Зороастр

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Из Писем Е.И.Рерих

Из трудов Е.П.Блаватской

Из других источников

Зороастр, Заратуштра - воплощение (точнее, серия воплощений под одним именем) Майтрейи-Мории (см. П/П-21.7.34 и др.) на территории Ирана и в соседних ему странах, в которых он закладывал основы религии, именуемой обычно зороастризмом (от "Зороастр" - греческого варианта имени) или маздеизмом (от "Мазда" - авестийского имени Всевышнего).


Древние греки (среди которых бывали Посвященные) указывали не только последнее воплощение З., но и около 6500 лет до н.э. Одно из таких воплощений - пророк 6000 лет назад (см. Дн-7.8.34), убитый в храме в возрасте 45 лет.


Последний З. происходил из рода Спитама и жил, по версии парсов (нынешних индийских зороастрийцев), 77 лет, в 569-492 гг. до н.э. Однако европейские ученые на основании лингвистического анализа религиозных текстов предлагают другие сроки, чаще всего отодвигая эти годы почти на сто лет назад, в 7-6 вв. Но при этом они не доверяют следующим древним указаниям: мать З. во втором браке была женой Кира Великого (правил в 558-530); когда З. было 42 года, его Учение принял царь Виштаспа (а такое имя носил отец Дария Великого, правившего в 522-486 гг. и бывшего зороастрийцем еще до воцарения, судя по его Бехистунской надписи на скале 521 года); у З. учился Пифагор (а он мог появиться в Иране (Персии), вероятнее всего, немного позднее 525 г.). Кроме того, имеется непонятное утверждение, что З. жил за 258 лет до Александра Македонского (годы жизни 356-323, Иран захватил в 330), из чего можно лишь вычислить, что в промежуток 614-581 попадает фрагмент жизни З. Так что, оставляя в стороне мнения уважаемых современных лингвистов, пользовавшихся обрывками текстов, язык которых к тому же искажался несколько столетий в устной передаче, и доверяя перечисленным датам, можно предположить годы жизни около 580-500 - почти как у парсов.


Ключевая для сроков фигура - зороастрийский Виштаспа - был, предположительно, царем территории Бактрии или Дрангианы (принадлежа к той же династии, что царствовала в Персии), но о нем и об отце Дария (возможно, это все же разные лица) почти ничего не известно историкам. Отец, по Бехистунской надписи, в 521 г. был наместником Парфии, но до этого он правил и в других областях. Так или иначе, возник зороастризм Спитамы сначала на территории нынешних восточного Ирана, Афганистана и Таджикистана, а затем распространился по персидской империи.


Родился Спитама, согласно легенде, в Мидии в городе Рага (на юге от Каспия) в жреческом сословии. В 30 лет произошло озарение: он встретился (будучи, скорее всего, в тонком теле) с Семью Бессмертными, во главе с Ахура-Маздой, и тот на семь дней поместил в сознание З. Божественный Разум взамен человеческого, после чего З. стал вещать Истину, постоянно находясь в мысленной связи с Иерархией. Пробовал обратить в веру земляков, но был ими изгнан. Стойкие последователи появились в 40 лет. Проповедовал в нескольких странах. Дважды или трижды был женат, имел трех сыновей, трех дочерей. Был убит то ли старым врагом, то ли при военном нашествии саков, во время молитвы.


Кроме Махатмы Пифагора, его современниками были, видимо, Будда Гаутама в Индии (традиционно называют годы его жизни 623-544 или на 60 лет позже), Лао-цзы и Конфуций в Китае, то есть происходило почти одновременное просветление человечества полно воплощенными в важнейших для эволюции точках планеты Махатмами Белого Братства.


Основные тексты религии, написанные за ряд столетий, вошли в сборник "Авеста", с подразделами "Вендидад" ("Видевдат"), "Висперед", "Старшая Ясна" (сюда входят 17 "Гат", автором которых считается последний З.), "Младшая Ясна", "Яшт", Малая Авеста; есть и другие фрагменты. Имеют ценность пересказы утерянных оригиналов. Особо из поздних текстов выделяется "Бундахишн", считающийся пересказом писаний З-а и включающий научные воззрения, в том числе классификации объектов природы - звезд, планет, огней, вод, животных, растений и т.д. Не исключено, однако, что это оригинальный текст, причем написанный более поздним воплощением З-а. Авеста после Спитамы хранилась в особом храме огня, но была уничтожена пожаром при завоевании Персии Александром Македонским, а спустя столетия далеко не полностью была собрана из фрагментов. Затем были потери при арабах. Часть сохранившихся текстов канона - дополнения после Спитамы, часть опираются на очень древние мифы и ритуалы, относящиеся ко времени индоиранской общности, жившей где-то в степях между Каспием с Волгой и Алтаем, а потом разделившейся на две ветви. Наименование этой прародины "Арианам-Вайджа" отобразилось в более поздних географических названиях "Иран" и "Ариаварта" (первичное место поселения ариев в Индии). Боги древнейшей части "Авесты" и Вед имеют одинаковые имена и функции.


У этой прародины был и более духовный прообраз. "Тот материк, который в Вендидад'е, например, упоминается, как Аирьяна Вэджо, на котором был рожден первоначальный З., называется в Пуранической литературе Швета Двипа, Гора Меру, Обитель Вишну и т.д.; в Тайной Доктрине он назван просто "Страною Богов", управляемой их Главами, "Духами этой Планеты"... Под "первоначальным" мы подразумеваем Амешаспенда, называемого "З., Владыку и Правителя Вара, утвержденного Иимою в этой стране". Было несколько Заратустр или Зертуст, один Дабистан насчитывает их тринадцать; но все они были перевоплощениями первого. Последний З. был основателем Храма Огня в Азарекши и писателем трудов о первой священной религии Магов, уничтоженной Александром" (ТД2-6).


Здесь Е.П. Блаватская дает эзотерические сведения, значительно расширяющие знания современных ученых. При этом З. был не просто пророком Семи "Бессмертных Святых" Амэша-Спэнта, то есть ядра Белого Братства, но был одним из них, а точнее, как мы знаем из писем Е.И. Рерих, воплощением высшего среди них. З., Майтрейя и Всевышний (Ахура-Мазда (Ормазд) зороастрийцев) тождественны. О том, что З. не просто певец гимнов и жрец - основатель культа, его почитатели догадывались. В Авесте сказано: "З. загнал под землю всех дэвов, которые ранее ходили по земле в человеческом облике" (дэвы у зороастрийцев - противники благих Богов). Схож с Ахура-Маздой З. и в том, что силой обоих (в том числе оружием против тьмы) названо Благое Слово.


В Гатах З. особенно много говорит именно о семерке Богов, и на этом вопросе надо остановиться подробней.


"...Озирис, подобно Браме-Праджапати, Адаму Кадмону, Ормазду и многим другим Логосам, был Главою и синтезом Группы "Создателей" или Строителей... Исшедший из Предвечных Вод, увенчанный... эмблемою Космического Огня и будучи сам Седьмым над Шестью Первичными Богами, происшедшими от Отца-Матери, Ну и Нут-Неба, кем может быть Озирис, как не главным Праджапати, главной Сефирой, главным Амешаспентом, Ормуздом! Несомненно, этот последний Космический и Солнечный Бог занимал в начале религиозной эволюции то же положение, что и Архангел, "имя, которого было тайным". Этим Архангелом был Михаил, представитель на Земле Сокровенного еврейского Бога; то есть, это его "Лик", как говорят, двигался впереди евреев, как "Огненный Столп". Бюрнуф говорит: "Семь Амешаспентов, которые несомненно тождественны с нашими Архангелами, обозначают также олицетворение Божественных Свойств". Следовательно, эти Архангелы суть также, несомненно, и Саптарши (Семь Риши - сост.) индусов..." (ТД1- 539-40). "Одновременно с эволюцией Всемирного Разума, Сокрытая Мудрость Ади-Будды - Единого Высочайшего и Вечного - проявляется, как Авалокитешвара (или Проявленный Ишвара), который и есть Озирис египтян, Ахура-Мазда Зороастра, Небесный Человек Герметической Философии, Логос платоников и Атман ведантистов" (ТД1-158). "Ормазд есть Логос, "Первородный", также Солнце" (ТД1-162). "В религии маздеев или в религии магов Асура есть Владыка Асура Вишваведас, "всезнающий" или "всеведающий Господь"; Асура Мазда, становящийся позднее Ахура Мазда и есть... "Владыка одаряющий Разумом" - Асура Медха и Ахура Маздао... Индо-Иранский Асура всегда рассматривался, как семеричный. Этот факт, в связи с вышеприведенным именем Мазда, который делает из семеричного Асура "Владыку" или коллективно "Владык", "одаряющих Разумом", связывает Амешаспенд'ов с Асурами и с нашими воплощающимися Дхиан-Коганами, так же как и с Элохим'ами и семью вдохновляющими Богами Египта, Халдеи и всех прочих стран" (ТД2-118). "Ормазд или Ахура Мазда, "Владыка Мудрости", есть синтез Амешаспентов или Амеша Спента, "Бессмертных Благодетелей", "Слово" или Логос и его шесть высших аспектов в Маздеизме. Эти "Бессмертные Благодетели" описаны в Замьяд Яшт'е, как: "Амеша Спента, блистающие, обладающие зоркими очами, великие, помогающие... несокрушимые и чистые... все семь, одушевленные единым духом, речь которых едина и которые действуют как один... кто есть создатели и разрушители тварей... их создатели, наставники, их охранители и правители". Этих немногих строк достаточно, чтобы указать на двоякий и даже троякий характер Амешаспентов, наших Дхиан-Коганов или же "Змий Мудрости". Они тождественны Ормазду (Ахура Мазде) и, в то же время, отличны от него. Они также Ангелы Звезд у христиан - Звездные Язата зороастриан, - или семь Планет (включая Солнце) каждой религии. Эпитет "блистающие, имеющие зоркие очи" доказывает это. Таковы они на физическом и небесном плане. На духовном же они есть Божественные Силы Ахура Мазды, но на астральном или психическом плане, они - "Строители", "Стражи", Питри или Отцы и первые Наставники Человечества" (ТД2-449). "Амешаспентов шесть - если исключить Ормазда, их Главу и Логоса. Но в Тайной Доктрине он есть седьмой и Высший, так же как и Пта есть седьмой Кабир среди Кабиров" (ТД2-459). "В Вендидаде обращаются к Ахура Мазде лишь как к "Благодатнейшему Духу, Творцу Вещественного Мира". Ахура Мазда в буквальном переводе означает "Мудрый Владыка" (Ахура - "Владыка" и Мазда - "мудрый"). Кроме того, это имя Ахура, по санскритски Асура, связывает его с Манасапутра. Сынами Мудрости, которые одушевили разума-лишенного человека и одарили его умом (Манас)" (ТД2-765).


"Амешаспенты в Авесте представлены как Воинство, во главе которого стоит водитель, подобный Михаилу... Воинство это, по-видимому, тождественно с Небесными Легионами. Так... Ахура Мазда велит З-е "вызвать Амеша Спент'ов, правящих семью Каршварами (семь Сфер нашей Планетной Цепи, семь миров, также упомянутые в Риг-Веде... Глобусов...) Земли"; эти Каршвара, в своих семи применениях, одинаково относятся к семи Сферам нашей Планетной Цепи, к семи планетам, семи Небесам и так далее, смотря по тому, куда принадлежат они по смыслу, к физическому или к сверх-физическому, или просто к звездному Миру... З., в своем взывании против Ангра Маинью и его Воинства, обращается к ним со следующими словами: "Я взываю к семи светлым Сравах с их сынами и воинством их". "Сравах"... означает тех же Амешаспентов, но в их высшем оккультном значении. Сравах - Нумены феноменальных Амешаспентов, Души или Духи этих проявленных Сил; "их же сыны и воинства их" относятся к Планетарным Ангелам и их небесным воинствам звезд и созвездий. "Амешаспент" есть экзотерический термин, употребляемый лишь в земных комбинациях и делах. З. постоянно обращается к Ахура Мазде, как к "творцу материального Мира". Ормазд есть отец нашей Земли (Спента Армаити), упоминаемой при олицетворении ее, как "прекрасная дочь Ахура Мазды", являющегося также создателем Древа (Оккультного и Духовного Знания и Мудрости)..." (ТД2- 482-3). "...верование в семеричное строение нашей Цепи было одним из древнейших Учений среди ранних иранцев, получивших его от первого З-ы" (ТД2-956).


Итак, древнейшая основа Авесты, приблизительно одновременно с Ведами, дала весьма ясные сведения о Семи Махатмах. "Древнейшими религиями мира... являются религии индусов, маздейцев и египтян" (ТД1-45). Имена Семи в Авесте: Ахура-Мазда, Воху-Мана, Аша-Вахишта (эти Трое представляют Благое Слово, Благую Мысль и Благое Дело), Спэнта-Армайти (Святое Благочестие, Благодетельная Преданность, Мир, Мать-Земля), Хшатра-Вайрья (Благое Царствование, Наилучший Распорядок), Харватат (Целостность, Здоровье) и Амэртат (Бессмертие, Жизненная Сила - индийская Амрита).


Кроме уже описанной встречи 30-летнего З. с Ахура-Маздой и его шестью аспектами, в сказаниях упомянуты еще шесть, на которых Шестеро знакомили З. со свойствами подопечных им "стихий", соответственно - животными, огнем, землей, металлом (и небом), водой и растениями (к Ахура-Мазде относится человек). Были и искусительные встречи со злыми дэвами, например, явилась "дэвица", выдававшая себя за Спэнта-Армайти, но З. распознал нечистую.


В Гатах Ахура-Мазда именуется Спэнта-Манью, Святой Дух, родившийся одновременно со Злым Духом Анхра-Манью (Ариманом), в котором легко узнать Сатану или индийского Мару. "...Сет и Сатана. Он же и Тифон, также и Апопис, Дракон, пронзенный Гором... Он просто темная сторона Озириса, его брата, так же как Ангра Майнью есть черная тень Ахура Мазды" (ТД2-477). "Ариман есть проявленная Тень Ахура Мазды..." (ТД2-612). "...Ахура Мазда есть Духовный и Очищенный Человек, и Армаита Спента, Дух Земли или материальность, в одном смысле, тождественен Ариману или Ангра Майнью" (ТД2-649). "...Ангро-Майнью, хотя он и был рожден таким же чистым, как его брат, стал завидовать ему, и поэтому портит и извращает все во вселенной, как и на земле, создавая повсюду Грех и Зло. Эти две Силы неразделимы на данном плане и на этой ступени эволюции, и были бы бессмысленны одна без другой. Таким образом, они являются двумя противоположными полюсами Одной Проявленной Творящей Силы, если рассматривать ее как Универсальную Космическую Силу, которая создала миры, или же видеть в ней ее антропоморфный аспект, при котором человек считается ее носителем. Ибо Ормузд и Ахриман - это, соответственно, представители Добра и Зла, Света и Тьмы, духовных и материальных элементов в человеке, а также во вселенной и во всем, что в ней находится... поскольку Ангро-Майнью... является в одном из своих аспектов воплощением низшей природы человека, с ее неистовыми страстями и нечистыми помыслами, то "его ад" следует искать и помещать на земле... Ангро-Майнью является лишь периодическим и преходящим Злом" (СК-"Ормузд и Ахриман").


В зороастризме почитались и другие Боги, например, Ардвисура Анахита, аналог Венеры и Сарасвати. В непосредственной связи с ней упоминался священный поток, стекающий с высочайшей мировой горы Хукарья, своей вершиной достигающей Обители Богов, что, очевидно, символизирует иерархический духовно-жизнедательный ток, связанный с Белым Братством и планетой Венера, откуда Братья и пришли когда-то. С просьбами об удаче к этой Богине обращались все иранские мифологические герои, даже Ахура-Мазда. Помогала же она лишь праведным делам. Особо почитался и Бог Огня Атар; этот Огонь считался сыном или телом Ахура-Мазды. Ахура-Мазда назывался Бесконечным Светом, одеянием которого являются небеса. Огонь, единая для Космоса тонкая светоносная материя, в зороастризме тесно связывался с понятием Аша (Арта) - "Истина", Высший Закон. Дополняет тему легенда о сошествии огня Истины с неба на З-а, когда он находился на горе.


"Учение З-а о Божественном Огне, Любви и Красоте принесло Миру утверждение Высшего Закона" (МО3-227). "Огонь З-а произошел от сожжения смолы в чаше" (Оз-2.4.18). "...огонь З-а есть огонь пространства, который вы изучаете" (АЙ-416). "Сущность огненного иммунитета была описана З-м. Он указывал, что люди из каждой поры кожи могут вызвать огненные лучи, которые поражают всех вредителей... Можно усилить это напряжение единением с Иерархией. Так сердце становится как солнце, испепеляющее все микробы" (МО1-16). См. также об Огне Зороастра в ТД1- 418-9. Огонь, по зороастрийским текстам, сотворил телесный мир. При этом отмечалось, что физическое пламя и священный Огонь - не одно и то же. Согласно мифу, Огонь просил не создавать его телесного подобия, чтобы не оскверняться прикосновением к мусору, но Ахура-Мазда был вынужден это сделать, чтобы создать плотный мир. Огню же было обещано, что всякий, кем он будет недоволен, пойдет в ад.


Воплощениям Майтрейи присущ особый упор на этику. И зороастризму свойственно отождествлять Богов с благими этическими качествами, а не приписывать им низкие человеческие страсти. З. очищал свою религию от слишком приземленных обликов богов. Пороки олицетворяли дэвы - "тени" Богов-качеств. Такое внимание к противоположностям и указание на необходимость выбора между добром и злом, между жизнью и тленом (разрушением жизни) нашло подражание в более поздних религиях, распространившихся на Западе. Ясно сказано в Авесте о воздаянии в будущей жизни, то есть о законе кармы. Можно проследить идейную цепочку пророчеств о Страшном Суде от З-а через еврейского пророка Даниила (посетившего Вавилон в 540-30-х гг. до н.э.) к Откровению Иоанна Нового Завета. Парсы ждут конца света и спасения праведников мира Саошьянтом (воплощением З-а) через 3000 лет после Спитамы. С рождением Спитамы, как говорится, закончилась эпоха смешения добра и зла и началась эпоха их разделения. В связи с этим в зороастризме даются обильные наставления о соблюдении чистоты, об отстранении от разлагающегося, начиная с телесной гигиены и особого обращения с трупами и заканчивая духовной чистотой.


"...истинный З. высоко ставил женское начало, и в его заветах можно найти замечательные намеки на величие космической любви" (П-31.5.35).


Ссылки

Личные инструменты
Дополнительно