ЗНАМЯ МИРА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Николай Рерих
  • Дата : 1934
  • Издание: Сфера

ЗНАМЯ МИРА

Человечество различными путями борется за мир, и каждый сознает в душе, что эта созидательная работа есть верное пророчество Новой Эры. С этим, конечно, не гармонирует слышать споры о сравнительном качестве различных снарядов или о возможности заменить пушки двух броненосцев одним судном новейшего типа. Однако будем считать и эти споры предварительными шагами к тому самому великому миру, который наступит благодаря укрощению воинственных инстинктов человечества блистательными и радостными творениями духа.

Но факт, однако, остается, что бомбы одной из этих пушек могут уничтожить величайшие сокровища искусства и науки так же успешно, как уничтожить и целый флот. Мы оплакивали потерю Библиотеки Лувена и незаменимую красоту Реймского собора; мы помним прекрасные сокровища частных коллекций, которые погибли во время мировых раздоров. Мы не хотим, однако, надписать над этим слова ненависти; скажем просто: «Уничтожены человеческими ошибками и созданы вновь человеческой надеждой». Тем не менее заблуждения, в той или иной форме, могут повториться, и другие ценные достижения человечества еще подвержены опасности быть истребленными.

Против таких невежественных ошибок мы должны немедля принять меры. Если такие шаги в общем даже еще преждевременны для полного самосохранения, то все же некоторые полезные меры могут уже быть предприняты. Никто не смеет отрицать, что флаг Красного Креста оказался неизмеримой ценностью в подобном смысле, и вместе с тем он напоминает миру о гуманности и сострадании.

По этой-то последней причине план пакта Международного Мира, который защищал бы все сокровища искусства и науки посредством Международного Флага, и составлен Музеем имени Рериха для его представления иностранным государствам через посредничество Америки. Целью этого проекта, который был представлен в Государственный Департамент и Министерство иностранных дел С[оединен­ных] Ш[тато]в А[мерики], является предотвратить повторение жестокостей последней войны над соборами, музеями, библиотеками и другими вечными памятниками творчества прошедших поколений.

Главное намерение этого проекта – создать Флаг, который, поднятый над музеями, соборами, библиотеками, университетами и какими-либо другими культурными центрами, будет уважаться как международная территория. План, проектированный Музеем имени Рериха, составлен согласно кодам международного права Гр.Г.Шклявером, доктором международного права и политических наук Парижского Университета, лектором Института Международных Высших Наук, Почетным Советником Музея имени Рериха.

Согласно составленной им Статьи 1 Пакта, «Образовательные, художественные и научные учреждения, художественные и научные миссии, персонал, имущество и коллекция таких учреждений и миссий будут считаться нейтральными и, как таковые, будут под покровительством и уважаемы воюющими.

Покровительство и уважение в отношении вышеназванных учреждений и миссий во всех местах будут подведомственны Верховной власти Высоких Договаривающихся] Сторон без всякого различия по отношению государственной принадлежности какого-нибудь отдельного учреждения или миссии».

Когда идея международного культурного Флага была первоначально предложена, нас не удивило, что она была принята единодушно с энтузиазмом. Опытные государственные люди удивлялись, почему до этого не додумались раньше. Когда мы обратились к нашему Почетному Советнику Гр. Шкляверу, прося его обработать эту идею в международную формулу, мы получили не только превосходно составленный проект для международного соглашения, но также множество писем, выражающих общую симпатию. Это международное Знамя для охраны красоты и науки ни в коем случае не может умалить чьих-либо интересов и не может дать повода к каким-либо недоразумениям. Напротив, оно возвышает всемирное значение эволюционных открытий так, как будто человеческие сокровища были вновь созданы, и в целом мы этим сильно подвигаемся по пути прогресса и мира. И этим понимание творческого стремления к миру становится более реальным. Больше всего другого этот хранитель мира напоминает всем о необходимости оставить след культурных сокровищ в мировой летописи. Это нетрудно, и во многих странах оно уже выполнено, хотя и есть пробелы, и каждое обогащение в этом отношении должно приветствоваться. Как Флаг Красного Креста не нуждается в объяснении самым некультурным умам, так и новое Знамя, этот хранитель культурных сокровищ, говорит само за себя. Так просто объяснить даже дикарю – важность и право самозащиты искусства и науки.

Мы часто повторяем, что краеугольный камень будущей цивилизации основан на красоте и знании. И сейчас на основании этой мысли мы обязаны действовать, и действовать быстро. Лига Наций, которая стремится к международному соглашению, не будет возражать против этого Флага уже потому, что он выражает и ее цели – мирового единства.

То, что идея зародилась в Соединенных] Ш[татах], не случайность. Благодаря своему географическому положению С[оединенные] Ш[таты] сами лично менее всех нуждаются в покровительстве; итак, это предложение исходит от государств, чьи собственные художественные сокровища находятся в особенной безопасности, без своекорыстия выказывая этим еще больше, что этот Флаг – эмблема мира, не только одной страны, но цивилизации в целом!

Флаг этого проекта имеет три шара в середине круга на белом фоне как символ вечности и единогласия.

Хотя я и не знаю, когда это Знамя сможет развиваться над всеми мировыми культурными учреждениями, семя уже посеяно, и ростки его быстро возрастают, и оно уже привлекло многие великие умы, распространяя чувство покоя и добрую волю среди людей.

Действительно, ныне стало особенно необходимо принять немедленные меры, чтобы сохранить великолепное наследие нашего прошлого для славного потомства. И это может состояться только если все государства поручатся сохранять творения культуры, которые все же, по существу, принадлежат не одной какой-либо нации, а всему миру. Этим путем мы сможем сделать следующий шаг, полный жизненности для всемирной культуры и покоя.

Академик Николай Рерих

 Харбин, 1934



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно