09.11.38 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
09.11.38
Забавно, хотя и печально было прочесть о нападках на Вас за утверждение факта о росте волос у покойников, тем более что мало кто не имел случая лично убедиться в этом биологическом факте. Неужели в наше время среди так называемых образованных людей встречается еще такое невежество? Также огорчило меня и то, что Вы пишете о мировоззрении некоторых представителей современной молодежи. Молодежь, не желающая слышать о смысле жизни, непригодна для строительства страны, такая молодежь не может способствовать ее расцвету. Будем надеяться, что такие представители составляют меньшинство. Не менее печально, что так называемые интеллектуально развитые типы, как попугаи, повторяют определительные, значение которых им не доступно. Имею в виду Ваше сообщение, что Вас ругали «оккультистом», «буддистом» и «донкихотом» и пр. Неужели таким «интеллектуальным» типам не стыдно пользоваться величайшими понятиями, как «позорящими» кличками? Хотелось бы спросить таких типов, что знают они о буддизме и его Основателе? И также знакомы ли они с историей развития интеллекта и культуры? Неужели они хотят в наш век соревноваться в невежестве с теми идиотами, которые глумились и предавали Перикла, уничтожали произведения Фидия и изображали Анаксагора, этого величайшего философа, в виде ревущего осла и требовали его изгнания! Между тем, многие мысли этого философа приемлемы именно в наше время.
Вы знаете, как я не люблю слово «оккультизм», именно потому, что это слово излюблено недоучками. Невежественное большинство связывает с высшим сокровенным знанием (каким является оккультизм) все темные суеверия и проявления низшего психизма. Следовало бы, где возможно, пояснить, что это высшее знание есть познание тончайших энергий, к принятию которых такими быстрыми шагами подходит наша наука. Казалось бы, что такое знание должно было бы вызывать особое внимание и уважение со стороны всех, считающих себя просвещенными, но на самом деле мы видим как раз обратное. Истинно, большинство наших современников все еще переодетые дикари вчерашнего дня, страшащиеся и издевающиеся над всем им непонятным и недоступным. На многих, приобщившихся к современному просвещению, это просвещение еще висит как галстук, повязанный дикарем на голую шею, или как европейский сюртук, одетый без его продолжений. Согласитесь, если бы это было не так, то не могли бы эти цивилизованные дикари думать, что они оскорбляют Вас, называя буддистом, оккультистом и пр.
Прискорбно, что такое явление Вы отмечаете среди молодежи, которая по своей природе должна бы стремиться ко всему светлому и прогрессивному. Такое явление соответствует лишь дряхлеющему сознанию. Советую Вам прочесть книгу Алекса Карреля «Man the unknown». Книга эта имела большой успех и переведена на латышский язык. Всем, всем советую читать эту книгу. Она должна быть настольной книгой каждого мыслящего человека. Особенно она нужна молодежи. Если бы у Вас было несколько широкомыслящих друзей-преподавателей, Вы могли бы открыть с ними частную школу. В России самыми лучшими школами были именно такие школы, где инициаторами и организаторами была группа дружественно сплоченных и одинаково мыслящих педагогов. Напр., бывшая гимназия Мая. Мой муж и мои сыновья воспитывались в этой школе. И посейчас они с большою любовью вспоминают о своей школе.
Спасибо за присланные фотографии. Глядя на них, кое-что понимаю лучше. Понимаю, что сотрудничество было трудное. Получила и копии Ваших писем от 1934 г. Я не знала, что Вы упомянули в них о служении Высшим Силам Света. Не думаете ли Вы, что многие затруднения возникли именно от этого упоминания. Обычно люди, почитающие себя христианами и поставленные поддерживать так называемые нравственные, вернее церковные, устои, очень опасаются всякого упоминания о служении Силам Света. Ведь принято и узаконено, что все называющие себя христианами делают все противное именно Заветам Христа, потому и служение Свету рассматривается ими как служение дьяволу. Если раньше в каждой реторте алхимика последователи Христа видели рога дьявола, то и теперь в каждом упоминании о служении Свету или Высшим Силам им чудится облик Антихриста и его приспешников. Но все же скоро такое отношение должно прийти к концу. Произошел большой сдвиг в сознании масс, и нужно признать, что во многом уже массы ведут за собой тех, кто должен был вести их.
Получила на днях газетную вырезку, привожу ее Вам: «Таинственные Силы Природы». «В задачи международного конгресса парапсихических наук, состоявшегося под председательством норвежского психиатра проф. Торстена Верейде, входило изучение данных, добытых в течение последних лет в области парапсихизма, т. е. в области психических явлений, еще сравнительно недавно считавшихся сверхъестественными и встречавших со стороны ученых недоверчивое, если даже не враждебное отношение. Французский делегат, инженер Живле, продемонстрировал изобретенный им аппарат для регистрации «ауры» – излучений человеческого тела. Это чрезвычайно чувствительный зеркальный гальванометр, отклоняющийся под влиянием испускаемых рукой человека лучей».
«Члены конгресса могли воочию убедиться, что излучения руки проникают сквозь небольшой слой кожи, дерева и стекла; они обладают способностью ионизировать воздух, т. е. делать его проводником электричества».
«Усталость или болезнь человека влекут за собою уменьшение интенсивности «ауры», и даже полное ее затухание. Усилием воли человек может на время прекратить излучение ауры. Предметы, подверженные действию ауры, заряжаются ею наподобие электричества».
«Афинский психиатр, проф. Танаграс, сделал сообщение о пророческих снах, что привело конгресс, в порядке прений, к обсуждению вопросов о свободе воли».
«Председательствовавший на конгрессе проф. Верейде в заключительном слове констатировал, что современная наука все больше и больше убеждается в существовании свободных психических сил, не зависимых от физиологии человека». (С этим, конечно, мы не согласны, ибо именно в связи с понятием духа, или психики, необходимо изучение физиологии. Нельзя изучать одно без другого.)[1]
«Потеря веры в это существование и привела человечество, по мнению проф. Верейде, к переживаемому ныне моральному и социальному кризису».
Присланная вырезка, вероятно, из Шанхайских или Пекинских газет.
Теперь относительно Пакта. Идея эта продолжает быть близкой многим просвещенным умам. Так Индусский Конгресс в Аллахабаде единогласно вынес постановление о присоединении к Пакту Рериха. Такое же постановление было принято недавно и двумя Международными Конгрессами в Париже. Так Пакт продвигается. Шанхайский комитет Пакта издал милую брошюрку, которую посылаю Вам. Вероятно, Вы уже видели в Рижском Общ. новый журнал «Фламма», издаваемый одним нашим общ. в Америке. Также в Нью-Йорке начала существовать новая «Рерих Академи оф Артс». Так культурная деятельность не замирает, и новые очаги, как говорится, вспыхивают по всему лицу Земли.
Собираю новую книгу «Надземное», там есть параграф, относящийся к далекому прошлому, но, увы, приложимый к настоящему. Привожу его Вам: «Вы знаете, что просветительные дела подвергаются насмешкам и поношениям. Вы все знаете это, но говорю опять, ибо Великий Путник постоянно был спрашиваем – отчего лучшие деяния изгоняются людьми?»
«Он приготовлял учеников к мужеству и принятию этих насмешек. Он говорил: “Тьма борется со светом; тьма пытается сохранить свое достояние. Мы ужасаемся тьме, но она ненавидит нас. Ужели можно примирить свет с тьмою! Можно ли служить тьме, считая себя светоносцем?” Так Учитель показал, что нельзя служить двум началам. Он должен был указать ученикам, ибо каждому из них придется запечатлеть служение Свету личным подвигом».
«Не может быть понято такое служение, если не осознана целесообразность. Но такое понятие может быть воспринято, если дух знает свое назначение. Мужество и мудрость происходят из одного понятия блага».
«Человек носит в себе мерило сущности своих деяний. Невозможно рассказать, как и когда настанет решительный час, но в сердце нашем мы знаем, когда исполняется срок. Только мудрость и мужество помогают понять всю ответственность на пользу всего человечества».
Примечания