Вступление к статье «Фармакодинамика Оккультизма» (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: А.М.Асеев
  • Издание: Сфера

А.М.Асеев

Вступление к статье «Фармакодинамика Оккультизма»

Кто из ищущих не желает всем сердцем достигнуть сверхчувственного восприятия, кто убоится войти в таинственные и светозарные чертоги Невидимого мира, вступить в контакт со светлыми его обитателями, вдыхать огненный и сладкий воздух Инобытия, своими руками осязать тонкие планы жизни, своими глазами созерцать славу и величие Творца?

Таких людей нет среди ищущих, в груди которых бьется твердое сердце оккультиста, ибо не духовные кастраты носят это светлое имя, не трусам открыты звездные пути Сокровенного Знания. Только несломимое мужество оккультиста, самоотверженная энергия, преодолевающая все препятствия, готовность неустанно идти к намеченной цели, идти хотя бы тысячу инкарнаций, откроют перед ищущим Сокровенные Врата. Правда, некоторые люди одарены уже от рождения сверхчувственными силами и способностями и, казалось бы, без всяких усилий вступают в Невидимый мир, но они вступают в него по праву, завоеванному в прежних жизнях. Таких людей немного. Все остальные должны упорно идти к намеченной цели, ибо только в конце Пути благословляет Господь ищущих этими царственными дарами Духа Святого.

Сверхчувственные силы и способности, открывающие перед ищущим высшие планы жизни, известны в оккультной литературе под названием siddhi (сиддхи – санскрит) или iddhi (иддхи – пали). В дальнейшем мы будем пользоваться первым из этих терминов.

Сиддхи можно разделить из две группы: низшую – астральные и грубые ментальные энергии и высшую – тонкие ментальные и духовные силы. Конечно, разделение это очень условно и является только грубой схемой; резкой границы между этими двумя категориями сиддх провести нельзя. Субстратом первой группы является эфирный двойник, астросом и отчасти ментальное тело (низший манас, кама manas), тогда как источник второй берет свое начало преимущественно в Божественной триаде человека (высший Манас, Буддхи, Атма).

Химические средства, изучению которых посвящено настоящее исследование, никогда и ни при каких обстоятельствах не могут служить главным орудием в психоспиритуальном развитии ученика. Per se (лат., как таковые. – Прим. ред.), при известных условиях, они в состоянии пробудить только низшие сиддхи. Но даже и на грубые сверхфизические энергии действие их ненадежно, зачаточно, несовершенно. Единственным верным орудием, высочайшим на пути Посвящения, является сосредоточение; овладения им не могут дать химические средства; оно достигается только в результате систематической и напряженной работы на страдной стезе практического оккультизма. Но в качестве вспомогательного орудия некоторые химические средства могут оказать неоценимые услуги в психоспиритуальной тренировке ученика; поэтому утилизация их разрешается и рекомендуется многими белыми оккультными школами. Конечно, из нашего огромного фармакологического арсенала эти школы употребляют очень небольшое число медикаментов; многие химические средства, широко назначаемые современной медициной, могут причинить продвинутому оккультисту страшный вред, т.к. они повреждают высшие нервные центры и находящуюся с ними в связи систему чакрамов; на этих "врагах йоги" мы подробно остановимся в главе о наркотиках и возбуждающих средствах.

Ученые начали изучать сиддхи уже во времена седой древности, много тысячелетий тому назад. Результаты этой оккультной работы передавались от поколения к поколению как ценнейшее духовное наследие, и таким образом на протяжении веков сложилась стройная система овладения сиддхами; в наиболее чистом виде наука эта дошла до нас под именем хатха и раджа-йоги.

Корифеи европейской оккультной мысли относятся с большим предубеждением к первой из этих дисциплин. Многие из них считают, что хатха-йоги работают исключительно над овладением соматическими процессами и не идут дальше господства над грубейшими астральными энергиями. Потому хатха-йога является в их глазах наукой, совершенно недостойной серьезного исследования.

Это заблуждение. Хатха-йога является таким же прямым и надежным путем в сверхчувственный мир, как и Царственная Йога; адепты ее, подобно раджа-йогам, пробуждают кундалини, приобретают сиддхи, достигают блаженства (bhoga) и освобождения от оков физической материи (kaivalya).

И хатха и раджа-йоги идут одним и тем же путем Посвящения, ибо первые ступени Пути тождественны для обеих йог. Но хатха-йога специализируется преимущественно на психофизиологических явлениях, тогда как Царственная Йога не отвлекает своего знания в эту сторону, адепты ее не замедляют здесь своих шагов и неутомимо идут все дальше и дальше вперед по бесконечной и безначальной дороге совершенствования, достигая в конце концов полного освобождения от оков феноменальной жизни.

Метод упражнения для обеих йог – один и тот же. Это концентрация. Разница заключается лишь в том, что центр тяжести в каждой из них переносится в различные сферы внутреннего мира. Хатха-йога является по преимуществу психофизиологической дисциплиной и оперирует главным образом с астралом; овладение последним дает адептам ее такое огромное могущество на физическом плане, что оно кажется профанам невозможным, чудесным. Главным сектором работы хатха-йогов и являются эти два плана, выше они поднимаются редко. Поскольку хатха-йога "специализируется" на двух низших планах Вселенной, ее можно было бы назвать материалистическим полюсом Великой Науки, а последователей ее – позитивными учеными в общей йогической семье.

В отличие от хатха-йоги раджа-йога является по преимуществу психоспиритуальной дисциплиной и рассматривает Астральный Мир под совершенно другим углом зрения, последователи ее не задерживаются надолго в этой сфере и изучают ее лишь как фундамент для возведения величественных своих построек, лишь как трамплин для головокружительных своих полетов. Овладев астральным планом, даже рядовые последователи Царственной Йоги не поддаются его очарованию и переносят поле своей деятельности в ментальную сферу, тогда как великие раджа-йоги оперируют еще выше, легко поднимаясь в Буддхический и высшие миры Космоса.

Далее, многие эзотерики и оккультисты считают хатха-йогу "черным путем" и поэтому относятся к ней с недоверием и брезгливостью. Такая безграмотность совершенно недопустима. Стезя хатха-йоги самоотверженна и бескорыстна, истинные адепты ее – такие же пламенные альтруисты, как и старшие братья их в духе – раджа и Агни-Йоги. Правда, среди хатха-йогов встречаются профанаторы этого учения, которых нередко видим мы на подмостках увеселительных заведений, но ведь недостойные представители священной науки имеются и среди других йог. Разве карма-йога не вырождается иногда в себялюбивый эгоизм, стремящийся исключительно к личному спасению, разве раджа-йоги не становятся порою изуверами, разве жнани-йоги не забывают иногда Великую Реальность, увлекаясь духовной педерастией – никчемными и ненужными умственными спекуляциями, разве пламенная любовь христианских носителей идеи бхакти-йоги мешала им сбегаться тысячами, как на светлый праздник, чтобы упиваться смертной мукой "еретиков" – братьев своих в духе – и рукоплескать ужасам средневековой инквизиции?

Наша гордая академическая наука занимается исключительно изучением физических явлений, астрального плана не знает и, следовательно, отрицает его существование, но тем не менее даже мы, оккультисты, произносим имена достойных ее представителей с благоговением и благодарностью. Почему же отказывается в таком уважении хатха-йоге, которая стоит на целую голову выше физической науки?

Подобно раджа-йоге хатха-йога венчает своих адептов огненной короной концентрации, обладание которой дает полную власть над Астральным Миром; "вина" хатха-йогов заключается только в том, что они фиксируют свое внимание на низших планах Космоса, тогда как высшие сферы жизни не являются предметом специального их изучения. Нельзя упрекать шиповник за то, что он не обладает красотою и благоуханием розы. Если бы хатха-йоги не останавливались в низших сферах Мира, но шли вместе с Царственными йогами все дальше и дальше вперед, то хатха-йога вообще не существовала бы как самостоятельная дисциплина, а Тайноведение никогда не обладало бы точным знанием астрального плана, которое стало ему доступным благодаря самоотверженным трудам хатха-йогов.

Даже великие Белые Братья, Хранители человечества погружаются в Астральный Мир для изучения законов и явлений природы. "Мир силы есть мир оккультизма и единственный, куда высочайшие адепты погружаются для исследования тайн Бытия... Руководимый своим Гуру (Учителем), ученик прежде всего открывает этот мир, затем его законы, потом их центробежную эволюцию в мир материи" (Чаша Востока. Письма Махатм. Перевод Искандер Ханум. Изд. "Alatas", Нью-Йорк – Париж, 1925, с. 77. – Прим. автора). Так свидетельствует великий Махатма Востока. Неужели это свидетельство недостаточно для современных чистоплюев, брезгливо отворачивающихся от хатха-йогов за их погружение в Астральный Мир?

Конечно, по сравнению с раджа-йогой хатха-йога является "низшей" наукой, но и она прекрасна и неповторима. К тому же перенесение внимания в высшие сферы жизни легко делает хатха-йога Царственным йогом, т.к. разница между обеими йогами, так сказать, скорее количественная, нежели качественная. Уже было указано, что и раджа и хатха-йоги пробуждают кундалини, достигают блаженства и освобождения, но у первых огонь кундалини и внутренние центры горят мощным и ярким пламенем, они раскрывают как низшие, так и высшие сиддхи, тогда как у вторых волны внутреннего пламени никогда не достигают такого напряжения и мощи, и овладение внутренней природой ограничивается у них преимущественно областью низших сиддх. Блаженство Царственных йогов полнее и совершеннее, и только они могут достичь Асампрайнатасамадхи, открывающего врата Маханирваны (Маханирвана – полное освобождение от оков феноменальной жизни. – Прим. автора).

По учению Тайноведения, если ученик делает один шаг на пути оккультного развития, то он обязан сделать три шага на стезе самоотречения и деятельной любви ко всему сущему.

Хатха-йоги редко следуют этому правилу, как не следуют ему и великие позитивные ученые, проводящие всю жизнь за научной работой в благостной тиши кабинетов и лабораторий. Принимая во внимание именно эту особенность хатха-йогической работы и желая подчеркнуть, что она не дает полного освобождения, Учитель считает хатха-йогу низшею по сравнению с другими ветвями Великой Науки. Все йоги, кроме хатха-йоги, прекрасны в своем достижении, говорит Он (Агни-Йога. Париж, 1929, 193. – Прим. автора). Но тем не менее, и хатха-йога дарит своим адептам полновесные жемчужины Высшей Жизни, и поэтому каждый добросовестный оккультист должен рассматривать Агни-йогические достижения как огромную победу духа над материей, с благоговением и благодарностью принять от адептов ее царственные дары, которые дают они нам при изучении своей сферы, и приветствовать их как братьев в Духе и Истине, идущих по одному и тому же великому пути в Невидимый мир.

Химические средства оказывают огромное влияние на физиологические и психологические процессы; по этой причине они имеют большое значение в хатха-йоге, которая, как было уже нами указано, является преимущественно психофизиологической дисциплиной. Но средства эти находят применение и в раджа-йоге, поскольку она соприкасается с психофизиологическими явлениями. Величайшим авторитетом по раджа-йоге считается йог Патанджали; перечисляя в своих сутрах все методы, ведущие к раскрытию сверхчувственных сил и способностей, он указывает также утилизацию химических средств. "Сиддхи, – говорит он, – приобретаются от рождения химическими средствами, силою слов, самообузданием или сосредоточением" (Patanjali. Yoga Sutra. IV-I).

Патанджали, как ученый, был обязан указать все способы, ведущие к раскрытию сверхчувственных сил и способностей, но он отнюдь не рекомендует пользоваться для этой цели химическими средствами. Он сообщает о них лишь "a titre d information" (фр., для информации. – Прим. ред.). Раджа-йога идет путем концентрации. Тем же путем следуют все лучшие оккультные школы современности.

Конечною целью раджа-йоги является самадхи, непередаваемое состояние освобождения от оков материи и блаженства, которое обычно описывается как экстаз и сверхсознание. И концентрационным и медикаментозным путем может достичь ученик низшей ступени самадхи; в обоих случаях это состояние базируется на весьма схожем физиологическом процессе, в результате которого физический мир отступает на задний план, оковы его ослабевают и становятся доступными вибрации высшей жизни. "Пьяному море по колено" – говорит русская пословица. "Когда воды Ганга и сточной канавы кажутся одинаковыми, – учит Шри Рамакришна, – тогда достигается познание абсолютного Единого".

Да, физиологически почти одно и то же – испытывать низшую ступень самадхи или напиться пьяным, накуриться опиума. С той, конечно, разницей, что первое просто, нормально и сильно очищает душу человека и возвышает его над низшими страстями, тогда как второе искусственно и болезненно зачаточно, разрушает интеллект и постепенно делает человека рабом его низшей природы.

Поэтому хотя химические средства и могут раскрыть низшие сиддхи (например, способность экстериоризации, начатки ясновидения и яснослышания), йоги указывают их только как возможность и строго запрещают своим ученикам утилизацию наркотиков для психологических целей. Особенно категорично высказывается по этому поводу Вьяса – наиболее компетентный комментатор сутр йога Патанджали. Он говорит, что химические средства (наркотики) применяются для пробуждения сиддх исключительно "в жилищах Асур". Последний термин употреблен Вьясой, конечно, не в буквальном, а в переносном смысле – нечистые, демонические натуры. Без сомнения, великий йог знал о том страшном, непоправимом вреде, который наркотики наносят нервной системе и мыслительным способностям человека; он знал, что этот вред ни в какой мере не окупается скудными и извращенными проблесками сверхчувственного восприятия, которые может дать утилизация наркотиков.

Пользование другими медикаментами (валериана, мята, мускус и нек[оторые] другие) разрешается, но они никогда не применяются в качестве единственного или даже главного средства оккультного развития. Этого правила придерживаются все современные белые оккультные школы Востока и Запада.



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно