Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. Возражения
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Возражения
Не только М.Боткин, но и большинство членов Академии искали случая, чтобы обругать «Мир Искусства». Из-за этой ненависти разошелся я с Собко и попал в подозрение у Стасова. Занятно было выслушивать различные мнения на наших выставках. Помню, как Президент Академии Наук в[еликий] князь Константин Константинович поносил выставку за «декадентство». Почему-то он обрушился на безобидный этюд Браза: «Зачем фонарь кривой?» Пришлось пояснить: «Вероятно, сломался». Ответ сильно не понравился. Управляющий Русским Музеем в[еликий] князь Георгий Михайлович однажды начал ругать выставку в более чем сильных выражениях, не годных для печати. Как председателю Общества мне пришлось терпеливо выслушивать этот грубый поток. Наконец, заметив мое демонстративное молчание, в[еликий] князь счел нужным смягчить положение: «Простите меня, я говорю, как солдат». — «И притом имеете полную возможность».
В[еликий] князь Владимир один раз при всех брякнул такое словечко, что можно было вспомнить Горького в «Страсти-мордасти»: «От моего словечка потухнет свечка». Когда был выставлен мой «Половецкий стан», который в Третьяковке, государыня Александра Федоровна, вопреки обычному своему молчанию, ополчилась против дымов половецких: «Зачем грязь на небе!» Государь должен был пояснять, что это дым.
Иногда даже М. Боткин вступался за искусство. Заметив, что в[еликий] князь Михаил Александрович не обращает внимания на картины, он спросил: «Видимо, Вашему Высочеству не нравятся картины?» Михаил Александрович засмеялся: «Никакого толка в живописи не понимаю, вот в автомобилях — это другое дело». Царедворец Боткин не выдержал: «А между тем по званию своему, Вы, Ваше Императорское Высочество, во всем должны толк понимать». Много чего наслышался выставочный зал Поощрения. Всегда находила доброе слово принцесса Евгения Максимилиановна. Умел сказать в[еликий] князь Петр Николаевич не только за себя, но и за брата своего. А сдерживать в[еликого] князя Николая было нелегко.
Далекими кажутся, как во сне, всякие нападки на «Мир Искусства». Но в свое время каждое резкое суждение могло иметь разрушительные последствия. Не то же ли самое было и с группой Крамского? Или с А.Ивановым? Со всеми, кто пытался сказать новое слово. Как ругали Горького, Андреева! А Тургенева! А Лермонтова! А Пушкина — самого Пушкина!
|
Публикуется впервые |