Пралайя
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
02.07.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 ...Также Вы знаете, что во время частичных пралай или обновлений планеты, или солнечной системы, Величайшие Существа (Лестница Иакова), коллективно представляющие Космический Разум и Творящее Начало, держат дозор и планируют будущий цикл жизни солнечной системы или же планеты, а затем Сами Они являются главными Исполнителями этих начертаний. ...Откуда же все легенды о Пантеоне Богов или Аватарах и Богочеловеках? Ведь Иерархическое Начало есть Космический закон, есть принцип ведущий, потому всегда имеется и Высшее Духовное Существо, или Иерарх, принимающий на себя ответственность за целый Цикл, или Манвантару. В человеческом представлении такой Высочайший Дух сливается с Образом Бога личного и даже Бога Вселенского.
20.04.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ...Также неправильно называть состояние Пралайи смертью, ибо такого чисто человеческого понятия, как смерть, в Космосе вообще нет, есть лишь бесконечная смена форм. Также и материя, во время Великой Пралайи, пребывает в своем самом высоком состоянии и потому не может быть лишенной духа, ибо – Великое Дыхание не прекращается даже во время Маха-Пралайи. Малая Пралайа оставляет все миры в status quo.
16.11.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 ...Эти глобусы, или сферы, формируются процессом, называемым оккультистами “возрождением планетных цепей” (или колец). Когда седьмой, или последний, Круг одного из таких колец начался, высший (или первый) глобус A и с ним все остальные, в последовательном порядке до последнего, вместо того чтобы вступить в более или менее длительный период покоя, или “обскурации”, как это было в предшествующих Кругах, – начинают умирать. Планетное разложение (Пралайа) приближается, и ее час пробил; каждый глобус, или сфера, должен передать свою жизнь и энергию другой планете.
Из трудов Е.П.Блаватской
На этом плане начинаются проявления Манвантары, ибо в этой ДУШЕ дремлет, во время Пралайи, Божественная Мысль[1], в которой сокрыт план каждой грядущей Космогонии и Теогонии. Это есть ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ, вечная, невидимая и, в то же время, вездесущая, без начала и конца, но периодичная в своих регулярных проявлениях, между которыми царствует мрак тайны Не-Бытия; несознательное, вместе с тем Абсолютное Сознание, непостижимая, тем не менее, единая самосущая Реальность; истинно, «Хаос для чувств, Космос для разума». На эзотерическом языке ее единое абсолютное свойство, вечно непрекращающееся Движение, называется «Великим Дыханием[2]», и является непрестанным движением Вселенной в смысле беспредельного, вечносущего Пространства. То, что лишено движения не может быть Божественным. Но фактически и в действительности нет ничего абсолютно неподвижного во Вселенской Душе.
[1] Едва ли нужно напоминать читателю, что термин Божественная Мысль, так же как и термин Мировой Разум, не должен быть рассматриваем, даже хотя бы отчасти, как отражающий процесс, сходный с процессом, выявляемым человеком. «Бессознательное», согласно фон Гартману, достигло обширного творческого или, вернее, эволюционного плана, «посредством ясновидящей мудрости, превышающей всякое сознание», что на языке Веданты означало бы Абсолютную Мудрость. Только те, кто осознают, насколько полет интуиции выше и быстрее медлительных процессов рациональной мысли, могут составить себе бледное представление этой Абсолютной Мудрости, превышающей все понятия Времени и Пространства. Ум, как мы его понимаем, может быть разложен на состояния сознания различной продолжительности, напряженности, сложности и т. д.; и, в заключение, все они будут опираться на чувствование, являющееся опять-таки Майей. Кроме того, чувствование неизбежно предполагает ограничение. Личный Бог ортодоксального Теизма думает и чувствует; он раскаивается и испытывает «яростный гнев». Но представление подобных умственных состояний ясно вовлекает в немыслимое предположение о привхождении возбудительных стимулов извне, не говоря уже о невозможности приписывать неизменяемость существу, чувства которого колеблются с событиями в мирах, над которыми он главенствует. Таким образом, представление Личного Бога как неизменного и бесконечного, является антипсихологичным и, что еще хуже, антифилософским.
[2] Платон выказывает себя, истинно, Посвященным, говоря в «Cratylus», что «θεός» производится от «θέειν» двигаться, бегать, ибо первые астрономы, наблюдавшие движения небесных тел, называли планеты «θεοί» – богами. Позднее это слово произвело другой термин «άλήθεια» – Дыхание Бога.
6. СЕМЬ ПРЕВЫШНИХ ВЛАДЫК И СЕМЬ ИСТИН ПЕРЕСТАЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ (а), И ВСЕЛЕННАЯ – НЕОБХОДИМОСТИ СЫН – БЫЛА ПОГРУЖЕНА В ПАРАНИШПАННА[1] (b), ЧТОБЫ БЫТЬ ВЫДЫХНУТОЙ ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ НЕТ. НЕ БЫЛО НИЧЕГО (с). a) «Семь Превышних Владык» суть Семь Духов – Творцов или Дхиан-Коганы, соответствующие Элохим'ам евреев. Это та же Иерархия Архангелов, к которой в христианской Теогонии принадлежат Св. Михаил, Св. Гавриил и другие. В то время, как в догматическом, латинском Богословии только Св. Михаилу разрешено блюсти над всеми вершинами и безднами, в Эзотерической Системе Дхиани блюдут последовательно над одним из Кругов и великими Коренными Расами нашей Планетной Цепи. Кроме того, сказано, что они посылают своих Бодхисаттв, соответствующих им человеческих заместителей, Дхиани-Будд на протяжении каждого Круга и Расы Из «Семи Истин» и Откровений или, вернее разоблаченных тайн, лишь четыре переданы нам, ибо мы все еще в Четвертом Круге, и мир тоже имел до сих пор лишь четырех Будд. Это очень сложный вопрос и в дальнейшем он будет полнее обсужден.
[1] Абсолютное Совершенство, Паранирвана; по тибетски Ионг-Дуп (yoňs-grub).
Тайная Доктрина
Существует особая способность непроизвольной мощи Бесконечного Разума, которого никто и никогда не подумал бы назвать Богом, вечно вливать субъективную материю в объективные или космическую материю для того, чтобы развиться впоследствии в формы. И это та же самая непроизвольная механическая сила, которую мы видим такою напряженно-деятельною во всех определенных законах природы, которая управляет и контролирует то, что называется Вселенной или Космосом. Мы говорим и утверждаем, что это движение – вечное мировое движение, которое никогда не прекращается, никогда не замедляется и не увеличивает свою скорость даже во время перерывов между Пралайями или «ночами Брамы», мы говорим, что это непрестанное движение и есть единое, вечное и несозданное Божество, которое мы в состоянии признать.
Письма Махатм, Письмо 58. К.Х. - Хьюму. Конец 1882 г.
Из других источников
Пралайя, Пралайа - период видимого (кажущегося) полного замирания или уничтожения. "Существует много видов П-и (растворение видимой вещи)..." (ТД1-99). "Во всем можно различать манвантары и п-и... от мельчайших явлений до смены миров..." (С-140). "...ритм энергии... когда действие прерыва[ется] молчанием..." (АЙ-355). "Даже в состоянии П-и сущность материи продолжает двигаться. Невозможно себе представить точку космической задержки... Нет... замирания... Процесс, невидимый нам, не перестает быть процессом творческого Огня" (Бе-40). "...п. есть явление планомерное и неизбежное. Самый яркий день сменяется ночью. Труд и бодрствование будут наследованы сном. Сокровища собранные будут сокрыты в тайном хранилище, чтобы проявиться в преображенном виде. Можно наблюдать такие смены не только в великих космических явлениях, но и в жизни каждого дня. Приведем примеры смены культуры. Уявление новой культуры как бы покоится на уничтожении прежних достижений. Только при внимательном изучении можно убедиться, что семена человеческого труда не остались втуне, но пришло время, когда они взошли в преображенном виде. Можно назвать многие жизненные примеры, когда нечто как бы уничтожалось, но именно это распадение лишь способствовало новому возрождению... Не случайны такие волны. Каждое понятие имеет П-ю. Только такие смены дают спираль познания. Так же бывает с периодами творчества, но мудрые знают, что каждый труд несет п-ю... Они в сердце поймут, где отлив, предвещающий прилив творчества" (Н-406).
"...неправильно называть состояние П-и смертью, ибо такого чисто
человеческого понятия, как смерть, в Космосе вообще нет, есть лишь
бесконечная смена форм. Также и материя, во время Великой П-и,
пребывает в своем самом высоком состоянии, и потому не может быть
лишенной духа, ибо - Великое Дыхание не прекращается даже во время
Маха-П-и. Малая П. оставляет все миры в status quo (состоянии без
изменений - сост.)" (П-20.4.35). "...во время П-и...
дифференцированные единицы исчезают из феноменальной Вселенной и
сливаются или, скорее, переходят в Одно ноуменальное Целое... П. - это
растворение видимого в невидимом, разнородного в однородном...
космическая материя... должна иметь время... для возвращения в
состояние Лайя" (КТД). "...снова хаос..." (ПМ-60). "Во время глубокого
сна мышление прекращается на физическом плане... ибо орган, через
который "Эго" проявляет свое мышление и память на материальном плане,
временно перестал действовать... И в продолжении длинной Ночи
отдохновения, называемой П-й, когда все жизни растворились, "Всемирный
Разум" остается, как постоянная возможность умственной деятельности
или же как та, абстрактная и абсолютная, Мысль, конкретным и
относительным проявлением которой является Разум" (ТД1-82). "Здесь
имеется в виду, что во время П-и нет конечных дифференцированных
разумов; разума как будто вообще нет, так как нет ничего, что могло бы
вместить... получить и отразить порождение Абсолютного Разума... [нет]
Всемирного Разума в проявлении... Всемирный, или Абсолютный, Разум
всегда существует как во время П-и, так и во время Манвантары; он
неизменен... не может быть дифференцированным. Его излучение является
первым рассветом Манвантары. Абсолют - это спящий, латентный Разум...
Дифференцируется только его тень... Во время Махап-и все творческие и
сенситивные Силы и результаты воздействия этих Сил, составляющие
Вселенную, возвращаются к своему исходному состоянию: Все соединяется
в одно. И нет ничего, кроме Абсолюта... При переходе глобуса в П-ю...
каждое качество, включая тепло, уходит от него и остается in status
quo... до тех пор, пока Фохат... не разбудит..."" (КТД). "...Дух и
Субстанция... "еще раз слиты воедино", когда... во время П-и, все в
объективной Вселенной возвращается к своей единой, первичной и вечной
причине, чтобы снова проявиться при наступлении следующей Зари..."
(ТД1- 85-6). "...вся субстанция и материя поглощается, втягиваясь
внутрь, и эго возвращается в "Лоно Отца", где остается в состоянии
Нирванического покоя, или П-и..." (И. "Семь лучей эволюции").