Избранные статьи ч.1. Мантры

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Мантры

Ученик. Вы говорили о мантрах, при помощи которых можно управлять элементалами, охраняющими спрятанные сокровища. Что такое мантра?

Мудрец. Мантра — это сочетание слов, которые при произнесении их вслух производят определенные вибрации не только в воздухе, но и в тончайшем эфире и таким образом оказывают определенное воздействие.

Ученик. А слова эти выбираются случайно?

Мудрец. Так поступают только те, кто, ничего не зная о мантрах, все же используют их.

Ученик. Они употребляются по каким-либо правилам или произ­вольно? Возможно ли, что люди, которые абсолютно ничего не знают об их существовании и о сфере их действия, могут, тем не менее, использовать их? Или это подобно пищеварению, о котором многие люди не имеют ни малейшего представления, в то время как на деле само их существование зависит от его правильного функционирования? Я прошу Вашего снисхождения, поскольку ничего не знаю об этом предмете.

Мудрец. «Простые люди» почти в каждой стране постоянно их используют, но даже в этом случае основной принцип все тот же. В относительно молодых странах, где фольклор не успел еще развиться, люди не располагают таким множеством мантр, как в Индии или в давно населенных частях Европы. Как бы то ни было, в любой стране коренные жители владеют ими.

Ученик. Но Вы же не хотите сказать, что европейцы используют их для управления элементалами?

Мудрец. Нет, я имею в виду их влияние в обычных взаимоотноше­ниях между людьми. Но до сих пор в Европе, равно как и в Азии, есть много людей, которые могут таким образом управлять животными, хотя это скорее особые случаи. В Германии, Австрии, Италии и Ирландии есть люди, которые оказывают необычное воздействие на лошадей и крупный рогатый скот при помощи специфических звуков, произнесен­ных особым способом. В подобных случаях применяемый звук является мантрой, состоящей из одного элемента, и действует только на конкрет­ных животных.

Ученик. Знают ли эти люди правила, которые регулируют этот процесс? Могут ли они передавать их другим?

Мудрец. Обычно нет. Этот дар человек сам обнаруживает в себе или наследует. Они только знают, что могут это делать, как, например, месмерист знает, что он может делать некоторые вещи при помощи взмаха руки, но ему ничего не известно о принципах. Они настолько же ничего не знают об основах этого странного влияния, как современные физиолога не разбираются в функциях и причинах такого обычного явления, как зевота.

Ученик. Чем тогда можно объяснить это бессознательное проявление силы?

Мудрец. Натуральной магией, которую материалистическая наука никогда не подавит. Это прикосновение к природе и ее законам, которые всегда хранил простой народ. А именно простой народ, хотя он и составляет большинство населения, тем не менее, игнорируется «обра­зованными классами». Ты увидишь, что гостиные Лондона, Парижа или Нью-Йорка — это не то место, где можно столкнуться с правильным или случайным использованием мантр людьми. «Общество», слишком образованное, чтобы быть естественным, приняло систему речи, направ­ленную на то, чтобы скрывать и обманывать, поэтому естественные мантры нельзя изучать в его рамках.

Естественными мантрами, состоящими из одного элемента, являют­ся такие слова, как «жена». Когда оно произносится, в мыслях всплывает все, что несет в себе это слово. А в другом языке будет употребляться другое слово, соответствующее той же основной идее. То же самое относится и к более длинным фразам, таким, как многие слэнговые выражения, например: «Я хочу получить от него деньги» (дословно: «Я хочу увидеть, какого цвета его деньги»). Существуют фразы, использование которых предполагает знание характера тех, с кем мы говорим. Когда произносятся эти фразы, в сознание человека, к которому они обращены, поступает особая и продолжительная вибрация, приводящая к реализации идеи, которая заключалась в этой фразе, или же влекущая за собой полное изменение жизни из-за вовремя затронутой темы и особой ментальной антитезы, вызванной у слушате­ля. Как только это влияние начинает проявляться, мантра может быть забыта, поскольку закон привычки овладевает мозгом.

Кроме того, выражения, имеющие свойства мантр, влияют и на тело человека. Это можно наблюдать во время больших социальных и иных волнений. Причина в этом случае та же, что и раньше. Возникает доминирующая идея, которая совпадает с желаниями людей или оскорбляет и угнетает их, и в их сознании происходит изменение или взаимный обмен между идеей и формой слов, который продолжается до тех пор, пока не будет достигнут результат. Оккультисту с сильным провидением это представляется как «пере­звон» слов, соединенный с целой цепочкой чувств, интересов, ожида­ний и так далее, которые растут и углубляются по мере приближения времени изменений. И чем большее количество людей подвергается влиянию этой идеи, тем больше, глубже, шире результат. В качестве иллюстрации можно вспомнить об английском лорде Биконсфильде. Он знал о мантрах и постоянно изобретал фразы, обладающие подобным свойством. «Почетный мир» (дословно — «мир с честью») была одной из них, «научная граница» — другой, и последним его изобретением, которое он хотел распространить повсеместно, но смерть помешала этим планам, было выражение «владычица Индии». Английский король Генрих также использовал этот прием, сам не осознавая того, когда добавлял к своим титулам выражение «Защит­ник веры». После этих подсказок тебе на ум придет множество подобных примеров.

Ученик. Эти мантры касаются только людей. Они, насколько я могу заключить из всего сказанного Вами, не оказывают влияния на элементалов. И они не столько зависят от звука, сколько от слов, несущих идеи. Прав ли я, и существует ли область, в которой определенные звуки влияют на Акашу, при помощи которых можно воздействовать на людей, животных и элементалов, независимо от того, владеют ли они каким-нибудь из известных языков?

Мудрец. Ты прав. Мы говорим только о естественных, бессозна­тельно используемых мантрах. Научные мантры принадлежат как раз к той группе, о которой ты только что упомянул. Вряд ли их можно встретить в современных западных языках, особенно у англоговорящих людей, которые постоянно меняют и вносят новое в свой разговорный язык, до такой степени, что современный англий­ский едва ли был бы понятен предшественникам Чосера., Мантры скрыты в древнем санскрите и в языке, предшествовавшем ему. Законы, которые управляют их использованием, тоже следует искать в этих языках.

Ученик. Предположим, что некто овладел знаниями о древних и истинных мантрах. Может ли он оказывать влияние на человека, говорящего по-английски, используя при этом английские слова?

Мудрец. Может. И все Посвященные обладают способностью перевода мантр в любую языковую форму, так что отдельное предло­жение, произнесенное ими должным образом, окажет огромное влияние на человека, к которому оно было обращено, независимо от того, выражено в письменной форме или в устной.

Ученик. А нет ли возможности нам научиться подражать в этом Посвященным?

Мудрец. Да, ты должен изучать простые формы, обладающие свойствами мантр, тем самым достигая скрытых пластов сознания всех людей, нуждающихся в духовной помощи. Время от времени ты будешь встречать выражения, которые будут резонировать в мозге, в конце концов приводя к тому, что сознание того, кто их услышит, повернется к духовному.

Ученик. Благодарю Вас за наставления.

Мудрец. Да приведет тебя Брахмамантра к вечной истине. Ом.

 

* * *

Ученик. Один материалист заявил мне, что все, что говорят о мантрах, — чисто сентиментальное теоретизирование, и даже если некоторые слова действительно воздействуют на людей, это происходит по причине того, что они несут в себе приятные или неприятные для слушателей идеи. Но сами по себе звуки не оказывают никакого влияния; а что касается воздействия звуков или слов на животных, так это он полностью отверг. Естественно, он не принял во внимание элементалов, поскольку их существование с его точки зрения вообще невозможно.

Мудрец. Такая позиция в наши дни вполне естественна. Материа­лизация мышления слишком сильна, и подлинный научный подход ведущих умов в различных областях исследований был настолько неверно понят теми, кто думает, что следует примеру ученых, что многие люди на Западе боятся признать что-либо, что не может быть воспринято пятью органами чувств. Человек, о котором ты говоришь, — предста­витель всегда многочисленного класса тех, кто принимает основопола­гающие законы, устанавливаемые время от времени известными учены­ми, как неизменные, забывая, что они постоянно изменяются и совершенствуются.

Ученик. Вы думаете, что научный мир когда-нибудь признает многое из того, что известно оккультистам?

Мудрец. Да, признает. Настоящий ученый всегда придерживается позиции, позволяющей ему признавать доказанные вещи. Он часто может казаться упрямым и слепым, но на деле он медленно продвигается к истине, возможно, слишком медленно с твоей точки зрения, хотя человеку более опытному так не кажется. Только поверхностный ученый безгранично верит опубликованным результатам работ лидеров науки как последнему слову, но уже в то время как он читает о них, его кумиры уже записывают или готовят новые теории, способные серьезно расширить и углубить предыдущие утверждения. Нам можно опасаться только догматизма священников, поддерживаемых законом, которые провозглащают, что открытие противоречит Божественному открове­нию священного писания. Но все это давно в прошлом, и нам не надо ожидать того, что произошло с Галилеем. Среди материалистов, о которых ты говоришь, в значительной степени царит этот старый дух, только «Божественным откровением» становятся высказывания наших научных лидеров.

Ученик. Я наблюдаю это уже в течение последних 25 лет нашего столетия. Еще десять лет назад многие известные люди поднимали на смех тех, кто признавал факты из опыта месмеристов, а сейчас почти все эти явления широко признаны под общим названием «гипнотизм». И в то время как эти светочи нашего времени отвергали подобные явления, французские врачи сопоставляли результаты длинного ряда экспери­ментов. Похоже, что изобретение нового термина вместо старого и презираемого служит оправданием и признанием всего, что раньше отвергалось. Но можете ли Вы сказать что-нибудь об этих исследовате­лях-материалистах? Не руководит ли ими некий всесильный закон?

Мудрец. Да, это так. Они находятся в центре ментального (но не духовного) прогресса нашего времени, и ими движут силы, им неведо­мые. Помощь им часто оказывается самими Учителями, которые, не пренебрегая ничем, постоянно следят за успехами этих людей в тех направлениях, которые им более всего подходят, приблизительно так же, как ты, например, получаешь помощь не только в своей духовной жизни, но также и в умственной. И поэтому эти люди будут продолжать признавать факты и открывать новые законы или новые названия для старых законов, чтобы, объяснить эти факты. Они ничего не могут поделать.

Ученик. В чем тогда заключается наш долг как учеников истины? Должны ли мы выступить в качестве реформаторов науки или сделать что-нибудь другое?

Мудрец. Вы не должны брать на себя роль реформаторов школ и их учителей, поскольку успех не будет соответствовать затраченным усилиям. Наука в состоянии позаботиться о себе сама, и вы только будете метать бисер перед свиньями. Удовлетворитесь тем, что все, что они в состоянии понять, они будут время от времени обнаруживать и признавать. Попытку заставить их признать то, что, на ваш взгляд, совершенно очевидно, можно будет объяснить исключительно вашим тщеславием и любовью к похвале. Их, равно как и мне тебя, невозможно заставить признать некоторые необъяснимые законы. И ты бы тоже решил, что с моей стороны неразумно и нечестно сначала открывать перед тобой вещи, для понимания которых твоего развития недостаточ­но, а затем заставлять тебя признавать их истинность. Или, если из уважения ты бы сказал: «Это истина», в то время как сам ничего не понял и не продвинулся вперед в своем развитии, то тогда бы ты уступил превосходящей силе.

Ученик. Но не хотите же Вы сказать, что мы должны игнорировать науку и посвящать себя только этике?

Мудрец. Вовсе нет. Узнавайте все, что сможете. Изучайте и тщательно анализируйте то, что провозглашают эти школы, но в то же время учите, проповедуйте и живите на основе истинного понимания братства. Это истинный путь. Простые люди, которые незнакомы с наукой, составляют большинство. Их следует наставлять таким обра­зом, чтобы научные открытия, не озаренные духовностью, не были превращены в Черную магию.

Ученик. В нашей последней беседе Вы упомянули о том, что элементалы охраняют скрытые сокровища. Я бы очень хотел услышать еще немного об этом. Не о том, как ими управлять или как добыть эти сокровища, а о предмете в целом.

Мудрец. Законы, управляющие сокрытием спрятанных сокровищ, сходны с теми, которые относятся к потерянным предметам. Каждый человек окружен флюидом, планом, сферой или энергией, можешь называть это как угодно, в которой постоянно находятся элементалы, разделяющие его природу. То есть они окрашены в его цвета и несут отпечаток его характера. Существует множество их разновидностей. Человек может иметь много элементалов одной группы или всех групп, или много элементалов каких-то одних групп и мало — других. И все, во что облечена персона человека, связано с его элементалами. Напри­мер, ты носишь одежду из шерсти или льна и украшения из дерева, кости, меди, золота, серебра и других материалов. Каждый из этих предметов имеет определенные магнетические связи, присущие только ему, но все они в большей или меньшей степени пропитываются твоим магнетизмом и нервными флюидами. Некоторые из них из-за своей субстанции не в состоянии долго противостоять этим флюидам, а другие — наоборот. Элементалы связаны с этими предметами при помощи магнетических флюидов, каждая группа — в соответствии со своей субстанцией. Мышление и желания влияют на них в большей степени, чем ты предполагаешь, и таким образом, который нельзя объяснить английскими словами. Твои желания, так сказать, привязы­ваются к некоторым вещам более сильно, а к другим — менее сильно. Когда один из этих предметов случайно падает, за ним непременно следуют элементалы. Они тянутся за этим предметом и, можно сказать, следуют за ним благодаря притяжению, а не зрению. Во многих случаях они полностью окутывают предмет, так что, хотя предмет находится под рукой, его не видно. Но через какое-то время магнетизм истощается и сила обволакивания предмета ослабевает; тогда он становится видимым. Это случается не каждый раз. Но это бывает ежедневно и достаточно явно для многих людей, чтобы полностью исключить это явление из области сказки. Один из ваших литераторов написал эссе на основе собственного опыта, в котором он бессознательно поведал много истинного, хотя и в юмористическом ключе. Название этого произведе­ния, если я не ошибаюсь, «О природном упрямстве неодушевленных предметов». Равновесие этих сил настолько тонко, что следует быть осмотрительным в обобщениях. Ты справедливо можешь спросить, почему, например, когда падает пальто, оно редко исчезает из виду. Бывают случаи, когда даже такие крупные предметы скрываются, но они не типичны. Пальто пронизано твоим магнетизмом, и элементал может чувствовать себя в нем так же, как если бы оно оставалось у тебя на плечах. Для элементала может не происходить никакого нарушения магнетических или каких-либо других связей. Если не исчезает неболь­шой предмет, это часто происходит из-за того, что баланс сил по многим причинам, связанным с твоим состоянием в тот момент, препятствует - его сокрытию. В каждом конкретном случае ты должен проникнуть в сферу, где скрыто действие этих законов, и просчитать соотношение всех сил, чтобы сказать, почему случилось так, а не иначе.

Ученик. Но возьмем случай с человеком, который, обладая сокро­вищами, прячет их в земле, уезжает и умирает, а сокровища остаются ненайденными. В этом случае их прячут не элементалы. Или когда скупец прячет свое золото и драгоценности. Как быть здесь?

Мудрец. Во всех случаях, когда человек прячет золото, драгоцен­ности, деньги или ценные вещи, его желания как бы прикованы к тому, что он прячет. К этим сокровищам притягиваются многие из его элементалов, да и другие группы элементалов, которые не имеют к нему никакого отношения, собираются вокруг клада и скрывают его. В случае с капитаном корабля, перевозящим сокровища, влияния очень сильны, поскольку там концентрируются элементалы всех людей, связанных с сокровищем, а капитан сам озабочен тем, что произойдет с его грузом. Ты также должен помнить, что золото, серебро и другие металлы имеют с элементалами особые, сильные связи. Они работают не по человечес­ким законам, и законы природы не дают человеку власти над металлами и не признают за ним никакого особого и полного права на обладание тем, что он выкопал из земли и присвоил себе. Поэтому мы не встретим элементалов, стремящихся вернуть человеку золото и серебро, которое он потерял. Если бы мы предположили, что элементалы потакают желаниям людей или занимаются установлением того, что мы называем нашим правом собственности, мы тем самым допустили бы возможность существования капризного и безответственного Провидения. Они дей­ствуют только в соответствии с законами своего существования и, поскольку они не обладают способностью иметь собственное суждение, они не совершают ошибок и ими нельзя управлять при помощи соображений, основанных на наших вымышленных правах или наших неудовлетворенных желаниях. Таким образом, души, принадлежащие металлам, непременно действуют, как предписано законами их со­бственной природы, и одна из форм проявления этих законов — это сокрытие металлов от наших глаз.

Ученик. Может ли все это найти какое-либо применение в области этики?

Мудрец. Ты не должен упускать из виду одну очень важную вещь. Каждый раз, когда ты резко и беспощадно критикуешь ошибки другого, ты притягиваешь к себе некоторые виды элементалов от этого человека. Они привязываются к тебе и стремятся найти у тебя состояние, область или ошибку, аналогичные тем, которые были у покинутого ими человека. Как будто они оставляют его, если так можно выразиться, чтобы служить тебе за более высокую плату.

Кроме того, существует еще — о чем я упомянул в предыдущей беседе — влияние наших действий и мыслей не только на часть Астрального Света с его элементалами, принадлежащего каждому из нас, но и на весь астральный мир в целом. Если бы люди видели ужасные картины, запечатленные там и постоянно навязывающие нам предложе­ния повторить подобные действия или мысли, скорее бы наступил Золотой век. Астральный Свет в этом смысле подобен фотонегативу, а мы — помещенной под ним светочувствительной бумаге, на которой отпечатывается фотография. Каждое действие можно увидеть в двух вариантах. Один отражает само действие, а другой является картиной мыслей и чувств тех, кто вовлечен в него. Теперь ты видишь, что несешь ответственность за гораздо более страшные картины, чем мог бы предположить. Ибо действия за своим простым внешним видом очень часто скрывают гораздо худшие мысли и желания.

Ученик. Влияют ли каким-то образом эти картины в Астральном Свете на наши последующие земные воплощения?

Мудрец. Да, и очень сильно. Мы подвергаемся их влиянию в течение длительных периодов времени, и в этом ты, возможно, найдешь ключи, которые ты ищешь, к разгадке многих процессов действующего закона Кармы.

Ученик. Не оказывается ли такое же влияние на животных и через них на нас, и наоборот?

Мудрец. Мы влияем на царство животных через Астральный Свет. Мы внушили им картины жестокости, угнетения, господства и кровоп­ролития. Весь христианский мир признает, что человек может безнака­занно убивать животных, по теории, ловко распространенной проповед­никами в ранние времена, согласно которой у животных нет души. Этому учат даже маленьких детей, которые начинают очень рано убивать насекомых, птиц и животных, не для защиты, а просто беспричинно. По мере их роста привычка закрепляется, и в Англии отстрел птиц в количествах больших, чем того требуют нужды стола, становится национальной традицией, следовало бы даже сказать — пороком. Это в некотором роде иллюстрация: если бы эти люди могли ловить элементалов с такой же легкостью, как они ловят животных, они бы убивали их ради удовольствия, если бы не могли использовать, а если бы элементалы ослушались, их в качестве наказания ждала бы смерть. Все это ощущается (конечно, бессознательно) в мире элементалов, и по законам действия и противодействия мы получаем от них тоже, что даем.

Ученик. Прежде чем мы оставим этот предмет, я хотел бы вернуться к вопросу о металлах и взаимоотношении человека с элементалами, связанными с миром минералов. Мы встречаем людей, которые, по-видимому, всегда могут с легкостью находить металлы; как они говорят, им в этом везет. Как это согласуется с естественной тенденцией элементалов прятать? Происходит ли это из-за войны или какого-либо разногласия между разными группами элементалов, принадлежащих одному и тому же человеку?

Мудрец. Это одно из объяснений. Как я уже говорил, некоторые люди притягивают больше элементалов одного класса, чем другого. Человек, которому везет на металлы, скажем, на золото или серебро, имеет в своем окружении больше элементалов, связанных с царством этих металлов или принадлежащих ему, по сравнению с другими людьми, и поэтому между его элементалами меньше борьбы. Преобла­дание металло-духов делает человека более совместимым с их царства­ми, и естественное взаимопритяжение между потерянным или спрятан­ным золотом или серебром и этим человеком больше, чем у других людей.

Ученик. Чем это определяется: желанием золота или серебра или врожденными свойствами?

Мудрец. Это врожденное. Сочетания в каждом индивидууме так запутаны и зависят от стольких причин, что ты не смог бы сосчитать их. Они прослеживаются на протяжении многих поколений и зависят от особенностей почвы, климата, национальности, семьи, расы. А они, как ты можешь видеть, необычайно разнообразны и с той информацией, которой ты располагаешь, недоступны тебе. Простого стремления к золоту или серебру здесь мало.

Ученик. Я полагаю также, что попытка добраться до элементалов путем сильного мысленного сосредоточения тоже не принесет резуль­тата.

Мудрец. Не принесет, так как твои мысли не достигнут их. Они не слышат и не видят тебя, и хотя благодаря случайной концентрации сил необразованным людям удается иногда повлиять на них, эти случаи возможны только потому, что мы обладаем естественными связями с конкретным царством, на элементалов которого мы оказываем влияние.

Ученик. Благодарю Вас за наставления.

Мудрец. Да придешь ты на путь, ведущий к свету!

 

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно