Астральные тела и двойники. СНЫ
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
СНЫ
Этот текст, представляет собой конспект учений, изложенных в ходе нескольких собраний, предшествовавших составлению «Протоколов Ложи Блаватской Теософского Общества», где объяснение смысла станц «Тайной Доктрины» было объединено в последовательный цикл наставлений. Первоначально он был опубликован как «Приложение» к "Протоколам Ложи Блаватской"».
Собрания, состоявшиеся 20 и 27 декабря 1888 г. на Лан-сдаун-Роуд, 17 (Лондон, 3[апад]). Председательствующий - м-р Т.Б.Харботтл.
[Нижеследующий текст представляет собой конспект учений, изложенных в ходе нескольких собраний, предшествовавших составлению Протоколов «Ложи Блаватской Теософского Общества», где объяснение смысла станц «Тайной Доктрины» было объединено в последовательный цикл наставлений.) Первоначально он был опубликован как «Приложеие» к «Протоколам Ложи Блаватской»]
Вопрос. Какие принципы действуют, когда мы спим?
Ответ. «Принципы», действующие во время обычных снов (которые не следует путать с реальными снами и принято называть пустыми сновидениями), это кама, вместилище личностного эго и желания, бодрствующего и продолжающего хаотическую, сумбурную деятельность на основе дремлющих воспоминаний низшего манаса.
В. Что такое «низший манас»?
О. Его называют обычно животной душой (у еврейских каббалистов — нэфеш). Это луч, исходящий из высшего Манаса, или неизменного эго, «принцип», формирующий человеческий разум на основе животных инстинктов, поскольку животные тоже видят сны[1]. Однако совместная деятельность камы и «животной души» носит чисто механический характер, поскольку ее определяет инстинкт, а не разум. Когда тело спит, они продолжают получать от различных нервных центров электрические импульсы и механически направлять их обратно. На мозг они практически не воздействуют, и память фиксирует их, конечно же, безо всякой последовательности и порядка. После пробуждения эти впечатления постепенно изглаживаются, тают как мимолетные тени, не связанные ни с какой вещественной реальностью. Впрочем, в силу своей способности к запоминанию, мозг все-таки может удерживать и сохранять их, если только впечатления были достаточно сильными. Но, как правило, наша память сохраняет лишь мимолетные и искаженные образы, поступающие в мозг в момент пробуждения.
Этот аспект «сновидений» уже достаточно хорошо изучен и довольно точно описан в современных трудах по физиологии и биологии, поскольку данный тип сновидений у человека мало, чем отличается от таких же снов у животного. Но так называемые реальные сны и переживания высшего Эго — были и остаются абсолютной tеrrа incognita для науки. По сути дела, их даже неправомерно называть снами, либо следует подобрать другое название для иных типов «сновидений».
В. Чем же они отличаются друг от друга?
О. Природа и функции реальных снов не могут быть поняты до тех пор, пока мы не признаем факт существования бессмертного Эго в смертном человеке — независимого от физического тела. Никакие рассуждения на сей счет не возможны, если мы не поверим — а для нас это бесспорный факт — в то, что во время сна от физического человека остается одна лишь живая оболочка, чья способность самостоятельно мыслить оказывается полностью парализованной.
Если же мы признаем факт существования в нас высшего или неизменного Эго (которое не следует путать с тем, что мы называем «Высшей Сущностью»), ничто не помешает нам предположить, что многие наши сновидения, обычно принимаемые нами за пустые фантазии, на самом деле, являются отдельными, разрозненными страницами, вырванными из книги жизни и опыта внутреннего человека, точнее — туманными воспоминаниями о них, в большей или меньшей степени, искаженными, но все-таки частично сохраненными нашей физической памятью в момент пробуждения. Последняя способна механически улавливать фрагменты мыслей, наблюдений и действий внутреннего человека даже в часы его абсолютной свободы.
Необходимо пояснить, что наше эго начинает жить собственной жизнью в своей темнице из плоти всякий раз, когда ему удается освободиться от оков материи, т.е. в то время, когда физический человек засыпает. Именно эго является актером, реальным человеком, истинной человеческой сущностью. Во сне физический человек не имеет ни чувств, ни сознания, поскольку мозг физической личности (внешнего человека), ее мыслительные способности оказываются полностью или частично парализованными.
Истинное эго можно сравнить с узником, а физическую личность — с тюремщиком, стерегущим ворота темницы. Когда тюремщик засыпает, узник выбегает на свободу или, по крайней мере, выбирается за стены своей тюрьмы. А тюремщик в это время дремлет, клюет носом, но краем глаза, все-таки, выглядывает в окошко, сквозь которое ему видно, конечно же, далеко не все, что делает заключенный, мелькающий перед его полусонным взглядом, подобно смутной, едва различимой тени. Однако, что он может там увидеть и что может знать об истинных действиях, и особенно о мыслях своего узника?
В. Может ли в это время один из них воспринимать мысли другого?
О. Во всяком случае, не во сне, поскольку истинное эго мыслит совсем не так, как его преходящая и неустойчивая личность. В часы бодрствования мысли и Голос Высшего Эго либо достигают своего тюремщика (физического человека), либо нет, так как это Голос его Совести, но во время сна они превращаются в настоящий «глас вопиющего в пустыне». В мыслях истинного человека или бессмертной «Индивидуальности» картины и видения прошлого и будущего ничем не отличаются от настоящего; они не похожи на субъективные образы, создаваемые нашим мозгом, поскольку являются живыми действиями, подлинными реальностями. Они обретают реальное существование, и таковыми они были еще до того, как возникла звуковая речь. Тогда мысли были вещественными и люди не нуждались в том, чтобы выражать их словами, поскольку сразу же видели их в действии, благодаря Крийяшакти — мистической силе, способной мгновенно превращать идеи в видимые формы. Так что эти мысли были такими же объективными для «человека» в начале третьей Расы, как видимые объекты — для нас с вами.
В. Как же, в таком случае, эзотерическая философия может объяснить способность нашей физической памяти сохранять некоторые фрагменты этих мыслей эго?
О. Все эти фрагменты находят отражение в мозге спящего, как внешние тени на полотняных стенах шатра, на которые смотрит человек, только что пробудившийся под его сводами. И человеку начинает казаться, что все это ему только привиделось; ему кажется, будто он сам что-то пережил, тогда, как на самом деле он просто смутно воспринимал мыследействия своего истинного эго. По мере пробуждения его воспоминания с каждой минутой становятся все более искаженными, смешиваясь с образами, создаваемыми физическим мозгом под воздействием импульса, побудившего спящего проснуться. Благодаря ассоциациям, эти воспоминания приводят в действие целую череду идей.
В. Непонятно, как эго может оперировать во сне вещами» имевшими место далеко в прошлом. Разве вы не говорили, что сны не субъективны?
О. Как они могут быть субъективными, если само состояние сна является для нас субъективным, во всяком случае, на нашем уровне? Для видящего сны (т.е. эго) на его собственном уровне, реалии этого уровня так же объективны, как для нас — наши собственные действия.
В. Какие чувства действуют во время сна?
О. Чувства спящего временами подвергаются резким воздействиям, вызывающим их механическую реакцию; то, что он видит и слышит, является, как уже было сказано, искаженным отражением мыслей эго. Последнее, в высшей, степени духовно и тесно связано с вышестоящими принципами — Буддхи и Атмой. Эти высшие принципы абсолютно инертны на нашем уровне, а само высшее Эго (Манас) погружено в более или менее глубокий сон в то время, когда физический человек бодрствует. Особенно крепкий сон, в данном случае, у эго, принадлежащего личности со строго материалистическим складом ума. Этот сон духовного сознания наступает вследствие глубокой погруженности эго в материю — настолько глубокого, что оно практически теряет способность влиять на поступки человека и не может вмешиваться даже тогда, когда последний совершает грехи, за которые ему придется расплачиваться вместе с ним в будущем, когда оно снова соединится со своим низшим манасом. Именно эти, уже упомянутые мною, искаженные впечатления, которые физический человек получает от своего эго, составляют то, что мы называем «совестью»; и чем теснее личность — низшая душа (или манас) — соединяет себя с высшим сознанием, или Эго, тем заметнее становится влияние последнего на жизнь смертного человека.
В. Следовательно, это Эго и есть «Высшее Эго»?
О. Да; это высший Манас, просветленный светом Буддхи, принцип самоосознания, иными словами — «Я есть я». Это Каранашарира, бессмертный человек, переходящий из одного воплощения в другое.
В. В состоянии сна память использует для фиксации образов и событий ту же самую «записную книжку», что и в состоянии бодрствования, или какую-то другую?
О. Коль скоро сны в реальности являются действиями эго во время сна физического тела, они, безусловно, фиксируются на их собственном уровне, тогда как на нашем уровне фиксируются их соответствующие эффекты. Однако никогда не следует забывать, что сны, такие, какими мы их знаем, в целом являются только лишь искаженными воспоминаниями бодрствующего сознания обо всем пережитом.
Часто случается так, что после пробуждения мы совсем ничего не помним об увиденном сне, но впоследствии, среди бела дня, воспоминания о нем вдруг возвращаются к нам. Тому может быть много причин. Подобное иногда случается с каждым из нас и во время бодрствования. Нередко какое-либо ощущение, запах и даже случайный шум или другой звук вдруг вызывает у нас воспоминание о каком-то давно забытом событии, сцене или человеке.
Точно так же увиденное, сделанное или задуманное «ночным человеком» (эго) может отложиться в памяти физического мозга, но из-за каких-то препятствий или изменений физического состояния не попасть в бодрствующее сознание. Полученное мозгом впечатление не исчезает. Оно просто хранится в какой-то определенной клетке или нервном центре, но в силу случайного стечения обстоятельств не может выйти оттуда до тех пор, пока этому центру не будет придан надлежащий импульс. Тогда мозг немедленно выбросит информацию о сновидении в бодрствующую память и активное сознание человека, так как в случае создания необходимых для этого условий нервный центр активизируется и начинает делать то, что давно должен был сделать, но в силу тех или иных причин до последнего времени не мог.
В. Как именно происходит этот процесс?
О. Между физическим мозгом и внутренним человеком существует нечто, напоминающее телеграфную связь, которая действует беспрерывно, днем и ночью. Вообще, мозг — очень сложная вещь как в физическом плане, так и в метафизическом; его можно сравнить с деревом, с которого можно снимать кору, слой за слоем, и при этом каждый новый слой будет непохож на остальные, так как будет иметь собственное, cпецифическое предназначение, свойства и способ функционирования.
В. Чем отличаются память и воображение в состоянии сна от тех, что присущи состоянию бодрствования ?
О. Во время сна физическая память и воображение, конечно же, бездействуют, потому что физический человек спит: его мозг, его память и все прочие мозговые функции пребывают в дреме и покое. Только какой-нибудь импульс в состоянии их пробудить. Таким образом, сознание спящего не активно, а пассивно. Внутренний человек, реальное эго, во время сна физического тела действует независимо от него; однако я сомневаюсь, что кто-либо из нас — за исключением тех, кто хорошо разбирается в физиологии оккультизма, — сможет понять природу и характер этой деятельности.
В. Каким образом память связана с астральным светом и акашей?
О. Астральный свет служит «скрижалью памяти» для животного человека, так же как акаша — для духовного эго. «Сны» эго, как и все действия физического человека, записываются, поскольку и те и другие представляют собою действия, обусловленные причинами и влекущие за собой результаты. И коль скоро наши «сны» — это состояние бодрствования и активной деятельности истинной Сущности, то и они, разумеется, должны где-то фиксироваться. Прочтите «Кармические видения» в «Lucifer»[1]2 и обратите внимание на то, как реальное эго наблюдает со стороны, подобно зрителю, за жизнью героя. Возможно, это кое-что для вас прояснит.
В. Чем на самом деле является астральный свет?
О. Как учит нас эзотерическая философия, астральный свет представляет собой в метафизическом смысле просто «осадок» акаши, или Вселенского Источника Идей. Хотя он и невидим, его все-таки можно назвать фосфоресцирующим сиянием последнего; он является, своего рода, посредником между акашей и мыслительными способностями человека. Именно эти последние загрязняют астральный свет, превращая его в то, чем он сейчас является, т.е. во вместилище всех человеческих (главным образом — психических) беззаконий. В своем исходном, изначальном состоянии астральный свет представляет собой чистое излучение. Но, чем ниже он опускается к нашей земной сфере, тем более дифференцируется, утрачивая в результате свою первозданную чистоту и совершенство структуры. Немалая роль в этом загрязнении принадлежит человеку, который возвращает астральному свету гораздо более грязную субстанцию, нежели та, которую он получает.
В. Не могли бы вы объяснить, как астральный свет связан с человеком, и в особенности его сновидениями ?
О. На физическом уровне дифференциация достигает бесконечности. Универсальный Источник Идей — или Махат, если так вам будет понятнее — направляет свое гомогенное излучение в гетерогенный мир, и через астральный свет оно достигает человеческого, или личностного разума.
В. Но разве человеческий разум получает просветление не непосредственно из высшего Манаса через низший? И разве высший Манас не является чистой эманацией божественного Источника Идей — «Манаса-путрой», воплощенным в человеке?
О. Так и есть. Индивидуальные Манаса путры или Кумары являются прямыми эманациями божественного Источника Идей, и «индивидуальными» они становятся лишь благодаря последующей дифференциации и бесчисленным перевоплощениям. Но в сумме своей они составляют коллективную совокупность все тех же божественных Идей, превращающуюся на нашем уровне и рассматриваемую нами как Махат; точно так же как Дхиан Коганы составляют в своей совокупности Слово, или «Логос», с которого началось формирование мира. Если бы личность (низший манас, или физический разум) вдохновлялась и просветлялась исключительно своим собственным высшим аlter Ego , то греха в мире было бы гораздо меньше.
Но, увы, это не так; и личность, запутываясь в сетях астрального света, все сильнее отдаляется от породившего ее эго. Прочтите и изучите то, что Элифас Леви пишет об астральном свете, который он называет Сатаной и Великим Змием. Многими астральный свет воспринимается слишком буквально — как некое подобие дополнительного небосвода. Однако это воображаемое пространство, в котором запечатлены бесчисленные образы всего, что когда-либо было, есть и будет, является, как это ни печально, самой что ни есть суровой реальностью. Для человека, если он обладает хоть какой-то психической чувствительностью (а кто из нас ею не обладает?), он становится демоном-искусителем, его «злым ангелом» и вдохновителем всех самых отвратительных наших деяний. Он способен воздействовать на волю даже спящего человека через видения, посылаемые дремлющему мозгу последнего (не следует путать эти видения с настоящими «снами»); и эти зерна, посеянные во время сна, дают всходы во время бодрствования.
В. Какую роль в сновидениях играет Воля?
О. Разумеется, воля внешнего человека, наша воля, пассивна и парализована в состоянии сна; но даже дремлющей и неактивной воле может быть придана направленность на достижение определенных результатов путем установления взаимодействия, достигаемого почти автоматически, между двумя или более «принципами», их слияния воедино — так, чтобы еще в состоянии бодрствования они начали действовать в абсолютной гармонии, без каких-либо трений и без единой фальшивой ноты. Однако, это уже хитрости «черной магии», и даже когда они используются для благих целей, практиковать их может только тренированный оккультист. Человек должен достаточно далеко продвинуться по «пути», чтобы его воля могла осознанно действовать даже во время физического сна или же влиять на волю другого человека, когда тот спит (например, контролировать сновидения последнего — с тем чтобы через них определять и его действия после пробуждения).
В. Нас учили, что человек может собрать все свои «принципы» воедино, и что тогда произойдет?
О. Когда адепту это удается, он становится Дживанмуктой: фактически он уже не принадлежит этой земле, так как он теперь — нирвани, способный погружаться в состояние самадхи по своей воле. Адептов, обычно классифицируют, по количеству «принципов», которые они научились уверенно контролировать, ибо носителем того, что мы называем волей, является высшее Эго, а последнему, когда оно свободно от своей отягощенной грехами личности, свойственны божественность и чистота.
В. Какую роль в сновидениях играет карма? В Индии говорят, что каждый человек получает либо награду, либо наказание за все, что делает, — причем как в состоянии бодрствования, так и во сне.
О. Если они так говорят, то только потому, что не забыли и сохранили в первозданной чистоте традиции своих праотцев. Они знают, что Истинная Сущность — это реальное Эго и что она живет и действует, хотя и на другом уровне. Для этого эго внешняя жизнь — это «сон», тогда как внутренняя жизнь, которую мы обычно отождествляем с уровнем сновидений, для него реальна.
Потому-то индусы (непосвященные, конечно) говорят, что карма добра и вознаграждает реального человека во сне, а ложную личность — в физической жизни.
В. Какова разница между этими двумя (в «кармическом» плане)?
О. Физический (животный) человек не более ответствен за свои поступки, чем собака или мышь. Ибо телесная форма полностью исчезает после смерти тела. Только реальной сущности, породившей собственную тень или низшую мыслящую личность и руководившей, как марионеткой, действиями своего физического автомата на протяжении всей его жизни, придется страдать вместе со своим верным слугой и «вторым я» в следующем воплощении.
В. Но оба Манаса — высший и низший — суть одно целое, не так ли?
О. Да, это так, но в то же время — не так; и в этом кроется великая тайна. Высший Манас (или Эго) божествен по своей сути и потому всегда чист, никакая грязь к нему не пристает, и сам он, следовательно, не может нести никакого наказания, тем более что лично он ни в чем не повинен и не несет ответственности за преднамеренные действия низшего эго. Но, уже в силу того факта, что, несмотря на двойственность и отделенность высшего от низшего в течение жизни, «отец и сын» едины, и из-за того, что, воссоединяясь с породившим ее эго, низшая душа тянет за собой и тем самым привязывает к нему все свои поступки — как добрые, так и дурные, им приходится страдать обоим; и Высшее Эго, хотя и безвинное и непорочное само по себе, вынуждено нести тяжесть наказания вместе с низшей Сущностью за все совершенные последней провинности и преступления в их будущих совместных воплощениях. Вся доктрина искупления зиждется на этом древнем эзотерическом догмате, поскольку Высшее Эго есть прототип[1] того, что является типом здесь на земле, а именно — личности. Тот, кто понимает, усмотрит в этом древнюю ведическую историю Вишвакармана, вновь и вновь демонстрируемую на практике. Вишвакарман, всевидящий Бог-Отец, невообразимый для смертных, окончил жизнь — как сын Бхуваны, святой Дух, — принеся себя в жертву самому себе, чтобы спасти миры. В индийской философии «Высшее Эго» носит мистическое имя Кшетраджна, или «воплощенный Дух», т.е. то, что знает или одушевляет Кшетру, «тело». Проследите этимологию этого имени, и вы обнаружите в нем слово аджа, «перворожденный», а также «агнец». Все это весьма поучительно, и можно исписать целые тома о дородовом и послеродовом развитии типа и прототипа[1] — Христа-Кшетраджны, «Бога-Человека», Перворожденного, символом которого служит «агнец». «Тайная Доктрина» свидетельствует, что Манаса-путры или перерождающиеся Эго сознательно и добровольно возложили на себя тяжесть всех будущих грехов своих будущих личностей.
Поэтому нетрудно догадаться, что в нас живет не просто мистер А., или мистер Б., или какая-либо другая личность, периодически обволакивающая жертвующее собою Эго, которое и является подлинным страдальцем, но Сам безвинный Христос. Потому-то индусский мистик говорит, что Вечная Сущность, или Эго (единое в трех лицах и трое в одном) — это «колесничий», или возница, личности — его временные и преходящие пассажиры, а кони — животные страсти человека. И, следовательно, правильно говорят, что, если мы остаемся, глухи к голосу нашей совести, мы тем самым распинаем живущего в нас Христоса. Вернемся, однако, к нашим снам.
В. Являются ли так называемые пророческие сны признаком того, что видящий их человек обладает сильными способностями к ясновидению?
О. О человеке, который видит подлинно пророческие сны, можно сказать, что его физический мозг и память ближе и созвучнее своему «Высшему Эго», нежели у большинства людей. Эго-Сущность имеет больше возможностей воздействовать на физическую оболочку и вкладывать важную информацию в память таких людей, в сравнении с прочими, менее одаренными людьми. Не забывайте, что единственный Бог, с которым может контактировать человек, это его собственный Бог, именуемый Духом, Душой и Разумом (или Сознанием), и все эти трое — едины.
Однако это только сорняки, которые следует уничтожить, чтобы растение могло благополучно расти. Мы должны умереть, говорит Св. Павел, чтобы мы могли жить снова. Только через собственное разрушение мы можем прийти к совершенству, а все три силы — созидающая, поддерживающая и разрушающая — суть только разные аспекты божьей искры, скрытой в человеке.
В. Видят ли сны Адепты?
О. Ни один истинный Адепт не видит снов. Ведь Адепт — это тот, кто подчинил себе четыре своих низших принципа, включая тело, и потому тело Адепта уже не может действовать бесконтрольно и автоматически. Адепт просто парализует свою низшую сущность на время сна и становится полностью свободным. Сон, как мы уже объяснили, — это иллюзия. Так можно ли сказать, что Адепт спит, когда он просто освобождается от всяческих иллюзий? Во сне он просто живет на другом, более реальном уровне.
В. Есть ли люди, которые никогда не видят снов?
О. Насколько мне известно, таких людей в мире нет. Все видят сны — более или менее яркие, только большинство людей забывают о том, что им снилось, вскоре после пробуждения. Это зависит от степени восприимчивости нервных узлов мозга. Люди недуховные и те, кто почти не использует силу своего воображения, или же те, кто за день был сильно утомлен физическим трудом — так, что нервные узлы в период отдыха не могут работать даже механически, — редко видят связные, тематические сны или же не видят их вовсе.
В. Что отличает сны человека от снов животного?
О. Разумеется, состояние сна свойственно не только всем людям, но и всем животным — от высших млекопитающих до самых маленьких птиц и даже насекомых. Каждое существо, наделенное физическим мозгом или аналогичным ему органом, должно видеть сны. Каждое животное, большое или малое, наделено, в той или иной степени, физическими чувствами, и хотя эти чувства притупляются во время сна, память все равно продолжает, так сказать, механически действовать, воспроизводя прошлые ощущения.
Мы все прекрасно знаем, что собаки, кони и другие домашние животные видят сны, но то же самое можно сказать и о канарейках, только их сны носят, как мне кажется, чисто физиологический характер. Работа засыпающего мозга подобна последним тающим уголькам затухающего костра, с их судорожным трепетом и редкими вспышками пламени. Сны — это не «интермедии, сочиненные фантазией», как говорит Драйден[1], ибо подобное определение может быть отнесено только к физиологическим снам, спровоцированным несварением желудка либо какой-нибудь идеей или событием, отложившимся в памяти мозга в период его активных действий в часы бодрствования.
В. Не могли бы вы, в таком случае, описать процесс погружения в сон?
О. Его отчасти объясняет физиология. Оккультизм же говорит, что засыпание есть периодическое и регулярное истощение нервных центров, в особенности нервных узлов мозга, когда они отказываются действовать далее на нашем уровне, и если они желают вновь восстановить работоспособность, то им необходимо набраться новых сил на другом уровне (или в другой упадхи).
Сначала наступает свапна, или состояние сна, за которым следует сушупти. Следует помнить, что наши чувства имеют двойственную природу и действуют в соответствии с тем уровнем сознания, на котором пребывает мыслящее существо. Физический сон открывает наиболее широкие возможности для действий на различных уровнях, но в то же время сон — это необходимость, поскольку чувствам время от времени требуется восстановление, дающее право на очередной срок пребывания в джаг-рате или состоянии бодрствования, по выходе из свапны и сушупти. Согласно раджа-йоге, наивысшим состоянием является турия. Когда человек истощает свои силы в одном состоянии, его сущность стремится перейти в другое; как, например, в тех случаях, когда, изнуренные зноем, мы ищем восстановления сил в глотке прохладной воды. Точно так же сон служит нам чем-то вроде тенистой дубравы в опаленной солнцем долине жизни. Сон — это знак того, что жизнь в состоянии бодрствования стала слишком тяжелой для физического организма и что силу направленного на него жизненного потока следует на время уменьшить, направив организм в состояние сна. Найдите хорошего ясновидящего и попросите его описать ауру человека, чьи силы только что освежены сном, и человека, готовящегося ко сну. Первого он увидит в окружении ритмичных вибраций мощных жизненных потоков — этих электрических волн Жизни, золотых, голубых и розовых. Последний же, предстанет перед ясновидящим, окруженным туманом насыщенного золотисто-оранжевого оттенка, состоящим из судорожно вращающихся с невероятной скоростью атомов, свидетельствующих о том, что человек чересчур сильно пропитался Жизнью, его физические органы уже с огромным трудом выдерживают напор жизненной субстанции и требуют отдохновения на теневой ее стороне. А эта, теневая сторона, как раз и является элементом сна или же просто хорошо известным нам физическим сном — одним из состояний сознания.
В. Но что же такое сон?
О. Зависит от того, какой смысл, вкладывается в это понятие. Вы можете мечтать и видеть видения — как во сне, так и наяву. Если усилием воли собрать астральный свет в какой-нибудь чашке или металлическом сосуде и сосредоточить напряженный взгляд на какой-либо его точке, то можно увидеть видение, или «сон» наяву, если, конечно, всматривающийся обладает хоть какой-нибудь восприимчивостью.
Отражения в астральном свете гораздо лучше видны с закрытыми глазами, а еще лучше — во сне. Из очевидного состояния видения переходят в состояние прозрачности, а из нормального органического сознания возвышаются до сознания трансцендентального.
В. Каковы основные причины, заставляющие человека видеть сны?
О. Как мы знаем, существует много различных типов снов. Оставляя в стороне «сны от несварения», мы можем назвать сны мозга и сны памяти, механические и осознанные видения. Сны предчувствия и предостережения требуют активного сотрудничества с внутренним эго. Они также нередко являются результатом сознательного и бессознательного взаимодействия мозговых импульсов двух живых людей или же их эго.
В. Что же представляют собою эти сны?
О. Физический мозг личностного эго, вместилище памяти, подобно угасающему огню, излучает и разбрасывает вокруг искры. Память спящего, подобна семиструнной эоловой арфе, а состояние его разума, можно сравнить с ветром, обдувающим ее струны. Каждая из струн арфы реагирует на одно из семи состояний ментальной деятельности, в которых человек пребывал перед тем, как уснуть. И если это был легкий бриз, то арфа его едва почувствует, а если это был ураган, то и вибрации будут обладать пропорциональной ему мощностью. Если личностное эго контактирует с высшими принципами и покровы высших уровней отодвинуты в сторону, то все в порядке, если же оно, напротив, материалистично и в нем доминирует животная природа, то снов, скорее всего, не будет; или если память случайно уловит дыхание «ветра» с вышестоящего уровня, но не вследствие прямого воздействия духовного эго, а через посредство сенсорных нервных узлов мозжечка, то сон будет состоять из картин и звуков, настолько искаженных и негармоничных, что даже видения дэвакхана покажутся в нем ночным кошмаром или гротескной карикатурой. Таким образом, ответить на вопрос: «Что представляют собою эти сны?» совсем непросто, поскольку все зависит от того, какой принцип является основной движущей силой сновидения в каждом конкретном случае, для каждого конкретного человека и насколько хорошо сновидение запомнится.
В. Является ли кажущаяся объективность сна действительно объективной, или же на самом деле сны субъективны?
О. Если мы признаем эту объективность кажущейся, то она, конечно же, субъективна. Здесь скорее, следовало бы спросить: для кого и какие именно приснившиеся картины и изображения являются объективными или учит, что физический человек только один, но мыслящий человек, семеричен, потому субъективными? Для физического человека, спящего, все, что он видит с закрытыми глазами — собственным разумом и благодаря действию того же разума, — конечно, субъективно. Но для Видящего, заключенного внутри физического спящего, — в силу того, что этот Видящий сам субъективен для наших материальных чувств, — все, что он видит, так же объективно, как и он сам, для себя и для других, себе подобных. Материалисты, возможно, посмеются над этим и скажут, что мы сделали из одного человека, целую семью существ, однако это не так. Оккультизм что думает, действует, чувствует и живет в семи различных состояниях бытия или на семи уровнях сознания, и для каждого из этих состояний и уровней у неизменного эго (но не у ложной личности) есть свой собственный набор чувств.
В. Можно ли распознать эти различные чувства?
О. Только если вы — адепт или хорошо подготовленный чела, коему хорошо знакомы эти различные состояния. Науки, такие, как биология, физиология и даже психология (школы Модсли[1], Бейна и Герберта Спенсера) вовсе не затрагивают эту тему. Наука говорит нам о феноменах воли, ощущения, интеллекта и инстинкта и утверждает, что все они производятся нервными центрами, самым главным из которых является наш мозг. Она также, рассказывает нам о специфических посредниках или субстанциях, которые служат проводниками для этих феноменов — как, например, сосудистые или волокнистые ткани, — и объясняет их взаимосвязь между собой, разделяя нервные центры на двигательные (моторные), сенсорные и симпатические; но до сих пор не проронила ни единого слова относительно неразгаданной посреднической роли самого интеллекта, или разума, и его функций.
Часто бывает так, что во сне мы начинаем осознавать, что все происходящее с нами в настоящий момент — это сон; и данный факт является лучшим доказательством того, что на уровне мышления человек является составным существом, причем эго (или мыслящий человек) не только является Протеем — многообразным и постоянно изменяющимся существом, — но способно также, так сказать, разделять себя на уровне разума или сна на два существа или даже более, чем два, а на уровне иллюзии, преследующей нас до самого порога нирваны, эго подобно Эйн Софу, беседующему с Эйн Софом (т.е. ведущему диалог с самим собой, где он говорит сам, себе и о себе).
Это тайна непостижимого Божества, упоминаемая в «Зогаре» и в индусских философиях, а также в каббале, пуранах, ведантистской метафизике и даже в так называемом христианском таинстве Божества и Троицы. Человек есть микрокосм макрокосма; бог на земле создан по образу бога в природе. Только универсальное сознание реального эго в миллион раз превосходит самосознание личностного, или ложного эго.
В. Является ли то, что обычно называют «бессознательной мозговой деятельностью», механическим процессом, протекающим в физическом мозге, или же это осознанные действия эго, лишь результаты которых воспринимаются обычным сознанием?
О. Последняя гипотеза верна. Посудите сами: можно ли в состоянии бодрствования вспомнить о том, что происходило, пока мозг работал бессознательно? Здесь было бы явное противоречие.
В. Отчего случается так, что люди, никогда в жизни не видевшие гор, часто отчетливо видят их во сне и впоследствии даже способны описать их?
О. Скорее всего оттого, что они видели изображения гор; в противном случае необходимо признать, что есть кто-то или что-то в нас, что видело горы раньше.
В. Отчего бывают сны, в которых спящему кажется, будто он пытается до чего-то дотянуться, но это ему никак не удается?
О. Это происходит оттого, что физическая сущность и ее память не имеют возможности узнать, что делает реальное эго. Спящий улавливает лишь мимолетные проблески того, что оно делает, но не в состоянии составить из них целостную картину; именно из этих проблесков складываются так называемые сновидения физического человека. Горячечный больной, выйдя из бредового состояния, сохраняет в памяти такие же воспоминания о сиделке, ухаживавшей за ним и лечившей его во время болезни, как и физический человек о своем реальном эго после пробуждения. Эго действует одинаково осознанно как внутри, так и вне физического человека, точно так же как сиделка может ухаживать за больным, лечить его или заниматься другими делами. Но ни больной, после того как поднимется с одра болезни, ни спящий после пробуждения не в состоянии вспомнить что-либо о пережитом, за исключением отдельных обрывков и мимолетных впечатлений.
В. Чем сон отличается от смерти?
О. Между ними, конечно же, существует аналогия, но также и огромная разница. Во сне сохраняется, пусть даже ослабленная, связь между высшим и низшим разумом человека, и лучи первого, пусть даже в значительной мере искаженные, продолжают отражаться в последнем. Но когда физическое тело умирает, тело иллюзии, майяви-рупа, становится кама-рупой или животной душой, оставляемой на произвол судьбы. Таким образом, между призраком и человеком существует такая же разница, как между грубым, материальным, полуживотным, но трезвым человеком и человеком настолько пьяным, что он уже не в состоянии различать даже крупные предметы, его окружающие; как между человеком, запертым в абсолютно темной комнате, и находящимся в комнате, освещенной, пусть даже очень тусклым, но все же каким-то светом.
Низшие принципы подобны диким животным, а высший Манас — это разумный человек, который приручает и смиряет их с большим или меньшим успехом. Но как только животное освобождается от власти хозяина — в тот самый момент, когда оно перестает видеть его и слышать его голос, — оно устремляется обратно в лес, в свое древнее логово. Однако если животному необходимо какое-то время для того, чтобы вернуться в свое первоначальное, естественное состояние, то низшие принципы (или «призрак») возвращаются в него мгновенно: как только высшая Триада входит в дэвакхан, низшая триада снова становится тем, чем она была с самого начала — принципом, наделенным чисто животными инстинктами, и потому происшедшая с нею великая перемена ее даже радует.
В. Каково состояние лингашариры (или пластического состояния) во время сна?
О. Пластическая форма погружается в сон вместе с телом, если только она не активизируется какой-нибудь мощной идеей, исходящей из высшего Манаса. Во сне она не играет никакой активной роли, но, напротив, остается полностью пассивной — невольным полусонным свидетелем переживаний, испытываемых в это время высшими принципами.
В. При каких обстоятельствах появляются так называемые «предсмертные призраки»?
О. Иногда они бывают следствием болезни или тяжких страданий того, кто их видит, или же того, кого видят; возможность здесь обоюдная. Больной, особенно смертельно больной, часто видит во сне или в видениях тех, кого он любит и о ком постоянно думает. То же самое возможно и с бодрствующим человеком, если он напряженно думает о человеке, который в это время спит.
В. Может ли волшебник вызывать такое спящее существо и общаться с ним?
О. В черной магии вызывание «духа» спящего человека довольно распространенная практика. Вызвав его, колдун может выведать у привидения какие угодно секреты, а спящий так и не будет ничего знать о происшедшем. То, что является при данных обстоятельствах, есть майяви-рупа, но всегда существует опасность, что память спящего сохранит воспоминания об этом происшествии как об очень ярком и живом сновидении. Если же колдун будет находиться где-то поблизости, то он может вызвать не только майяви-рупу, но и двойника, или лингашариру.
Правда, двойник не может говорить или еще каким-то образом передавать информацию, но зато подобное насильственное разделение способно убить спящего. Многие случаи смерти во сне объясняются именно этой причиной, однако это до сих пор не сделало мир ни на йоту мудрее.
В. Может ли существовать какая-то связь между спящим и существами, находящимися в «кама-локе»?
О. Столкновение с существом из кама-локи может обернуться для спящего кошмаром или же опасностью оказаться «одержимым призраком», которого что-то привлекло. И если спящий — медиум или же просто привел себя в слишком пассивное состояние во время бодрствования, то даже Высшей Сущности не удастся его защитить. Вот почему медиумическое состояние пассивности так опасно: из-за него Высшая Сущность становится на некоторое время неспособной помочь или хотя бы предостеречь спящего или погруженного в транс человека. Пассивность парализует связь между низшими и высшими принципами. Крайне редко можно встретить примеры, когда медиум, по собственной воле погружаясь в пассивное состояние, с тем чтобы обрести способность общаться с каким-нибудь вышестоящим разумом или каким-нибудь внеземным (а не развоплощенным) духом, сохраняет при этом, в достаточной степени, собственную волю, чтобы не прерывать полностью связь с Высшей Сущностью.
В. Может ли спящий «вступить в контакт» с существом из дэвакхана?
О. Сон (сновидения или видения) и состояние транса — это единственные возможные способы вступить в контакт с дэвакхани. Ни один дэвакхани не спустится на наш уровень, так что нам самим (вернее, нашей внутренней Сущности) приходится восходить к ним.
В. В каком состоянии пребывает разум пьяного, когда он спит?
О. Это не настоящий сон, а тяжелое забытье; не физический отдых, но состояние даже худшее, чем бессонница, приближающее смерть пьяницы. Во время этого оцепенения, как и в состоянии бодрствования, в опьяненном мозге все кружится и переворачивается, рождая в воображении жуткие и гротескные непрестанно сменяющиеся формы.
В. Какова причина кошмаров, и почему людям, страдающим прогрессирующим туберкулезом, напротив, часто снятся приятные сны?
О. Причина первых — чисто физиологическая. Кошмар возникает по причине затрудненности и сдавленности дыхания (любое затруднение дыхания всегда вызывает ощущение тревоги и надвигающейся катастрофы). Во втором случае сны становятся приятными потому, что умирающий от чахотки больной с каждым днем все больше отделяется от своего физического тела, из-за чего у него постепенно развивается ясновидение. По мере приближения смерти тело становится все более слабым и перестает служить барьером, отделяющим мозг физического человека от его Высшей Сущности.
В. Полезно ли развивать в себе способность видеть сны?
О. Развивая в себе способность видеть сны, мы можем способствовать развитию ясновидения.
В. Можно ли каким-то образом истолковывать сны, например, с помощью сонников?
О. Тут могут помочь только способности к ясновидению и духовная интуиция «истолкователя». Ни одно спящее эго не похоже в точности на другое, как и наши физические тела. И если все во вселенной имеет семь ключей к своему символизму на физическом уровне, то, сколько таких ключей, может быть на уровнях вышестоящих?
В. Можно ли каким-либо образом классифицировать сны?
0. Мы можем, с известной степенью произвольности, разделить сны на семь классов, в каждом из которых, тоже можно выделить более конкретные разновидности. Вот эти семь классов:
1. Пророческие сны. Их внедряет в нашу память Высшая Сущность, и потому они, как правило, просты и понятны: это либо голос, который слышит спящий, события, либо, видение предстоящего
2. Аллегорические сны, или смутные обрывки реальности, воспринятые мозгом, но искаженные нашей фантазией. Эти сны, как правило, правдивы лишь отчасти.
3. Сны, насылаемые адептами - добрыми или злыми, гипнотизерами или же мыслями очень сильных умов, стремящихся заставить нас исполнить их волю.
3. Ретроспективные — сны о событиях, имевших место в прошлых воплощениях.
4. Сны-предупреждения — для тех, кто сам не в состоянии заметить предстоящую опасность.
5. Беспорядочные сны (их причины уже обсуждались выше).
6. Сны, представляющие собой обыкновенные фантазии и хаотический набор образов; случаются вследствие несварения, беспокойного состояния ума и других причин, вызванных внешними раздражителями.
Примечания