Агни

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Из Писем Е.И.Рерих

12.11.1943 Е.И.Рерих – Р.Р.Ренцу...Итак, Агни, или Огонь, присущ каждому творению и твари. Агни явлен во всем сущем, Агни неотделим от жизни, нет жизни без Агни. Огненная, или энергия Агни, в своем основном значении есть первозданная всеначальная энергия, которая при ее прохождении или сочетании с организованным фокусом или организмом становится психической энергией.

Именно, Огонь есть основа, но психическая энергия есть уже сочетание огня с мыслью. Именно, огненная энергия нуждается в сочетании с мыслью, ибо тогда огонь как возбудитель выявляет все качества психической энергии. Итак, энергия мысли есть одно из высших проявлений или качеств психической энергии. ...

Из трудов Е.П.Блаватской

Грани Агни Йоги

1964 г. 049. (Янв. 25). Энергия Агни – одна, но направлена она может быть вверх или вниз, на хорошее или дурное. Сама по себе нейтральна она, окрашивает ее мысль, и мысль делает ее творящей Свет или тьму. Агни – энергия творческая. Шкала Агни идет сверху донизу, изменяясь и окрашиваясь всеми цветами спектра – либо чистыми и прозрачными, либо мутными, нечистыми, дымными и смрадными, вплоть до черных огней. Черное пламя – эманации черного сердца. Все огненные проявления сопровождаются запахами столь же разнообразными, как и окраска и оттенки огней. Низшие вожделения имеют свою особую окраску, равно как и все без исключения страсти. Эманации высшего порядка имеют окраску свою, чистую, светлую, приятную глазу. Все движения человека и всех прочих живых существ сопровождаются световыми явлениями. Это касается и растительного мира. Сияет цветущая яблоня. Огненное основание сущего понимается мало. Чем выше организм, тем более наделен он способностью управлять своими огнями. Люди владеют огнями в разной степени – от высших ступеней почти полного овладения и до полного порабощения ими. Привычные и укоренившиеся страсти есть не что иное, как кристаллизованный в устойчивые формы Агни, вызванный к жизни самим человеком, но им овладевший и подавивший свободную волю его. Агни управляется мыслью. Но мысль при упорном повторении кристаллизуется тоже в устойчивые формы и тогда овладевает человеком и начинает им управлять. Овладение мыслью означает овладение силою Агни. Мыслью, которой владеет сознание, Агни можно дать любое направление и поднимать его из низших центров кверху. Даже обычное чувство любви между мужчиной и женщиной может найти свое выражение в обычных взаимоотношениях, на них и исчерпывая себя, или же может быть устремлено кверху, и тогда творческая сила Агни выразится в проявлениях на высшей шкале. В этом возвышающая, вдохновляющая, творческая сила любви. Многие великие произведения искусства были вызваны к жизни творческой силой любви, не нашедшей удовлетворения или даже взаимности. Агни, вызванный к жизни, творит тогда на плане более высоком. Неразделенное чувство или разделенное, но не удовлетворенное, творящую силу огня проявляет в творчестве высшем. Энергии низших организмов исчерпываются обычно на проявлениях низших. Цель человека овладеть своей огненной силой. Некоторые формы йогизма не согласуются с условиями семейной жизни обычного порядка. Будда имел сына, и Акбар был отцом, но это были Духи, овладевшие Агни и прошедшие через ступень подчинения воле всех своих оболочек. У обычных людей проявляется раздражение, суетливость, испуг, злость, унылость, мнительность, завистливость и так далее – значит, не овладели они своими огнями. Ими учиться владеть можно во всяких условиях жизни, цель овладения постоянно имея в виду. Начинается с малого и приводит к результатам большим. Мыслью регулируется огненная сила. В мире огней царствует мысль. Овладевший мыслью может контролировать все проявления Агни.

Из других источников

Агни: "Психическая энергия, иначе говоря, огненная энергия, или А., явлена в каждом живом существе" (МО1-158). "...если А. был пробужден при жизни или знанием, или подвигом чувства, то он немедленно совершит великую трансмутацию. Как истинный Светоч, он укажет направление; как светоносный гелий, он вознесет в сужденную сферу. Он... становится руководящим началом в Мире Тонком. Но не только он светит в Тонком Мире, он предстоит как провод к Существам Огненным. Без А. нельзя... приобщиться к свету Мира Огненного" (МО1-335). "..если А. есть элемент связующий, всепроникающий, то он именно будет началом равновесия" (МО1-538). "...начало связи с Высшим Миром..." (МО2-11). "А. означает Огонь... сообщает всему жизнь (следовательно, сознание), и высшее проявление этой огненной энергии будет высокая психическая энергия. Все энергии, все элементы исходят из единой всеначальной энергии, или из единого элемента - ОГНЯ, потому и говорится о ЕДИНСТВЕ всего, о ЕДИНОМ НАЧАЛЕ, из которого возникла ВСЕЛЕННАЯ. Огонь лежит в основании каждого творения. Бог есть Огонь... Св. Дух всегда представляется как Огонь..." (П/Н-14.6.39). "Жизнь в Мире Надземном зависит от качества и количества А. Это двигательная сила духа" (Г9-52). "Психической энергией, или Огнем, обладают все люди, но в степени разной, и разны эти огни по природе своей - от сияющих и светлых до темных и даже черных огней. Особенно стойки огни, зажженные привычками..." (Г12-357). "Энергия А... направлена... может быть вверх или вниз, на хорошее или дурное. Сама по себе нейтральна она, окрашивает ее мысль, и мысль делает ее творящей Свет или тьму. А. - энергия творческая. Шкала А. идет сверху донизу, изменяясь и окрашиваясь всеми цветами спектра - либо чистыми и прозрачными, либо мутными и смрадными, вплоть до черных огней... А. управляется мыслью" (Г5-49). "Сам огонь ни творящ, ни поядающ... Свободная воля трансмутирует А., делая его созидательным, светлым или устремляя его на разрушение и делая его черным огнем" (Г6-221). "Огни вожделения,.. злобы,.. ненависти,.. алчности,.. зависти - ... примеры разновидности черных огней... Преданность, мужество, торжественность и все прочие светлые качества духа представляют собою шкалу светлого Агни. Процесс очищения сознания состоит в трансмутации огней микрокосма и замене низших огней высшими" (Г7-215). "Светлый, чистый Агни - строитель и оздоровитель, низшее же пламя несет в себе элементы разложения и хаотичности" (Г8-398). "...стихия огня применяется и изменяется в зависимости от того, как и на что используется... Положительные качества духа, являясь формою выявления внутренних огней, утверждают огни Света, качества отрицательные - тьмы. Когда пороки и страсти овладевают человеком.., черные огни низших центров уявляют себя в действии... если ими не овладеть, начнут они жечь своего обладателя" (Г8-524). "В сумерках духа, в обыденности, в мелких суетливых переживаниях и эмоциях расточаются огни духа. Все чувства можно разделить на накопителей и расточителей. Например, мужество собирает огни, страх их расточает" (Г12-358). "А. есть бог огня, Духовного Эфира, сама субстанция божественной сущности Невидимого Бога, присутствующего в каждом атоме Его творения..." (РИ1-"Перед завесой").

В Ригведе А. почитаем и любим более всех богов. Он - "сила духа", "пронизывающий весь мир", содержится в растениях и других живых существах, камнях, воде, "сделал процветающим (все), что летает, что ходит, что стоит, что движется... встал во главе Вселенной", "бессмертный подкрепитель всего", "все питающий", "наделяющий питательной силой", "свет бессмертный среди смертных", "бог среди смертных", "лучше всех призывающий богов", "чьей воле следуют оба мира", "освещает Небо и Землю", соединитель мира богов и мира людей (неба и земли), "вестник между двух миров... вдохновленный богами, богатый мыслью... поэт", "возбудитель мыслей", "поддерживатель добра", "осиливает... зло", "хранитель закона", "спаситель", "истинный", "чистый", "очищающий", "всезнающий", "не поддающийся обману", "не терпящий обмана", "не идущий по ложному пути", "знаток путей", "знаток существ". "...ты, о А., для благой силы духа, для доброй силы действия, для высокого закона [всегда] был колесничим". "От тебя... поэтические силы... мысли...".

Верное ударение (силовое) в этом слове - на втором гласном. См. психическая энергия

Ссылки

Личные инструменты
Дополнительно