Акаша
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
18.12.1948 Е.И.Рерих – Е.А.Губаревой... Так, "Покровы" означают нумен недифференцированной Космической Материи. Это не материя, как мы знаем ее, но духовная сущность материи, которая совечна и даже едина с Пространством в его отвлеченном смысле. Корень – Природа является также источником тончайших невидимых свойств в видимой материи. Это как бы Душа единого и бесконечного Духа. Индусы именуют это Мулапракрити и утверждают, что это есть Первозданная Субстанция, являющаяся основанием упадхи, или проводником каждого феномена – физического, психического или умственного. Это есть источник, из которого излучается АКАША».
Из трудов Е.П.Блаватской
Из других источников
Акаша: "Тончайшая, сверхчувственная, духовная субстанция, наполняющая все пространство..." (П-8.5.35). "...Первичная Субстанция... Упадхи Божественной Мысли. На современном языке Божественную Мысль лучше было бы назвать Космической Мыслеосновою, Духом, и А-у - Космической Субстанцией, Материей. Оба они - Альфа и Омега Бытия и лишь два аспекта Единого Абсолютного Существования" (ТД1- 402-3). "...Всемирная Душа, Утроба Вселенной,.. из которой рождается все сущее через разъединение или дифференциацию... причина существования... она, в одном смысле, есть... Пространство, или же его шестой, также и седьмой, принцип одновременно" (ТД2-642). "...то же самое, что и Адити, и обе переводятся словом "Пространство"... Адити, согласно "Риг-Веде", есть "Отец и Матерь всех Богов"; и южные буддисты считают А-у Корнем всего, откуда во Вселенной все возникло, повинуясь присущему в ней закону движения..." (ТД3, отдел XLVI). "Буквально это слово по-санскритски означает небо, но в своем мистическом смысле оно означает невидимое небо... рассматривали ее, как источник жизни, как резервуар всех энергий, как движущую силу всех изменений в материи" (РИ1-"Перед завесой"). "...духовны[й] жизнепринцип..." (РИ2-2). "...наполняет пространство и проникает в открытые центры. Именно А. сливается с Огнем Пространства. А. есть Матерь всех миров, всего сущего... пульс... Космического пространственного Огня... Идеи запечатлеваются Высочайшими Духами на Огненной Субстанции А-и... субстанция Огня..." (ЕИР. "Космологические записи"). "...Прадхана, Первичная Материя... Мулапракрити Веданты... нумен семеричной дифференцированной Пракрити - вечно непорочная "Матерь" Сына... становящегося "Отцом" на низшем проявленном плане. Ибо Махат есть первый продукт... А-и... Мировой Разум... Логос... "Создатель" или Божественный Ум в творческой деятельности, "Причина всех вещей"" (ТД1- 320-2). "Махат есть положительный аспект А-и и является Манасом Космического тела... по отношению к А-е есть то же самое, что Манас по отношению к Буддхи... то же самое, что Вселенский Ум, Алайа" (ТД3-"Разное").
""Астральный Свет"... - область А-и, или Первичного Света,
проявляющегося посредством Божественной способности к восприятию и
сотворению идей. А. в данном случае должна быть принята как общий
термин для обозначения Всемирного и Божественного Разума, отраженного
в водах Пространства, или Хаоса, что, собственно, и есть Астральный
Свет, или Зеркало, отражающее Высший План обратным светом... она имеет
семь уровней - фактически "семь областей"... Когда пробил час для
появления Третьего Логоса, тогда из латентной потенциальности
излучается более низкая область дифференцированного сознания, которая
есть Махат, или вся совокупность Дхиан-Коганов... представленных
Фохатом на объективном плане... Астральный Свет - это то, что
зеркально отражает три высших плана сознания, и то, что находится
над... земным планом; следовательно, он не выходит за пределы
четвертого плана... Между Астральным светом и А-й существует большое
различие... Последняя вечна, первый периодичен. Астральный свет
меняется не только со сменой Манвантар, но также с каждым подпериодом
и планетным циклом, или Кругом... Прототипы, или идеи вещей и явлений,
существуют сначала на плане Божественного Вечного Сознания и оттуда
зеркально отражаются в Астральном Свете, который также отражает на
свой низший индивидуальный план жизнь нашей Земли, записывая ее... А.
- это вечное Божественное Сознание, которое не может
дифференцироваться, иметь качеств или проявлять активность. Активность
присуща тому, что зеркально отражается от нее...[;] эфир... есть
низшая форма А-и, единого проводника и универсального элемента...
Необходимо различать настоящий Эфир (Aether) и Эфир (Ether). Первый -
Божественный, последний - физический и инфернальный. Эфир (Ether) -
это низший уровень семеричного деления А-и-Прадханы, первичной
Огненной субстанции. Настоящий Эфир (Aether) - А. - это пятый и шестой
принципы тела Космоса, соответствующие в человеке Манасу и Буддхи,
тогда как Эфир (Ether) - его Космический осадок, смешанный с высшим
слоем Астрального Света... Настоящий Эфир (Aether) - это А. в ее
высшем аспекте, а Эфир (Ether) - А. в низшем аспекте... В последнем
случае... представляет собой полностью дифференцированную материю, в
первом лишь частично дифференцированную... Ether... не имеет ничего
общего с Духом, но много общего с субъективной материей и нашей
Землей... Астральный Свет - это всего лишь осадок А-и, или Вселенской
способности к восприятию и сотворению идей в ее метафизическом смысле.
Будучи невидимым, он, тем не менее, является ярко светящимся
излучением последней, а также посредником между ней и человеческими
мыслями. Именно последние загрязняют Астральный свет и повинны в том,
что сейчас он превратился в хранилище всех человеческих и (особенно
его психических) пороков. В начале своего возникновения Астральный
Свет как излучение абсолютно чист, хотя, чем ниже он опускается к
нашей земной сфере, тем больше дифференцируется, в результате чего его
состав теряет чистоту. А человек еще больше способствует его
загрязнению" (КТД).
"После Пралайи... первой к активной жизни просыпается пластическая А.,
Отец-Матерь, Дух и Душа Эфира..." (ТД1-53). "...она... не есть Эфир
Пространства... не имеющая атрибутов, кроме одного - звука; субстратом
которого она является, - не есть субстанция даже экзотерически... но
скорее Хаос или Великая Пространственная Пустота. Эзотерически же одна
только А. есть Божественное Пространство и становится Эфиром только на
низшем и последнем плане, или нашей видимой Вселенной и Земле... Звук
не атрибут А-и, но... ее первоначальное проявление, Логос или
Божественная Мыслеоснова, ставшая Словом, и это "Слово", ставшее
"Плотью"... А... заключает в себе семь Центров Силы, поэтому шесть
Таттв, седьмою или, скорее, синтезом которых она является" (ТД3,
статья III). "...она вместе с ее перворожденным, конечно, есть причина
звука, причина психическая и духовная, но ни в коем случае не
материальная" (ТД1-366). "А. есть резонатор Природы... Божество,
единая Жизнь, единое Существование... это мост между нервными клетками
и ментальными силами". (ТД3-"Звуки").
"...зороастрийский священный огонь... огонь Гермеса; огонь Св. Эльма
древних германцев; молния Кибелы; горящий факел Аполлона... неугасимое
пламя в храме на Акрополе и такое же пламя в храме Весты... Пта или
Ра... огненные языки дня Св. Троицы; неопалимая купина Моисея;
огненный столб в "Исходе" и "горящий светильник" Авраама... пары
Дельфийского оракула... А. индусских адептов... Астральный Свет
Элифаса Леви; Аура нервов и флюид магнетизеров; од Рейхенбаха...
"Психическая Сила" сержанта Кокса и мистера Крукса; атмосферный
магнетизм некоторых натуралистов... наконец, электричество, - все это
лишь различные наименования для многих различных проявлений или
воздействий... таинственной, все проникающей Причины - греческого
Археус... А... также означает неуловимый неосязаемый жизненный принцип
- астральный и небесный света, соединенные вместе; оба вместе они
образуют anima mundi, и составляют душу и дух человека, небесный свет
образовывает его Нус, Пневма, или божественный дух, а другой - его
Психе, душу или астральный дух. Более грубые частицы последнего идут
на построение его внешней формы - тела. А. - это таинственный флюид,
называемый схоластической наукой "всепроникающий эфир", он входит во
все магические операции природы и производит месмерические,
магнетические и спиритуалистические феномены" (РИ1-5).
"...духовная жизнь - отражается сначала в А-е, затем в эфирном и,
наконец, в плотном, или материальном плане... Три подраздела А-и в
просторечии называются Высшим Астральным планом, или планом Души,
планом Девачана и планом Нирваны... Четвертый из семи планов, считая
сверху или снизу, есть комбинация трех подразделов А-и" (И. "Планы
отражения"). "Для того, чтобы облечься в конкретную форму и тем самым
познать Себя... Бог отражает Себя, то есть свои собственные
потенциальные атрибуты и качества, в то, что мы именуем пространством,
которое в действительности есть вечная, всегда существующая
субстанция. Эта субстанция - А. - есть основной принцип электрической
энергии, первой манифестацией которой является эфир" (И. "Вечный
вопрос"). "...эфир... является той основой... в которую А. - духовная
Воля - отбрасывает свои отражения посредством присущего ей света, и
эти отражения становятся в конце концов различными формами жизни на
видимых планах Вселенной" (И. "Оккультные науки"). "..."свет
разума"... слова эти выражают реальность... А... является духовным
огнем, светом, или энергией per se (в чистом виде - сост.)" (И.
"Огонь"). "За эфирным планом следует А., или высший астральный план, -
план пребывания очищенной души" (И. "Опасности медиумизма").
"Вибрации... Божественной Сущности приводят... к формированию
первичного уровня проявленной субстанции, или состояния, именуемого
А-й. Посредством действия Фохата в субстанции А-и устанавливаются
определенные уровни и состояния" (И. "Вибрации, или синопсис
творения"). "Она вездесуща. Это единая проявленная жизнь, первая
дифференциация духовной энергии" (И. "Сила Акаши").
"Ударение"-удлинение в слове - на первом и втором гласных; на третьем
- силовое.