Анаксагор

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Индекс

Надземное, 166 ...Обратимся к великому философу Анаксагору. Известны основы Его Учения, которые были новы для многих веков. Даже и теперь поучение о нерушимости материи, как основного вещества, может считаться неустаревшим. Также Его мысль о Высшем Разуме может быть проявлена и новейшими учеными. Можно видеть насколько жизнеописание философа не предуказало Его характер как человека. Между тем, Он был представителем замечательного века. Он впитал утонченность мысли Греции. Он ценил искусство и много раз помогал советами Периклу. Таким образом, Он был внутренним рычагом многих мероприятий. У Него достаточно было достоинства защитить друга и предпочесть изгнание лишению чести. Утверждаю, что можно дать самую блестящую оценку Его деятельности, но Он не желал запечатлевать преходящих событий. Уже тогда втайне сердца, Он предчувствовал будущий подвиг. ...

Надземное, 187 ...Мыслитель заимствовал от Анаксагора о бережности к Тонкому Миру.<...> Урусвати вывела многих из тьмы и близких, и дальних, и друзей, и врагов. Смысл в том, чтобы идти к Свету. Тьма закрывает глаза, но пришедший извне может различить проблески Света, там будут и лучшие обиталища. Эти cлова запомним. И Мыслитель, и Анаксагор их повторяли. Оба Они были гонимы и осуждаемы. Внутренняя Жизнь Братства будет понятна, когда усвоим подробности жизни Героев.

Надземное, 196 Урусвати знает, что ненавистники пытаются разрушить даже неистребимое. Был день, когда глашатай от имени старейшин оповещал афинян, чтобы под страхом изгнания никто не смел произносить имен Перикла, Анаксагора, Аспазии, Фидия и друзей их. <...> Анаксагор изображался в виде осла, кричащего на площади. Знаете и о смерти Сократа. Мыслитель говорил: «Знаем имена Перикла, Анаксагора, Аспазии и Фидия, но не знаем судей их осудивших. ...

Надземное, 222 ...Проследим за что были преследуемы лучшие люди всех народов. Можно усмотреть, что ложные обвинения были почти одинаковы и поражали своим неправдоподобием. Сравним за что изгоняли Пифагора, Анаксагора, Сократа, Платона и других лучших людей, почти те же обвинения бросались им. Но в следующие века последовало признание, как бы и не было поношения! Можно сказать, что такие высокие деятели не умещались в людском сознании, и меч палача готов был снизить слишком высокую голову. ...

Надземное, 268 ...Люди не могут вообразить, что великие мыслители, как Платон, Пифагор или Анаксагор существовали, как земные жители. <...> Пифагор, изгнанный, в нищете, чуял все унижение телесное, но такой пробный камень не заставил его оступиться. Также и Анаксагор, лишенный всего, мог и на таком тернистом пути готовить терновый венец величия.

Надземное, 527 ...Кто же может достичь духовного очищения? Скажут — для этого нужно быть такими мыслителями, как Анаксагор, Платон или Пифагор. Но кроме мыслителей, мир был движим такими вождями, как Перикл или Акбар. ...

Из Писем Е.И.Рерих

Письма в Америку, т.3, стр. 522. // Указатель имен Анаксагор (ок 500-428 до н.э.) – др.-греч. философ, выдвинувший учение о неразрушимых элементах – семенах вещей; движущим принципом миропорядка считал ум (ноус), организующий элементы.

04.05.1938 Рихард Рудзитис Елене Рерих ...Снова получил параграфы Братства, II части (до 170-й стр.). Великая радость была почуять, что Великий Путник был философом Анаксагором. Так его Прекрасный Облик обрисовывается с другой стороны. Одно лишь недоумение, – насколько помню, Анаксагор в своём Учении проводит нечто вроде геоцентрической точки зрения. Но возможно, что последователями его истинные воззрения неправильно или неточно переданы. ...

24.05.1938 Елена Рерих Рихарду Рудзитису ...Вы правильно недоумеваете, каким образом Анаксагор мог проводить геоцентрическую теорию. Анаксагор был посвящён в мистерии и знал учение Пифагора, принесённое из Индии, о гелиоцентрическом построении Вселенной. Привожу страничку из новой книги: «Вы знаете, как иногда одно слово может извратить целую космогоническую теорию. Философ (Анаксагор) говорил, чтобы устыдить сограждан: «Вы должны чувствовать, что Земля является как бы средоточием Вселенной, тогда вы осознаете весь долг и всю ответственность, лежащие на человеке». Но последователи выпустили одно малое слово, и получилось совершенно иное мировоззрение. ...

09.11.38 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955 ...изображали Анаксагора, этого величайшего философа, в виде ревущего осла и требовали его изгнания! Между тем, многие мысли этого философа приемлемы именно в наше время. ...

02.04.1938 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) ...Анаксагор, Пифагор и Платон были гонимы, и последний даже продан в рабство, но это нисколько не умалило их значения в истории мировой культуры, даже наоборот! ...

07.05.1938 1 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) ...Неисчислимы предательства, совершавшиеся вокруг величайших Учителей человечества на протяжении всех Их жизненных подвигов. Сейчас записываю речения Вел[икого] Платона, который был так гоним и, наконец, продан в рабство! Анаксагор тоже знал Иуду и много лет находился в изгнании. Потому найдем мудрую радость в таком испитии чаши яда, ибо тем самым подымаемся по ступеням Лестницы Света. ...

08.12.1938 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу ... Да, мы знаем многие воплощения из Книг Жизней Учителей Человечества, но все же самые великие, самые ответственные широко не оповещаются. Так и из воплощений Иисуса Христа в «Тайной Доктрине» есть упоминание о Его жизни как Иисуса Навина, к этому могу добавить еще жизнь великого философа времен Перикла – Анаксагора. Но, конечно, и это сведение прошу Вас оставить для себя. ...

01.10.1946 (Письма Н.К.Рерих в Америку) ...Сократа легко было отравить, Аристида Справедливого мясники изгнали, Платон в рабстве, Анаксагор осужден, Перикл оклеветан, Фидий в темнице. Так распоряжался классический мир со своими великими мыслителями, творцами. ...

Из трудов Е.П.Блаватской

(РИ1, стр.152)...Создатель гомеомерийской философской системы – Анаксагор из Клазомены твердо верил, что духовные прототипы всего, а также их элементы находимы в беспредельном эфире, где они порождаются, откуда они исходят и куда они возвращаются с земли. ...

(РИ2, стр.138)...Термин «язычество» [paganism] не без основания применяется многими современными писателями с большим колебанием. Профессор А. Уанлдер в изданном им «Символическом языке древнего искусства и мифологии» Пейна Найта говорит: «Оно («язычество») выродилось в слэнг, и, в общем, применяется в более или менее оскорбительном значении. Более правильным выражением было бы «древние этнические культуры», но оно навряд ли было бы правильно понято в его истинном значении, и поэтому мы приняли этот термин в популярном нрименснии, но без непочтительности. Религия, давшая Платона, Эпиктета и Анаксагора, не может быть грубой, поверхностной или совсем недостойной беспристрастного внимания. ...

(РИ2, стр.217)...Платон, Анаксагор, Пифагор, эллинские школы Греции, так же как и старинные халдейские училища жрецов – все преподавали доктрину двойной эволюции, доктрину о переселении душ, касающуюся только перехода человека из мира в мир после смерти здесь. Каждая философия, достойная этого имени, учила, что дух человека, если и не душа, предсуществовал. ...

(РИ2, стр.219)...Египтяне почитали божественный дух, один единственный, как Ноут. Совершенно ясно, что именно с этого слова Анаксагор взял свой термин ноус или, как он называет его, Νοΰς αυτοκρατης – Разум или Дух само-сильный, αρχητης κινησεως. «Все было хаос», – говорит он, – «затем пришел Νοΰς и установил порядок». Он также обозначает этот Νοΰς как Единого, который правит многими. По его идее Νοΰς был бог, а Логос был человек, эманация первого. Внешние силы воспринимали феномены; только ноус один различал нумены или субъективные явления. Это чисто в буддийском и эзотерическом духе. Здесь Сократ подхватил его нить и следовал к ней, а после него Платон с целым миром внутреннего знания. Если старый ионийско-итальянский мир кульминировал в Анаксагоре, то новый начался с Сократа и Платона. ...

(ТД1, стр.95)...Это ошибка тех, кто ничего не знают об универсальности Оккультных Доктрин с самой колыбели человеческих рас, и, в особенности, тех ученых, которые отбрасывают самую мысль о «Первоначальном Откровении», чтоб учить, что Anima Mundi, Единая Жизнь, или Мировая Душа, была оповещена только Анаксагором или в его времена. Этот философ выдвинул это учение просто, чтобы противопоставить его слишком материалистическим представлениям Демокрита о Космогонии, основанным на экзотерической теории о слепоустремленных атомах. Анаксагор Клазоменский, однако, не был изобретателем учения, но лишь его распространителем, как и Платон. То, что он называл Мировым Разумом (Nous), принцип который, согласно его воззрению, абсолютно отделен и освобожден от материи, и действует преднамеренно, назывался Движением, Единою Жизнью или Дживатма в Индии, века до 500 г. до Р. Хр. ...

(ТД1, стр.166)...теория Начальных Вихревых Колец была известна Анаксагору и поддерживалась им за 500 лет до Р. Хр. или почти за 2000 лет, прежде чем она вновь была принята Галилеем, Декартом, Сведенборгом и, наконец, с малыми изменениями сэром В. Томсоном. Все подобное знание, справедливо говоря, есть отзвук архаической доктрины, попытка объяснить которую делается теперь. ...

(ТД1, стр.410)...автор философской системы Гомойомерии, Анаксагор Клазоменский твердо верил, что как духовные прообразы всех вещей, так и их элементы находятся в беспредельном Эфире, где они и зарождаются, эволюционируют и куда возвращаются – таково и Оккультное Учение. ...

(ТД1, стр.557)...Махат или Маха-Буддхи, согласно Вайшнавам, есть, однако, Божественный Разум в активном действии или, как говорит Анаксагор, «Устанавливающий и Управляющий Разум был причиною всего сущего»...

(ТД1, стр.611)...Ньютон нанес смертельный удар элементальным вихрям Декарта (что, между прочим, есть лишь возрожденная идея Анаксагора)...

(ТД1, стр.708)...Современные физики, заимствовав от древних их Атомическую Теорию, забыли один пункт, наиболее важный во всей доктрине; следовательно, они получили лишь скорлупу и никогда не будут в состоянии получить ядро. Приняв физические Атомы, они упустили многозначительный факт, что от Анаксагора до Эпикура, до римлянина Лукреция и, кончая даже Галилеем, все эти философы верили, более или менее, в живоначальные Атомы, а не в невидимые крупинки так называемой «грубой» материи. ...

(ТД1, стр.723)...То, что Анаксагор называл Хаосом в своей «Homoiomeria», теперь называется сэром Уилльямом Томсоном «первобытным флюидом». ...

(ТД1, стр.732)...Таким образом, индуктивная наука в своих ответвлениях астрономии, физики и химии, продвигаясь боязливо к завоеванию тайн Природы в ее конечных следствиях на нашем земном плане, в то же время отступает к дням Анаксагора и халдеев в своих открытиях (a) начала нашего феноменального мира и (b) способов образования тел, составляющих Вселенную. ...

(ТД1, стр.743)...«Мировое Вещество», ныне называемое туманностью, было известно со времен величайшей древности. Анаксагор учил, что после дифференциации полученное смешение разнородных субстанций оставалось неподвижным и неорганизованным, пока, наконец, «Разум» – совокупность всех Дхиан-Коганов, говорим мы, – не начал работать над ним и не сообщил им движение и порядок. ...

(ТД1, стр.779)...Однако, все древние средневековые и современные поэты и философы были опережены даже в экзотерических индусских книгах, что касается элементных вихрей, зачатых Мировым Разумом – «Пленумом» материи, по Декарту, дифференцированной на частицы; «эфирного флюида Лейбница»; и «примитивного флюида» Канта, разложенного на свои элементы; солнечного вихря и системных вихрей Кеплера; короче говоря, от Анаксагора до Галилея, Торричелли и Сведенборга и после них до позднейших спекуляций европейских мистиков – все это находимо в индусских гимнах или мантрах к «Богам, Монадам и Атомам», во всей их Полноте, ибо они неделимы. ...

Из других источников

Анаксагор / Anaxagoras (ок.500, Клазомены,-428 до н.э., Лампсак) - древнегреческий философ, математик, астроном. Основатель афинской философской школы. Раннее воплощение Иисуса Христа (см. П/П-8.12.38).


Не стал заниматься своим богатым имением, предпочтя занятия философией. Обладал даром предвидения и предсказал падение большого метеорита. Потом, под предлогом того, чтобы взглянуть на это небесное тело, отправился в путешествие, в конце концов обосновавшись в Афинах (около 468 г.) и став там первым профессиональным преподавателем философии, советником и духовным наставником Перикла.


Однажды его стали обвинять, что ему нет дела до родины, а он в ответ указал на небо. Говорил, что стоит жить только ради созерцания неба и устройства Вселенной. Заявлял о существовании других, кроме Земли, населенных миров в Космосе. Первый заговорил о глыбах в небе, подобных Земле или раскаленных, включая Солнце, Луну, видимые и невидимые небесные тела. Именно описание Солнца не как бога, а как тела послужило поводом к обвинению его в безбожии, и ему пришлось покинуть Афины. В Лампсаке после смерти был "героизирован" - установлен был его культ. Верно описал явление солнечных и лунных затмений. Предлагал и другие естественнонаучные объяснения. Удачно высказывался о метеорологических явлениях. Высказывался по проблемам психофизиологии, в том числе создал теорию ощущений. Возможно, первый проводил научные анатомические вскрытия. Книга его "О природе", энциклопедического характера, сохранилась лишь в двух десятках процитированных фрагментов и в ряде сомнительной точности пересказов его идей.


Описал как организующий принцип Вселенной беспредельный Космический Разум, Ноос (Ноус, Нус). Шкалу величин частиц продлил беспредельно в обе стороны (таким образом, первый в Европе дал математическое понятие бесконечно малой величины). Эволюцию представлял как смену сочетаний (своего рода химических формул) частиц-"семян". Сами бесконечно малые первичные семена в ходе перемен форм сохраняются и существуют вечно. Верно называть рождение, возникновение неорганических объектов и живых существ неким сочетанием, а смерть, якобы уничтожение, - разделением элементов. Ничего не возникает из небытия. Начинается же эволюция с того, что Нус порождает вращение начальной материи (смеси) и в этом вихре разгоняет по слоям собранное в плотные агрегации и разреженное (тонкое), холодное и горячее, влажное и сухое, темное и светлое, устраивая порядок. До полного разделения, однако, процесс не доводится, сохраняется единство. А. выдвигает принцип "все заключается во всем": любая сложная комбинация, вещь или существо содержит в себе долю всего, нет ничего обособленного, отдельного в мироздании. Внешний вид демонстрирует лишь преобладание семян некоторых качеств.


Материалисту, следующему атомистической теории, можно предложить для признания естественности этих идей чем-то схожие закономерности плотного мира. О внешности: при кристаллизации из раствора выпадают кристаллы определенного вещества соответствующего облика, которые практически обязательно включают многие примеси раствора, но это не изменяет внешность кристалла, определяемую основным веществом. О многообразии форм проявления единого: по одной и той же ДНК строится сложный организм, клетки и ткани органов которого в разных местах имеют значительно различающиеся химический состав, структуру и внешность: глаз, печень и т.д. Таким образом, даже физико-химическая материя демонстрирует соответствия теории А-а, но дело еще в том, что он говорил о "семенах", доступных не органам чувств, а лишь уму, то есть, надо полагать, о духовной и ментальной материи. Семена предметов и существ и сами предметы и существа - не одно и то же. Его утверждение (семена живых существ падают на землю из "воздуха", причем семена растений - из нижних холодных уровней, а животных - из высоких горячих) показывает, что он иногда имеет в виду не физические семена (зерна или гены). Ведь о физической наследственности он также высказывается в других фрагментах вполне "материалистически". Почти то же самое о нахождении первичных "семян" в тонкоматериальном потенциале Дао в те же времена в Китае говорил Лао-цзы.


"...и теперь поучение о нерушимости материи, как основного вещества, может считаться не устаревшим. Также Его мысль о Высшем Разуме может быть проявлена и новейшими Учениями... Он впитал утонченность мысли Греции. Он ценил искусство... был внутренним рычагом многих мероприятий" (Н-166). Ныне считающаяся новой и прогрессивной для астрофизики идея первичного толчка, порождающего расширяющуюся Вселенную, схожа с анаксагоровой, но, замечая центробежное движение, забывает о вращательном (в сумме же получается спиральное), и обходит вопрос о том, что или кто породил толчок.

(Из Теософского словаря) АНАКСАГОР (Греч.) Знаменитый ионийский философ, живший за 500 лет до Р.Х., изучал философию под руководством Анаксимена из Милета и при Перикле поселился в Афинах. Среди его последователей и учеников были Сократ, Эврипид, Архелай и другие выдающиеся люди и философы. Он был очень ученым астрономом и одним из первых обнародовал то, чему Пифагор учил тайно, т.е. движение планет, затмения солнца и луны и т.д. Именно он учил теории о Хаосе, по принципу "ничто не рождается из ничего", и об атомах как о сущности и субстанции, находящейся в основе всех тел, "той же природы, как и те тела, которые они образуют". Эти атомы, учил он, привел в движение Ноус (Вселенский Разум, Махат индусов), этот Ноус есть нематериальная, вечная, духовная сущность; этой комбинацией был образован мир - материальные, плотные тела спускались вниз, а эфирные атомы (или огненный эфир) поднимались вверх и распространялись в верхних небесных сферах. Предвосхищая современную науку более чем на 2000 лет, он учил, что звезды состоят из той же материи, что и наша земля, и что солнце есть пылающая масса; что луна - темное, необитаемое тело, получающее свой свет от солнца; кометы - блуждающие звезды или тела; и к тому же, превосходя упомянутую науку, он заявлял, что абсолютно уверен в том, что реальное существование вещей, воспринимаемых нашими чувствами, не может быть наглядно доказано. Он умер в изгнании в Лампсаке в возрасте семидесяти двух лет.

Ссылки

"Аспазия, которой завидовал сам Сократ" [1]

"Физика Анаксагора"(самостоятельная работа для слушающих курс философии) [2]

Рожанский И.Д., "Анаксагор"(фрагменты) [3]

Анаксагор (статья Википедии) [4]

Личные инструменты
Дополнительно