. Высокая очищенная психическая энергия не боится животного магнетизма.

Вопрошатель, видимо, забыл и речение Христа: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека" (От Матфея, гл. 15, ст.11).

Не забудем также, что мясо, хорошо прокопченное, содержит в себе гораздо меньше вредного животного магнетизма, нежели аура самих животных, приютившихся в наших внутренних помещениях. Истинное достижение не в том, чтобы искусственно охранить себя от всего вредящего и мешающего, но именно чтобы силою духа подняться над всеми преградами. Лишь когда это достигнуто, человек имеет право удалиться в лучшие условия, чтобы, не затрачивая высокой энергии на свою защиту, во всей полноте отдать ее на служение человечеству.

Так и посмотрим здраво на условия, окружающие нас, и без ложной сентиментальности постараемся понять дух всех древних и новых Заветов и, соблюдая равновесие, приложим мудрые Заветы во всей соизмеримости и целесообразности.

Теперь, "Х. окутывался волнами этих искр, и глаза Ур[усвати] были особенно утомлены". Х. – Великий Учит[ель] Илларион (Хилерион); Он направлял усиленные посылки психической энергии в Америку, и я наблюдала этот процесс. От яркости света глаза мои очень утомились. На второй вопрос о доверенной можете сказать, что сердце читателя должно подсказать, кто эта доверенная.

К сожалению, доверить почте сведения, противоречащие г-ну Том[ашевскому(?)], не могу. Нужно крайне бережно касаться этих вопросов. Совершается большое дело – в чужую скорлупу вкладывается свое ядро. Происходит большая переоценка ценностей. Труд умственный завоевывает свои права и начинает цениться превыше много. Так доживем до светлого возрождения. Потому не будем слишком порицать Иванов Стотысячных, складывающих по-своему великую страну1.

Биографические данные о Мейбл Коллинз[1] не могли еще поискать, ибо, ввиду судебного разбирательства в Ам[ерике], нам приходится просматривать письма и документы, накопившиеся за тринадцать лет, что составляет 80 толстенных томов, и делать из них выписки для адвокатов. Я всегда чувствовала глубочайшее отвращение ко всяким юридическим вопросам и тяжбам, но, видно, и эту сторону жизни нужно познать и убедиться во всей гнусности человеческого изворотливого рассудка и предательства. Столько сил уходит на вооружение сотрудников и адвокатов против злоумышленников!!

Тарло-Мазинский пишет мне изредка, еще не чувствую его искренности и действительной полезности. Просит переслать ему по почте чертеж аппарата для собирания психической энергии, заодно приложить и описание измерителя огненной энергии (!!!!). Комментарии излишни. Пишу Вам это, конечно, доверительно, но чтобы Вы знали уровень сознания. Что Горбачевский, что Святослав?

На письмо Мих[аила] Никитина еще не ответила. Да мне кажется, что ему это не спешно. Сердце мое радуется Вашему пониманию Основ Учения. Истинно, лишь преданность при постоянстве устремления приводит нас к Обители.

Но именно это качество – наиредчайшее, и не мудрено, если наличность его свидетельствует о ценнейших накоплениях в "чаше". Стыдящийся преданности, отрицающий Иерархию из боязни утерять свою индивидуальность – нищ, и пуста его "чаша". Также – "кто хочет легкую жизнь, тот лучше – не живи! Кто требует самовольно по заслугам, тот пусть не мыслит о Мире Высшем. Кто полагает ценность в плотном мире, тот – нищ в Мире Высшем". Все эти простые истины не укладываются в малодушных сердцах и сморщенных мозгах. Но расширенное сознание и пламенеющее сердце радуется каждой трудности как закалке клинка духа. Не легкая жизнь, но жизнь, напряженная и насыщенная трудностями, несет достижение, потому так важно полюбить препятствия и найти особую мудрую радость в Служении Общему Благу.

Так, дорогой Александр Михайлович, верю, что Вы твердо пройдете избранным путем, и потому радуюсь молодости Вашей и качествам Вашим. Много пользы сможете принести Родине. Никогда не забывайте, что все совершается Путями Неисповедимыми. Зорко всматривайтесь в события: где собираются тучи, но где-то уже проблески Зари. Знак Великого Покровительства над Родиной!

Н.К. шлет Вам свой самый сердечный привет и радость Вашему строительству.

Всего самого Светлого.

Духом с Вами,

Е.Рерих.

Свою фотографическую карточку, а также исправление из "Чаши Востока" посылаю обычной почтой.

Еще о Шамбале. Так и Туркестан знает об Обители великих Азаров, куда ведут подземные ходы, изобилующие в этом крае. Отзвуки существования этой таинственной Обители можно найти и в старообрядческих преданиях о славянском Царстве-Беловодье. В некоторых из них указан и путь к нему, причем в слегка искаженных названиях можно легко узнать среднеазиатские горные кряжи. Среди староверов немало было ходоков туда, и если они и не доходили, то все же некоторые из них приносили много любопытных подробностей неожиданных, странных встреч и знамений на пути, указующих, несомненно на таинственность тех мест. Даже в самом конце прошлого столетия в Беловодье была отправлена экспедиция из уральских казаков-староверов, но они пошли неправильным путем и не нашли Беловодского Царства.

Читали ли Вы книгу Н.К. "Сердце Азии"? Там много страниц, посвященных этой Обители.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно