Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. Для будущего

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Для будущего

Вспомним наугад несколько значительных, музейных ху­дожников: Мазо ди Банко, Траини, Алтичиеро, Стефано да Зевио, Микеле Джиамбоно, Питати, Бенедетто Диана, Эмпо-ли, Инджегно, Ланини, Лицинио, Мачциале, Мосетто, Моран-до, Герини, Буонокорсо, Ортолано, Орси, Ориоло, Пульцоне, Станциони — можно бы назвать еще многих, многих. Они бы­ли хорошими художниками. Некоторые из них занимали вы­дающиеся места. Были главами академий и мастерских. Но игра рока удивительна. Многие современники их опередили. Им пришлось не раз уступать свои произведения иным масте­рам. Только в веках кое-что было им возвращено, но и то частично.

Помним, как фреска пизанского Кампо Санто меняла ав­тора от Гоццоли к Нардо ди Чионе и от последнего к Траи­ни. Немало таких странствий совершили произведения. Даже и в совсем недавнее время чуть не о наших современниках спорят критики и не знают, кому приписать анонимные творения. А что же сказать о веках далеких, когда традицион­ные сходства школ еще более прикрывали индивидуальность? Как отличить даровитых учеников Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка от самих мастеров? Ластман, учитель Рембрандта, иногда трудно отличим от ранних работ своего великого уче­ника. Даже Брамер подчас напомнит Рембрандта. Затем, в свою очередь, Ян Викторе и безвременно погибший при взры­ве в Дельфте Фабрициус не раз бывали принимаемы за само­го Рембрандта. Посмотрите в словаре Вурцбаха на множество художников Нидерландов. Немало из них вообще не оставили картин или, вернее, были поглощены другими мастерами. Подписных картин сравнительно мало. Огромное количество анонимных картин дает широкое поле догадкам и всяким вре­менным определениям!

Существуют и синодики известных картин мастеров, мес­тонахождение которых неизвестно. Среди них можно видеть имена Тициана, Дюрера, Греко, Веласкеса... Может быть, они погибли в огне, может быть, уничтожены вандалами, ко­торых немало во всех веках и народах. Кое-что, может быть, еще скрывается на каких-то чердаках. Ведь постоянно нахо­дятся новые шедевры Вермера, Гольбейна, Рубенса и других лучших мастеров. Под великими именами часто скрываются неузнанные таланты, и, наоборот, великие произведения оста­ются неузнанными... «Это для будущего» (Софокл).

 

 

 

Публикуется впервые

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно