Анаксагор
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
Из трудов Е.П.Блаватской
Из других источников
Анаксагор / Anaxagoras (ок.500, Клазомены,-428 до н.э., Лампсак) - древнегреческий философ, математик, астроном. Основатель афинской философской школы. Раннее воплощение Иисуса Христа (см. П/П-8.12.38).
Не стал заниматься своим богатым имением, предпочтя занятия
философией. Обладал даром предвидения и предсказал падение большого
метеорита. Потом, под предлогом того, чтобы взглянуть на это небесное
тело, отправился в путешествие, в конце концов обосновавшись в Афинах
(около 468 г.) и став там первым профессиональным преподавателем
философии, советником и духовным наставником Перикла.
Однажды его стали обвинять, что ему нет дела до родины, а он в ответ
указал на небо. Говорил, что стоит жить только ради созерцания неба и
устройства Вселенной. Заявлял о существовании других, кроме Земли,
населенных миров в Космосе. Первый заговорил о глыбах в небе, подобных
Земле или раскаленных, включая Солнце, Луну, видимые и невидимые
небесные тела. Именно описание Солнца не как бога, а как тела
послужило поводом к обвинению его в безбожии, и ему пришлось покинуть
Афины. В Лампсаке после смерти был "героизирован" - установлен был его
культ. Верно описал явление солнечных и лунных затмений. Предлагал и
другие естественнонаучные объяснения. Удачно высказывался о
метеорологических явлениях. Высказывался по проблемам психофизиологии,
в том числе создал теорию ощущений. Возможно, первый проводил научные
анатомические вскрытия. Книга его "О природе", энциклопедического
характера, сохранилась лишь в двух десятках процитированных фрагментов
и в ряде сомнительной точности пересказов его идей.
Описал как организующий принцип Вселенной беспредельный Космический
Разум, Ноос (Ноус, Нус). Шкалу величин частиц продлил беспредельно в
обе стороны (таким образом, первый в Европе дал математическое понятие
бесконечно малой величины). Эволюцию представлял как смену сочетаний
(своего рода химических формул) частиц-"семян". Сами бесконечно малые
первичные семена в ходе перемен форм сохраняются и существуют вечно.
Верно называть рождение, возникновение неорганических объектов и живых
существ неким сочетанием, а смерть, якобы уничтожение, - разделением
элементов. Ничего не возникает из небытия. Начинается же эволюция с
того, что Нус порождает вращение начальной материи (смеси) и в этом
вихре разгоняет по слоям собранное в плотные агрегации и разреженное
(тонкое), холодное и горячее, влажное и сухое, темное и светлое,
устраивая порядок. До полного разделения, однако, процесс не
доводится, сохраняется единство. А. выдвигает принцип "все заключается
во всем": любая сложная комбинация, вещь или существо содержит в себе
долю всего, нет ничего обособленного, отдельного в мироздании. Внешний
вид демонстрирует лишь преобладание семян некоторых качеств.
Материалисту, следующему атомистической теории, можно предложить для
признания естественности этих идей чем-то схожие закономерности
плотного мира. О внешности: при кристаллизации из раствора выпадают
кристаллы определенного вещества соответствующего облика, которые
практически обязательно включают многие примеси раствора, но это не
изменяет внешность кристалла, определяемую основным веществом. О
многообразии форм проявления единого: по одной и той же ДНК строится
сложный организм, клетки и ткани органов которого в разных местах
имеют значительно различающиеся химический состав, структуру и
внешность: глаз, печень и т.д. Таким образом, даже физико-химическая
материя демонстрирует соответствия теории А-а, но дело еще в том, что
он говорил о "семенах", доступных не органам чувств, а лишь уму, то
есть, надо полагать, о духовной и ментальной материи. Семена предметов
и существ и сами предметы и существа - не одно и то же. Его
утверждение (семена живых существ падают на землю из "воздуха", причем
семена растений - из нижних холодных уровней, а животных - из высоких
горячих) показывает, что он иногда имеет в виду не физические семена
(зерна или гены). Ведь о физической наследственности он также
высказывается в других фрагментах вполне "материалистически". Почти то
же самое о нахождении первичных "семян" в тонкоматериальном потенциале
Дао в те же времена в Китае говорил Лао-цзы.
"...и теперь поучение о нерушимости материи, как основного вещества,
может считаться не устаревшим. Также Его мысль о Высшем Разуме может
быть проявлена и новейшими Учениями... Он впитал утонченность мысли
Греции. Он ценил искусство... был внутренним рычагом многих
мероприятий" (Н-166). Ныне считающаяся новой и прогрессивной для
астрофизики идея первичного толчка, порождающего расширяющуюся
Вселенную, схожа с анаксагоровой, но, замечая центробежное движение,
забывает о вращательном (в сумме же получается спиральное), и обходит
вопрос о том, что или кто породил толчок.