22.06.1936 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Кому : А.М.Асеев
  • Дата : 22.06.1936
  • Издание: Сфера

22.VI.36

Дорогой Александр Михайлович, на днях пришло Ваше письмо и несколько копий сборника. Обрадовалась тому и другому. Не успела еще прочесть сборник, лишь бегло перелистала. Прочту внимательно при первой возможности. Судя по содержанию, он еще интереснее предыдущего номера. Спасибо и за шанхайские книги, но так как они у нас имеются, то не лучше ли вернуть их Вам? Теперь же постараюсь ответить на все поставленные Вами вопросы. Вы правы, относясь с большою осторожностью к "Т.Я.Д". Такое же впечатление книга эта произвела и на Н.К., и на моего старшего сына. Потому общий совет отложить ее разбор. Кроме того, должна сообщить Вам совершенно доверительно, что все, исходящее от этих издателей, подлежит большой проверке. Мы знаем, как некто там любит пририсовывать к воспроизводимым в их журнале портретам подробности, не существующие в оригинале; опубликовывать письма в вольном изложении и приписывать обыкновенным предметам, посланным по их просьбе для их музея, самое необычное происхождение. Сам Л[уис] Сп[енсер], лично никогда не видавший Н.К., в одной своей статье сообщает, что он встретился с Н.К. в Палестине, вероятно, в астральном теле, ибо Н.К. никогда в Палестине не бывал. Но, несмотря на эти странности или слабости, орган их все же по-своему служит добру, ибо раздвигает рамки закоснелого сознания и тем помогает продвижению новых понятий. Потому, относясь к ним с величайшей осторожностью, мы не выступаем против них. Все, что так или иначе помогает сдвигу, имеет право на поощрение. Что же касается до книги Баженова, то у меня нет времени прочесть ее внимательно, но я просмотрела ее и могу сказать, что в ней есть несколько верных дат и толкований, основанных на астрологических и каббалистических данных. Так, Вы уже знаете о значении 1936 года и о значении месяца сент[ября] этого же года для нашей Родины в хорошем смысле. Также и 40 год назван правильно. Также правильно, что "Израиль" означает "избранный", и потому Израиль может встречаться во всех народах. В общем книга неплохая, и если в ней и сеть своя доля заблуждений, то назовите книгу из любой области, в которой бы их не было. Потому можно рекомендовать книгу Баженова, пусть люди призадумаются.

Конечно, автор англ[ийской] книги, откуда Баженов почерпнул свою основу, не лишен общечеловеческой слабости все лучшее истолковывать в пользу своей страны и национальности, и это следует иметь в виду, впрочем, кажется, Баженов сам заметил это. В связи с этими книгами мне припоминается заметка, написанная Е.П.Блаватской о толкованиях библейских пророчеств. Заметка эта озаглавлена "Пророчество Осии о Ржавых Рельсах". Так, она пишет, что при каббалистическом чтении посредством метода Нотарикон из каждого пророчества, из каждой фразы в Библии можно вывести любое значение. В доказательство этого она приводит пример каббалистического вычисления и толкования стиха 14 в гл. 13-ой из книги Пророка Осии. Стих этот, как оказывается, если прочесть его вышеуказанным методом, предсказывает катастрофу императорского поезда в Борках и чудесное спасение имп[ераторской] семьи 17 окт[ября] 1888 г., или 5649 г. - по еврейскому исчислению. Конечно, стих этот будет иметь приведенное значение лишь на русском яз[ыке] но, добавляет она: "Будучи прочтен англ[ийским] каббалистом, этот стих может открыть, что Осия предуказал появление в Уайтчапеле (еврейское гетто в Лондоне) знаменитого распарывателя животов Джэка Риппера в искупление грехов Скотланд Ярда и т.д.". Сама я слышала, как интеллигентные люди доказывали, что большевики предуказаны в Апокалипсисе, причем приводилось также и число дней их владычества, и что упоминаемый там Михаил есть вел[икий] кн[язь] Мих[аил] Алекс[еевич]!!! Конечно, пишу это не для дискредитирования книги Баженова, но просто для предупреждения чрезмерно увлекающихся исследователей библейских пророчеств. Ошибки происходят часто не от неверных данных, но от неправильного толкования. Так, Новый земной Иерусалим не в Палестине, но пока место его не может быть названо. Нельзя доверять почте. Я считаю и статью Хейдока очень полезной. Между прочим, знаете ли Вы пророчество Л.Толстого, сделанное им незадолго до смерти?

Большое спасибо за предложение выслать книгу Болдырева с предисловием проф[ессора] Лосского. Самого Лосского я ужасно боюсь. У нас есть книжечка, присланная им самим. Написана она по-русски, а я с трудом могла дочитать ее. Надуманный язык с трехэтажными научными терминами мертвит всякую мысль.

Предположенный Вами выпуск может быть очень интересным, но не все темы одобрены. Привожу Вам слова Вл[адыки]: "Советую вместо темы "Братство" устремиться к психической энергии, к мысли о внушении и ко всем вопросам, которые могут преобразить жизнь". Вообще, говоря о Братстве, конечно, нужно проявлять величайшую бережность, чтобы не подвергать кощунственным замечаниям и осмеянию это Священное Понятие. Посоветуйте это всем. Книга "Братство" будет дана Самим Вл[адыкой], но еще не сейчас. Некоторые детали этой Жизни у меня записаны, но опубликовать их сейчас невозможно.

Теперь об Атлантиде. Присланная Вами статья о находках Шлимана интересна, но конец ее, где говорится о найденных в Центр[альной] Ам[ерике], Мекс[ике], Перу манускриптах, в которых имеются цитаты из хроники старых буддийских храмов в Лхасе, подлежит самой серьезной проверке. Сама Лхаса как город, носящий это наименование, не древнее седьмого века по Р.Хр., также и первые буддийские храмы появились в ней в том же седьмом веке по Р.Хр., и, наконец, зная всю замкнутость этого народа и этой местности, спрашивается, каким образом хроника эта могла проникнуть в Центр[альную] Америку? Если даже допустить, что какая-то клинопись была занесена из Центр[альной] Азии во времена Атлантиды в Центр[альную] Америку, то, конечно, та местность не могла называться тогда Лхасой или иметь буддийские храмы, ибо они тогда не существовали. Не из Шанхая ли получена Вами эта статья? Она носит на себе печать все той же руки. Упоминаемую Вами книгу Ск[отта] Эллиота я не припоминаю. Но в "Тайной Доктрине" достаточно места уделено Атлантиде, упомянуты и раскопки Шлимана, и выдержки из Платона. Также во втором томе "Люцифера" на странице 465 в англ[ийском] издании имеется замечательно интересная статья "Атлантис", написанная на основании сочинений Платона "Тимей" и "Критий". Мой совет, дайте Ми[рону] Тарасову перевести для Вас все места из "Тайной Доктрины" и на основании этих данных и статьи из "Люцифера" и книги Эллиота составьте сами интересную статью. Кроме того, этим Вы отвлечете Тарасова от писания "о Карме и Душе животных". Считаю, что с этой темой он справиться не может, разве что он заимствует главное содержание из теософ[ского] материала. У него большой сумбур в голове, при этом есть ярко выраженная черта – извращение фактов, настойчивость и склонность к казуистике. Изредка я отвечаю на его вопросы, ибо все же его устремление к знанию трогательно, но очень опасаюсь его. Помните его циркулярное оповещение всех членов наших Общ[еств] о своем иерархическом авторитете, ибо он признанный ученик и даже сын Вл[адыки] М.!!!!

Теперь другое. "Под Знаком Предательства" написано, конечно, очень сильно и если попадет в руки предателей, в чем я не сомневаюсь, то с их стороны последуют самые дикие выходки. Вы себе представить не можете, на что они способны в своем одержании. Немного были огорчены некоторыми выражениями в эзотерическом пояснении происходящего. Так, наименование "Легат Сокр[овенного] Общ[ества]" и т.д. на будущее, по многим обстоятельствам, лучше заменить "Вождем Культуры". Нельзя чересчур дразнить диких зверей! Кроме того, не следует считать америк[анские] Учреждения сердцем всей деятельности. Истинно, таким сердцем является наш Ашрам. Из него по всему миру протянуты нити, связующие многие ячейки, еще не соединенные между собою (так лучше). Н.К. – напитывает пространство своим творчеством. Многие сознания оплодотворяются и приносят свои чудесные плоды. Если Раиса Михайловна соберется написать второе письмо о предательстве, нам очень хотелось бы прочесть его до напечатания в Сборнике. Осторожность нужна во всем. В самой Америке творятся страшные вещи. Разложение нравственных устоев велико. Много тяжкого придется пережить стране, чтобы иметь возможность вступить в Новую Эру. Только что получили газету "Нью-Йорк Таймс": объявлен новый закон, по которому краденые деньги будут подлежать налогу. Причем приведены поразительные разъяснения этой новой меры. Так, генеральный советник казначейства г-н Герман Олифант разъясняет, что "прибыль от эмбезлемент (присвоение, утайка, растрата), конечно, может рассматриваться как прибыль, и потому раз судом постановлено, что прибыль является результатом затраты человеческой энергии, то на том же основании прибыль от присвоения есть результат труда". Так разлагается сознание масс и легализуется мошенничество. Главное – деньги, и если можно откуда-то нечто получить, то все незаконное становится законным. Так и знаменитый гангстер Алькопонэ посажен в тюрьму не за то, что он обокрал множество людей, даже убивая их, но за то, что он не заплатил налог с нелегальной продажи им вина во время американского prohibition’а[1]. Куда же дальше идти? Конечно, пишу Вам все это доверительно. Америка не терпит критики. И нам нельзя делать новых врагов.

Знакомство с Лютославским интересно. Постарайтесь получить от него подробности о его встречах с Е.П.Бл[аватской]. Большое спасибо за пересланное письмо от Парамоновой. Отсылаю его Вам. Оно очень показательно. Ответ, полученный ею, возмутителен по своей крайней жестокости, лицемерию и невежеству. Воистину, воплощенные фарисеи! Поддержите переписку с Парамоновой, она заслуживает участия. Она может сообщить Вам много ценных подробностей. Мне кажется, что она глубоко несчастная женщина. Дайте ей мой адрес. Конечно, мы не сомневаемся в относительности "искренности" г-жи Каменской по отношению к нам. Мы имеем достаточно доказательств о ее деятельности в смысле порочения имени где только возможно. Формулы, произносимые ею, доносятся до нас с разных сторон. Иногда и стены имеют уши. Очень поучительно было бы обнаружить всю степень этого лицемерия. Не удивлюсь, если подобная "представительница Братства Народов" объединится с америк[анскими] предателями. Но не думайте, дорогой Александр Михайлович, что мы ищем признания г-жи Кам[енской]. Ничто так не далеко от наших намерений. Даваемое ныне Учение должно и будет оцениваться лишь по его собственному внутреннему достоинству. Если кто, сидя в своем птичнике, не может обнять космосопространственного размаха этого Учения, то можно лишь посоветовать ему скорее выйти из столь ограниченного положения. Потому мы никогда никого не зазываем. Но те, кто сами стучатся к нам, находят открытую дверь, и у нас немало друзей и среди теософов. В 25 году Вл[адыка] Указал Н.К. написать картину "Вестник" и пожертвовать ее в основание Музея имени

Е.П.Бл[аватской]. Этим даром и учреждением Музея Вл[адыка] М. хотел увековечить имя той, память о которой преемники ее так усердно старались затушевать, особенно же некоторые наши сородичи.

Передаю Вам Указ Вл[адыки], данный сейчас всем ближайшим сотрудникам: "Советую установить точку зрения на Теософ[ское] Общество. Не следует осуждать Общество. Там, где Изображения Учителей и Упасики, там не нужно осуждать. Много ошибок в Обществе, но все же там почитают Учителей. Потому не раздражайте их упоминанием ошибок. Кроме Каменской, все другие – друзья. Особенно сейчас не нужно творить себе врагов. Когда силы тьмы нападают, тогда не нужно умножать врагов". Все сведения, ранее мною данные и о Ледб[итере], храните лишь для себя. Конечно, можно сказать, что некоторые труды Ледб[итера] Вами не воспринимаются, но от острого осуждения воздержитесь. Все же главные друзья наши во всех странах именно из лагеря бывших или настоящих теософов. Не будем забывать, что их подготовленное сознание помогает многим среди них оценить и Живую Этику. Скажите это всем сотрудникам Вашим – пусть не задевают.

То, что Вы сообщаете о Рудн[иковой], меня крайне удивило. В дек[абре] я получила от нее письмо, и на основании его у меня сложилось впечатление, что она пострадавшая, но по Вашему сообщению выходит как бы наоборот. Но, конечно, все это чисто личные вопросы, и потому никто не судья. Только бы ее третьим супругом не оказался некий Арт. Пеаль! Опасаться его у нас есть данные.

О Шанти в наших краях больше ничего не слышно. Сомневаюсь, чтобы ее увезли в Лондон. Что сможет она там доказать, когда живые свидетели ее показаний живут в Индии!

Горюю, что нельзя помочь Свят[ославу] Горбач[евскому]. Но скажу Вам, что личные мои исследования показывают знаки тревожные. Наследственная сахарная болезнь не поддается лечению.

Получила и пересланное Вами письмо М.В.Козловского. Не люблю заниматься такими расследованиями. И если Вл[адыка] не подтвердит, то я всегда опасаюсь сообщать о них. Потому только для Вашего сведения могу сказать, что браминка с Ганга, по-моему, польская еврейка. Психическое состояние ее обнаруживает знак сильнейшего одержания или безумия. Думаю, что помочь ей может только очень сильный гипнотизер. Но, конечно, не говорите о ее еврейском происхождении человеку, выказывающему ей участие. Видимо, дорогой Александр Михайлович, некоторые люди думают, что я, как Василиса Премудрая, катаю яблочко по золотому блюдечку и по желанию вызываю к жизни заморские чудеса, или, подобно Ледб[итеру], стоит мне протянуть руку, прищуриться, и тут же увижу на ладони самые необыкновенные вещи и могу сложить историйку, отвечающую желанию присутствующих. О такой способности Ледб[итера] мне серьезно рассказывала одна из его поклонниц. Причем все это достигалось не соображаясь ни с какими условиями, ибо для г-на Ледб[итера] никаких законов не существовало, кроме того, что диктовала ему его досужая фантазия. Дорогой Александр Михайлович, мой опыт совсем другого порядка. И, кроме того, даже Архат может пользоваться своими достижениями лишь в особом состоянии... отсюда и такое уединение Их. Вам скажу, что Вл[адыка] знает всю нашу корреспонденцию, и если на что-то я не получаю ответа или подтверждения, значит, на это есть особые причины.

Вы знаете, какая неслыханная Битва происходит сейчас на всех планах! Силы Зла направляют подземный огонь пробить кору Земли в самом опасном месте. И только неусыпный дозор всех Сил Света удерживает нашу Планету от окончательного взрыва. Напряжение Их в этой космической Битве чудовищно. Часто упоминаемый Кровавый Пот не есть преувеличение, но тяжкая действительность. Но, кроме этого, Силы Света тушат вспышки злобы, удерживают воинственный пыл многих народов, чтобы дать укрепиться тому, что должно быть охранено. Так посреди хаоса космической надземной и земной Битвы Они проводят План Света и оберегают те элементы, которые способны к эволюции и направляют их в нужное русло. Ведь рушатся целые сферы низших слоев Тонк[ого] Мира!! Когда мы понимаем гигантский размах этой неслыханной Битвы, можем ли мы утруждать Их просьбами и вопросами! Соизмеримость должна быть соблюдена. Потому, зная, что Вл[адыка] знает обо всем, что вокруг нас творится, и какие запросы мы получаем, я не утруждаю Вл[адыку], но жду терпеливо Его ответа, и очень часто Свет приходит. Так приводимый мною Вам Совет пришел без моего вопроса, вскоре по получении Вашего письма. Н.К. никак не может припомнить Кессельмана из Шанхая. Ведь в Шанхае он пробыл лишь несколько часов и не помнит, чтобы он кому-либо советовал там читать "А[гни]-Й[огу]", – нет ли и тут какого-либо недоразумения? Пришлите, пожалуйста, его ф[отографическую] карточку.

Также должна Вас огорчить, что никакими статьями я сейчас заниматься не могу. От чрезмерного напряжения возгорелись сразу несколько центров. Луч Вл[адыки], как всегда, спас меня, но все же целый май-месяц я вышла из строя, и теперь нужно нагонять утерянное время. Кроме всей очередной работы, мерзость амер[иканского] предательства требует постоянного напряженнейшего дозора. Все темные силы собрались, чтобы ниспровергнуть все созданное Н.К. и уничтожить его самого. Трудность борьбы в том, что эти темные силы вкраплены всюду на широком фронте, они чуют План Света и хотят во что бы то ни стало разрушить его. Но мы не убоимся! И видим то, что земному зрению недоступно. Но даже простая зоркость и внимательность к происходящему в мире и в нов[ой] стране являют нам истинные Чудеса Преподобного.

Сейчас вспомнила, что в Америке находится лекторша и писательница г-жа Уайтсайд, посвятившая всю свою жизнь изучению всего имеющегося материала по Атлантиде. Юрий говорит, что лекции ее, которые он слышал, интересны. Можно было бы попытаться через наших друзей разыскать ее и предложить дать статью в Ваш журнал. Но придется, конечно, перевести на русский язык. Кроме того, как все интеллигентные работники, в Америке она очень нуждается в средствах. Но почему не попытаться?

Так, всем воинам Света сейчас нужно глубокое осознание происходящего Боя. Нужно мужество, твердость и неослабный дозор.

Закончу послание из буддийской Ангуттара Никайа: "Воины, воины – так зовем мы себя. Мы сражаемся за благородную доблесть, за высокие стремления, за высшую мудрость, потому зовем себя воинами".

Н.К. шлет Вам сердечный привет. Шлю Вам мужество в настоящем и радость будущему. Духом с Вами,

Е.Рерих.

Посылаю Вам обещанную фотограф[ию]; как видите, она любительская, и снята она 12 лет тому назад. С тех пор нет моих карточек, за исключением двух-трех из путешествия, большею частью без лица.

Влад[имир] Анат[ольевич] принес мне книгу на просмотр "Photographing the Invisible"[1] Джемса Коатса. Хорошо бы и в Вашем сборнике поместить статью по этому вопросу. Так же, как и по передаче мыслей на расстоянии. Все это относится к психической энергии. Книга проф[ессора] Рейна из Дьюк Университета суха, но есть интересные данные. Сейчас вышло много интересных книг по всем этим вопросам, написан[ных] большими именами.

Вам совершенно необходимо иметь человека со знанием англ[ийского] языка, который мог бы переводить и суммировать содержание таких книг для Вашего сборника.

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно