Братство, 148

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Напрасно люди ищут новых целебных средств, не использовав старых. Даже молоко и мед не применяются достаточно. Между тем, что может быть полезнее, нежели продукты растительные, переработанные через следующую эволюцию. Молоко и мед разнообразны до бесконечности, потому они составляют лучшую профилактику, когда они употребляются разумно и научно. Не в том дело, чтобы пить молоко или есть мед, но, прежде всего, какое молоко и какой мед? Правильно полагать, что самый лучший мед будет из мест, насыщенных целебными растениями. Можно понять, что пчелы могут слагать не случайные сочетания своей добычи. Легенда о пчелах имеет значение, чтобы обратить внимание на особое качество меда.
Кроме того много растительных продуктов требует исследования. Люди относятся настолько первобытно, что удовлетворяются определениями — хороший и дурной, свежий и гнилой, притом восхищаются размерами продуктов, забывая, что искус
ственная величина разрушает ценность качества. Даже такие примитивные соображения упускаются из виду. Развитие свойства жизнеспособности должно быть почерпаемо из всех царств природы.

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Страницы скан-копий первого издания (Рига, 1937 г.)



Исправления

В оригинале В текущем тексте
тре-
буют
исследования
тре-
бует
исследования
при том восхи-
щаются
притом восхи-
щаются


Симфония Агни Йоги

§148. ...Легенда о пчелах имеет значение, чтобы обратили внимание на особое качество меда... — В Агни Йоге пчелам придается особое значение. Е.И. в письмах утверждала, что согласно представлениям восточного эзотеризма пчелы — существа, принесенные на планету Земля Великим Учителем в назидание человечеству из других миров — с Венеры. Небесную природу согласно Учению имеют и цветы, откуда пчелы берут пыльцу, которая позднее перерабатывается в мед, содержащий особо ценный энергетический компонент. Потому мед можно считается одним из наиболее целебных продуктов питания на планете. Собирание пыльцы и превращение ее в мед можно уподобить медленному и кропотливому накоплению кристаллов высшей психической энергии человеком на жизненном пути. Также Е.И.Рерих сравнивала ученика духа с пчелой, терпеливо собирающей мед знания.

О связи символа пчелы с высшим иерархическим началом, выраженном символом быка (Тельца) или символом льва, мы можем найти в комментариях переводчика на алхимический трактат Василия Валентина “Двенадцать ключей мудрости”, выпущенном в 1999 году:

“Связь между кровью быка и пчелами относится к древнейшему символическому ряду. Согласно митраистическим представлениям, “из крови быка произрастают злаки. <...> Неизменной деталью митраических изображений является змей, обвившийся у ног Митры или пьющий кровь, которая изливается из смертельной раны быка. <...> Иногда змей пьет из чаши, изображенной у ног или на груди Митры: это — сочетание символа змея с вечным символом Чаши” (Юрий Николаев “В поисках божества. Очерки из истории гностицизма”. Репринт, Киев, 1995, с.43).

При этом бык часто заменяется львом.

“И в митраизме, и в других религиозных системах древнего Востока мы постоянно встречаем это странное сочетание льва и пчелиного меда, льва с пчелою в пасти и т.п. И этот сложный символ воскрешает в памяти библейское сказание о Самсоне и о заданной ему странной загадке: “что слаще меда? что крепче льва?” Как известно, разгадкой должен служить рой пчел и медовые соты в пасти льва, убитого Самсоном” (там же, с.46).

Отметим также, что в 1653 году в Арденнах была найдена могила Хильдерика I, сына Меровея и отца Хлодвига. В числе прочих атрибутов власти в ней была найдена голова быка и триста золотых пчел. Пчела была родовым знаком “первой расы” (см. J.M.Wallace-Hadrille “The Long-Haired Kings”, p.200). Ю.Николаев — русский исследователь начала XX века, не упоминавший о могиле Хилъдерика I, видимо, не зная о ней, справедливо, тем не менее, пишет о символике пчелы, быка и льва:

“Все эти понятия и связанная с ними символика представляют большой интерес и проливают свет на некоторые странные формулы позднейших алхимиков” (Ю.Николаев, указ. соч., с.44). И далее: “Но эти самые образы седой мистики влились широкой струей в христианство — и, признавая этот факт, мы лишь углубляем и расширяем значение христианства как мировой религии” (там же, с.47).

При этом “в раннехристианском искусстве катакомб пчела символизировала восставшего из смерти Христа, бессмертие. Вместе с тем пчела была и образом царской власти (например, в Египте), особой виталъной силы — маны, царской мудрости, накопляемой подобно тому, как пчела собирает нектар (ср. “Пчела как типовое начало средневековых сборников нравоучительного характера”). Идеальное устройство общества в его монархическом варианте, которое нередко соотносили с пчелиным ульем, противопоставлялось муравейнику как образу демократически-уравнительного общежития”. (Энциклопедия “Мифы народов Mиpa”, М., 1988, т.2, с.355). — (М. «Беловодье», 1999).

Личные инструменты
Дополнительно