Акаша
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
18.12.1948 Е.И.Рерих – Е.А.Губаревой... Так, "Покровы" означают нумен недифференцированной Космической Материи. Это не материя, как мы знаем ее, но духовная сущность материи, которая совечна и даже едина с Пространством в его отвлеченном смысле. Корень – Природа является также источником тончайших невидимых свойств в видимой материи. Это как бы Душа единого и бесконечного Духа. Индусы именуют это Мулапракрити и утверждают, что это есть Первозданная Субстанция, являющаяся основанием упадхи, или проводником каждого феномена – физического, психического или умственного. Это есть источник, из которого излучается АКАША».
Из Тайной Доктрины
Инструкции для учеников внутренней группы. ЗАСЕДАНИЕ II 10 сентября 1890 г. Аурическая оболочка является для человека тем же, чем астральный свет – для Земли, эфир – для астрального света, Акаша – для эфира.
Из других источников
Акаша: "Тончайшая, сверхчувственная, духовная субстанция, наполняющая все пространство..." (П-8.5.35). "...Первичная Субстанция... Упадхи Божественной Мысли. На современном языке Божественную Мысль лучше было бы назвать Космической Мыслеосновою, Духом, и А-у - Космической Субстанцией, Материей. Оба они - Альфа и Омега Бытия и лишь два аспекта Единого Абсолютного Существования" (ТД1- 402-3). "...Всемирная Душа, Утроба Вселенной,.. из которой рождается все сущее через разъединение или дифференциацию... причина существования... она, в одном смысле, есть... Пространство, или же его шестой, также и седьмой, принцип одновременно" (ТД2-642). "...то же самое, что и Адити, и обе переводятся словом "Пространство"... Адити, согласно "Риг-Веде", есть "Отец и Матерь всех Богов"; и южные буддисты считают А-у Корнем всего, откуда во Вселенной все возникло, повинуясь присущему в ней закону движения..." (ТД3, отдел XLVI). "Буквально это слово по-санскритски означает небо, но в своем мистическом смысле оно означает невидимое небо... рассматривали ее, как источник жизни, как резервуар всех энергий, как движущую силу всех изменений в материи" (РИ1-"Перед завесой"). "...духовны[й] жизнепринцип..." (РИ2-2). "...наполняет пространство и проникает в открытые центры. Именно А. сливается с Огнем Пространства. А. есть Матерь всех миров, всего сущего... пульс... Космического пространственного Огня... Идеи запечатлеваются Высочайшими Духами на Огненной Субстанции А-и... субстанция Огня..." (ЕИР. "Космологические записи"). "...Прадхана, Первичная Материя... Мулапракрити Веданты... нумен семеричной дифференцированной Пракрити - вечно непорочная "Матерь" Сына... становящегося "Отцом" на низшем проявленном плане. Ибо Махат есть первый продукт... А-и... Мировой Разум... Логос... "Создатель" или Божественный Ум в творческой деятельности, "Причина всех вещей"" (ТД1- 320-2). "Махат есть положительный аспект А-и и является Манасом Космического тела... по отношению к А-е есть то же самое, что Манас по отношению к Буддхи... то же самое, что Вселенский Ум, Алайа" (ТД3-"Разное").
""Астральный Свет"... - область А-и, или Первичного Света,
проявляющегося посредством Божественной способности к восприятию и
сотворению идей. А. в данном случае должна быть принята как общий
термин для обозначения Всемирного и Божественного Разума, отраженного
в водах Пространства, или Хаоса, что, собственно, и есть Астральный
Свет, или Зеркало, отражающее Высший План обратным светом... она имеет
семь уровней - фактически "семь областей"... Когда пробил час для
появления Третьего Логоса, тогда из латентной потенциальности
излучается более низкая область дифференцированного сознания, которая
есть Махат, или вся совокупность Дхиан-Коганов... представленных
Фохатом на объективном плане... Астральный Свет - это то, что
зеркально отражает три высших плана сознания, и то, что находится
над... земным планом; следовательно, он не выходит за пределы
четвертого плана... Между Астральным светом и А-й существует большое
различие... Последняя вечна, первый периодичен. Астральный свет
меняется не только со сменой Манвантар, но также с каждым подпериодом
и планетным циклом, или Кругом... Прототипы, или идеи вещей и явлений,
существуют сначала на плане Божественного Вечного Сознания и оттуда
зеркально отражаются в Астральном Свете, который также отражает на
свой низший индивидуальный план жизнь нашей Земли, записывая ее... А.
- это вечное Божественное Сознание, которое не может
дифференцироваться, иметь качеств или проявлять активность. Активность
присуща тому, что зеркально отражается от нее...[;] эфир... есть
низшая форма А-и, единого проводника и универсального элемента...
Необходимо различать настоящий Эфир (Aether) и Эфир (Ether). Первый -
Божественный, последний - физический и инфернальный. Эфир (Ether) -
это низший уровень семеричного деления А-и-Прадханы, первичной
Огненной субстанции. Настоящий Эфир (Aether) - А. - это пятый и шестой
принципы тела Космоса, соответствующие в человеке Манасу и Буддхи,
тогда как Эфир (Ether) - его Космический осадок, смешанный с высшим
слоем Астрального Света... Настоящий Эфир (Aether) - это А. в ее
высшем аспекте, а Эфир (Ether) - А. в низшем аспекте... В последнем
случае... представляет собой полностью дифференцированную материю, в
первом лишь частично дифференцированную... Ether... не имеет ничего
общего с Духом, но много общего с субъективной материей и нашей
Землей... Астральный Свет - это всего лишь осадок А-и, или Вселенской
способности к восприятию и сотворению идей в ее метафизическом смысле.
Будучи невидимым, он, тем не менее, является ярко светящимся
излучением последней, а также посредником между ней и человеческими
мыслями. Именно последние загрязняют Астральный свет и повинны в том,
что сейчас он превратился в хранилище всех человеческих и (особенно
его психических) пороков. В начале своего возникновения Астральный
Свет как излучение абсолютно чист, хотя, чем ниже он опускается к
нашей земной сфере, тем больше дифференцируется, в результате чего его
состав теряет чистоту. А человек еще больше способствует его
загрязнению" (КТД).
"После Пралайи... первой к активной жизни просыпается пластическая А.,
Отец-Матерь, Дух и Душа Эфира..." (ТД1-53). "...она... не есть Эфир
Пространства... не имеющая атрибутов, кроме одного - звука; субстратом
которого она является, - не есть субстанция даже экзотерически... но
скорее Хаос или Великая Пространственная Пустота. Эзотерически же одна
только А. есть Божественное Пространство и становится Эфиром только на
низшем и последнем плане, или нашей видимой Вселенной и Земле... Звук
не атрибут А-и, но... ее первоначальное проявление, Логос или
Божественная Мыслеоснова, ставшая Словом, и это "Слово", ставшее
"Плотью"... А... заключает в себе семь Центров Силы, поэтому шесть
Таттв, седьмою или, скорее, синтезом которых она является" (ТД3,
статья III). "...она вместе с ее перворожденным, конечно, есть причина
звука, причина психическая и духовная, но ни в коем случае не
материальная" (ТД1-366). "А. есть резонатор Природы... Божество,
единая Жизнь, единое Существование... это мост между нервными клетками
и ментальными силами". (ТД3-"Звуки").
"...зороастрийский священный огонь... огонь Гермеса; огонь Св. Эльма
древних германцев; молния Кибелы; горящий факел Аполлона... неугасимое
пламя в храме на Акрополе и такое же пламя в храме Весты... Пта или
Ра... огненные языки дня Св. Троицы; неопалимая купина Моисея;
огненный столб в "Исходе" и "горящий светильник" Авраама... пары
Дельфийского оракула... А. индусских адептов... Астральный Свет
Элифаса Леви; Аура нервов и флюид магнетизеров; од Рейхенбаха...
"Психическая Сила" сержанта Кокса и мистера Крукса; атмосферный
магнетизм некоторых натуралистов... наконец, электричество, - все это
лишь различные наименования для многих различных проявлений или
воздействий... таинственной, все проникающей Причины - греческого
Археус... А... также означает неуловимый неосязаемый жизненный принцип
- астральный и небесный света, соединенные вместе; оба вместе они
образуют anima mundi, и составляют душу и дух человека, небесный свет
образовывает его Нус, Пневма, или божественный дух, а другой - его
Психе, душу или астральный дух. Более грубые частицы последнего идут
на построение его внешней формы - тела. А. - это таинственный флюид,
называемый схоластической наукой "всепроникающий эфир", он входит во
все магические операции природы и производит месмерические,
магнетические и спиритуалистические феномены" (РИ1-5).
"...духовная жизнь - отражается сначала в А-е, затем в эфирном и,
наконец, в плотном, или материальном плане... Три подраздела А-и в
просторечии называются Высшим Астральным планом, или планом Души,
планом Девачана и планом Нирваны... Четвертый из семи планов, считая
сверху или снизу, есть комбинация трех подразделов А-и" (И. "Планы
отражения"). "Для того, чтобы облечься в конкретную форму и тем самым
познать Себя... Бог отражает Себя, то есть свои собственные
потенциальные атрибуты и качества, в то, что мы именуем пространством,
которое в действительности есть вечная, всегда существующая
субстанция. Эта субстанция - А. - есть основной принцип электрической
энергии, первой манифестацией которой является эфир" (И. "Вечный
вопрос"). "...эфир... является той основой... в которую А. - духовная
Воля - отбрасывает свои отражения посредством присущего ей света, и
эти отражения становятся в конце концов различными формами жизни на
видимых планах Вселенной" (И. "Оккультные науки"). "..."свет
разума"... слова эти выражают реальность... А... является духовным
огнем, светом, или энергией per se (в чистом виде - сост.)" (И.
"Огонь"). "За эфирным планом следует А., или высший астральный план, -
план пребывания очищенной души" (И. "Опасности медиумизма").
"Вибрации... Божественной Сущности приводят... к формированию
первичного уровня проявленной субстанции, или состояния, именуемого
А-й. Посредством действия Фохата в субстанции А-и устанавливаются
определенные уровни и состояния" (И. "Вибрации, или синопсис
творения"). "Она вездесуща. Это единая проявленная жизнь, первая
дифференциация духовной энергии" (И. "Сила Акаши").
"Ударение"-удлинение в слове - на первом и втором гласных; на третьем
- силовое.