Августин Аврелий
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
Из трудов Е.П.Блаватской
Из других источников
Августин Блаженный Аврелий / Augustinus Aurelius Sanctus / St. Augustine of Hippo (13.11.354, Тагаст, Сев. Африка,-28.8.430, Гиппон, Сев. Африка) - христианский философ и богослов, церковный деятель. Почитается католиками как величайший из четырех "Учителей церкви", поскольку сыграл огромнейшую роль в разработке церковной догматики. Изображается с книгой и сердцем.
С 11 лет учился в грамматической школе в римской колонии Мадаура, с 16 - изучал риторику в Карфагене, а затем преподавал ее. В 373 г. увлекся философией Цицерона и манихейством. С 384 г. профессор риторики в Милане. Теперь заинтересовался Платоном и христианством, увидев, что это не только простонародная вера его матери, но и глубокое философское учение. "...знал о Братстве через мистерии манихейские, но Учение Иисуса прельстило его своей простотой" (Дн-23.9.24). В 386 г. по указанию некоего голоса прочитал в послании апостола Павла к римлянам: "Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти" (13:13-14). 24/25.4.387 А. принял крещение; во время подготовки к нему начал писать философские трактаты. Презрев светскую карьеру, в 388 г. вернулся в Африку, где организовал монашескую общину. В 391 г. прихожане Гиппона избрали его священником, с 396 г. до конца жизни А. - епископ Гиппона (сохранив во многом монашеский образ жизни), самый влиятельный в Африке. Будучи вовлечен в тогдашние дискуссии, глубоко рассмотрел важнейшие богословские проблемы. Сохранилось более 100 его сочинений (в том числе автобиографическая "Исповедь"), 500 проповедей и 200 писем.
В важнейшей своей книге "О граде Божием" А. описывает историю не как неизменное состояние, или как монотонно повторяющиеся циклы, или как деградацию, а как реализацию эволюционного Плана Бога по развитию в человечестве духовности, и прежде всего - морали. "Град Божий" - духовное сообщество представителей всех народов, состоящее из любящих духовное, единого и истинного Бога и пренебрегающих личными интересами; земное воплощение небесного града. "Град земной", достояние дьявола, состоит из любящих себя плотских и стремящихся к собственной славе и материальному благополучию. В конце концов Град Божий при помощи божественной благодати победит зло, его жители получат награду. Бог неизбежно спасет тех, кого избрал. Мудрое познание Истины, то есть Бога, открывает истинные блага, разоблачает неистинные и приводит к блаженству. Как способ открытия истины и избежания лжеучений, А. выдвинул принцип необходимости трактовать отдельные части Писаний в соответствии со всем сказанным в них. Разработал учения о предопределении судьбы, божественной благодати и спасении, добре и зле, грехопадении и искуплении, о чистилище, о Троице, теорию познания, воли и т.д. Наиболее грубые ошибки в его теориях - из-за незнания о законе воплощений. Слишком идеализировал церковь. Яростно, иногда слишком, полемизировал с "ересями", однако "инквизитором" не был: во время подавления властями донатистов ходатайствовал, чтобы наказание не было суровым.
А. жил в эпоху перехода от античности к средневековью. Был непререкаемым авторитетом в богословии и философии вплоть до XIII века, когда его влияние на 4 века было оттеснено аристотелизмом Фомы Аквинского - регрессивным отступлением от Платона. Впрочем, отходы от истины всегда временны, и к писаниям А-а продолжают обращаться не только католицизм, но и православие, протестантизм и религиозный экзистенциализм.