03.09.1935 Е.И.Рерих Р.Я.Рудзитису

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Р.Я.Рудзитису
  • Дата : 03.09.1935
  • Издание: МЦР, 2001

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису

3 сентября 1935 г.

Родной Рихард Яковлевич, получила Ваше сердечное письмо от 5 августа, также пришла на днях и прекрасно изданная брошюрка о Н.К. Сердечное Вам спасибо за все Ваши заботы и превосходную статью, обрисовывающую позднейшую деятельность Н.К. Также получили радостное известие на разрешение Издательства «Агни Йога» – это большая победа по нынешним временам. Так устремление духа и настойчивость побеждают препятствия. Приношу мою горячую признательность Карлу Ивановичу.

Теперь перехожу к Вашему письму. Ваше изложение правильно. Именно огонь пространства, будучи осознанным, превращается в психическую энергию. Так называемые принципы в нас (исключая физическое тело и астральный двойник, которые рассеиваются после смерти) есть лишь аспекты, или состояния нашего сознания. Именно все подразделения на дух, душу, манас высший или низший по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия. Потому для достижения Мира Огненного, или Мира Высшей Духовности, мы должны трансмутировать или сублимировать огни наших центров до их седьмого состояния. Так, Мир Огненный есть Мир сублимированных чувств или сознаний. Именно ни одно человеческое чувство не исчезает, но пребывает в Мире Огненном в своем утонченном состоянии, отвечая на высшие притяжения и вибрации. Весь Космос построен на семеричном основании, потому каждая энергия, каждое проявление заключает в себе свою семеричную шкалу напряжения и утончения.

Теперь о Матери Мира. Каждое понятие должно быть принято в разных аспектах. Каждый Космический Принцип или проявление имеют свои отражения или олицетворения на Земле. Так, Матерь Мира, рассматриваемая в Ее Космическом Аспекте, есть Мулапракрити, все в себе вмещающая, все в себе зарождающая. Но в земном отражении Она есть Великий Дух Женского Начала, Высокая Индивидуальность, духовные энергии которой участвовали при насыщении нашей планеты при зарождении на ней жизни, начиная от жизни растительного царства. Истинно, она есть Великая Матерь нашей планеты. За каждым проявлением, за каждым аспектом, за каждым символом стоит великая Индивидуальность. Так, каждая высокая Индивидуальность имеет своих Заместителей, или Персонификаторов, ближайших ей по Лучу, а иногда и сама проявляется в подобных воплощениях. Отсюда возникло и понятие Аватара. Так, высокий дух, воплощавшийся, скажем, как Изида, Истар и т.д., мог и не быть Духом Владычицы Мира, но он носил на себе Ее Луч и, конечно, в силу этого Образ Изиды слился в позднейших легендах с Образом Великой Матери Мира, закончившей свои земные воплощения еще во времена Атлантиды и положившей Основание Белому Братству. (Прилагаю Вам отдельно выдержки из «Сокровенной Доктрины» и страницы, написанные мною Евгению Александровичу Зильберсдорфу о Космическом аспекте Матери Мира.)

Да, о Матери Мира можно было бы написать грандиознейшую Поэму-Драму (еще более великую, нежели «Потерянный Рай»). Ибо, истинно, в основе и в судьбе нашей планеты лежит величайшая космическая драма. (Если почуете ее сердцем, если чувствознание подскажет Вам приблизительную истину, я открою ее Вам. Но прошу никому об этом не говорить. Намек даю только Вам.)

Да, очень тяжкое и напряженное время переживается нашей планетой. Участившиеся землетрясения очень отравили ближайшую к Земле атмосферу, и можно ожидать проявления новых безумств в человеческом сознании. Вот почему так важно проталкивать книги Живой Этики. Прекрасно, что Вы замечаете различные знамения. Их следовало бы записывать. (Должна сказать, что из всех Обществ мое любимое – это Рижское Общество, и я уверена, что именно оно особенно расцветет и принесет лучшие плоды.)

Также хочу сказать Вам, родной Рихард Яковлевич, что была глубоко тронута Вашим доверием в приоткрытой мне уголка Вашего чудесного сердца. Конечно, я не совсем с Вами согласна, что дар слова так уж необходим. Это недурное подспорье, но и только. Самое главное – это качество нашей ауры. Часто красноречивый оратор оставляет лишь мимолетное впечатление, если его аура была ничтожна духовным напряжением. А два-три слова, сказанные от сердца носителем светлой ауры, перерождают человека, прикоснувшегося к нему. Потому главное воздействие не в словах, но в качестве и напряженности нашего внутреннего огня. Одно присутствие такой огненной ауры в многочисленном и пестром собрании вносит свой умиротворяющий аккорд. Случается, что лектор как-то особенно зажег своих слушателей и относит это к себе, а на самом деле, может быть, в толпе слушателей находились одна или две напряженные и гармоничные ауры, которые и создали своими мощными вибрациями благоприятную атмосферу для восприятия. Учитель Н.К. Архип Иванович Куинджи был совершенно лишен дара слова, с трудом и с большими паузами мог связать несколько слов, но силою своего внутреннего огня этими несколькими словами производил огромное впечатление. Мощью его духа так шла эта обрывчатая речь, как бы тяжелые удары молота ваятеля высекали искры из каменных глыб.

Но мне думается, что затруднение это легко поддается внушению. Но, конечно, сильные и, главное, чистые гипнотизеры – явление довольно редкое. Хочу предложить Вам небольшое упражнение. Каждый вечер вслух произносить молитву сердца Владыке, стараясь произносить ее с возрастающим сердечным огнем. Пусть слова будут одни и те же, пока не будут выливаться совершенно свободно. В огненном единении может произойти и великое целение. Но, конечно (для Великого Владыки, также и для меня), самое ценное – это качество Вашей ауры и ее присутствие среди членов Общества. Кроме того, Вы тонкий писатель, а книга, конечно, дает несравненно больше, нежели лекция, ибо книгу мы читаем, когда сердце наше тянется к ней. (Потому не сетуйте на это ничтожное затруднение. Может быть, именно оно спасет Вас от многих и многих неприятностей. Может быть, благодаря этому Вы не говорите лишних слов, которые могли бы создать Вам врагов. Так все к лучшему.) И я не обладаю даром слова и еще совсем недавно очень жалела об этом. Но теперь отношусь благодушно, ибо убедилась, насколько красноречивые лекторы часто говорят о том, что совершенно не продумано ими, и увлекаются лишь построением своей речи. Нет, краснобаи не нужны, нужен внутренний огонь. (Потому на Ваше малое затруднение я смотрю, как на Вашу же защиту от лишних врагов.)

Посылаю Вам дар сердца, носите Его при себе. Покажите лишь тому, кому найдете возможным.

Скоро дам переписать Проэм к «Тайной Доктрине» и перешлю Вам.

Сейчас пришло письмо от Н.К., он прочел пересланную ему главу Вашей книги и просит меня передать Вам все самое сердечное, все самое прекрасное, что я и делаю с особою радостью. Прекрасный дар пусть закрепит это чувство. Пишу конфиденциально из-за ...[1] и ...[1] «Мир Огненный» был отпечатан в 600 экземплярах.

Сердцем и духом с Вами. Сердечный привет Вашей семье.

Е.Р.

Точно так же Матерь Вселенной, или проявленного Космоса, можно представить себе как одно из лиц Св. Троицы. Именно, нет такой религии, кроме позднейшего искаженного церковного Христианства, в которой бы Женское Начало не было бы включено в число Приматов Бытия. Так и у гностиков Дух Святый рассматривался как Женское Начало. В древнейших Учениях Проявленная Троица Отца, Матери и Сына рассматривается как эманация от Высшей, вечно сокрытой Причины, и последняя, в свою очередь, от Беспричинной Причины.

Эта Беспричинная Причина тоже есть Парабрахман Индусов. Но Парабрахман не есть личный Бог, но Он есть ТО ведантистов. Парабрахман есть просто Реальность, не имеющая себе второй, Абсолют или скорее беспредельное отвлеченное Пространство, включающее в себя потенциальное Пространство, называемое также Адити.

Именно первая дифференциация в периодических манифестациях вечной Природы, бесполой и беспредельной, есть Адити в «ТОМ», или потенциальное пространство внутри отвлеченного Пространства. В следующей своей манифестации оно является в виде Божественной беспорочной Матери Природы внутри всевмещающей абсолютной Беспредельности. Так, Пространство называется Матерью до его космической деятельности и Отцом-Матерью при первой стадии пробуждения.

Так сказано в древних Учениях: «От начала, прежде чем Матерь стала Отцом-Матерью, Огненный Дракон двигался в Беспредельности...»

Так и в Каббале Эйн Соф есть Пространство, Тьма, и из него, когда наступает время, проявляется Сефира – жизненное начало. Сефира, когда она проявляется как активная сила, принимает облик Создателя и становится мужским началом, следовательно, она андрогин. Она есть Отец-Матерь, или Адити Индусской Космогонии и «Тайной Доктрины». Так Тьма есть Отец-Мать, Свет есть их Сын. Тьма есть вечная утроба, в которой источник света появляется и исчезает.

Отец и Матерь – мужской и женский принципы в Корне Природы, или противоположные полярности во всех вещах на каждом плане Космоса. Дух и Субстанция, результатом которых является Сын.

Таким образом, когда Мать проявляется из своего недифференцированного состояния, она является беспорочной Девой, которая лишь осенена Вселенской Тайной (ТО), но не имеет зачатия. Отсюда и понятие беспорочного зачатия – Она выявляет из себя своего супруга, потому в восточных религиозных системах часто можно встретить определение, данное всем высшим Богам – «Супруг своей Матери» и «Сын Беспорочного зачатия». В каждой религиозной системе Боги сливали свои функции, как Отец, Сын и Супруг, в одно. В каждой Космогонии Сын рассматривался как «Супруг своей Матери». Титул египетского высшего Бога Амона – «Супруг своей Матери».

Когда Сын отделяется от Матери, он становится Отцом. Потому сказано: в мире Бытия Единая Точка или луч оплодотворяет Девственное Чрево Космоса, и непорочная Матерь дает рождение Форме, содержащей все формы. Индусский Праджапати (Брахма) именуется первым порождающим Мужским Началом и «Супругом своей Матери».

Привожу Вам описание Пралайи из книги «Станцы Дзиан», на основе которых написана «Тайная Доктрина».

«I. Предвечная Матерь-Рождающая, сокрытая в своих Покровах вечно-незримых, еще раз дремала в продолжение Семи Вечностей».

«Матерь-Рождающая, или Пространство, есть вечная всегдасущая Причина – Непостижимое Божество, чьи "Невидимые Покровы" являются мистическим Корнем всей Материи и Вселенной. Пространство есть то единое, вечное, которое нам легче всего представить незыблемым в его отвлеченности и вне влияния и зависимости от присутствия или отсутствия в нем объективной Вселенной. Оно вне измерения во всех смыслах и самосущно. Дух есть первая дифференциация от "ТОГО", Беспричинной Причины, как Духа, так и Материи. Как учит нас Эзотерический Катехизис, оно ни "безграничная Пустота", ни "условная полнота", но и то и другое. Оно было и всегда будет.

Так, "Покровы" означают нумен недифференцированной Космической Материи. Это не материя, как мы знаем ее, но духовная сущность материи, которая совечна и даже едина с Пространством в его отвлеченном смысле. Корень-Природа является также источником тончайших невидимых свойств в видимой материи. Это как бы Душа Единого и Бесконечного Духа. Индусы именуют это Мулапракрити и утверждают, что это есть Первозданная Субстанция, являющаяся основанием Упадхи, или Проводником каждого феномена – физического, психического или умственного. Это есть источник, из которого излучается Акаша».

Привела Вам беглые намеки, но из них ясно, какое значение и место уделялось Женскому Началу в древних Космогониях. Лишь глубокое невежество средневековья и его наследницы – современной церкви – могло изъять Женское Начало из всего построения Бытия. Истинно, в Естестве своем Мужское и Женское Начала Едины, и одно не имеет бытия без другого. Умаление одного есть умаление другого.

Итак, существует лишь единое Естество, единый Элемент, назовете ли Вы его Богом, или Духом, или Огнем, или ТО, или Парабрахманом, или Эйн Соф, или Пространством, или Абсолютом, и т.д. и т.д., который в потенциале своем заключает обе полярности, или является андрогином.

Теперь вопросы о духе и душе. Вопрос этот вследствие неполных объяснений является сложным и запутанным в оккультной литературе. Также и в разных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения по существу являются лишь различными качествами единой основной энергии, проявляющимися на разных планах и через разные центры и проводники. Так во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала – духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В Восточных Учениях эти три основные начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделением; последнее подразделение было принято и Великими Махатмами в «Тайной Доктрине». Так, высший, или основной синтетический, принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи (часто называемый Духовной Душой в отличие от человеческой-животной души), образуя таким образом Монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Эго. Далее следует пятый принцип, Манас – самоосознание или мыслитель (Высший Разум), и эти три принципа составляют высшую триаду или уже сознательное бессмертное Эго человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или душу, или, как говорят восточники, его низшее Эго. Так в Учении именно это высшее Эго, эта триада часто обозначается как Дух, или духовное начало, не имеющее самостоятельного непосредственного проявления на земле. Для проявления эта триада нуждается в четвертом принципе. Так, человеческая душа должна включать четвертый принцип, называемый Кама, через который проявляется ЖЕЛАНИЕ в двух аспектах – как Кама-Манас (ментальность, или низший ум, интеллект, или в буквальном переводе «ум желаний») и Кама-Рупа (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей). Это есть мыслитель в действии, и в связи с Манасом (высшим) и Буддхи он образует высшее тонкое тело, или духовную душу, духовно развитого человека. Так, Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим Высший Манас с Кама-Рупа, соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом, или же человеческой душой. Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом Кама-Манасом состоялся, то есть когда человек начинает получать запечатления от Высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком, и он начинает приближаться к бессмертию. Так, для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырех планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно именно в физическом теле соединить 4, 5 и 7-й принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные ее огнем, должны сгармонизироваться и вылиться в ее высшем качестве Высокой Психической Энергии.

На Востоке способ сообщения между низшим и высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по этой тропе низшее Эго в свою очередь также передает Высшему Эго все те впечатления и мысли, которые могут быть ассимилированы по природе своей с неумирающей нашей сущностью, таким образом тоже становясь бессмертными, или теми накоплениями, которые хранятся в чаше.

Таким образом, истинная Индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной душе, тогда как низшая душа – в его личности или в сменяющихся земных проявлениях, отсюда ясно, что душа есть понятие растущее и подлежащее изменению. Так, личное или низшее Эго, или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как Дух, или Высшее Эго, или истинная Индивидуальность, или Духовная Душа, являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципа.

Конечно, значение личности в развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь это проявление в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях дает нам возможность развить и утончить и сгармонизировать все наши энергии или принципы через деятельность наших нервных центров. Так, четвертый принцип играет огромную роль, ибо в нем заложено желание, этот стимул к жизни, который, успешно проходя через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества. Так будем ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить, что-то добавить в чашу накоплений, собирающую нам Амриту. Сравнительно не так трудно для развитого человека отличать духов с большими накоплениями. Так, богатая индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда как духов с малым багажом можно часто встретить среди узких специалистов. Дух с накопленной чашей легко понимает сущность вещей. Именно про них можно сказать, что они вкушают плоды деревьев, тогда как другие пересчитывают их листья, которые сменяются каждою осенью.

Человек приносит с собою в новое воплощение те накопления, которые можно определить в нем как характер или наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто зависят от наследственности, тоже являющейся кармическим следствием. Случается, что дух с большими накоплениями в силу кармы, даже не так личной, как групповой или даже целого народа, попадает в несоответствующие условия, то есть тело, полученное им, не отвечает размаху его духа, и тогда такое несоответствие выражается иногда в идиосинкразиях, которые ввергают окружающих в недоумение. Даже в детях можно замечать иногда странные явления, например, беспричинный крик или плач, все это можно объяснить несоответствием духа с полученной оболочкой. Ведь оболочка человека творится коллективными усилиями человечества и, конечно, при низком уровне большинства легко можно понять, как трудно высоким духам выявляться в уготованных им оболочках. Вот почему так важно всячески подымать общий уровень человечества, чтобы дать возможность высоким духам проявить себя в возможно полной мере. Конечно, это обстоятельство и делает таким трудным распознавание истинной ценности человека. Вот почему так нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего паспорта.

Да, конечно, закон кармы очень сложен, и нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его действия. Ведь в сущности говоря, ничего, кроме кармы, и не существует. Все Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причем последние в свою очередь становятся причинами последующих следствий, и так ad infinitum. Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить ее в других мирах. Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно