ЗНАМЯ МИРА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | |||
{{LetterInfo|Николай Рерих||1934|Сфера||}}<p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:6.0pt;margin-left:.55pt;text-align:center;text-indent:-.55pt;"><b> [[Знамя Мира|ЗНАМЯ МИРА]]</b></p> | {{LetterInfo|Николай Рерих||1934|Сфера||}}<p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:6.0pt;margin-left:.55pt;text-align:center;text-indent:-.55pt;"><b> [[Знамя Мира|ЗНАМЯ МИРА]]</b></p> | ||
<p style="text-align:justify;text-indent:27.8pt;background: white;">Человечество различными | <p style="text-align:justify;text-indent:27.8pt;background: white;">Человечество различными | ||
путями борется за мир, и | путями борется за мир, и | ||
- | каждый сознает в душе, что эта | + | каждый сознает в душе, что эта созидательная работа есть верное пророчество |
Новой Эры. С этим, | Новой Эры. С этим, | ||
конечно, не гармонирует слышать споры о сравнительном качестве различных снарядов или о возможности заменить пушки двух | конечно, не гармонирует слышать споры о сравнительном качестве различных снарядов или о возможности заменить пушки двух | ||
- | броненосцев | + | броненосцев одним |
судном новейшего типа. Однако будем считать и эти споры предварительными шагами к тому самому великому миру, который наступит | судном новейшего типа. Однако будем считать и эти споры предварительными шагами к тому самому великому миру, который наступит | ||
- | + | благодаря укрощению | |
- | воинственных инстинктов | + | воинственных инстинктов человечества |
блистательными и радостными творениями духа.</p> | блистательными и радостными творениями духа.</p> | ||
<p style="text-align:justify;text-indent:27.8pt;background: white;">Но факт, однако, | <p style="text-align:justify;text-indent:27.8pt;background: white;">Но факт, однако, | ||
- | остается, что бомбы одной из этих пушек могут уничтожить величайшие | + | остается, что бомбы одной из этих пушек могут уничтожить величайшие сокровища искусства и науки так же успешно, |
- | как | + | как уничтожить и целый флот. Мы оплакивали потерю Библиотеки Лувена и незаменимую красоту |
Реймского собора; мы | Реймского собора; мы | ||
- | помним прекрасные сокровища частных коллекций, которые погибли во время мировых | + | помним прекрасные сокровища частных коллекций, которые погибли во время мировых раздоров. Мы не хотим, однако, надписать |
над этим слова | над этим слова | ||
- | ненависти; скажем просто: «Уничтожены | + | ненависти; скажем просто: «Уничтожены человеческими ошибками и созданы вновь человеческой надеждой». Тем не менее заблуждения, в той или иной форме, могут повториться, и другие ценные достижения человечества еще подвержены опасности |
быть истребленными.</p> | быть истребленными.</p> | ||
<p style="margin-left:.95pt;text-align:justify;text-indent: 27.5pt;">Против | <p style="margin-left:.95pt;text-align:justify;text-indent: 27.5pt;">Против | ||
- | таких невежественных ошибок мы | + | таких невежественных ошибок мы должны немедля принять меры. Если такие шаги в общем даже еще преждевременны для |
- | полного | + | полного самосохранения, |
- | то все же некоторые полезные меры могут уже быть предприняты. Никто не смеет | + | то все же некоторые полезные меры могут уже быть предприняты. Никто не смеет отрицать, что флаг Красного Креста |
- | оказался | + | оказался неизмеримой |
ценностью в подобном смысле, и вместе с тем он напоминает миру о гуманности и сострадании.</p> | ценностью в подобном смысле, и вместе с тем он напоминает миру о гуманности и сострадании.</p> | ||
<p style="margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:27.5pt;">По этой-то | <p style="margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:27.5pt;">По этой-то | ||
- | последней причине план пакта | + | последней причине план пакта Международного Мира, который защищал бы все сокровища искусства и науки посредством |
Международного Флага, и | Международного Флага, и | ||
- | составлен Музеем имени Рериха для его представления иностранным государствам через | + | составлен Музеем имени Рериха для его представления иностранным государствам через посредничество |
- | Америки. Целью этого проекта, | + | Америки. Целью этого проекта, который был представлен в Государственный Департамент и Министерство иностранных дел С[оединенных] Ш[тато]в А[мерики], является предотвратить повторение жестокостей |
- | последней войны над | + | последней войны над соборами, |
- | музеями, библиотеками и другими вечными | + | музеями, библиотеками и другими вечными памятниками творчества прошедших поколений.</p> |
<p style="margin-left:.25pt;text-align:justify;text-indent: 27.5pt;">Главное | <p style="margin-left:.25pt;text-align:justify;text-indent: 27.5pt;">Главное | ||
намерение этого проекта – создать Флаг, который, поднятый над музеями, соборами, библиотеками, университетами и | намерение этого проекта – создать Флаг, который, поднятый над музеями, соборами, библиотеками, университетами и | ||
- | какими-либо | + | какими-либо другими |
- | культурными центрами, будет уважаться как международная территория. План, | + | культурными центрами, будет уважаться как международная территория. План, проектированный Музеем имени Рериха, составлен |
- | согласно | + | согласно кодам международного |
- | права Гр.Г.Шклявером, | + | права Гр.Г.Шклявером, доктором международного права и политических наук Парижского Университета, лектором |
Института Международных | Института Международных | ||
- | Высших Наук, Почетным | + | Высших Наук, Почетным Советником Музея имени Рериха.</p> |
<p style="text-align:justify;text-indent:27.8pt;background: white;">Согласно составленной им | <p style="text-align:justify;text-indent:27.8pt;background: white;">Согласно составленной им | ||
- | Статьи 1 Пакта, | + | Статьи 1 Пакта, «Образовательные, |
- | художественные и научные учреждения, художественные и научные миссии, | + | художественные и научные учреждения, художественные и научные миссии, персонал, имущество и коллекция таких |
учреждений и миссий | учреждений и миссий | ||
- | будут считаться нейтральными и, как | + | будут считаться нейтральными и, как таковые, будут под покровительством и уважаемы воюющими.</p> |
<p style="margin-right:.55pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Покровительство и уважение в | <p style="margin-right:.55pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Покровительство и уважение в | ||
отношении вышеназванных учреждений и миссий | отношении вышеназванных учреждений и миссий | ||
- | во всех | + | во всех местах будут подведомственны Верховной власти Высоких Договаривающихся] Сторон без всякого различия |
- | по отношению государственной | + | по отношению государственной принадлежности какого-нибудь отдельного |
учреждения или миссии».</p> | учреждения или миссии».</p> | ||
Строка 60: | Строка 61: | ||
международного культурного Флага была первоначально предложена, нас не удивило, что она была принята | международного культурного Флага была первоначально предложена, нас не удивило, что она была принята | ||
единодушно с энтузиазмом. Опытные | единодушно с энтузиазмом. Опытные | ||
- | государственные люди удивлялись, | + | государственные люди удивлялись, почему до этого не додумались раньше. Когда |
- | мы | + | мы обратились к нашему |
- | Почетному Советнику Гр. Шкляверу, прося его обработать эту идею в | + | Почетному Советнику Гр. Шкляверу, прося его обработать эту идею в международную формулу, мы |
- | получили не только превосходно составленный проект для международного | + | получили не только превосходно составленный проект для международного соглашения, но также множество писем, выражающих общую симпатию. Это международное |
Знамя для охраны красоты | Знамя для охраны красоты | ||
и науки ни в коем случае не может умалить чьих-либо интересов и не может дать повода к каким-либо | и науки ни в коем случае не может умалить чьих-либо интересов и не может дать повода к каким-либо | ||
- | недоразумениям. | + | недоразумениям. Напротив, |
- | оно возвышает всемирное значение | + | оно возвышает всемирное значение эволюционных открытий так, как будто человеческие сокровища были вновь созданы, и в целом мы |
- | этим | + | этим сильно подвигаемся |
- | по пути прогресса и мира. И этим понимание творческого стремления к миру | + | по пути прогресса и мира. И этим понимание творческого стремления к миру становится более реальным. Больше всего |
другого этот хранитель | другого этот хранитель | ||
мира напоминает всем о необходимости оставить след культурных сокровищ в | мира напоминает всем о необходимости оставить след культурных сокровищ в | ||
- | мировой | + | мировой летописи. Это нетрудно, и во многих странах оно уже выполнено, хотя и есть пробелы, и |
- | каждое | + | каждое обогащение в этом |
- | отношении должно приветствоваться. Как Флаг Красного Креста не нуждается в | + | отношении должно приветствоваться. Как Флаг Красного Креста не нуждается в объяснении самым некультурным умам, так и |
новое Знамя, этот хранитель культурных сокровищ, говорит само за себя. Так просто объяснить даже | новое Знамя, этот хранитель культурных сокровищ, говорит само за себя. Так просто объяснить даже | ||
- | дикарю – | + | дикарю – важность и право самозащиты искусства и науки.</p> |
<p style="text-align:justify;text-indent:28.5pt;background: white;">Мы часто повторяем, что краеугольный | <p style="text-align:justify;text-indent:28.5pt;background: white;">Мы часто повторяем, что краеугольный | ||
камень будущей | камень будущей | ||
- | цивилизации основан на красоте и знании. И сейчас на основании этой мысли мы обязаны | + | цивилизации основан на красоте и знании. И сейчас на основании этой мысли мы обязаны действовать, и действовать быстро. Лига |
- | Наций, | + | Наций, которая стремится |
к международному соглашению, не будет возражать против этого Флага уже потому, что он выражает и ее цели – мирового единства.</p> | к международному соглашению, не будет возражать против этого Флага уже потому, что он выражает и ее цели – мирового единства.</p> | ||
<p style="margin-top:.5pt;text-align:justify;text-indent:28.5pt;">То, что идея | <p style="margin-top:.5pt;text-align:justify;text-indent:28.5pt;">То, что идея | ||
- | зародилась в Соединенных] Ш[татах], не случайность. Благодаря своему | + | зародилась в Соединенных] Ш[татах], не случайность. Благодаря своему географическому положению С[оединенные] Ш[таты] сами лично менее всех нуждаются в |
покровительстве; итак, это предложение | покровительстве; итак, это предложение | ||
исходит от государств, чьи собственные художественные сокровища находятся в особенной безопасности, без своекорыстия | исходит от государств, чьи собственные художественные сокровища находятся в особенной безопасности, без своекорыстия | ||
выказывая этим еще больше, | выказывая этим еще больше, | ||
- | что этот Флаг – эмблема мира, не только | + | что этот Флаг – эмблема мира, не только одной страны, но цивилизации в целом!</p> |
<p style="margin-top:.25pt;text-align:justify;text-indent:28.5pt;">Флаг этого | <p style="margin-top:.25pt;text-align:justify;text-indent:28.5pt;">Флаг этого | ||
Строка 95: | Строка 96: | ||
<p style="margin-top:.5pt;text-align:justify;text-indent:28.5pt;">Хотя я и не | <p style="margin-top:.5pt;text-align:justify;text-indent:28.5pt;">Хотя я и не | ||
- | знаю, когда это Знамя сможет | + | знаю, когда это Знамя сможет развиваться над всеми мировыми культурными учреждениями, семя уже посеяно, и ростки его |
- | быстро | + | быстро возрастают, и оно |
уже привлекло многие великие умы, распространяя чувство покоя и добрую волю среди людей.</p> | уже привлекло многие великие умы, распространяя чувство покоя и добрую волю среди людей.</p> | ||
Строка 106: | Строка 107: | ||
если все государства | если все государства | ||
поручатся сохранять творения культуры, которые все же, по существу, принадлежат не одной какой-либо нации, а всему миру. Этим | поручатся сохранять творения культуры, которые все же, по существу, принадлежат не одной какой-либо нации, а всему миру. Этим | ||
- | путем мы сможем сделать следующий шаг, полный | + | путем мы сможем сделать следующий шаг, полный жизненности для всемирной культуры и покоя.</p> |
<p align=right style="text-align:right;text-indent:28.65pt;"><i>Академик Николай Рерих</i></p> | <p align=right style="text-align:right;text-indent:28.65pt;"><i>Академик Николай Рерих</i></p> |
Текущая версия
Информация о письме |
---|
|
Человечество различными путями борется за мир, и каждый сознает в душе, что эта созидательная работа есть верное пророчество Новой Эры. С этим, конечно, не гармонирует слышать споры о сравнительном качестве различных снарядов или о возможности заменить пушки двух броненосцев одним судном новейшего типа. Однако будем считать и эти споры предварительными шагами к тому самому великому миру, который наступит благодаря укрощению воинственных инстинктов человечества блистательными и радостными творениями духа.
Но факт, однако, остается, что бомбы одной из этих пушек могут уничтожить величайшие сокровища искусства и науки так же успешно, как уничтожить и целый флот. Мы оплакивали потерю Библиотеки Лувена и незаменимую красоту Реймского собора; мы помним прекрасные сокровища частных коллекций, которые погибли во время мировых раздоров. Мы не хотим, однако, надписать над этим слова ненависти; скажем просто: «Уничтожены человеческими ошибками и созданы вновь человеческой надеждой». Тем не менее заблуждения, в той или иной форме, могут повториться, и другие ценные достижения человечества еще подвержены опасности быть истребленными.
Против таких невежественных ошибок мы должны немедля принять меры. Если такие шаги в общем даже еще преждевременны для полного самосохранения, то все же некоторые полезные меры могут уже быть предприняты. Никто не смеет отрицать, что флаг Красного Креста оказался неизмеримой ценностью в подобном смысле, и вместе с тем он напоминает миру о гуманности и сострадании.
По этой-то последней причине план пакта Международного Мира, который защищал бы все сокровища искусства и науки посредством Международного Флага, и составлен Музеем имени Рериха для его представления иностранным государствам через посредничество Америки. Целью этого проекта, который был представлен в Государственный Департамент и Министерство иностранных дел С[оединенных] Ш[тато]в А[мерики], является предотвратить повторение жестокостей последней войны над соборами, музеями, библиотеками и другими вечными памятниками творчества прошедших поколений.
Главное намерение этого проекта – создать Флаг, который, поднятый над музеями, соборами, библиотеками, университетами и какими-либо другими культурными центрами, будет уважаться как международная территория. План, проектированный Музеем имени Рериха, составлен согласно кодам международного права Гр.Г.Шклявером, доктором международного права и политических наук Парижского Университета, лектором Института Международных Высших Наук, Почетным Советником Музея имени Рериха.
Согласно составленной им Статьи 1 Пакта, «Образовательные, художественные и научные учреждения, художественные и научные миссии, персонал, имущество и коллекция таких учреждений и миссий будут считаться нейтральными и, как таковые, будут под покровительством и уважаемы воюющими.
Покровительство и уважение в отношении вышеназванных учреждений и миссий во всех местах будут подведомственны Верховной власти Высоких Договаривающихся] Сторон без всякого различия по отношению государственной принадлежности какого-нибудь отдельного учреждения или миссии».
Когда идея международного культурного Флага была первоначально предложена, нас не удивило, что она была принята единодушно с энтузиазмом. Опытные государственные люди удивлялись, почему до этого не додумались раньше. Когда мы обратились к нашему Почетному Советнику Гр. Шкляверу, прося его обработать эту идею в международную формулу, мы получили не только превосходно составленный проект для международного соглашения, но также множество писем, выражающих общую симпатию. Это международное Знамя для охраны красоты и науки ни в коем случае не может умалить чьих-либо интересов и не может дать повода к каким-либо недоразумениям. Напротив, оно возвышает всемирное значение эволюционных открытий так, как будто человеческие сокровища были вновь созданы, и в целом мы этим сильно подвигаемся по пути прогресса и мира. И этим понимание творческого стремления к миру становится более реальным. Больше всего другого этот хранитель мира напоминает всем о необходимости оставить след культурных сокровищ в мировой летописи. Это нетрудно, и во многих странах оно уже выполнено, хотя и есть пробелы, и каждое обогащение в этом отношении должно приветствоваться. Как Флаг Красного Креста не нуждается в объяснении самым некультурным умам, так и новое Знамя, этот хранитель культурных сокровищ, говорит само за себя. Так просто объяснить даже дикарю – важность и право самозащиты искусства и науки.
Мы часто повторяем, что краеугольный камень будущей цивилизации основан на красоте и знании. И сейчас на основании этой мысли мы обязаны действовать, и действовать быстро. Лига Наций, которая стремится к международному соглашению, не будет возражать против этого Флага уже потому, что он выражает и ее цели – мирового единства.
То, что идея зародилась в Соединенных] Ш[татах], не случайность. Благодаря своему географическому положению С[оединенные] Ш[таты] сами лично менее всех нуждаются в покровительстве; итак, это предложение исходит от государств, чьи собственные художественные сокровища находятся в особенной безопасности, без своекорыстия выказывая этим еще больше, что этот Флаг – эмблема мира, не только одной страны, но цивилизации в целом!
Флаг этого проекта имеет три шара в середине круга на белом фоне как символ вечности и единогласия.
Хотя я и не знаю, когда это Знамя сможет развиваться над всеми мировыми культурными учреждениями, семя уже посеяно, и ростки его быстро возрастают, и оно уже привлекло многие великие умы, распространяя чувство покоя и добрую волю среди людей.
Действительно, ныне стало особенно необходимо принять немедленные меры, чтобы сохранить великолепное наследие нашего прошлого для славного потомства. И это может состояться только если все государства поручатся сохранять творения культуры, которые все же, по существу, принадлежат не одной какой-либо нации, а всему миру. Этим путем мы сможем сделать следующий шаг, полный жизненности для всемирной культуры и покоя.
Академик Николай Рерих
Харбин, 1934