Избранные статьи ч.1. Калиюга — современная эпоха

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>



 

Калиюга — современная эпоха

Ученик. Современная эпоха представляет для меня загадку. Некоторые теософы, похоже, питают к ней отвращение, как бы желая совсем обособиться от нее, яростно выступая против современных изобретений, таких, как телеграф, железные дороги, машины и тому подобное, и сожалея об исчезновении прежних цивилизаций. Другие придерживаются противоположного мнения, утверждая, что наше время лучше любого другого, и приветствуя современные порядки. Скажите мне, пожалуйста, кто из них прав, и если оба мнения ошибочны, что тогда должны мы знать о веке, в котором живем?

Мудрец. Учителя Истины знают все об этом веке. Но они не принимают нынешнее столетие за целый цикл. Древний период европейской истории, например, когда право было на стороне сильного и тьма довлела над западными народами, — этот период, с точки зрения Учителей, так же составлял часть этого века, как и наше время. Юга (если использовать санскритское слово), в которой мы сейчас живем, началась тысячелетия назад. И в то время как в Европе царила тьма, в Индии и Китае, несмотря на то, что Юга уже началась, было много света, учения и цивилизации. Таким образом под словами «современная эпоха» должен пониматься значительно более продолжительный период, чем это принято сейчас. В действительности же современная наука еще не пришла к определенному заключению, что следует называть «эпохой», а истинность восточной доктрины она отрицает. Мы встречаем у писателей выраже­ния «Золотой век», «Железный век» и так далее, в то время как эти времена — лишь части реального века, который начался так давно, что современные археологи отрицают его существование.

Ученик.   Каково название этого века на санскрите и что оно обозначает?

Мудрец. На санскрите он называется «Кали», что в соединении с «югой» дает нам «Калиюга» и означает «Темный век». Древние знали

о его приближении, его свойства описаны в индийской поэме «Махабхарата». Как я сказал, он охватывает значительную часть славного периода индийской истории, но не дает никаких оснований для зависти или для того, чтобы сравнивать наше время с этим замечательным отрезком истории Индии.

Ученик. Каковы характеристики, по которым можно узнать Калиюгу?

Мудрец. Как предполагает само название, тьма — ее главная черта. Безусловно, нельзя сделать такое заключение, сравнивая сегодняшний день с 800-м годом нашей эры. Тут не может быть никакого сопостав­ления. Наше столетие, конечно, ушло далеко от Средних веков, но по сравнению с предыдущей Югой эта — Темная. Для оккультиста материальное развитие не означает большей просвещенности, и он не находит подтверждения прогресса только в усовершенствовании меха­нических приспособлений, обеспечивающих комфорт некоторым из людей, в то время как другие пребывают в нищете. Оккультист замечает тьму в жизни многих народов, даже в великой Американской республи­ке. Здесь он усматривает просто некоторое расширение и видоизменение привычек и обычаев, заимствованных из Европы; здесь была сделана попытка гигантского эксперимента в совершенно новых условиях и с новым материалом; здесь в течение многих лет почти не знали бедности, но в наши дни здесь царит такая же ужасающая нищета, как и везде, уровень преступности и количество тюрем такие же, как в Европе, и гораздо выше, чем в Индии. Жажду обогащения и улучшения матери­ального благосостояния, в то время как духовная жизнь игнорируется почти полностью, мы также расцениваем как проявление тьмы. Усиле­ние конфликта между богатыми и бедными классами тоже является характерной чертой тьмы. Если бы преобладал духовный свет, богатые и бедные все равно бы остались, ибо Карму нельзя зачеркнуть; но бедные знали бы, как принять свою судьбу, а богатые — как помочь бедным; сейчас же наоборот — богатые удивляются, почему бедные не идут в работные дома и выискивают в законах средства против забастовок и социализма, а бедные без конца сетуют на судьбу и своих предполага­емых угнетателей. Все это черты духовного мрака.

Ученик. Разумно ли определять границы периодов, когда происхо­дит смена циклов, и размышлять над крупными астрономическими и другими изменениями, которые возвещают о повороте?

Мудрец. Конечно, нет. Древнее изречение гласит, что боги ревнос­тно относятся к этим вещам и не желают, чтобы о них знали простые смертные. Мы можем изучать эпоху, но лучше не пытаться установить час перемены циклов. Кроме того, его и невозможно установить точно, потому что цикл не начинается с конкретного дня или года, когда полностью заканчивается предыдущий; циклы переходят из одного в другой — колесо одного периода еще вращается, а начальный этап следующего периода уже наступил.

Ученик. Видимо, именно по этой причине г-н Синнетт не получил желаемую информацию об определенных периодах?

Мудрец. Да.

Ученик. Влияет ли на ученика эпоха, в которой он живет? И в чем заключается это влияние?

Мудрец. Эпоха оказывает влияние на любого, но ученик по мере своего развития ощущает это влияние в значительно большей степени, чем обычный человек. Будь это по-другому, искренние и целеустремлен­ные ученики всего мира мгновенно достигли бы тех высот, к которым они стремятся. Надо иметь очень сильную душу, чтобы сдерживать тяжелую длань века, и это тем более сложно, что подобное влияние, будучи частью длинного ученического пути, не всегда им осознается. Это влияние действует подобно структурному дефекту в судне. Все внутрен­нее и внешнее строение человека является результатом земной жизни его предшественников в течение долгих столетий. Они посеяли семена мыслей и физических тенденций, и сделали это таким образом, который тебе трудно понять. Все эти тенденции влияют на человека. Множество сил, которыми когда-то владел человек, теперь настолько глубоко запрятаны, что стали невидимыми, и он сражается с препятствиями, созданными века назад. Специфические изменения произошли также и в астральном мире. Являясь, так сказать, фотографической пластиной, а также отражателем, он стал хранилищем ошибок прошлых веков, которые постоянно влияют на нас с плана, где большинство из нас совершенно чужие. Таким образом, какими бы свободными мы себя ни считали, мы бродим по жизни, полностью загипнотизированные про­шлым, действуя вслепую под влиянием этого внушения.

Ученик. Не потому ли Иисус сказал: «Отче! прости им, ибо они не знают, что делают»?

Мудрец. Да, это одно из значений. В каком-то смысле они действо­вали слепо, под влиянием времени, полагая себя правыми.

Имея в виду эти астральные изменения, можно вспомнить, как во времена Юлиана прорицатели говорили, что они видят богов, но их образы распадаются: некоторые были без голов, другие дряблые телом, третьи без конечностей, и все казались слабыми. Почитание этих идеалов уменьшилось и их астральные изображения уже начали стираться.

Ученик. А какое ослабление происходит в этом веке? Неужели нет ничего, что могло бы улучшить картину?

Мудрец. У Калиюги есть одна особенность, которую ученик может использовать. Все причины сейчас оказывают свое влияние гораздо быстрее, чем в другом или лучшем веке. Тот, кто искренне любит человечество, может достичь большего в трех воплощениях при Кали-юге, чем в гораздо большем количестве воплощений в другую эпоху. Таким образом, перенося все невзгоды этого века и неизменно выходя победителем в этой борьбе, он может быстрее достичь цели своих устремлений, поскольку возникают более серьезные препятствия, но и силы для их преодоления приобретаются быстрее.

Ученик. И даже если с точки зрения духовности сознания этот век считается Темным, не искупают ли его отчасти все нарастающий перевес разума над материей и достижения науки в деле облегчения человечес­ких болезней и уничтожения их причин, а также жестокости, нетерпи­мости, плохих законов и так далее?

Мудрец. Да, это уменьшение мрака подобно тому, как лампа дает свет ночью, но не заменяет дневной свет. Почти все великие победы науки в нынешнем веке направлены на последствия и не устраняют причин зла. Большие успехи были достигнуты в искусстве и в лечении болезней, но в будущем, по мере того как будет распускаться цветок нашей цивилизации, появятся новые заболевания, станут известны странные расстройства, вырастающие из тех причин, которые скрыты глубоко в сознании людей, и которые можно искоренить лишь духов­ностью.

Ученик. Принимая во внимание все, что Вы сказали, не должны ли мы, теософы, приветствовать каждое новое открытие истины в любой области, особенно той истины, которая уменьшает страдания и увели­чивает нравственный смысл?

Мудрец. Это наш долг. Все открытые истины должны быть частью одной Абсолютной Истины и прибавляться к общей сумме наших познаний. Всегда будет много людей, которые ищут части Истины, и тех, которые стараются облегчить человеческие страдания. Все они делают великую и предначертанную им работу, которую никто из настоящих теософов не должен игнорировать. Долг послед­них также заключается в том, чтобы при возможности самим предпринимать подобные усилия, ибо теософия мертва, если она не обращена к жизни. В то же время никто из нас не может судить о том, много или мало наш брат делает в этом направлении. Если он делает все, что может, и знает, как это делать, он полностью выполняет свой долг.

Ученик. Я боюсь, что неприязненное отношение Учителей оккуль­тизма к учениям и филантропии наших дней может вызвать предубеждение против теософии и оккультизма и создать ненужные препятствия на пути распространения Истины. Можно ли избежать этого?

Мудрец. Истинные Учителя оккультизма не питают неприязни к этим вещам. Если некоторые люди, любящие теософию и старающиеся распространить ее, занимают подобную позицию, они все равно не могут изменить отношение тех, кто является приверженцем настоящих Учи­телей, которые работают со всеми группами людей и используют любую возможность для служения добру. Но в то же время мы обнаружили, что избыток современных технических и специальных знаний очень часто мешает людям постигать истину.

Ученик. Может ли что-то еще, помимо распространения теософии, остановить современное скатывание к материализму?

Мудрец. Распространение знаний о законах Кармы и перевопло­щения и о вере в абсолютное духовное единство всех существ само по себе предотвращает это скатывание. Тем не менее, цикл должен завершить свой путь, и пока он не окончен, все благоприятные причины будут по необходимости медленно оказывать свое действие, но не в таком объеме, как это было бы в более светлом веке. По мере того как каждый ученик будет жить лучшей жизнью и своим примером запечатлевать в астральном свете картины высокого одухотворения в мире, он тем самым будет способствовать спуску душ высокого развития из других сфер, где циклы так мрачны, что они не могут больше там оставаться.

Ученик. Благодарю Вас за наставления.

Мудрец. Да достигнешь ты ступени просветления!

 

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно