Напутствие бессмертным. КАРМА

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


КАРМА

[Приложение к статье «Фрагменты оккультной истины»)

Один из уважаемых членов нашего Общества, Н.Д.К., спрашивает в связи с доктриной, изложенной в одном из «Фрагментов оккультной истины»: «Какая карма побуждает высшее Эго к следующему рождению после исчезновения крайне развращенной личности ?»

Для начала уместно повторить то, что уже гово­рилось много раз, а именно, что «Фрагменты», являясь отрывочными и неполными, неизбежно будут казаться трудными и даже явно противоречивыми до тех пор, пока вся доктрина о посмертном состоянии Эго не будет полностью изучена.

Но ученикам, обладающим развитой интуицией, вполне достаточно уже имеющихся философских от­кровений; наиболее продвинутые из них сами до­мыслят многие детали, особенно, если они ведут образ жизни, способствующий раскрытию их духов­ного зрения. Лишь некоторые «Фрагменты» можно опубликовывать в расчете на то, что они будут вос­приняты случайными читателями так же правильно, как и оккультистами. Существуют секреты посвяще­ния, разглашение которых вызовет ужасное смятение во многих умах, если, конечно, не разъяснить всю доктрину; а этого не согласится сделать ни один адепт или посвященный неофит. Но все-таки выше­упомянутый вопрос уже достаточно хорошо освещен, поэтому нет необходимости продолжать умалчивать о подробностях.

Читателям «Буддийского катехизиса» полковника Олькотта следует вспомнить приглашающие к раз­мышлению строки (с. 54–55):

Каждая воплощающаяся личность отличается от той, что была в прошлой и будет в следующей жизни. Кар­ма, deux ex machina, маскируется (или, лучше сказать, отражается) в личности то святого, то ремесленника и так далее на протяжении всей череды рождений. Но несмотря на смену личностей, единая нить жизни, на которую они нанизываются, как бусинки, идет не пре­рываясь...

Рядом с этой цитатой можно поместить следую­щую выдержку из № 1 «Фрагментов оккультной ис­тины»:

Без сомнения, настанет время, когда Эго, подняв­шись на много ступеней выше по эволюционной лест­нице, восстановит память о прошлых стадиях своего су­ществования...

Если вопрошатель уловит истинный смысл этих двух цитат, то получит ключ к правильному пони­манию вопроса о том, какая карма принуждает выс­шее Эго к следующему рождению, если даже оно исчезает у крайне развращенной личности вместе с душой, ответственной за карму. Из этих отрывков явствует, что индивидуальность, или духовная мона­да, является нитью, на которую нанизываются раз­нообразные личности. Каждая личность оставляет свои собственные, высоко духовные «оттиски» на бо­жественном Эго, сознание которого возвращается на определенном этапе его развития даже у крайне по­рочной души, которая в конце обречена на уничто­жение. Причина тому станет самоочевидной, если поразмыслить над тем, что нет такой человеческой души, какой бы преступной и лишенной проблесков духовности она ни была, которая рождалась бы со­вершенно испорченной, и что ту или иную карму греховная человеческая личность нарабатывает в молодые годы и именно эта карма сохраняется и составляет основу предстоящей. Чтобы пояснить нашу мысль, представим, что А становится взрослым и начинает жить полнокровной жизнью. Ни один че­ловек, какими бы ни были его наклонности, не становится безнравственным сразу. У него всегда есть время для развития кармы. Давайте также предполо­жим, что в возрасте 18 или 20 лет А начинает пре­даваться пороку и, таким образом, утрачивает еле на­меченную связь со своим высшим принципом. В 30 или, скажем, 40 лет он умирает. Итак, личность А в промежутке от 15 до 20 лет настолько отличается от таковой в возрасте от 20 до 30 лет, что создается впечатление, что это совершенно разные люди. Даже психологи подразделяют психожизнь человека на се­милетние периоды и доказывают, что каждые семь лет в нас меняются все до последнего атомы. То же происходит и с внутренним человеком. Пятый прин­цип чувственного, крайне развращенного субъекта может и должен исчезнуть, тогда как карма его юности, хотя недостаточно сильная и оформленная, чтобы обеспечить ему блаженство дэвакхана и соеди­нение с высшим принципом, уже обозначилась на­столько, чтобы позволить монаде ухватиться за нее в следующем воплощении.

Жизнь состоит из множества эпизодов, и обстоя­тельства могут помешать личности получить сполна от кармы все хорошее или плохое, что она ему пред­начертала. Но Закон Воздаяния никогда не позволяет слепой случайности перехитрить себя. Принимают­ся соответствующие меры, чтобы события, не реали­зовавшиеся в данной жизни, совершились в другом воплощении. Та часть общей суммы, которая не может быть подсчитана в одной колонке, переносится в следующую. Во «Фрагментах» было приведено очень удачное сравнение множества жизней индиви­дуальной монады со страницами огромной учетной книги – Книги Жизни или – Жизней.

Затем на основе впечатлений, почерпнутых из кармы юности, развивается новая личность. Наши друзья-ботаники, возможно, знают, что взрослое растение из рода кротон[1] в период засыхания или гибели выращивает из себя своего преемника. При­рода движется вперед, и каждая ее новая попытка всегда успешнее предыдущей. Это обновление про­исходит за счет потенциала, скрытого в самой жиз­ни. Также, невзирая на эволюционную непригод­ность полностью развращенной личности, которой грозит расторжение с духовной монадой и погруже­ние в восьмую сферу, где ей уготовано уничтоже­ние, все же впечатления, переданные высшему Эго предыдущими личностями, обладают достаточной силой для сотворения нового физического Эго, как и у растения кротон. В этих колонках рассматрива­лась связь духовной монады с чередой физических Эго, с которыми она временно соединялась в зем­ных существованиях некоего человека. Если этот че­ловек попробует воскресить в памяти свою ежеднев­ную работу, то окажется, что те дни, которые он не наполнил ничем важным и провел в праздности, не оставили следа в его сознании и превратились в бе­лый лист. Эти дни были преданы забвению. Аналогичным образом, по окончании долгого странствия Эго восстанавливает самосознание только тех лично­стей, которые оставили достаточно сильный духов­ный, следовательно, неизгладимый отпечаток на монаде, а память о сознательных действиях конкрет­ной развращенной личности, отправляющейся в восьмую сферу, будет полностью стерта.

Тогда напрашивается вопрос: что заставляет чело­века быть хорошим и чистым, если его духовная монада все равно вынуждена прогрессировать? Это попутная, но очень важная проблема, обсуждение которой преждевременно, по крайней мере на дан­ной стадии работы нашего журнала.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно