Астральные тела и двойники. ЧТО ЕСТЬ БОГ?

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


ЧТО ЕСТЬ БОГ?

Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», vol. II, № 11, July, 1888, p. 417-420.

Хочу поблагодарить вас за то, что вы ответили на мое предыдущее послание. Отчасти я разделяю ваши взгляды, но только отчасти. С вашего позволения, я хотел бы не­много подробнее раскрыть свою точку зрения на этот ве­личайший вопрос, если, конечно, вам это интересно.

Я не могу составить представления о позитивном су­ществовании Бесконечного и Безграничного. Вечную, или Абсолютную, Пустоту можно назвать Бесконечной и Безграничной, но Пустота есть ничто, и потому о ней нельзя сказать ничего определенного. И, следовательно, в этом отношении Бесконечное или Безграничное и Абсолют являются несуществующими[1]. Похоже, что вы отожде­ствляете Божество и Первоначальное Ничто, абсолютное Отрицание. Но подобное божество не имеет ничего об­щего с тем, что мы называем Сущностью, или Реальностью, и все сущее представляется совершенно независи­мым от него[1]. Если Божество, или Бог, есть Абсолютное Ничто, а все вещи исходят из Него, значит, что-то по­является из ничего, а философия утверждает, что это невозможно[1]. В отличие от нереального, только то, что реально, способно создать нечто реальное, о какой бы реальности ни шла речь — божественной, духовной или физической. Иными словами, из ничего нельзя создать нечто. Только нечто может проявлять себя в различных дифференциациях[1].

Ничто — Бесконечно. Тогда как Нечто (реальность универсума или все) — Конечно; но (если вы так хоти­те), в то же самое время — Бесконечно, в том смысле, что, будучи всеобъемлющим, оно ограничено только стоя­щим за ним ничем. Если Бог сумел создать форму, раз­мер, число и движение как атрибуты конкретных вещей — духовных и естественных[1], то как бы Он (позвольте мне использовать это местоимение) смог это сделать, если бы они каким-то образом не присутствовали в Нем с само­го начала? Коль скоро Он создал все условия и состоя­ния, значит, в Нем всегда были заключены начала этих состояний, и, хотя Он не обусловлен ничем, что было бы больше Его или выходило бы за Его пределы, Он Сам представляет собою общую сумму всех условий и состоя­ний. То есть Он изначально включает в себя все состоя­ния[1]. Мне представляется, что Божество — это вся Все­ленная в ее первой, изначальной или порождающей фор­ме, а то, что мы называем проявленной Вселенной, есть Божество в своей последней или конечной форме. Это похоже на то, что Божество как бы выдыхает Самое Себя в бесконечное пространство, а затем вдыхает Себя обрат­но в небытие.[1]

 Таким образом, Бог — это вся субстанция в том, что касается Бытия, а все формы и все движение — в том, что касается Истины. Происходит чередование состоя­ний, одно из которых — состояние концентрации, а дру­гое — состояние расширения, или распространения. Это альфа и омега, подтверждающие истинность высказыва­ния: «Первые станут последними, а последние — первы­ми». Микрокосм сменяет макрокосм [?!], который, в свою очередь, снова распадается до микрокосмической формы и состояния. Движение Божества от сущего к не­сущему и далее обратно к сущему составляет в своем бесконечном движении вековечный век, или вечность, и заключает в себе всю Истину, всю космическую и все­ленскую историю[1].

Разумеется, проявленная вселенская форма, будучи результатом трансформации состояния, не является аб­солютным или личным Божеством, но только его обра­зом, или отражением — по сути дела, тенью реального, замещающим произведением Первоначального Бытия. Возможно, здесь я излагаю те же самые идеи, которые имеете в виду вы, когда называете феномены майей, или иллюзией, не обладающей абсолютным постоянством. Это так, но все же как внешние проявления феномены вполне реальны. Майявический мир реален, несмотря на свою майявическую природу, так же как снежинка ос­тается реальной до тех пор, пока не растает.

Я уже говорил, что Все, будучи маленькой Вселенной, эволюционирует до формы и состояния большой, диф­ференцированной Вселенной, но в процессе расширения оно теряет свою потенциальную энергию, вследствие че­го эволюция постепенно затухает, а затем начинается инволюционный процесс и малое Божество восстанав­ливает свои силы за счет повторного поглощения суб­станций и форм майявической Вселенной, которая с те­чением столетий прекращает свое существование, посте­пенно возвращаясь в нирваническое состояние сконцен­трированного Божества. Ведантист сказал бы об этом состоянии, что Брахма спит на лотосе, но когда-нибудь проснется, чтобы сотворить новую майявическую Все­ленную[1].

Как видите, мое несовершенное изложение освещает проблему лишь в общих чертах, опуская все, что могло бы быть узнано и сказано о многочисленных классах и разрядах разумных существ, населяющих многоплановую Вселенную. Мое мышление может показаться вам черес­чур материалистичным. Но мистическое мышление, отрицающее форму в пользу духа и, следовательно, Божества, еще не является доказательством превосходства или духовности разума[1].

Думаю, вам не сложно будет угадать направление хо­да моих мыслей. Существа, населяющие высшие уров­ни Вселенной, должны иметь гораздо более совершен­ную форму, нежели те, кто живут на нижних уровнях. А обитатели планет земного уровня, такие, как мы, долж­ны выглядеть просто тенями в своих внешних формах. Но Тот, кто сосредоточил в Себе бесчисленные множе­ства Своих детей, должен быть самым светлым и совер­шенным[1]. Хотя бы потому, что вещество, из которого Он состоит, является наиболее сконцентрированным, а Его форма — наиболее и невыразимо сложной. Человеческие формы элохимов в сравнении с Ним подобны блуждаю­щим теням. Его форма, по структуре и виду, является человеческой, вернее — формой двойного человека. [!] Мельчайшие частицы Его тела становятся основами Сол­нечных систем, коим суждено проявляться на протяже­нии долгих столетий майявического расширения[1].

   Каждый уровень существования является органиче­ским, и наиболее совершенный из них является также самым плотным, активным и энергичным. Все духи име­ют человеческие формы, все элохимы (если хотите) — мужские и женские, или два в одном, имеют человеческие формы. По сути дела, существование — это тоже форма, и жизнь — форма; разум, любовь и все челове­ческие привязанности представлены и заключены в бес­конечности человеческой структуры, а все малые или фрагментарные образования минерального, растительно­го, животного (или полисферического) мира, суть ее по­рождения. И это единственная Истина — вечная, несот­воренная и невообразимая, совокупность деталей Вселенной, Всеобщая Отец-Мать, в которой все мы и все вещи живут и движутся и имеют собственное бытие. С уважением,

Дж. Хантер. 30 апреля 1888 г.

Примечание редакторов

Похоже, автор путает различные понятия. В од­ном месте он проявляет словесный пантеизм, а в другом — излагает весьма причудливые антропо­морфические концепции. Бог, например, описывается как «выдыхающий Самое Себя в бесконечное пространство», как «вся субстанция — в том, что касается Бытия; и как все формы и все движение — в том, что касается Истины». Далее «Он» описы­вается как подобие некоего гигантского организма: «Его форма... является человеческой, вернее — фор­мой двойного человека». «Все формы» и состояния — это что, просто огромный гермафродит? А почему не обезьяна, или слон, или, что еще лучше, огром­ная мозаика, собранная из всех различных органи­ческих типов? Возможно, это вполне теологично — называть существо, воспроизводящее едино лишь человеческую структуру, «Всеми формами», но зато никоим образом не философично.

Далее автор говорит об этом аномальном суще­стве — «Отце-Матери» — как о «невообразимом». После ссылок на функционирование его органических клеток, человеческую структуру, субстанцию, отношение ко Вселенной и т.д. данный эпитет выглядит довольно странно. Нас также убеждают, что «то, что мы называем проявленной Вселенной, есть Божество в своей последней или конечной форме». Следует ли понимать это так, что Божество имеет несколько форм или состояний? Судя по всему, именно так нам и следует считать, коль скоро наш критик идентифицирует Божество с каждым из последовательно сменяющих друг друга уровней. Од­нако подобная интерпретация способна подорвать авторитет большого гермафродита — единственной формы, которой, следуя мнению его нынешнего биографа, покровительствует Божество.

Все аргументы, основанные на идее присвоения Божеству таких качеств, как «форма, размер, чис­ло, движение» и т.д., заведомо не представляют никакой ценности, поскольку игнорируют разницу между сущностью и атрибутом. На ум приходят также следующие очевидные возражения: 1) Если Божество это форма, оно никак не может быть Бес­конечным, ведь форма по необходимости должна иметь где-то ограничительный контур. 2) Если Божество может быть исчислено, то политеизм следу­ет признать истиной. 3) А если у него есть размер, то оно уже не является Абсолютом, ибо размер есть относительное понятие, возникшее благодаря фе­номенам. 4) Движение, опять-таки, предусматривает ограничение, так как означает прохождение некое­го объекта сквозь пространство. Но если Божество бесконечно, значит, оно должно быть свободно от всех ограничений, несовершенств и противоречий.

Нашему критику не хотелось бы, чтобы его при­числили к материалистическим мыслителям, но, к сожалению для него, его обличает собственное же письмо. Ибо Божество, имеющее форму, со всей очевидностью обладает и всеми качествами, присущими материи, а именно — протяженностью в про­странстве, размерами и т.п. Оно также должно иметь цвет, чтобы отличаться от прочих объектов восприятия! Полагаем, этого уже достаточно?

По правде говоря, концепции м-ра Хантера на­столько явно недуховны, что в своем «материализ­ме» они превосходят даже высказывания наиболее «продвинутых» агностиков, которые, по крайней мере, понимают, что царство материи и царство ра­зума не следует смешивать наобум.

 


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно