Анаксагор
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(Delphi бот) |
|||
Строка 9: | Строка 9: | ||
[[Категория:Статьи]] | [[Категория:Статьи]] | ||
[[Категория:Словарь Агни Йоги]] | [[Категория:Словарь Агни Йоги]] | ||
+ | Анаксагор / Anaxagoras | ||
+ | (ок.500, Клазомены,-428 до н.э., Лампсак) - | ||
+ | древнегреческий философ, математик, астроном. Основатель афинской | ||
+ | философской школы. Намеки в Учении (Н-165, 166) и устные сообщения | ||
+ | рериховцев первой волны говорят за то, что это было воплощение Иисуса | ||
+ | Христа. | ||
+ | |||
+ | Не стал заниматься своим богатым имением, предпочтя занятия | ||
+ | философией. Обладал даром предвидения и предсказал падение большого | ||
+ | метеорита. Потом, под предлогом того, чтобы взглянуть на это небесное | ||
+ | тело, отправился в путешествие, в конце концов обосновавшись в Афинах | ||
+ | (около 468 г.) и став там первым профессиональным преподавателем | ||
+ | философии, советником и духовным наставником Перикла. | ||
+ | |||
+ | Однажды его стали обвинять, что ему нет дела до родины, а он в ответ | ||
+ | указал на небо. Говорил, что стоит жить только ради созерцания неба и | ||
+ | устройства Вселенной. Заявлял о существовании других, кроме Земли, | ||
+ | населенных миров в Космосе. Первый заговорил о глыбах в небе, подобных | ||
+ | Земле или раскаленных, включая Солнце, Луну, видимые и невидимые | ||
+ | небесные тела. Именно описание Солнца не как бога, а как тела | ||
+ | послужило поводом к обвинению его в безбожии, и ему пришлось покинуть | ||
+ | Афины. В Лампсаке после смерти был "героизирован" - установлен был его | ||
+ | культ. Верно описал явление солнечных и лунных затмений. Предлагал и | ||
+ | другие естественнонаучные объяснения. Удачно высказывался о | ||
+ | метеорологических явлениях. Высказывался по проблемам психофизиологии, | ||
+ | в том числе создал теорию ощущений. Возможно, первый проводил научные | ||
+ | анатомические вскрытия. Книга его "О природе", энциклопедического | ||
+ | характера, сохранилась лишь в двух десятках процитированных фрагментов | ||
+ | и в ряде сомнительной точности пересказов его идей. | ||
+ | |||
+ | Описал как организующий принцип Вселенной беспредельный Космический | ||
+ | Разум, Ноос (Ноус, Нус). Шкалу величин частиц продлил беспредельно в | ||
+ | обе стороны (таким образом, первый в Европе дал математическое понятие | ||
+ | бесконечно малой величины). Эволюцию представлял как смену сочетаний | ||
+ | (своего рода химических формул) частиц-"семян". Сами бесконечно малые | ||
+ | первичные семена в ходе перемен форм сохраняются и существуют вечно. | ||
+ | Верно называть рождение, возникновение неорганических объектов и живых | ||
+ | существ неким сочетанием, а смерть, якобы уничтожение, - разделением | ||
+ | элементов. Ничего не возникает из небытия. Начинается же эволюция с | ||
+ | того, что Нус порождает вращение начальной материи (смеси) и в этом | ||
+ | вихре разгоняет по слоям собранное в плотные агрегации и разреженное | ||
+ | (тонкое), холодное и горячее, влажное и сухое, темное и светлое, | ||
+ | устраивая порядок. До полного разделения, однако, процесс не | ||
+ | доводится, сохраняется единство. А. выдвигает принцип "все заключается | ||
+ | во всем": любая сложная комбинация, вещь или существо содержит в себе | ||
+ | долю всего, нет ничего обособленного, отдельного в мироздании. Внешний | ||
+ | вид демонстрирует лишь преобладание семян некоторых качеств. | ||
+ | |||
+ | Материалисту, следующему атомистической теории, можно предложить для | ||
+ | признания естественности этих идей чем-то схожие закономерности | ||
+ | плотного мира. О внешности: при кристаллизации из раствора выпадают | ||
+ | кристаллы определенного вещества соответствующего облика, которые | ||
+ | практически обязательно включают многие примеси раствора, но это не | ||
+ | изменяет внешность кристалла, определяемую основным веществом. О | ||
+ | многообразии форм проявления единого: по одной и той же ДНК строится | ||
+ | сложный организм, клетки и ткани органов которого в разных местах | ||
+ | имеют значительно различающиеся химический состав, структуру и | ||
+ | внешность: глаз, печень и т.д. Таким образом, даже физико-химическая | ||
+ | материя демонстрирует соответствия теории А-а, но дело еще в том, что | ||
+ | он говорил о "семенах", доступных не органам чувств, а лишь уму, то | ||
+ | есть, надо полагать, о духовной и ментальной материи. Семена предметов | ||
+ | и существ и сами предметы и существа - не одно и то же. Его | ||
+ | утверждение (семена живых существ падают на землю из "воздуха", причем | ||
+ | семена растений - из нижних холодных уровней, а животных - из высоких | ||
+ | горячих) показывает, что он иногда имеет в виду не физические семена | ||
+ | (зерна или гены). Ведь о физической наследственности он также | ||
+ | высказывается в других фрагментах вполне "материалистически". Почти то | ||
+ | же самое о нахождении первичных "семян" в тонкоматериальном потенциале | ||
+ | Дао в те же времена в Китае говорил Лао-цзы. | ||
+ | |||
+ | "...и теперь поучение о нерушимости материи, как основного вещества, | ||
+ | может считаться не устаревшим. Также Его мысль о Высшем Разуме может | ||
+ | быть проявлена и новейшими Учениями... Он впитал утонченность мысли | ||
+ | Греции. Он ценил искусство... был внутренним рычагом многих | ||
+ | мероприятий" (Н-166). Ныне считающаяся новой и прогрессивной для | ||
+ | астрофизики идея первичного толчка, порождающего расширяющуюся | ||
+ | Вселенную, схожа с анаксагоровой, но, замечая центробежное движение, | ||
+ | забывает о вращательном (в сумме же получается спиральное), и обходит | ||
+ | вопрос о том, что или кто породил толчок. |
Версия 00:03, 26 мая 2007
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
Из трудов Е.П.Блаватской
Из других источников
Ссылки
Анаксагор / Anaxagoras (ок.500, Клазомены,-428 до н.э., Лампсак) - древнегреческий философ, математик, астроном. Основатель афинской философской школы. Намеки в Учении (Н-165, 166) и устные сообщения рериховцев первой волны говорят за то, что это было воплощение Иисуса Христа.
Не стал заниматься своим богатым имением, предпочтя занятия философией. Обладал даром предвидения и предсказал падение большого метеорита. Потом, под предлогом того, чтобы взглянуть на это небесное тело, отправился в путешествие, в конце концов обосновавшись в Афинах (около 468 г.) и став там первым профессиональным преподавателем философии, советником и духовным наставником Перикла.
Однажды его стали обвинять, что ему нет дела до родины, а он в ответ указал на небо. Говорил, что стоит жить только ради созерцания неба и устройства Вселенной. Заявлял о существовании других, кроме Земли, населенных миров в Космосе. Первый заговорил о глыбах в небе, подобных Земле или раскаленных, включая Солнце, Луну, видимые и невидимые небесные тела. Именно описание Солнца не как бога, а как тела послужило поводом к обвинению его в безбожии, и ему пришлось покинуть Афины. В Лампсаке после смерти был "героизирован" - установлен был его культ. Верно описал явление солнечных и лунных затмений. Предлагал и другие естественнонаучные объяснения. Удачно высказывался о метеорологических явлениях. Высказывался по проблемам психофизиологии, в том числе создал теорию ощущений. Возможно, первый проводил научные анатомические вскрытия. Книга его "О природе", энциклопедического характера, сохранилась лишь в двух десятках процитированных фрагментов и в ряде сомнительной точности пересказов его идей.
Описал как организующий принцип Вселенной беспредельный Космический Разум, Ноос (Ноус, Нус). Шкалу величин частиц продлил беспредельно в обе стороны (таким образом, первый в Европе дал математическое понятие бесконечно малой величины). Эволюцию представлял как смену сочетаний (своего рода химических формул) частиц-"семян". Сами бесконечно малые первичные семена в ходе перемен форм сохраняются и существуют вечно. Верно называть рождение, возникновение неорганических объектов и живых существ неким сочетанием, а смерть, якобы уничтожение, - разделением элементов. Ничего не возникает из небытия. Начинается же эволюция с того, что Нус порождает вращение начальной материи (смеси) и в этом вихре разгоняет по слоям собранное в плотные агрегации и разреженное (тонкое), холодное и горячее, влажное и сухое, темное и светлое, устраивая порядок. До полного разделения, однако, процесс не доводится, сохраняется единство. А. выдвигает принцип "все заключается во всем": любая сложная комбинация, вещь или существо содержит в себе долю всего, нет ничего обособленного, отдельного в мироздании. Внешний вид демонстрирует лишь преобладание семян некоторых качеств.
Материалисту, следующему атомистической теории, можно предложить для признания естественности этих идей чем-то схожие закономерности плотного мира. О внешности: при кристаллизации из раствора выпадают кристаллы определенного вещества соответствующего облика, которые практически обязательно включают многие примеси раствора, но это не изменяет внешность кристалла, определяемую основным веществом. О многообразии форм проявления единого: по одной и той же ДНК строится сложный организм, клетки и ткани органов которого в разных местах имеют значительно различающиеся химический состав, структуру и внешность: глаз, печень и т.д. Таким образом, даже физико-химическая материя демонстрирует соответствия теории А-а, но дело еще в том, что он говорил о "семенах", доступных не органам чувств, а лишь уму, то есть, надо полагать, о духовной и ментальной материи. Семена предметов и существ и сами предметы и существа - не одно и то же. Его утверждение (семена живых существ падают на землю из "воздуха", причем семена растений - из нижних холодных уровней, а животных - из высоких горячих) показывает, что он иногда имеет в виду не физические семена (зерна или гены). Ведь о физической наследственности он также высказывается в других фрагментах вполне "материалистически". Почти то же самое о нахождении первичных "семян" в тонкоматериальном потенциале Дао в те же времена в Китае говорил Лао-цзы.
"...и теперь поучение о нерушимости материи, как основного вещества, может считаться не устаревшим. Также Его мысль о Высшем Разуме может быть проявлена и новейшими Учениями... Он впитал утонченность мысли Греции. Он ценил искусство... был внутренним рычагом многих мероприятий" (Н-166). Ныне считающаяся новой и прогрессивной для астрофизики идея первичного толчка, порождающего расширяющуюся Вселенную, схожа с анаксагоровой, но, замечая центробежное движение, забывает о вращательном (в сумме же получается спиральное), и обходит вопрос о том, что или кто породил толчок.