Избранные статьи ч.2. ТЕТРАГРАММАТОН

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


ТЕТРАГРАММАТОН

«Я бы посоветовал всем без исключения глубоко осознать истинные и подлинные цели познания и стремиться к нему не ради удовольствия, соперничества или презрения к другим, не ради выгоды, славы, почета, повышения в чине или иных фальшивых и дурных целей, а чтобы щедро отдавать его на благое дело упорядочивания и усовершен­ствования жизни».

Бэкон

 

В настоящей статье я «не поеду в Тулу со своим самоваром». Это  значит, что я не предлагаю учить ученых брахманов таинствам их религиозной философии, а возьму в качестве предмета рассмотре­ния некоторые вопросы универсальной Каббалы. Что касается упомя­нутых брахманов, то с ними трудно вести спор. Если только вместо головы у них не энциклопедия, набитая цитатами, иллюстрациями, цифрами и выдержками из десятков миллионов страниц, то такие споры принесут вам скорее ущерб, чем пользу. Каждый из спорящих останется с таким же количеством сторонников своих взглядов, какое было у него до этого, как и не сможет переубедить ни одного из своих оппонентов.

Повторяя слова сэра Т. Брауна: «Я не завидую тем, кто знает больше меня, но жалею тех, кто знает меньше»,— я сейчас буду рассматривать вопросы, с которыми действительно хорошо знакома и в подтверждение которых могу процитировать авторитетные источники.

Я изучаю Каббалу около тридцати или даже сорока лет и, наверное, за мной уже можно признать право говорить о Зохаре. В данном случае, однако, это будет не обсуждение, а просто изложение некоторых фактов. Для того, чтобы оспорить нашу семеричную доктрину, были выдвинуты в качестве аргументов четыре имени и положения из Каббалы. Нам говорят, что:

I.Тетраграмматон[1] «мешает окончательному соединению с Лого­сом», потому что его мистическая «природа, представленная священ­ной Тетраграммой, не имеет семеричной основы».

П.«Одним из самых старых указаний древней Религии Мудрости является то, что макрокосм должен быть объяснен в соответствии с планом, открывающимся в Малхуте[1]».

III. (а) «Шехина есть андрогинная сила», и (б)ее надо принять как ключ к объяснению строения микрокосма».

IVEe (Шехины) мужская форма представляет собой фигуру мужчины, восседающего на таинственном престоле в видениях Иезекииля»[1] .

Боюсь, что среди вышеперечисленных утверждений нет ни одного верного. Я вынуждена сказать, что все они вместе и каждое в отдельности совершенно ошибочны. Мои доказательства будут осно­вываться на трех главных книгах Зохара: «Книге Сокровенной Тайны», «Великом Священном Собрании», «Малом Священном Собрании», а также книге Кнорра фон Розенрота «Каббала Денудата»[1], книгах «Сефер Йецира» с комментариями к ней и «Эш Мецареф», содержащей ключ к каббалистическому символизму; все книги имеют дополнительные комментарии [codices].

Аксиома, доносящаяся эхом со времен седой античности, учит нас, что первая ступень к знанию— понять, что ничего не знаешь, и признаться в этом. Я, видимо, уже прошла эту ступень, поскольку в полной мере сознаю, насколько я невежественна во многих вещах, и, признаюсь, как мало я знаю. Однако то, что я знаю, я действительно знаю.

И, наверное, будь я мудрее, я должна была бы радоваться, что знаю так мало, потому что, если «...невежество— проклятие Господне», как сказал Шекспир[1], а слишком много «знаний, когда мудрости не хватает, чтобы управлять ими, подобны упрямой лошади, сбрасываю­щей наездника...»[1]

Однако в данном конкретном случае я не боюсь быть выбитой из седла. Я даже рискну сказать, что это совершенно невозможно, когда имеешь перед собой Захар и сто семьдесят ссылок и несколько сот пунктов комментариев и толкований, и это только что касается истинного значения Тетраграмматона. В тоже время, так как «ни один человек не знает всего»— errare humanum est [1]и ни один из нас, насколько мне известно, не достиг возвышенного состояния всеведу­щего Будды или Шанкарачарьи, то наше дело лишь сопоставлять мнения и разоблачать те факты, которые с полным основанием можно разоблачить. В этой связи я и попытаюсь показать истинную природу «Тетраграмматона» и доказать, что его четыре буквы— это всего лишь знак, маска, метафизически скрывающая его связь и его отношение с Божественным и низшим мирами. Я не раскрою ничего из моих собственных теорий или знаний, они принадлежат только мне, они — плод моих исследований и потому они не для публики. Я лишь покажу, что говорится о Тетраграмматоне в Зохаре, как он был объяснен автору этих строк в Палестине посвященным раввином и как он разъясняется каждому продвинутому каббалисту.

1.Тетраграмматон в Каббале имеет разные имена. Это IHVH, Микропросопус, в отличии от АШН, Макропросопуса. Он — Короткий Лик, отражение (замутненное материей, илиМалхут,— его невестой, матерью-Землей) большего, даже беспредельного Лика. Поэтому он противоположен Макропросопусу. Но кто или что такое сам Макропросопус?

П.Этоне «Эйн Соф» — Не-Существующий илиНе-Сущий— и не более, чем Тетраграмматон, так как и АНШ, и IHVH являются лишь знаками существования,  символами земных андрогинов,  а также мужского и женского начал жизни. Таким образом, они оба соединены с Малхут — Я-eva (Ева), которая есть «мать всего живущего», и в нашем духовном восприятии мы не должны путать их с Эхие (Eheieh)— он есть единственное Абсолютное Esse, или Бытие, как еще его называют, хотя раввины очень старались набросить покров на их экзотерического Бога. Макропросопус и Микропросопус— это отра­жения Эйн Софа, древнееврейского Парабрахмана, так как Эйн Соф отрицательная, а они — действительно положительная жизнь — и, следовательно, Майя, Иллюзия.

Это доказывается их двойным присутствием в кресте, древнейшем фаллическом символе,[1]

Изображение:image004_83.jpg

как показано в предисловии к «Разоблаченной Каббале» (Introd., p. 31).

III.В Каббале есть два «Тетраграмматона», или, скорее, он дуален, и даже троичен, четверичен и семеричен. Он становится девятью или тринадцатью лишь к концу, когда «тринадцать», или Единство, разрушает семеричность, символом которой является «Низшая Се­мерка», где семь — это «семь царей Эдома» (когда речь идет о расах) или семь «низших Сефирот», когда речь идет о человеческих прин­ципах. Первый Тетраграмматон — вечно скрытый, Отец, сам — эманация вечного света, то есть он не Эйн Соф. Он не есть четырехбуквенный Тетрактис, а лишь Квадрат, так сказать, на плоскости. Это идеальная геометрическая фигура, образованная четырьмя воображаемыми линиями, абстрактный символ абстрактной идеи, или четыре «математические» линии, заключающие «математическое» пространство, что по сути «равно ничему, за­ключающему ничто», как говорит д-р Генри Пратт о треугольнике в своей работе «Новые аспекты жизни и религии». Призрак, прикрытый четырьмя вздохами. Это что касается «Отца», Макропросопуса-Тетраграмматона.

IV. Ммкроиросош/с-Тетраграмматон — «Сын», или Логос,— это треугольник в квадрате, развернутый куб, состоящий из семи квадра­тов, или, как показывает г-н Дж. Р. Скиннер,— шестигранный куб в развернутом виде превращается в крест, разделенный на семь час­тей[1], когда андрогин разделяется на два противоположных пола.

Как говорится в комментарии к «Тайной Доктрине», «круг излучает свет, который наше зрение представляет как четырех­угольник, он разворачивается и становится семью». Здесь круг— это первая Сефира, Кетер, или «Корона», Ригиа Хавура, или «Белая Голова», и «верхний череп». [Он не беспределен, а преходящ в этом феноменальном мире.] Он испускает два более низших Сефирот (Хохма и Бина, которые есть «Отец-Мать»). Так образуется треугольник, первая, или верхняя, триада Дерева Сефирот. Это Единица, или Монада, Пифагора. Но она произошла от семи Элохимов, мужского и женского начал, которые называются «Выс­шие Отец-Мать». Сами же они являются отражением женского Святого Духа, о котором в «Сефер Йецира» сказано: «Один есть Она, Дух Элохима Жизни»[1]. Однако как еще далеки от Эйн Софа, Всеобъемлющего, эти числа[1] еврейской Каббалы, так как фактичес­ки они суть лишь тайные цифры и знаки. Микропросопус является четвертым.

Пусть любой из вас обратится к таблице IV в английском переводе книги «Каббала Денудата», начерченной г-ном Матерсом. Пусть он посмотрит на «символические Божественные формы», размещенные в зависимости от их отношения к четырем каббалистическим ми­рам,— и тогда он увидит, что Тетраграмматон, или Микропросопус, «Короткий Лик», идет четвертым. Чтобы это было яснее, приведу небольшую часть вышеупомянутой таблицы.

 

Изображение:image005_83.jpg

 

Отсюда следует, что хотя Макропросопус, или Кетер, Корона чисел, ибо он есть «Белая Голова» или О, ноль[1], далек от Эйн Софа, будучи лишь его универсальным отражением или светом, тем не менее он не есть тетраграмма. Это просто Пространство, безграничное и непостижимое, небесная почва, в которой скрыты архетипы идей или форм всего и откуда произрастает Корень космоса, вселенское Древо жизни в творческом мире. Ствол этого дерева - это «Отец и Мать», второй и третий Сефирот, Хохма и Бина», соответственно, Яхве и «Яхве Элохим»[1].

V.тец-Мать» принадлежат миру творческому, ибо они явля­ются творцами, то есть они— двуполая материя, сущность, из которой создается «Сын» (вселенная). Этот Сын и есть Микропросо-пус, или Тетраграмматон. Почему же он представлен етырехбуквенным символом? Откуда происходит сакральность Тетрактиса? Есть ли это невыразимое имя, или оно как-то связано с этим непроизноси­мым именем? Я сразу же отвечаю отрицательно. Это просто занавес, символ, за которым скрыто семеричное строение человека и его происхождение, так же как и различные связанные с этим таинства. Его имя, Тетраграмма, составлено из четырех букв, но каково их тайное, эзотери­ческое значение? Каббалист, нисколько не сомневаясь, ответит: «Подхо­дите к нему счисловым методом, считайте цифры и числа, и вы узнаете».

Итак, «Тетраграмматон» есть «Отец-Мать» и «Сын» в одном. Это Яхве, чье имя пишется IHVH, буквами, имеющими символическое значение и читающимися двояко; метод для его понимания открыва­ется во время четвертой инициации[1]. Он [Тетраграмматон] состоит из двух мужских (I и V) и двух женских букв (двеЯ, Хе), или высшей и низшей Хе. Первая Хе — это «божественная мать», или «женский Яхве, как Бина», а вторая Хе — это «низшая Хе», или 10-й Сефирот Малхут, материальное основание. Невозможно на печати показать первоначальное прочтение, когда пишется АНШ; можно сказать только, что экзотерически оно связано со словами «Я есмь то, что Я есмь» и с Эхие, «Абсолютным Бытием пли Cam». Он может читаться двенадцатью различными способами, каждое изречение будет иметь своим символом один из знаков Зодиака. Эти различные способы выражения имеют отношение к тайне бытия, или существования, как абстрактного понятия.

Но IHVH, Тетраграмматон созидательного мира и жених «Невес­ты», чье царство — Асия, материя, хотя и легко объяснить, но гораздо труднее раскрыть словами не из-за его сакрального смысла, но, скорее, из-за его непристойности. Я отсылаю читателя к книге г-наДж. Р. Скиннера «Источник Мер» (Sourse of Measures, p. 10), где ясно изложен символизм четырех букв IHVH. Индусы ежедневно видят его в лингамах и йони. Это Яхве Саваоф, Семеричный Элохим, скрытый в святая святых — Арга, или Ноевом ковчеге. Таким образом (см. plate III в Kabbala Unveiled, pp. 28-29), он — седьмой Сефирот «высшей» семерки, так же как Малхут седьмая в «низших» Сефирот[1]. Микропросопус— третья буква V (Bay) и называется лишь тетраграммой, ибо это одна из четырех букв, которые объемлют все девять Сефирот, но он не Сефира. Он есть тайная семерка, которая была до сих пор оккультной, а теперь до конца раскрыта. На скрижалях, где даны соотношения Сефирот с десятью именами Божьими, десятью архан­гелами, их десятью рангами, планетами, и т. п., демонами и десятью архи-дьяволами,— Нецах, седьмой Сефирот, имя которого экзотери­чески «Твердость и Победа», а эзотерически нечто большее, назван своим божественным именем Яхве Саваоф и соответствует Ханиилу (человеческой физической жизни), андрогинному Элохиму, Венере-Люциферу и Ваалу и, наконец, букве Bay или Микропросопусу, Логосу. Все это принадлежит миру созидательному.

Они все семеричны, все связаны с творческим созиданием и Материей — их «Невестой». Последняя есть «низшая мать» Аима, «жена с младенцем» из 12-й главы Откровения, которую преследует большой Дракон (мудрости). Кто этот Дракон? Дьявол, Сатана ли это, как нас учит верить Церковь? Конечно, нет. Это Дракон эзотерической Мудрости, который не хотел, чтобы «жена» (вселен­ная) родила младенца, ибо этот младенец и есть человечество, то есть невежество и иллюзия. Но Михаил и его ангелы, или Яхве Саваоф («воинство»), которые отказались творить, как и семь бесстрастных сыновей Брахмы, порождений разума, стремясь воплотиться в людей, чтобы стать выше богов, — борются с Драконом, побеждают его, и рождается младенец — материя. И Дракон эзотерической Мудрости воистину вновь канул во тьму [1].

Таким образом, хотя у меня нет ни малейшего возражения против любого мистического желания соединиться с Логосом, называемым «Тетраграмматон», или Микропросопус, я лично предпочитаю соединение с Макропросопусом, исходя из общих принципов, по крайней мере, в этом цикле инкарнации. После чего с помощью «совершенного числа» я надеюсь увидеть, как божествен­ный свет испепелит не только мою «низшую семерку» (Микропро­сопус), но и даже подобие тринадцати в союзе, которые «ведут войну с семью» (Book of Cone. Myst., Chap. V, 27), и вместе с ними Макропросопический квадрат. Из-за того, что буква Йод на пути к девятой Сефире имеет явно фаллическое значение, я отклоняю союз с низшим семеричным и семибуквенным Iehovah (Яхве) и предпочитаю твердо держаться моей веры в Эйн Софа, чистого и простого, иначе для чего вообще покидать лоно ортодоксальной церкви. Это все равно, что вступить в «Армию Спасения» и целый день распевать «Кровь, кровь».

Логос, который мы признаем,— не Тетраграмматон, а Корона, Кетер, который не имеет ничего общего ни с материальным планом, ни с Макро- или Микропросопусом, но связан лишь с про – архетипальным миром. Говорится, что «в Гематрии[1] AHIH равен IHV без Н.., символа Малхут», «Невесты» (р. 31). «Тесную связь с вопросом о буквах Тетраграмматона имеет вопрос о четырех Херувимах... Херувимы представляют силы букв Тетраграмматона на материаль­ном плане... Херувимы— живые формы этих букв, символизируемые знаками Зодиака: Телец, Лев, Водолей и Скорпион» (The Kabbalah Unveiled. Introd., pp. 32, 34).

Опять же известно, что символизируют четыре этих животных «на материальном плане».

Телец — называют ли его Быком Шивы, египетским быком Аписом или зороастрийским «Быком», убитым Ахриманом,— всегда является символом семени жизни, обладающим и производящей, и разрушительной силой, в то время как Скорпион— это символ греха (в сексуальном смысле), зла и духовной смерти, а Скорпион— это четвертый знак в Тетраграмматоне, соответствующий Малхут.

«„Тайна земного и смертного человека подобна тайне небесного и бессмертного Человека". Тетраграмматон можно найти и в форме тела. Голова— это I [буква Йод], руки и плечи подобны божест­венной Н, туловище -V, ноги представлены конечной Н [Хе]». (Kab. Unv., p. 34).

В «Шкале числа Семь» имя Бога представлено семью буквами. Шкала семерична в любом направлении, от первоначального, или архетипального до седьмого, или преходящего мира.

«Древо жизни» имеет семь ветвей и семь плодов. В Книге Тайн Brashith, начальное слово Книги Бытия написано как «Bern Shith, „Он создал шесть", от них зависят все вещи внизу» (Chap. I, 16), все эти вещи созданы Малхут— Седьмым— Микропросопусом.

Микропросопус образован шестью Сефирот, тремя мужскими и тремя женскими. Части Тетраграмматона называются шестью члена­ми Микропросопуса, а 6 — это числовое значение V (Bay), его буквы. Когда они (части) касаются земли, они становяться семью. (Kab. Unv. Introd., p. 32, and Book of Numbers. Comm. XXII, verse 9.) В Книге Тайн много таких изречений. «Микропросопус шестери­чен... Ибо он образован из шести Сефирот, которые вместе с Малхут называются низшей семеркой. Эти члены происходят от первых шести (творящих) произнесенных слов. Его седьмой принцип пред­ставлен десятым Сефирот,.. который в экзотерической системе явля­ется Евой, или же низшей матерью...» Отсюда седьмая неделя называется Тысячелетие, Суббота, а также Седьмое Царство (Book of Cone. Myst., verse 22).

Каббалисты всегда делали различие не только между Эйн Софом, неисчислимым и Непостижимым, но даже и между Макропросопусом и низшим Тетраграмматоном, «Сыном», т. е. Логосом. В Великом Священном Собрании (Chap.VII, 83) написано:

«И об этом сыны Израилевы желали спросить в сердцах своих, как и написано [Исход 17, 7], „Есть ли Тетраграмматон среди нас, или же это Отрицательно Сущий?" [Тем самым они различали] Микропросо­пус, которого называют Тетраграмматон, и Макропросопус, которого называют Эйн, Отрицательно Сущий» (р. 121). Но «Йод Древнейшего спрятан и скрыт» (Introd., p. 35).

(Chap. XLV, 1152) «Мы узнали, что было десять (рабби) [спутни­ков, Сефирот], которые вошли в Сод [Мистерии творения] и что семь вышли».

(Chap. XLV, 1158) «И когда рабби Шимон раскрыл Тайны (Arcana), никого не нашли там, кроме этих (спутников)».

(Chap. XLV, 1159) «И рабби Шимон назвал их семью глазами Тетраграмматона, подобно тому, как и сказано в Книге Пророка Захарии 3, 9: „Это — семь очей Тетраграмматона"».

В Библии это последнее слово переведено как «Господь», что ясно показывает, что христиане признают своим «Господом Богом» чет­вертую сефиротическую эманацию и мужскую букву «Bay».

Есть ли это тот «Логос», соединение с которым каждый Посвя­щенный рассматривает как «высший результат своих трудов»? Если так, пусть тогда остается в своемсемеричном смертном теле как можно дольше.

Что касается других «препятствий», то они также отмечены неправильно. «Фигура человека на престоле» в Книге пророка Иезекииля в эзотеризме соответствует плану архетипов, миру Ацилут, а не Шехине в Малхут и Асия на материальном плане, как становится очевидно любому, кто проанализирует это видение кабба­листически. Поскольку, прежде всего, весь символизм видения можно разделить на четыре части: форма человека, престол, на котором он восседает, огненное сияние над головами животных, сами животные со своими колесами. Все эти символы четко соответствуют четырем каббалистическим мирам или планам: Ацилут, план архетипов— туманная фигура человека; Брия, мир творческий— престол; Йецира, мир созидательный— сияние; Асия, мир материальный— животные. Они также соответствуют четырем буквам тетраграммы: самая выс­шая точка Йод в IHVH— фигуре человека, Н (Хе) — престолу, V (Bay)— сиянию, последнее Н (Хе)— животным. (См. The Kabbalah Unveiled. Plate IX).

«Фигура человека» не есть «мужская форма Шехины». Шехина— не «андрогинная сила»[1]. Шехина— бесполая или, в крайнем случае, женская сила. Это изначальный свет, исходящий от вечно скрытого Эйн Софа. В мире архетипов это Сефира, в материальном и созида­тельном она становится Шехиной, скрытой жизнью и светом этого низшего мира материи, «покровом Эйн Софа» и «божественным присутствием» на пути Малхут от материального к высшим мирам. Она является Буддхи физического тела, Душой или искрой, горящей в сосуде, и после того, как сосуд разбит, она сливается с седьмым принципом (в соответствии с теософским расчетом), а каббалисти­чески— с первым, или Макропросопусом, так как она есть первый от скрытого луч[1] .

План, открывающийся через Малхут, дан в Книге Сокровенной Тайны (Siphra Dtzenioutha. Chap. V, 31-32) следующим образом: «Древо, наказание которого смягчается (то есть Путь царства или Шехины, который суть Древо познания Добра и Зла, существующий вследствие наказаний, но который смягчается женихом через поток милосердия), пребывает внутри (внутри скорлуп, потому что царство владычествует над всеми вещами, а ступни его спускаются в смерть). В его ветвях (в низших мирах) живут птицы и строят свои гнезда (обитают души и ангелы). Под ним те животные, у которых есть власть, ищут тьмы (т. е. скорлупы [келипот]), „во время нее бродят все лесные звери" (Пс 103, 20).

Это дерево имеет два пути, ведущие к одной цели (то есть пути Добра и Зла, потому что это Древо познания Добра и Зла). А вокруг него семь колонн (то есть семь дворцов) и четыре сияния (то есть четыре живот­ных) вращаются вокруг него (в четырех колесах) каждое в свою сторону (по четверичному описанию колесницы [в Книге пророка] Иезекииля)».

У этого дерева семь ветвей[1], на каждой из которых по четыре листа и по три плода. Более того, имеется явная аналогия между вышеприведенным стихом из «Сифра де-Цниута» и главами 1-4 Откровения. Ибо семь церквей «Асии» совпадают с «семью дворцами в Асия», или материальным семеричным местом. Семь звезд в правой руке «фигуры» в четвертой главе— не эти семь церквей, а семь ключей к ним; а обоюдоострое (андрогинное) слово, выходящее из уст его, есть Йод в IHVH. Эта «фигура» есть семеричный «Тетраграмматон», V (Bay)[1].

Но эта фигура совершенно не та, которую видел Иезекииль на престоле. Потому что первая (фигура из первой главы Откровения) находится на плане Йецира (мир созидательный, обитель ангелов, которые не творят), а фигура Иезекииля— на плане Ацилут и описывается в 4-й главе Апокалипсиса как «сидящий на престоле».

Чтобы разделить с кем-то ответственность за утверждения, сде­ланные выше, я обратилась к г-ну С. Л. Мак регору Матерсу (пред­почтя его другим, более знающим, но немногочисленным английским каббалистам; хотя я не всегда полностью согласна с ним, но по данному вопросу у нас почти полное единодушие). Наш брат любезно согласился изложить свое мнение в письменном виде; и вот как он описал Дерево Сефирот:

Изображение:image006_83.jpg

 

Здесь фигуре на престоле в видении Иезекииля соответствует Кетер, престолу — Хохма и Бина, мир Брия, который еще называется Корсиа — «престол»; огненное сияние — это Микропросопус, кото­рый состоит из шести Сефирот — Хесед, Гевура, Теферэт, Нецах, Ход и Йесод — путь вхождения в Малхут, или созданный материальный мир, а Шехина представляет из себя Присутствие в Малхут, Присутствие

 

 

Изображение:image007_83.jpg

 

 

Королевы, ибо Шехина— женский, а не андрогинный принцип. И печать Макрокосма, шестиконечная звезда[1], является эмблемой Микропросопуса, Тетраграмматона — Bay из IHVH, который стоит внутри семи несущих свет в Малхут, которые суть не что иное, как семь последних Сефирот, или шесть Сефирот, составляющих Микропросопус, а Малхут прибавлена как седьмой Сефирот [1].

По-моему, ничего не может быть проще. Каковы бы ни были трансцендентальные и метафизические рассуждения и толкования, они, конечно, могут быть удовлетворены Тетрактисом на плане мира архе­типов, но, когда мы опускаемся в мир астрала и проявленного оккульт­ного, мы должны опираться не менее чем на семь принципов. Я изучала Каббалу под руководством двух ученых раввинов, один из которых был Посвященным, и в данном случае не было никакого различия между двумя учениями (эзотерическим Восточным и Западным).

Конечно, хорошо известно, что любой человек, наделенный хотя бы умеренной изобретательностью, может, если он изучал три каббалистических способа толкования, в особенности Нотарикон, понимать, как он хочет, неоднозначные древнееврейские слова и буквы. Однако мои объяснения не требуют никакого Нотарикона, достаточно лишь знания седьмого эзотерического ключа. С помощью масоретических точек[1] можно превратить астрального Яхве Савао­фа и даже Яхве Элохима в «Единосущего» и высочайшего Бога, «Бога богов», в то время как он лишь один из созидательных или порожда­ющих богов. Показательный случай подобной недобросовестности приводится в книге Кнорра фон Розенрота «Каббала Денудата» в| переводе r-на Матерса. Он дает нам шесть образцов различных чтений одного только первого слова Книги Бытия (B'rashith). Из] фразы, открывающей Книгу Бытия, «B'rashith Bara Elohim eth hashamayim v'eth h'areto[1] или «Вначале сотворил Бог небо и землю», с помощью правил Нотарикона можно сделать все что угодно, поскольку из одного-единственного слова B'rashith искусственно выжимают шесть догматов западной церкви.

Как показал упомянутый ранее автор, Соломон Меир бен Моше, обращенный в римское католичество в 1665 году и взявший имя Проспер Рюгер, успешно доказал, опираясь на Нотарикон, что данное первое слово (B'rashith) обнаруживает шесть христианских значений. Первое из них— «Сын, Дух, Отец, их тройственный, совершенный союз»; третье— «Вы будете поклоняться Моему первенцу, Моему первому, чье имя Иисус»; пятое— «Я изберу деву, достойную произвести на свет Иисуса, и вы назовете ее благословенной» [Kab. Unv., Introd., p. 81]. Шестое дается в сноске. Два других лишь повторяют предшествующие.

Такая же эластичность толкования допускается по отношению к эзотерическим текстам других народов. Каждый символ или знак имеет семь ключей, и из этого вытекает, что одна группа людей может пользоваться каким-то одним ключом к предмету спора, а затем обвинить другого ученика, который использует другой ключ, в том, что он преднамеренно неверно истолковывает предмет.

Это, однако, немой метод. В эзотерических вопросах я скорее буду искать примерения, чем ссориться из-за допущенных ошибок, дейст­вительных или вымышленных, ибо процесс поиска истины и ее торжество для настоящего оккультиста и теософа должны быть дороже жалкого успеха в споре.

Ни один оккультист, если он верен своему долгу чести, не может выдать значения всех «Семи Таинств Мудрости» — даже если он сам и знаком совсеми из них, что на самом деле было бы удивительно. Ибо эти «Семь Таинств» in toto[1] подробно знают только Учителя Мудрости, которые вряд ли позволили бы себе вступать в полемичес­кие обсуждения в газете или в любом другом периодическом издании.

Какой же смысл тогда терять время и силы на доказательство того, что одна грань бриллианта блестит ярче, чем соседняя, вместо того, чтобы всеми силами стараться обратить внимание непосвященного на сияние самого алмаза. Мы, изучающие священную науку, должны помогать друг другу, поощрять поиски и сообща пользоваться добы­тыми знаниями, а не критиковать их впустую для удовлетворения личной гордости. Таково мое мнение; ибо в противном случае наши враги, назвавшие нас хвастунами единственно по причине своих сектантских и материалистических предрассудков и фанатизма, пос­ле наших взаимных обвинений окажутся правы.

Материализм поднимает свою ужасную голову выше, чем когда-либо.

«Knowledge», один из лондонских научных журналов, дает нам представление о том, что ожидает оккультиста. В обзоре книги «Разобла­ченная Каббала» журнал во весь голос обличает «необычайные интел­лектуальные причуды еврейских комментаторов их священных писа­ний». Тяжестью своей материалистической ненависти он сокрушает идею д-ра Гинзбурга из книги «Каббала» о том, что тайны бытия были «вначале открыты самим Богом избранной группе ангелов, которые сформировали теософскую школу в раю!»[1], и заканчивает обзор, в скобках(!) высказывая притворное восхищение. Несколькими стра­ницами раньше г-н Эдвард Клодд предлагает нам вместо учения «теософских ангелов» учение дарвинистов геклианской школы. Об­следовав «огромное поле» в Космосе, «границы которого незаметно переходят в бесконечность со всех сторон» этот антикаббалистический поборник современной науки заканчивает свой «опус» следующим сенсационным заявлением: «Мы начали с примитивной туманности, мы заканчиваем высочайшими формами сознания; история творения ока­зывается [!?] цельной летописью эволюции газа в гения» [!!!].

Этот пример показывает, в каких отношениях мы находимся с людьми современной науки и как нам необходимо единение наших сил, чтобы сдерживать материалистов.

Еще несколько слов, и я закончу. Меня постоянно просят указы­вать книгу, страницу, номер стиха, подтверждающие эзотерическую доктрину «Семеричности». Это все равно что сказать человеку в пустыне: «Докажи, что в воде есть инфузории»,— тогда как ему негде взять микроскоп. Те, кто предъявляют подобные претензии, лучше других знают, что нигде, за исключением немногих мест, где тайные манускрипты сохраняются веками, никакие эзотерические доктрины никогда не были написаны или явно объяснены; в противном случае они уже давно перестали бы быть эзотерическими. Даже на Западе существует не только записанная, но и «неписаная» Каббала. Многие вещи всегда объяснялись и объясняются устно. Тем не менее, по всем эзотерическим писаниям разбросано множество ссылок и намеков на нее [неписаную каббалу. — Прим. ред.]. Классификация зависит, конечно, от школы, но еще более — от личной интуиции и понимания. Вопрос не в том, сколько цветов вспектре луча — три, пять или семь, ибо каждый знает, что на самом деле в природе есть только один-бесцветный белый. Хотя наука различает все семь призматических лучей так же ясно, как и семь нот в гамме, известны очень большие ученые, которые настаивали, что их всего четыре или пять, — до тех пор, пока не обнаружилось, что они страдали дальтонизмом.

 

 


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно