Крыжановская Вера Ивановна
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Из Писем Е.И.Рерих
23.08.1937 Елена Рерих Рихарду Рудзитису
Книги Сент-Ив д'Альвейдера, книги Шюре – яркие примеры медиумистического творчества, и базироваться на них НЕВОЗМОЖНО. Они полны самых нелепых заблуждений. Прочтите биографию Сент-Ив д'Альвейдера, и многое станет понятным. Могу сказать, что даже книги Крыжановской иногда ближе к истине и менее вредны, ибо не имеют того авторитета; их читают как романы.
Мы не против того, чтобы читались книги Крыжановской, Сент-Ив д'Альвейдера и Шюре и вообще сочинения такого порядка.
Многим сознаниям, чтобы загореться, нужна увлекающая их фантастичность. Ничего умаляющего о таких сознаниях сказать нельзя, ибо они не могут удовлетвориться серою обыденностью и инстинктивно чуют, что где-то существует иная прекрасная действительность, потому тянутся ко всему необычному. И они правы, ибо существует действительность, которая превышает человеческое воображение, но она настолько удалена от наших ограниченных земных представлений, что никакая фантазия не может вместить её. Но в поисках необычности и фантастичности мы не должны сходить с точки равновесия рассудка и сердца, мы должны сначала утвердиться на прочной основе истинной красоты. Но горе в том, что большинство ещё понимают красоту в пышности, в сусальности и в ужасающей пошлости и убогости мысли. Образец такой вредной фантазии являют описания сцен Посвящения и встреч и бесед с Махатмами в книге Ледбитера Путь к Учителям. В этой книге есть и прекрасные места, заимствованные им от Е.П.Блаватской и из тибетского Ламрина, но его собственное творчество – просто кощунственно.
Истинно, Крыжановская в своём описании Махатм была ближе к истине. Описания Ледбитера ещё тем вредны, что им приписывают непогрешимость Адепта.