Воображение
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Индекс
Озарение, 2-XI-3 И забудут отдых, и начнут бредить глупостью своею; мало воображения, мало понимания, мало знания, мало чувства меры, нет красоты, нет подвига,
Община, 253 Именно, воображение есть лишь отображение. Ничто из ничего не рождается.
Агни Йога, 296 Желание знания происходит от забытого знания в прошлом. Так же, как воображение есть следствие прежних опытов.
Иерархия, 438 Даже воображение создается лишь длительным опытом вековых накоплений. И все качества духа подлежат тому же закону.
Сердце, 8 Особенно трудно внушить то, что вообще не входило в круг воображения. Сердце считается дворцом воображения. Как двигать, если нет мощи воображения? Но откуда придет оно, если не будет опыта?
Сердце, 196 Воображение есть следствие накопления опыта. Это достаточно известно. Но может быть огромное накопление и все-таки вместо воображения проявятся лишь похоть и раздражение. Утверждайте, что не может образоваться воображение без сердца. Потому будут творцами внутренними или внешними кто мудро сочетал накопления с явлением огней сердца.
Сердце, 579 Утверждать, что распознание не имеет причины, равняется утверждению, что воображение не будет отражением прежних опытов.
Мир Огненный ч.1, 171 Уявление потребности огненных познаний будет так же, как воображение, лежать в области опытных накоплений.
Мир Огненный ч.1, 402 Мало ли неожиданных понятий, образований и сочетаний заставят вздрогнуть сознание, но чем больше мы допустим и представим себе, тем мы окажемся менее связанными. Так развивайте ваше воображение, как миросозерцание.
Мир Огненный ч.1, 458 Если бы люди усвоили себе сколько они мысленно теряют, когда могли бы лишь приобретать! Но тьма не дает начать воображению расцветать. Но трудно вспомнить о воображении лишь в Тонком Мире, там мы должны прилагать его, но не рождать.
Мир Огненный ч.1, 644 Только неразвитое воображение может так ограничивать Мироздание. Потому так забочусь о развитии воображения, как основе стремления в Высшие Миры.
Мир Огненный ч.2, 63 Кто распределит силы для производительного труда? Лишь тот, кто умеет представить полезное сотрудничество. Он должен уметь вообразить такую общую работу, но, как знаете, воображение нужно образовать. Задача каждой школы есть открытие обоснованного воображения.
Мир Огненный ч.2, 152 Так не забудем, что воображение есть качество Огненного Мира.
Мир Огненный ч.2, 206 Действительно, умение пробудить воображение прошлых воплощений нелегко; только сознание очищенное, которое уже не смущается переходом, являет постоянное воображение, новое и неутомимое.
Мир Огненный ч.2, 293 Именно качество и воображение соединены на ступенях огненного достижения.
Мир Огненный ч.3, 62 Что принято называть воображением? Обычно люди принимают воображение за выдуманные образы, но воображение имеет свои различия и свои корни. Можно найти основание воображения в «чаше», как отложения многих жизней. Но воображение питается не только воспоминаниями прошлых жизней, но и действием настоящего. Когда дух участвует в Дальних Мирах или в Тонком Мире, или в Астральном, то часто воспоминание переживания отражается, как воображение. Часто ученые получают формулы или направление, именно, через общение с Тонким Миром. Мысль и устремление также возжигаются Тонкими Сферами, но только дух, обладающий синтезом, не только берет из сокровищницы «чаши», но он есть истинный сотрудник Космических Сил. Сколько необъяснимых причин неутолимого воображения и сколько необъяснимых явлений сердечной тоски!
Мир Огненный ч.3, 142 Пробуждение высшего Манаса можно назвать явлением воображения.
Аум, 534 Всеначальная энергия, мысль, сознание, воображение и воодушевление являют невесомую собственность
Аум, 589 Не думайте, что люди умеют воображать. Такое творчество не часто. Странно, но обилие зрелищ вовсе не способствует развитию воображения, даже как бы наоборот: точно скользят представления по натертой плоскости!
Постоянно можно убеждаться, что без сердечной деятельности ничто внешнее не имеет значения.
Братство, 7 Воображение есть лишь память о существующем.
Братство, 116 Особенно подозрительны люди, не допускающие ничего выше их воображения. Они забывают, что воображение есть накопление действительности. Таким же образом они не могут допустить что-либо выше своего представления о жизни.
Надземное, 207 Мыслитель говорил: «Учитесь думать. Начните с самых простых помыслов. Лучше всего начните мечтать о самых прекрасных предметах. Умейте мечтать, ярко переживая созданные образы. Только мечты разовьют воображение. Куда же пойдем без воображения? Как претворим самые прекрасные наблюдения без воображении? Можем ли мы сохранить в земной жизни искры сияния надземного, если не привыкнем запечатлевать образы? Поистине, устремление к Высшему поможет воображению.
«Ничто не остается без движения. И воображение должно расти, иначе оно может потухнуть и кто знает, когда удастся опять возжечь его? Философ должен обладать сильным воображением. Также и художник без воображения не может творить. Мечта зарождается в дни детства, помогите зачаткам мышления».
Надземное, 469 Урусвати знает, что воображение порождается впечатлениями действительности. Когда человек исполнится наблюдательности и подвижности, он соберет в «чашу» сокровища жизни, которые преобразят его будущее существование.
Но не забудем, что под воображением могут пониматься и другие явления. Человек может отображать и действительность Тонкого Мира, которая встает перед ним в это мгновение. Люди, менее всего, допускают это. Они забывают о нескончаемом разнообразии Тонкого Мира. Он постоянно влияет на человека и впечатлительные организмы могут воспринимать по своему развитию многое, творимое в надземных сферах.
Люди не должны приписывать лишь себе восприятия, могут быть к тому невидимые пособники. Таким образом, воображение будет весьма сложным совпадением многих условий. Уже знаете насколько важно развитие воображения в земной жизни. Многие вообще не понимают, что есть воображение. Они признаются, что не имеют в себе возникающих образов. Они скажут, что лишь художники обладают фантазией, но положительные граждане должны уберечься от такого легкомыслия.
Они не понимают, что воображение есть открытое окно к Прекрасному, которое усовершенствует жизнь. Когда же, наконец, наука двинет человечество к здравому суждению, можно тогда поставить знание на новое основание.
Каждое явление подлежит научному исследованию, но если сам исследователь оказывается без воображения, то как же может он пользоваться научными аппаратами?
Усмотрим, как вся бытовая жизнь состоит из ряда самых замечательных научных фактов, но их нужно усмотреть. Хорошо, что поняли воздействие микроорганизмов, но забыли о психических проявлениях, могущественно спасительных и разрушительных. Нужно понять эту сторону жизни на научном основании. Наши Башни стоят лишь на познании Природы.
Мыслитель знал, что эволюция возможна, когда познание станет общим и твердыня ясного воображения будет научно основана.
Надземное, 491 Урусвати знает, что без надземных чувствований нельзя преобразить жизнь. Никакая работа не может быть возвышена без воображения. Обратите внимание на хорошее слово — воображение. Оно не вымысел, не уловка лукавая, но нахождение высших образов, реализация высоких понятий. Воображение всегда реально и правдиво. Невозможно представить, где живет эта правда, но она существует.
Не думайте, что истинное воображение возможно во зле, нужно доброе устремление. Каждое зло сложит искаженные образы. Калейдоскоп нуждается в гармоническом движении, так и в созерцании высоких образов требуется открытое сердце. Каждое затемнение внесет извращение представления. Так опять связаны законы физические с основами психическими.
Надземное, 521 Для развития воображения нужен длительный опыт среди смены различных состояний. Правильное развитие воображения спасет от страха.
Житейские мудрецы скажут вам обратное, по их мнению воображение есть иллюзия и должно быть изгоняемо по закону рассудка. Но правильнее жить не законом рассудка, но законом разума. Древний Нус позволял признавать Надземный Мир.
Надземное, 568 Урусвати знает, что неразвитое воображение весьма вредит усовершенствованию. Люди понимают под воображением нечто ложное, но, на самом деле, правильно развитое воображение служит расширению сознания. Оно способствует вместимости и подвижности мышления.
Обычно люди, слыша какое-то сообщение, подставляют свое эгоистическое понимание. Они не столько разбираются в смысле, сколько занимаются иллюзорными, своими толкованиями. Но при несовершенстве воображения и толкования будут ограничены.
Люди думают, что воображение есть некое состояние, уводящее от действительности, между тем, развитое воображение позволяет шире рассмотреть действительность. Не забудем, что воображение есть накопление опытов из прошлых жизней. Не может быть миража при опытном изучении.
Широко образованный человек должен обладать и обширным воображением. Для него уменьшается невозможное и появляется широкий обзор всего возможного. Напрасно называют мечтателями людей, одаренных воображением. Мечта ума просвещенного будет реальным провидением.
Нужно ясно договориться о значении воображения. Особенно это необходимо в век переустройства мира и переоценки ценностей. Нужно пересмотреть условное значение многих понятий, иначе люди будут блуждать среди призраков. Туда, в Надземное пусть увлекает истинное знание. Нужно быть смелым при пересмотре быта.
Мыслитель поучал: «Может быть наши глаза засорились пылью; очистим от нее дом наш».
Надземное, 602 Но среди различных трудов не забудем и мыслительную работу, которая развивает воображение. Мы не отказываемся от постоянных мыслительных упражнений. Поверхностный наблюдатель иногда может подумать, что Мы находимся во сне, когда по среди труда Мы закрываем глаза и посылаем мысль побродить в царстве воображения. Эти мгновения имеют великое значение, образы воображения станут реальными. Мы не можем судить, когда произойдет эта реализация, но она будет и поможет человечеству.
Не думайте, что такая мыслительная работа принадлежит лишь особым существам. Каждый может учиться воображать, но и здесь нужно соблюсти важное условие. Хорошо, если человек может прекрасно воображать, но если он будет порождать безобразия, то неисчислимый вред получится. Потому нужно прекрасно мыслить. Природа дает к тому отличные образы, но если кто-то не умеет созерцать природу, пусть он углубиться в художественные произведения, в них творцы выразили синтез своих наблюдений.
Надземное, 655 Урусвати знает, что много недоумений возникает около понятия воображения. Говорят: «Если воображение так необходимо для продвижения, то как же быть с воображением злым и безобразным?» Понять нужно, что такое недоумение имеет смысл, и нужно очень различать виды воображения.
Не легко бороться с воображением злым, ибо оно бывает очень ярым. Помочь можно лишь направлением такого лица к прекрасному. Только таким образом можно победить злое воображение, но не легко это, и требует не мало времени. Явление злого воображения возникает в силу атавизма. Вы знаете, что атавизм так же, как и привычки, укореняется прочно. Человек находится под давлением коллектива и не может сам разобраться в каких-то смутных веяниях. Не может такой человек приблизиться к размышлению о Надземном, ибо нельзя приближаться к этой области со злобою.
У Нас много производилось наблюдений над сильными лицами, обуянными злым воображением. Много вреда они приносят, и часто их воображение много сильнее, нежели у добрых. Лечение таких лиц, подобно лечению алкоголиков. Также трудно применить внушение, но приближение к Прекрасному разлагает лед зла. Пусть творцы Прекрасного помнят какое значение являют их творения. Считаю, что Прекрасное есть щит от зла.
Мыслитель говорил: «Пусть каждый запасется верным щитом. Он получит его от Муз».
Надземное, 742 Урусвати знает ценность чистого воображения, около него живут воодушевление, восхищение и прочие пособники восхождения. Нужно особенно подчеркнуть чистоту воображения, иначе преступники подумают, что их воображение ценно.
Невежды полагают, что воображение образуется само и не требует воспитания, — большое заблуждение! ибо все качества нуждаются в воспитании. Нужно напитать воображение самыми лучшими примерами героев самоотвержения. Сама Природа дает прекрасные примеры разнообразных достижений, потому так называемые естественные науки должны быть преподаны заботливо. Нужно показать лучшие стороны человечества. Пусть дети поймут, что им открыты великие пути и в таком совершенствовании они спросят и о Надземном Мире.
Люди часто пресекают свои возможности. Они ограничивают свои мысли. Например, они полагают, что в пространстве мысли и слова исчезают — заблуждение! ибо все трансмутируется, но ничто не исчезает. Для развития воображения необходимо признать такое вездесущие.
Человек нашел путь, чтобы уловить передачу звука на дальнее расстояние, но он подпал ошибке, полагая, что звук остается в ограниченных пределах. Невозможно ограничить самовольно распространение звучания. Человек воображает, что он уже постиг границу закона космического, но даже полет в стратосферу будет лишь детской попыткой. Лишь воображение может спасти человека от преждевременных заключений. Невозможно мыслить о Надземном Мире без развитого воображения. Нужно понять, что Наука должна быть свободна и не ограничена.
Напутствие Вождю, 147 Действительно, умение пробудить воображение прошлых воплощений нелегко. Только сознание очищенное, которое уже не смущается переходом, являет постоянное воображение, новое и неутомимое.
Из других источников
С точки зрения истинного Посвященного, наиболее достойный сожаления предмет, самая печальная пародия на человека есть человек без Бога. Под словом «Бог» Я подразумеваю высший идеал Бога, какой только возможно вообразить и запечатлеть в человеческом уме. Идеал, представляемый в общих чертах человеком в один период его жизни, может весьма отличаться от более позднего идеала. Однако каким бы ни был ничтожным его первый идеал в сравнении с последующим, он фактически является одним из аспектов Бога и поэтому такой же истинный Бог, как и идеал, созданный позднее. Разница между ними заключается лишь в большей мудрости, а также характере воображаемых атрибутов позднего идеала, что делает его более великим и всевмещающим. Никакими словами не описать печальных последствий, проистекающих от неправильного употребления и ложного толкования слова «воображение» и соответственно неверного понимания природы и цели того атрибута, в отношении которого это слово применяется. Понятия воображения и фантазии, как правило, настолько безнадежно смешаны в сознании обычного человека, что редко кто берет на себя труд выделить то качество или атрибут, в отношении которого это слово применялось. Так же редко кто-либо стремится узнать, какой именно смысл имел в виду произносящий или пишущий это слово. А между тем различие между этими словами огромно, ибо воображение есть атрибут Божественной Души, тогда как фантазия является качеством низшего мышления. Вообразить какой-либо предмет или атрибут – это значит создать его форму на внутреннем плане, чтобы в надлежащее время он стал такой же реальностью для человеческих чувств, как и наступление дня вслед за ночью. Обращаясь к толкованию слова «вера», данному Апостолом Павлом, мы можем сказать, что воображение есть субстанция вещей ожидаемых и желанных. Воображение настолько молниеносно в своем действии, что кажется, будто не прошло и мгновения, как успели прорисоваться все детали завершенной формы в момент той вспышки, во время которой в уме фиксируется отражение воображаемого предмета. Такие же феномены производит солнечный свет в процессе фотографирования. Лишь Бог может создать образ Божий; только Бог может видеть Бога; сила же человека создавать образы ограничена, и он не может создать воображаемую форму Бога, если только Сам Бог не проявит в этом участия. Лишь в том случае, когда определенный центр экрана умственной сферы человека развит до такой степени, что может принимать и фиксировать образ Бога, лишь тогда истинный образ или истинный идеал Бога запечатлевается в нем. И какова же должна быть профанация, если человек постоянно применяет термин «воображение» к неустойчивым, ничтожным колебаниям низшего ума; и какое разочарование ожидает того, кого учили, что все его воображаемые богоподобные качества и формы, передающие его идеалы сверхчеловеческого величия, являются лишь фантазиями, не имеющими какой-либо истинной ценности! А так как у него не было иных путей для создания идеала Бога, кроме воображения, то такой человек остается без Бога. Так единственный центр души, посредством которого человек может познать Бога, обрекается на атрофию или настолько повреждается, что не может более отвечать божественному импульсу, который в ранние годы жизни подчинялся его воле. Убийство воображения в ребенке насмешками или наказанием является преступлением против природы. <…> Воображение едва ли может ошибиться и сбиться с пути, рисуя какой-либо высший идеал, ибо, как было сказано ранее, характер этого идеала зависит от развития того центра в человеческом мозге, через который преимущественно действует способность создавать образ. («Учение Храма» Том 1: «Воображение versus фантазия»).