Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. Посевы

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Посевы

При лесонасаждении знает ли кто-нибудь, которое дерев­цо примется лучше прочих и которое первое пропадет? При посевах никто не решит, которое поле будет наилучшим, — слишком много привходящих обстоятельств. Даже самый опытный садовник не может поручиться, которое именно рас­тение даст лучшие цветы. Опытный сеятель и не огорчается тем, что он не знает всех следствий своего труда. Так же и во всех культурных работах не можем мы знать, где именно окажутся наиболее прочные ростки. Более того, мы даже не в состоянии предугадать, которая именно перемена или которое распадение послужит для зарождения новых полезных ветвей.

Помню, как А.А. Голенищев-Кутузов говорил нам, что он хочет, чтобы коллекция его не поступала целиком в один какой-либо музей: «Пусть она опять широко разойдется и даст ту же радость, как и мне, многим новым собирателям». Так мог говорить не только истинный любитель искусства, но и поэт. Он-то знал радость собирания и любования творчест­вом. Знал, что эта радость особенно звучит, когда она проис­ходит не только в официальном музее, но именно дома, наедине, когда рождается настоящее любование, а за ним и любовь к творчеству. Поэт как бы чувствовал, что творения имеют свою судьбу. Одни из них роком пригвождаются на­долго к одному месту, но другие, как странники, долго ходят по миру, давая радость в самых неожиданных местах.

И не знаем мы, которая радость больше, не можем изме­рить, где именно художественное произведение нарождает на­ибольшие последствия. Может быть, наиболее ценное молодое сердце будет вдохновлено именно в домашнем окружении. А сколько рутинных безобразных обстановок будет скрашено лучом истинного искусства! Каждый знает, как нередко ка­кое-то распадение служило импульсом для нарождения чего-то большего и более многочисленного. Говорится: «Не бывать бы счастью, да несчастье помогло». Народ предвидел, через какие нежданные врата входит новое строение.

Все в движении. Этим постоянным поверх человеческого разума движением создаются новые напряжения, в которых обостряются силы и опять-таки рождается новое творчество. Люди не знают, какие странствия произойдут для них самих. Тем более можно ли предвидеть пути вещей? Пусть все дви­жется в новых зарождениях.

 

 

 

Публикуется впервые

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно