Астральные тела и двойники. ПСИХОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


ПСИХОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 Статья впервые опубликована в журнале «Le Lotus», Paris, vol. ПІ, № 16, July, 1888, p. 202-206.

№ 14 «Le Lotus» [Мау, 1888, р. 105] опубли­кована переведенная из «Sphinx» статья Франца Ламберта, в которой содержится следующий фраг­мент расшифрованного текста древней таблички, описывающий прибытие в страну мертвых:

«Вот мы видим умершего, который трудится на Елисейских полях, — сеет и собирает урожай. Яч­мень там — в 7 элей[1] высотой: колосья — 3 и со­лома — 4. Из урожая он отделяет приношение для Хапи, бога изобилия»[1], и так далее.

Я выделила курсивом ошибки и имела на то полное право: в «Книге Мертвых», гл. СIХ, стихи 4 и 5, сам умерший говорит о себе следующее:

«Мне знакомо это поле Анру с железной изго­родью; ячмень на нем — в семь локтей[1] высотой: колос — в три локтя, и солома — в четыре», и так далее.

Хапи также не был богом изобилия. Когда мы видим его во время церемонии, ведущую роль в которой играет мумия, он выступает как один из funerarу Gепii. Хапи персонифицирует земные воды, или Нил как их изначальный аспект, в то время как Нун олицетворяет небесные воды. Он — один из «Семи Светлых»[1], которые сопровождают Озириса-Солнце. В гл. XVII, стихи 38 и 39, «Книги Мертвых» сказано: «Семь Светлых — Амсет, Хапи, Тиомотеф, Кебхсеннуф, Маатефф, Кербекф, Харкхент-ан-мер-ти, Анубис поставил их стража­ми саркофага Озириса [Солнце во время затмений и по ночам]».

Хапи, как и предшествующий ему Амсет, есть психопомпический[1] дух (Меркурий), получающий семь даров от Озириса-Солнца, что, возможно, со­ответствует реальности, поскольку Меркурий действи­тельно получает в семь раз больше света от Солн­ца, чем Земля.

В современной небесной иерархии Архангелов присутствия (или «Семи Очей Господних») Хапи и Амсет соответствуют Гавриилу, Посланнику, и Ми­хаилу, покровителю всех мысов и заливов, олицет­воряющему, подобно Хапи, земные воды. У неко­торых наших набожных друзей это заявление вы­зовет протест. И они скажут: Гавриил и Михаил вовсе не психопомпические боги; последний явля­ется архистратигом — главнокомандующим армии Господа, победителем дракона-Сатаны (Viktor diaboli), тогда как Гавриил есть «Fortitudo Dei » и его посланник. Совершенно верно. Я могу даже доба­вить, что Михаил — это (Quis ut Deus), если это сделает их счастливыми.

Но это отнюдь не мешает им обоим быть одно­временно нашим египетским Хапи и его коллегой Амсетом. Поскольку этот Хапи — «Глаз Солнца», его пламя — начальствует над «божественными на­чальниками» и, вместе с шестью остальными со­провождает Озириса-Солнце, чтобы «сжигать души его врагов»[1]; и он же убивает великого Врага, тень Тифона-Сета, или, иными словами, Дракона. Ка­толическая церковь называет эту семерку φυλακίτης, неусыпным стражем, поскольку именно такую ха­рактеристику дает «Семи Светлым» «Книга Мертвых», где сказано, что они охраняют саркофаг Ози­риса. Загляните, если хотите, в «Меmoire  а  L’Асаdemie» маркиза де Мирвиля, где он с гордостью говорит об этом.

Однако основной вопрос, который мы хотели бы рассмотреть, связан вовсе не с Амсетом или Хапи, и Гавриила с Михаилом мы можем на не­которое время оставить на принадлежащих им пла­нетах.

Самое главное, что привлекло наше внимание, это некоторые весьма любопытные замечания, сделанные Шарлем Барле. Он указывает читателю на «бесчисленные соответствия», существующие между вышеназванной статьей и доктринами тео­софов. Он приводит тому несколько примеров, но при этом не включает в их число один из, пожалуй, наиболее ярких.

Я имею в виду процитиро­ванные стихи из «Книги Мертвых» о пребывании умершего в полях Анру. Эта глава представляет собою наиболее наглядное из ныне известных изложений учения о семи человеческих принципах, существовавшего в эзотерической религии Древне­го Египта.

Читателя можно предостеречь от опасности, ко­торую влекут за собой попытки поиска аналогий и соответствий между двумя системами, эзотериче­ской и экзотерической, в переводах наших восто­коведов.

Поскольку эти джентльмены в своих интерпре­тациях часто подменяют истину собственными фан­тазиями. Обратимся лучше к каббале. Изложенную в ней семеричную систему можно представить в виде следующей таблицы:

Семь миров или планет видимого космоса

 

1-й Мир

 

 ***

Арарита

אךאךיךא

Ашер Эхейе

אשךאחיח

 

  ***

 

  ***

7 букв Божьего Имени

2-й Мир

Задкиил

Уриил

Самуил

Рафаил

Ханиил

Гавриил

Михаил

7 Ангелов Присутствия

3-й Мир

Сатурн

Юпитер

Марс

Солнце

Венера

Мерку­рий

Луна

7 Планет

 

 

 

 

 

 

 

Все остальное бесполезно. Я привожу в пример только три мира с их ангелами и планетами, соот­ветствующими семи божественным буквам. Имена ангелов, за исключением первых двух, являются подменами; более того, они могут взаимозаменять друг друга и менять свои планеты. Только Гаври­ил остался верен своему Меркурию, хотя, в силу хорошо известных причин[1], церковь старается ныне препоручить Гавриилу планету Юпитер. Михаил ба­лансирует между Солнцем и Луной. Но поскольку эти две планеты считались в египетском эзотеризме Очами Господа (Солнце служило оком Озириса днем, а Луна — ночью), они взаимозаменяемы.

Начиная отсюда, можно без труда разобраться во всем остальном. Поле Анру — это дэвакхан. Пше­ница в семь локтей высотою, которую сеет и по­жинает усопший, символизирует карму, которую его семь принципов сеяли и пожинали при жизни. Колос размером в три локтя — это высшая триада (Атман, Буддхи и тонкая часть Манаса) или верх­ний треугольник[1]:

 

Изображение:image001_77.jpg

 

     А четыре локтя (стебля или соломы) — это че­тыре низших принципа (кама-рупа, астральное те­ло, жизненный принцип, живой человек), изобра­жаемые в виде квадрата

Изображение:image002_77.jpg
Поэтому человек обычно изображается в виде следующих геометрических символов:

Изображение:image003_77.jpg
В Египте это была символическая тау, крукс ансата:

 

Изображение:image004_77.jpg

Таково символическое изображение человека. Круг, или рукоять, венчающая тау, — это человеческая голова. Это человек, распятый в простран­стве Платона, или индусский Виттоба (См. «Ин­дусский Пантеон» Эдварда Мура)[1]. На иврите сло­во «человек» звучит как «анош», и, как говорит Сейффарт:

«Оно обозначает, как я ныне полагаю, череп с мозгом, вместилище души, с нервными ответвлениями, ве­дущими к спине, позвонкам, а также к глазам или ушам. Ибо Танисский камень неизменно переводит его как антропос (человек), и алфавитным письмом (египетским) это слово записывается как анк. Отсюда коптское — анк (вита), собственно говоря — анима, что соответствует еврейскому  אכוש(анош), тоже дословно означающему анима. Этот  אכושесть упрощенная форма словаאכוך , образованного от слова אכוי (личное местоимение «я»). Египетское анки означает моя душа».

Весьма любопытно то, что этот упомянутый м-ром Сейффартом еврейский эквивалент слова «человек» — анош — выражается в числовом значении[1] как 365 — 1, что может означать либо 365+1=366, либо 365-1=364, т.е. временные периоды солнечного года, указывая, таким образом, на аллегорическую связь этого слова с астро­номией[1].

Можно заметить, что солнечный год, точнее, число его дней, связан с семеричным, или дважды семеричным, человеком, коль скоро мы имеем пси­хического человека с семью принципами, или эфир­ными уровнями, и физического человека, имеюще­го такое же деление. Вместе это составит 14, что, в свою очередь, можно разложить на три однознач­ных слагаемых — 3, 6, 5. Посмотрим теперь, связаны ли эти числа с ночным Оком Озириса — Лу­ною, или символом еврейского Иеговы. В одной неопубликованной, но в высшей степени каббали­стической рукописи говорится:

Древние всегда вкладывали мистический смысл в чис­ла 3 и 4, составляющие в сумме 7. Одно из главных свойств этого разделенного подобным образом числа за­ключается в следующем: если умножить 20 612[1] на 4/3, то полученное произведение даст нам основу для вычис­ления средней продолжительности обращения Луны, а если и это произведение умножить, в свою очередь, на 4/3, то получим основание для точного вычисления сред­него солнечного года.

Рассмотрим теперь эзотерическое значение еги­петского крукс ансата. Крест — это развернутый куб, чьи шесть граней также дают нам семерку, по­скольку 4 грани остаются на вертикальной линии и еще 3 — на горизонтальной, что опять-таки со­ставляет 7 (средняя грань в этом случае становит­ся общей для обеих линий). 4 и 3 — наиболее эзотерические числа, поскольку  7 — это число жизни, число самой природы, что несложно доказать на примерах из растительного и животного царств. 3 — это дух, а 4 — материя. Однако в рассматриваемом символе — чисто фаллическом, поскольку обозна­чает он живого и семеричного человека, число 4 соответствует мужской линии, так что, по сути дела, это Тетраграмматон, Тетрактис на нижнем уровне, «небесный человек», или Адам Кадмон, мужчина-женщина (т.е. Ях-Вах, или Иегова), или, опять же, Хокма и Бина — мудрость и разум, бо­жественный гермафродит — на нашем космическом и земном уровне. Горизонтальная линия, состоя­щая из трех граней куба, символизирует женский принцип. Это Иегова-Ева из доадамовой расы, раз­деленная, как и Брама Вак, на два пола. У гности­ков эта Ева стала Софией, или Святым Духом[1]; она породила Каина-Авеля — мужчину и женщину на земле, принадлежащих к адамовой расе. (См. мои заметки о Каине и Авеле в «Тайной Доктрине».)

Оказавшись в ином мире, принципы, состав­ляющие умершего человека, разделяются следую­щим образом: 1) жизненный принцип покидает тело; 2) тело распадается; астральный дух улету­чивается вместе с последним физическим атомом. Из низшей четверки остается кама-рупа, т.е. реrispirit животной природы в человеке. Высшая триада оставляет низшую четверку; и Дух со своим носи­телем — божественной Душой — в сопровождении Духовного аромата манаса, воссоединяется с бес­смертным Эго, и вместе они переходят в блажен­ное состояние дэвакхан. В низшей части манаса (человеческой души) реrispirit (животная душа) до­статочно долго сохраняет свои инстинкты, побуждающие ее искать медиумов и высасывать из них жизненную силу. В конечном счете, она все-таки испаряется, но до этого времени продолжает су­ществовать за счет жизни и разума живых людей (медиумов и верующих), которые оказываются до­статочно слабыми для того, чтобы позволить этим душам усопших завладеть собою; однако это бу­дет уже не настоящая, а фальшивая жизнь.

Таково значение пшеничных колосьев, длиною в 3 локтя и пшеничной соломы в 4 локтя, произ­растающих в полях  Анру.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно