Иная сторона жизни. ПРИМЕЧАНИЯ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


ПРИМЕЧАНИЯ

ДУХ И МАТЕРИЯ

Электричество: материя или сила?

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. III, № 12, September, 1882, p. 318-319; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 86-90. Пер. Т.И.Перебайловой. ,

Эта статья приведена полностью, так как она непосредственно связана с той, что следует за ней. Автор статьи – неизвестный теософ.

Стр.6. Стюарт Бэлфор (1828–1887) – английский ученый, профессор естествознания, один из основателей Общества психических исследований.

Стр.6. Эксперимент с металлическим шариком. – В обычном состоянии шарик легко проходит через кольцо, но после нагрева, он расширяется и застревает; т.е. теплота увеличивает объем тела, но не его вес.

Стр.6. Лейденская банка – первый электрический конденсатор, созданный почти одновременно в 1745– 1746 гг. в г. Лейдене (Люксембург) и Померании (историческая область на территории современной Польши).

Что такое материя и что такое сила?

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. III, № 12, September, 1882, p. 319-324; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 91-113. Пер. Т.И.Перебайловой.

В «Письмах Е.П.Блаватской к А.П.Синнетту» она уверяет, что этот ответ написан Учителем К.Х. Неизвестно, был ли он продиктован ей или получен иным способом.

Стр.7. Двиджа (санскр.) – «дважды рожденный». В старые времена этот термин относился лишь к посвященным браминам, но сейчас его употребляют по отношению к каждому человеку, принадлежащему к первой из четырех каст, прошедшему определенный обряд.

Стр.8. Кук Джози Парсонс (1827–1894) – английский ученый-химик.

Стр.8...лишь предпосылка. – Курсив Е.П.Блаватской. Цитируется по работе Кука.

Стр.9. «Силы и энергии Природы» – имеется в виду 3-я глава в книге «The Conservation of Energy». N.Y., 1874.

Стр.10. Кальете Луи Поль (1832–1913) – французский кузнец, впоследствии ученый, член парижской Академии наук.

Стр.11. Флогистон – термин образован от греческих слов «phlogistos» (сгоревший, легко воспламеняющийся) и «phlogizein» (зажигать, сжигать), обозначает гипотетический принцип огня или воспламеняемости применительно к материальной субстанции. Термин был предложен Шталем (1660– 1734), немецким химиком и врачом, выдвинувшим совместно с Бехером теорию флогистона. По их мнению, любое горючее вещество имеет в своем составе флогистон, который при горении отделяется от остальных ингредиентов. Аналогичным образом, металлы образованы из окалины и флогистона. Хотя сейчас от этой теории отказались, тем не менее, она имеет свои достоинства и оккультный подтекст.

Стр.11. Крукс Уильям (1832–1919) – английский физик и химик, член и президент Лондонского королевского общества.

Стр.13. Актиничность (греч.) – фотохимическая активность. Актинические лучи – фиолетовые и ультрафиолетовые лучи, обладающие большой способностью вызывать химические и электрические изменения в телах.

Стр.13. Пирани Фредерик Джой (1850–1881) – профессор физики и логики Мельбурнского университета.

Стр.13. Барлоу Питер (1776–1862) – английский математик и физик, член Королевского общества.

Стр.14. Массовое число – количество молекул в определенной массе.

Стр.14. Цёльнер Иоганн Карл Фридрих (1834–1882) – немецкий астроном, создатель так называемого «фотометра Цёльнера» – астрофотометра для визуальных наблюдений; автор трудов по астрофотометрии, строению комет и атмосферы Солнца.

Показал, что многие открытия современной науки были предвосхищены некоторыми философами. Провел обстоятельное исследование различных типов иллюзий, воздействующих на органы чувств человека, особенно оптических. Среди его работ следует упомянуть «Основы электродинамической теории о материи» (1876) и «Естествознание и христианское откровение. Общие вопросы теории и истории открытия четвертого измерения» (1886). Цёльнер серьезно интересовался медиумическими феноменами и провел обширное исследование с известным медиумом Генри Слейдом. Разработал теорию четвертого измерения и его обитателей. Его эксперименты со Слейдом полностью описаны в работе «Трансцендентальная физика», прокомментированной Е.П. Блаватской. Работа Цёльнера с д-ром Генри Слейдом явилась прямым следствием усилий Е.П.Блаватской и полковника Олькотта, которые выбрали Слейда в качестве наиболее надежного медиума для серии экспериментов, проводившихся в 1876-1877 годах в Санкт-Петербургском университете.

Стр.15. ...«электрическая сила» и т. – Цитируется по «Evolution and its Relation to Religious Thought» (1888) by Joseph Le Conte, Part 3, chap. IV, p. 299, footnote.

Стр.15. Протей (греч.) – в греческой мифологии морское божество, старец, обладавший способностью принимать любой облик. В современном языке Протей стал символом многоликости и изменчивости.

Замечания к статье
«Иерософия и теософия»

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. IV, № 10, July, 1883, p. 244; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 351–354. Пер. Т.И.Перебайловой.

Приведены только те абзацы из статьи Уильяма Оксли, члена Теософского Общества, к которым Е.П.Блаватская сделала сноски.

Стр.16. Иерософия – по-видимому, неологизм, образованный из двух слов: «иеро» – «тайный», «священный»; сравни иероглиф (тайный знак), иерофант (человек, обладающий тайными знаниями) и «София» (мудрость).

Трансмиграция жизненных атомов

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. IV, № 11 (47), August, 1883, p. 286-288; на русском языке – Блаватская Е.П. Гималайские Братья. - М., Сфера, 1998. С. 41-52. Пер. Т.И.Перебайловой.

Стр.20. ...стихов «Законов Ману»... – В XXV томе серии «Священные книги Востока», изданной Максом Мюллером (Oxford, 1879), в Законах Ману дается следующий перевод этих стихов:

«Поступок, произведенный умом, речью и телом, порождает либо хорошие, либо плохие последствия; действиями человека вызваны его (различные) состояния: наивысшее, среднее и наихудшее». (Глава XII, 3).

«Убийца брахмана входит в чрево собаки, свиньи, осла, верблюда, лошади, козла, овцы, оленя, птицы, чандалы (отверженного, вне касты) и пуккасы (Pukkasa)». (Глава XII, 55).

Стр.21. ...ученые авторы «Невидимой Вселенной»... – «The Unseen Universe or Physical Speculations on a Future State», by Balfour Stewart and Peter Guthrie Tait.

Замечания к статье
«Зороастр и его религия»

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. IV, № 8, May, 1883, p. 191; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 233-235. Пер. Т.И.Перебайловой.

Стр.23. Бактрия – древняя страна в западной Азии, располагавшаяся между рекой Оксу и горами Гиндукуш.

Жизненный принцип

Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», vol. II, № 7, March, 1888, p. 37–42; на русском языке – Блаватская Е.П. Что есть Истина? – М., Сфера, 1999. С. 39-48. Пер. Ю.А.Хатунцева.

Стр.24 Коллоиды – водная взвесь сложных веществ, в которой, согласно одной из биогенетических гипотез, благодаря воздействию высоких температур или разрядов молнии, образовались протобиологические вещества.

Стр.24. Протоплазма – содержимое живой клетки – ее цитоплазма и ядро. Термин, широко применявшийся в XIX–начале XX вв., почти не употребляется в современной научной литературе.

Стр.26. Монас (греч.) – то же, что и термин Монада; «одинокий», единица. В пифагорейской системе дуада эманирует из высшего и единого Монаса, являющегося, таким образом, «Перво-Причиной».

Стр.26. Дживатма... условия предоставляющими. – «Five Years of Theosophy», p. 512. Данный отрывок заимствован из статьи Дхаранидара Каутхуми «"Одориген" и Дживатма», первоначально опубликованной в «Theosophist» (vol. IV, July, 1883, p. 251). Е.П. Блаватская снабдила оригинал статьи кратким примечанием, в котором сообщается, что термин «Дживатма» обозначает в данном случае 2-й принцип человека, а не 7-й принцип школы Веданты, и потому правильнее было бы писать не «Дживатма», а Джива, или Прана.

СПИРИТУАЛИЗМ

Важное замечание

Настоящая рукопись не публиковалась при жизни автора и была найдена позже; на русском языке – Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С. 14–15. Пер. Т.О.Сухоруковой.

В связи с темой статьи см. Приложение 1.

Стр.34. . М\ дает указание основать Общество... – Имеется в виду организация Теософского Общества по указанию учителя Е.П.Блаватской, Махатмы М\

О спиритуализме

Статья впервые опубликована в «The Daily Graphic», New York, Vol. VI, November 13, 1874, p. 90-91; на русском языке – Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С. 16–24. Пер. В.И.Мызникова.

В своем «Альбоме для вырезок», т. I, с. 6 (архив Центральной штаб-квартиры Теософского Общества, Мадрас, Индия), где помещена эта статья, Блаватская написала сверху страницы следующее: «Мое второе письмо к нью-йоркской "Graphic", 14 ноября, 1874», а в конце добавила: «В защиту феноменов сказано достаточно, а вот являются ли эти духи привидениями – это другой вопрос».

Стр.35. Эдди (братья, Горацио и Уильям) – известные американские медиумы, вокруг которых разгорелись события, обсуждаемые в этой и следующей статье.

В нескольких поколениях подряд род Эдди был наделен паранормальными способностями. Их прабабушка в четвертом поколении была сожжена на костре в ходе судов над ведьмами в Салеме в 1692 г. Их фанатичный отец, желая положить конец происходящим феноменам, с детства постоянно преследовал и даже истязал сыновей, а мать, будучи сама сильным сенситивом, не могла воспрепятствовать этому. Позднее они стали медиумами, публично демонстрировавшими свои возможности. Подлинность производимых ими медиумических феноменов была засвидетельствована многими наблюдателями, в том числе и полковником Олькоттом.

См. также Приложение 3.

Стр.35. Бюхнер Людвиг (1824–1899) – немецкий философ и физик. После публикации фундаментального труда «Kraft tmd Stoff» (1855), на Бюхнера со всех сторон посыпались нападки, ввиду крайнего материализма этой книги.

Стр.38. Олькотт собирается ... описать орден и пряжку. – В книге полковника Г.С.Олькотта «People from the Other World», на с. 357, можно найти изображение этого ордена.

Филадельфийское «фиаско»,
или Кто есть кто?

Статья впервые опубликована в «Banner of Light», Boston, Vol. XXXVI, January 30, 1875, p. 2–3, позже публиковалась также под названием «Спор вокруг дела Холмсов»; на русском языке – Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С. 25–42. Пер. В.И.Мызникова.

О событиях и лицах обсуждаемой истории см. Приложение 2.

Стр.39. Чайлд – В своем «Альбоме для вырезок», т. I,с. 19, где помещена эта статья, Е.П.Блаватская приписала следующее: «Чайлд был сообщником. Он присвоил деньги за сеанс…лмсов. Он не...». (Последнее слово может означать негодяй).

Стр.40. Фельджер Адольф – известный и уважаемый филадельфийский врач.

Стр.40. Митральеза (франц.) – во второй половине XIX в. название картечницы.

Стр.40. «Nevermore» Эдгара По – Nevermore – букв., «больше никогда»; имеется в виду поэма Э.По «Ворон».

Стр.42. Уэсткотт (Уильям Уинн) – известный франкмасон и розенкрейцер; член Теософского Общества; в 1887 году основал легендарный герметический орден Золотая Заря; участвовал в подготовке статей по европейскому эзотеризму для «Теософского словаря» Е.П.Блаватской.

Стр.44. Барнум (1810–1891) – известный американский антрепренер увеселительных заведений, имя которого стало нарицательным.

Кто фальсифицирует?

Статья впервые опубликована в «Spiritual Scientist», Boston, Vol. II, April, 1875, p. 44–45, с подзаголовком «Нечто, проливающее свет на тайну Кети Кинг. – Больше доказательств. – Утверждение, которое, похоже, согласуется с обстоятельствами. – Письмо мадам Блаватской»; на русском языке – Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С. 43–52. Пер. В.И.Мызникова.

В своем «Альбоме для вырезок», том I, с. 23, Е.П. Блаватская сделала следующее примечание к этой статье: «Мне было приказано разоблачить д-ра Чайлда. Что я и сделала. Д. – лицемер, лжец и обманщик».


 

Отголоски Индии
Что такое индусский спиритуализм?

Статья впервые опубликована в «Banner of Light», Boston, Vol. XLVI, № 4, October 18, 1879, p. 7; на русском языке – Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С. 316-330. Пер. Т.О.Сухоруковой.

Стр.50. Бхуты (санскр.) – духи, фантомы. И хотя в народном воображении бхута – «злой дух, оживляющий тела мертвых», в Индии, Китае, Тибете под бхутами понимают также «еретиков» или шиваистских аскетов.

Стр.53. Пишачи (санскр.) – В Пуранах (собрании аллегорических и символических писаний) – это гоблины или демоны, сотворенные Брамой. В южноиндийском фольклоре – призраки, демоны, лярвы и вампиры (как правило, женские), преследующие людей. Разлагающиеся остатки людей в камалоке – оболочки и элементарии.

Доктрины святого «Лха»

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. IV, № 6, March 1883, p. 146; на русском языке – Блаватская Е.П. Гималайские Братья. – М., Сфера, 1998. С. 285-295. Пер. В.С.Зуевой.

Война на Олимпе

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. 1, № 2, November, 1879, p. 40–42; на русском языке – Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. - М., Сфера, 1996. С. 361–373. Пер. Т.О.Сухоруковой.

Стр.60. Хэр Роберт (1781 – 1858) – выдающийся американский ученый естествоиспытатель; изобрел кислородно-водородную горелку (наиболее эффективный источник тепла в то время, что привело к созданию платиновой промышленности), калориметр, электровспышку, ему мы обязаны использованием ртутного катода в электролизе и новыми методами анализа и синтеза газов. Кроме различных научных работ и брошюр опубликовал роман «Standish the Puritan» под псевдонимом Эльфред Грейсон. Хэр был одним из первых именитых ученых, которые, поначалу намереваясь изобличить обман спиритуализма, вместо этого твердо уверовали в его реальность. Будучи большим скептиком, Хэр сам проводил опыты и, подобно Уильяму Круксу позднее, изобретал приборы для работы с медиумами. Результаты его исследований вошли в «Experimental Investigation of the Spirit Manifestations» (New York: Partridge & Brittan, 1855, 460 p.). Этот доклад послужил причиной позорного преследования человека, который был одним из самых известных ученых Америки. Профессора Гарвардского университета приняли резолюцию, осуждающую Хэра и его «безумную привязанность к грандиозному надувательству». Американская ассоциация прогресса науки также обрушилась на него с заявлением, где говорилось, что предмет исследований Хэра недостоин внимания.

Стр.60. Бутлеров Александр Михайлович (1828–1886) – великий русский химик, основатель органической химии; с 1854 г. профессор Московского университета; выдающийся исследователь спиритуализма и парапсихологии в целом с естественнонаучной точки зрения. По его инициативе в 1871 г. в Санкт-Петербурге был образован первый научный комитет по исследованию медиумических феноменов, в который входили профессора Овсянников и Чебышев. По предложению Менделеева принял самое деятельное участие в образовании другого комитета с теми же целями, состоящего из членов Физического общества Санкт-Петербургского университета. Постоянный сотрудник популярного спиритического журнала «Ребус», в котором часто публиковалась и Е.П.Блаватская.

Стр.60. Слейд Генри (?–1905) – американский медиум, в основном известный в связи со slate-writing (особый вид медиумистического письма с помощью грифельной доски). Однако широкую известность он впервые приобрел после того, как комитет в составе Е.П.Блаватской и Г.С.Олькотта остановил на нем свой выбор. Подозрения в обмане, высказываемые некоторыми из наблюдателей сеансов Слейда, никогда не были обоснованы. Напротив, существует серьезное свидетельство в пользу подлинности его медиумических феноменов. Среди тех, кто признал реальность феноменов, демонстрировавшихся Слейдом, были д-р Альфред Рассел Уоллес, сержант Эдвард У.Кокс, Картер Блейк, д-р Джордж Уайлд, мисс Кингсбери (в 1876 г. секретарь Британской национальной ассоциации спиритуалистов), проф. Цёльнер и его коллеги Фехнер, Вебер и Шейбнер. В России великий князь Константин, проф. Бутлеров и А.Н.Аксаков также убедились в реальности опытов Слейда.

Стр.61. Буренин Виктор Петрович (1841–?) – поэт и журналист, приобрел широкую известность своими романами, статьями и литературными обозрениями.

Стр.61. Аксаков Александр Николаевич (1832–1903) – русский писатель, философ и выдающийся исследователь проблем спиритуализма.

Находясь на службе в министерстве внутренних дел, Аксаков был назначен в состав статистической экспедиции и некоторое время путешествовал по губерниям, исследуя феномен религиозного сектантства. В 1855–1856 гг. был слушателем курсов медицинского факультета Московского университета.

С ранних лет интересовался проблемами теологии и философии и еще в лицее познакомился с трудами Сведенборга, которые и легли в основу его философского мировоззрения, с помощью которого он попытался создать эмпирическую базу для своей веры в духовную природу человечества. Со второй половины шестидесятых годов основной сферой его интересов стал спиритуализм. В трудах Э.Д.Дэвиса он нашел четкое выражение своей позиции и опубликовал в Германии серию переводов на немецкий его работ. Особенно его интересовало изучение психических феноменов, которые могли представить доказательства существования духовного принципа в человеке. Пытаясь найти такие доказательства, он встретил самый живой интерес к подобным феноменам со стороны профессора Бутлерова, выдающегося русского химика, публично заявившего о своей вере в реальность медиумических феноменов. В течение этого периода жизни Аксаков перевел на русский большое количество работ в области исследований медиумизма. Аксаков был также автором нескольких монографий о Гелленбахе, Дасье и их работах. Насколько известно, он сам оплачивал издержки, связанные с огромной издательской работой.

В 1874 г. Аксаков основал в Лейпциге ежемесячный журнал «Psychische Studien», посвященный исследованиям малоизвестных психических феноменов. Журнал издавался вплоть до 1934 г.; с 1925 г. название было изменено на «Журнал парапсихологии».

Позиция Аксакова в отношении спиритуализма четко изложена в предисловии к его первому изданию «Спиритуализм и наука» (С.-Петербург, 1872), откуда явствует, что он проводил четкую грань между наблюдаемыми фактами и теориями того времени, которые претендовали на их объяснение.

Наблюдение и регистрация феноменов медиумизма лежали в основе и были главной целью его литературной деятельности, и факты эти излагались им вне толкований с позиций какой-либо теории или любой другой предвзятости. Он соглашался с тем, что для научного подхода к этому предмету потребуется целый ряд научно доказанных фактов и что настанет время, когда наконец появится одна или несколько теорий, объясняющих эти факты на разумной основе. Совершенно очевидно, что его взгляды в данной области были весьма близки к позиции Е.П.Блаватской.

Большую часть своей работы А.Н.Аксаков (как и Е.П.Блаватская) был вынужден осуществить за границей (главным образом, в Германии) вследствие полной невозможности проведения подобной деятельности в России.

Стр.64. «Вольтер!... храм...» – А.Мюссе. Из поэмы «Ролла». Пер. Е.Баевской. Цит. по: «Свободной музы приношенье...» М., 1988.

Спиритуализм и оккультная истина

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. III, № 5, February, 1882, p. 113–115; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 7-17. Пер. Т.И.Перебайловой.

Стр.67. Фигье Гийом-Луи (1819–1894) – французский литератор и естествоиспытатель. Написал множество популярных научных книг, среди них «Histoire du merveilleux dans les temps modernes» (1860), которую Е.П.Блаватская одобрительно цитирует в «Разоблаченной Изиде»; «Le Lendemain de la mort, ou la vie future selon la science» (1871), эта работа переиздавалась больше десяти раз и переведена на английский язык под названием «The Day After Death...» и др.

Распознавание духов
и современные теории

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. IV, № 10, July, 1883, p. 256-260; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 380-400. Пер. Т.И.Перебайловой.

Стр.72. «М.А.(Оксон)». – Статья была написана У. Стейнтоном Мозесом и опубликована в «Light», London, v. III, № 121, April 28,1883, p. 198-199.

Стр.74. Рефаим (евр.) – призрак, фантом.

Стр.74. Шеол (евр.) – в еврейской картине мира ад, область неподвижности и бездействия, в отличие от Геены.

Стр.74. Гадес (греч.) – Аид, «невидимая» страна теней, одной из областей которой является Тартар – место абсолютной тьмы, наподобие области глубокого сна без сновидений в египетской Аменти (разделенной на четырнадцать областей, каждая из которых была предусмотрена для определенного состояния покойника после смерти).

Стр75. ...[монада, Буддхи]... – Выделения квадратными скобками сделаны Е.П.Блаватской.

Магическое вызывание духа
Аполлония Тианского

Статья впервые опубликована в «Spiritual Scientist», Boston, Vol. III, November 4, 1875, p. 104-105; на русском языке – Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С. 95-103. Пер. В.И.Мызникова.

Стр.78. Отрывок из Элифаса Леви. – Глава XIII из работы Э.Леви «Dogme et Rituel de la Haute Magie»; на русском языке: Элифас Леви. Ритуал трансдендентальной магии. – Рефл-бук, Ваклер, 1995.

Стр.78. Из еврейской книги «О круговороте душ»... – ссылка на сочинение Исаака бен Соломона Лориа «Commentarius in librum Zeniutha. Tractatus de revolutionibus animarum». Первый том вышел в Зульцбахе в 1677–1678 гг., а второй во Франкфурте в 1684 г.

Замечания к статье «Философия духа»

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. III, № 12, September, 1882, p. 298-303; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 42–44. Пер. Т.И.Перебайловой.

Статья написана У.Оксли в ответ на рецензию Субба Роу на его работу «Философия духа». У.Оксли пишет: «Чем бы это ни представлялось с позиций современного ортодоксального брахманизма, осмелюсь думать, что «просвещенные» буддисты вряд ли высказали бы такое строгое суждение». Е.П.Блаватская комментирует ремарки У.Оксли.

Это был дух или что-то другое?

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. IV, № 1, October 1882, p. 23–25; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 121-129. Пер. Т.И.Перебайловой.

Стр.84. Доппелгенгер (нем.) – синоним двойника, или астрального тела; на оккультном языке эфирный дубликат или тень человека и животного. Не путать с астральной душой, являющейся отражением низшего манаса.

Стр.84. Facies Hippocratica (лат.) – «гиппократово лицо» – лицо, отмеченное печатью смерти. Знаменитый древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ (V в. до н.э.) в сочинении «Прогностика» описал черты человеческого лица, на котором видны признаки приближающейся смерти.

МЕДИУМИЗМ

Наука магии

Статья впервые опубликована в «Spiritual Scientist», Boston, Vol. III, October 14, 1875, p.64–65, с подзаголовком «Доказательства ее существования. – Медиумы в древнейшие времена, и т.д., и т.п.»; на русском языке – Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С. 84–94. Пер. В.И.Мызникова. Эта статья – ответ г-ну Колби, который в «Banner of Light» отрицал существование магии.

Стр.93. Миссис Комптон – В своем «Альбоме для вырезок», т. I, с. 32, Е.П.Блаватская сделала следующую надпись к статье, в которой описывались сеансы с миссис Комптон: «Эта миссис Комптон – действительно, замечательный медиум. Она настоящая электрическая батарея, приводимая в движение элементалами».

Стр.94. «Ворожеи не оставляй в живых» – Исх., XXII, 18.

Стр.96. ..конец нашей дискуссии. – Здесь Е.П.Б. добавила на полях: «Что он и сделал – оскорбив меня самым гнусным образом в газетах за мое предложение. Духи оказались невеждами!!»

Направление развития
западного спиритуализма

Статья впервые опубликована в «Theosophist», Vol. 1, № 1, October, 1879, p. 7–8; на русском языке – Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С. 356–360. Пер. Т.О.Сухоруковой.

Стр.97. Дэвис Эндрю Джексон (1826–1910) – американский спиритуалист и ясновидец, известный как Провидец из Поукипси.

Трансцендентная физика

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. II, № 5, February, 1881, p. 95-97; на русском языке – Блаватская Е.П. Терра инкогнита. – М., Сфера, 1996. С. 97-105. Пер. Т.О.Сухоруковой.

Стр.99. ...книга профессора Цёльнера – Zollner J. Transcendental Physics, London, 1880.

Стр.99. Мадам Тэйер– миссис Мэри Бейкер Тэйер из Бостона, исследованию феноменов которой Г.С.Олькотт посвятил почти пять недель летом 1875 г. См. его «Old Diary Leaves», v. I, p. 88–100.

Стр.99. Гаусс Карл Фридрих (1777–1855) – выдающийся немецкий математик и физик, иностранный член-корреспондент и почетный член С.-Петербургской Академии наук.

Стр.99. Вебер Вильгельм Эдуард (1804–1891) – известный немецкий физик, иностранный член-корреспондент С.-Петербургской Академии наук. Исследовал электричество и магнетизм; разработал совместно с К.Ф.Гауссом абсолютную систему электрических и магнетических единиц. Его именем названа единица магнитного потока.

Стр.99. Фехнер Густав Теодор (1801 – 1887) – немецкий физик, психолог, философ, писатель-сатирик (лит. псевдоним – доктор Мизес); сторонник панпсихизма и психофизического параллелизма; основатель психофизики; вместе с Вебером открыл закон о зависимости между ощущениями и раздражителями (закон Вебера–Фехнера); способствовал внедрению в психологию и в эстетику экспериментально-математических методов.

Стр.99. Шайбнер – профессор математики Лейпцигского университета.

Стр.100. Кетгут – нити из бараньих кишок, применяемые в хирургии; либо кишечные струны в музыкальных инструментах.

Стр.101. «...Хотя мы... в половине двенадцатого». – H.S.Olcott. Old Diary Leaves, v. I, p. 90-92.

Случай одержания

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. I, № 8, May, 1880, p. 207–208; на русском языке – Блаватская Е.П. Терра инкогнита. – М., Сфера, 1996. С. 132–139. Пер. Т.О.Сухоруковой.

Стр.104. Барон Карл фон Рейхенбах (1788–1869) – немецкий философ, химик и промышленник. Известен многосторонними исследованиями того, что он сам назвал одом (от греч. odyle) – особого излучения, эманирующегося людьми, особенно сенситивами.

Стр.104. ...открытие Бьюкенена... Бьюкенен Д. Учебник психометрии. Заря новой цивилизации (1885).

Стр.104. Грегори Уильям (1803–1858) – английский химик и медик.

Стр.104. «Душа вещей» Дентона – подробнее см. Блаватская Е.П. Феномен человека. – М., Сфера, 2004. С. 315-319.

Замечания к статье «Медиумы и йоги»

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. III, № 8, May, 1882, p. 197–198; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 45-47. Пер. Т.И.Перебайловой.

Кажущиеся «противоречия»

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. III, № 9, June, 1882, p. 225–226; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 48-51. Пер. Т.И.Перебайловой.

Стр.107. ...Вашей восхитительной статьи... – «Фрагменты оккультной истины» принадлежат перу А.О.Хьюма и А.П.Синнетта.

Стр.107. Каледония – древнее название Шотландии.

Являются ли чела «медиумами»?

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. V, № 9 (57), June, 1884, p. 210-211; на русском языке – Блаватская Е.П. Гималайские Братья. – М., Сфера, 1998. С. 354-359. Пер. В.С.Зуевой.

Примечание редактора к статье
«Камалока и отношение экзотерической
доктрины к спиритуализму»

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. VI, № 5 (65), February, 1885, p. 106-110; на русском языке – Блаватская Е.П. Эликсир жизни. – М., Сфера, 1998. С. 58-60. Пер. В.С.Зуевой.

Предчувствие души

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. II, № 9, June, 1881, p. 187–188; на русском языке – Блаватская Е.П. Терра инкогнита. – М., Сфера, 1996. С. 143–147. Пер. Т.О.Сухоруковой.

Стр.114. Эйдолон (греч.) – образ, изображение; отражение; призрак, привидение.

Замечания к статье
«Странные привидения»

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. II, № 12, September, 1881, p. 273–274; на русском языке – Блаватская Е.П. Терра инкогнита. – М., Сфера, 1996. С. 148-151. Пер. Т.О.Сухоруковой.

Стр.116. ...история с Самуилом, возвращающимся на землю, дабы проклясть Саула... – см. 1 Цар., 28, 7 и далее.

Видения в кристалле

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. III, № 11, August, 1882, p. 287–288; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 70-72. Пер. Т.И.Перебайловой.

Стр.117. Адельма фон Bau (1840-?) – немецкий мистик, целительница, литератор.

Стр.117. Ди Джон (1527–1608) – английский математик и астролог.

Призрак предупреждает

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. IV, № 4, January, 1883, p. 85; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 158-159. Пер. Т.И.Перебайловой.

Интроверсия ментального видения

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. V, № 5 (53), February, 1884, p. 107-108; на русском языке – Блаватская Е.П. Гималайские Братья. – М., Сфера, 1998. С. 309-312. Пер. В.С.Зуевой.

Дополнение

Стр.127. Рубинштейн Антон Григорьевич (1829–1894) – российский пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель.


 

ЭЛЕМЕНТАЛЫ, ЭЛЕМЕНТАРИИ

«Элементарии»

Статья впервые опубликована в «Religio-Philosophical Journal», Chicago, Vol. XXIII, Nov. 17, 1877, с подзаголовком «Письмо ответственного секретаря Теософского Общества»; на русском языке – Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С. 135–142. Пер. В.И.Мызникова.

Стр.132. Incubiu succubi (инкубы и суккубы) – в европейской традиции, элементалы, соответственно мужского и женского рода; считаются темными демонами, стремящимися к противоестественной связи с людьми противоположного пола; Е.П.Блаватская отождествляет их с индийскими пишачами.

Взгляды каббалистов на «духов»

Статья впервые опубликована в «Religio-Philosophical Journal», Chicago, Vol. XXIII, January 26, 1878, p. 2, под названием «Взгляды каббалистов на "духов", как их представляет Теософское Общество»; на русском языке – Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С. 143–151. Пер. В.И.Мызникова.

Стр.134. ...говорит Парацелъс в своей «Philosophia Sagax»... Речь идет об «Astronomia magna: oder die gantze Philosophia sagax der grossen und kleinen Welt», Frankfurt, Hieronymus Feyerabends, 1571.

Стр.135. Леви полагает... – Далее цитируется «La Science des esprits».

Комментарии к статье
«Посмертное состояние самоубийц»

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. II, № 10, July, 1881, p. 212; на русском языке – Блаватская Е.П. Терра инкогнита. – М., Сфера, 1996. С. 231–232. Пер. Т.О.Сухоруковой.

Примечания
к «Трактату о мистериях» Ямвлиха

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. II, № 12, September, 1881, p. 252–253; на русском языке – Блаватская Е.П. Терра инкогнита. - М., Сфера, 1996. С. 233-234. Пер. Т.О.Сухоруковой.

Элементалы

Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», Vol. XII, № 72, August, 1893, p. 537-548; Vol. XIII, № 73-74, September–October, 1893, p. 30-39; 111-121; на русском языке – Блаватская Е.П. Гималайские Братья. – М., Сфера, 1998. С. 325-342. Пер. В.С.Зуевой.

Эта довольно пространная статья является авторской компиляцией Е.П.Блаватской из «Разоблаченной Изиды» с некоторыми весьма незначительными поправками и несколькими дополнительными фрагментами, которые, по-видимому, были специально написаны для этой работы.

Настоящий вариант текста включает лишь те части статьи, которые, по-видимому, являются новым текстом.

Стр.140. Булъвер-Литтон Эдвард (1803–1873) – английский романист, драматург и политик. Автор знаменитого мистического романа «Занони».

Стр.143. Гандхарвы (санскр.) – небесные певцы и музыканты Индии. В Ведах эти божества раскрывают смертным тайны небес и эзотерическую науку.

Стр.145. Сальпетриер – парижский приют для престарелых и душевнобольных.

Стр.147. ...не так у них? – Статья не окончена.

Беседы об оккультизме

Публиковались в журнале «Path», New York, vol. HI, Nos. 1–6, April, May, June, July, August, September, 1888, p. 17-21, 54-58, 94-96, 125-129, 160-163, 187-192, vol. Ill, October, 1888, p. 219–222; vol. IX, October, December, 1894; January, February, 1895, p. 214-216, 244-247, 280-283, 310–312, и 390–391; на русском языке – Блаватская Е. Что есть Истина? – М., Сфера, 1999. С. 49-121. Пер. Ю.А.Хатунцева. Беседы приводятся в сокращенном варианте.

Стр.150. Преты (санскр.) – «голодные демоны» в народном фольклоре. Посмертные оболочки жадных и самостных людей; согласно эзотерическим учениям – элементарии, вновь рожденные в камалоке как преты.

Астральные тела и двойники
Диалог двух редакторов

Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», vol. III, № 16, December, 1888, p. 328–333; на русском языке – Блаватская Е.П. Астральные тела и двойники. – М., Сфера, 2000. С. 140-152. Пер. Ю.А.Хатунцева.

В течение двух месяцев, а именно, в декабре 1888 г. и январе 1889 г., на страницах «Lucifer» публиковался в двух частях диалог между двумя редакторами. Первая часть напечатана ниже, т.к. ее текст не имеет аналогов среди прочих сочинений Е.П.Блаватской, хотя похожие идеи она неоднократно высказывает и в других своих книгах и статьях.

Со второй частью дело обстоит совершенно иначе. В ней говорится о внутреннем человеке и его строении, и ее текст полностью идентичен содержанию соответствующих глав «Ключа к Теософии», за исключением нескольких коротких фраз, связывающих отдельные абзацы. Как хорошо знают ученики, «Ключ к Теософии» был издан в 1889 г., вероятнее всего, во второй половине года.

Следует также напомнить, что большая часть материала, использованного Е.П.Блаватской при написании второй части диалога, первоначально публиковалась на русском языке как фрагмент ее повести «Из пещер и дебрей Индостана». Только тогда этот текст был представлен как беседа, которую вели между собою Такур, Учитель, и еще несколько человек.

Во избежание повторения текста из «Ключа к Теософии» мы публикуем только первую часть «Диалога».

Стр.162. М.К. – Мейбл Коллинз, которая сотрудничала с Е.П.Блаватской в редактировании «Lucifer» со времени основания журнала (в сентябре 1887 г.) и примерно до поздней осени 1888 г.

Беседы с Е.П.Б. об оккультизме

Статья впервые опубликована в журнале «Path», New York, vol. IX, April, 1894, p. 17–21; на русском языке – Блаватская Е.П. Астральные тела и двойники. – М., Сфера, 2000. С. 173-180. Пер. Ю.А.Хатунцева. Вступительное примечание и комментарии к различным фрагментам текста статьи, не снабженные кавычками, принадлежат У.К.Джаджу. Статья приводится в сокращенном варианте.

Стр.167. Систрум – древнеегипетский музыкальный инструмент, использовавшийся в храмах для произведения, с помощью сочетания его металлов, магнетических токов и звуков.


 

Размышления об элементалах

Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», Vol. VI, № 33, May, 1890, p. 177-188; на русском языке – Блаватская Е.П. Космический разум. – М., Сфера, 2001. С. 114–138. Пер. Ю.А.Хатунцева. Анни Безант предваряет публикацию этого очерка на страницах «Lucifer» следующим примечанием: «Поскольку Е.П.Б. была больна и не смогла написать редакционную статью для этого номера, мы решили использовать данный очерк, написанный ею более двух лет назад». А несколько лет спустя, в июне 1896 г., «Lucifer» напечатал очерк под названием «Разновидности "духов"», идентичный данному, только с несколькими дополнительными абзацами, преимущественно в заключительной части текста. Мы публикуем очерк «Размышления об элементалах» в той его форме, в которой он был напечатан в мае 1890 года, добавляя материал, появившийся в следующем переиздании.

Стр.169. Кириология – от греч. kyrios (господь). Вероятно, традиционная номенклатура «небожителей» и прочих бестелесных существ.

Стр.170. ...сопричастным к чудесам Всемогущества... – «Инфернальные существа, или элементарии каббалы: История духов, перепечатанная с текста аббата де Виллара, физио-астро-мистика, утверждающего существование на земле разумных существ, помимо человека (Bath, Robert H.Fryer, 1886).

Стр.173. Гершель Джон Фредерик Уильям (1792–1871) – английский астроном, неоднократный Президент Лондонского астрономического общества. Сын знаменитого Уильяма Гершеля.

Стр.174. «Monstrum horrendum, informe, ingens cui lumen ademptum...» – Виргилий. Энеида. – III, 658: «Чудовище ужасное, бесформенное, огромное, лишенное света» (сказано о Полифеме).

Стр.177. «Эликсир жизни» – замечательный очерк был первоначально опубликован в «Theosophist» (Vol. III, March, April, 1882). Он был записан под диктовку Годолфином Митфордом, использовавшим в некоторых случаях псевдоним Мурад Али Бек, или Мирза Мурад Али Бек. Очерк неоднократно включался в различные публикации. См. также: Е.П. Блаватская. Напутствие бессмертным. – М.: Сфера, 2004. – С. 407-432.

Стр.177. ...Ку-тами (халдей из [книги] «Сельское хозяйство набатеев»... – имя мистика, получающего откровения от богини Луны, в древнехалдейском труде «The Book of the Nabathean Agriculture» [«Сельское хозяйство набатеев»], переведенном на арабский язык, и затем д-ром Д.А.Хвольсоном (1819–1911), русским востоковедом-семитологом, на немецкий язык. Под предлогом описания сельского хозяйства в книге разъясняются многие оккультные верования, а также содержатся намеки на различные оккультные тайны природы. Е.П. Блаватская посвятила несколько страниц своей «Тайной Доктрины» характеру и содержанию «The Book of the Nabathean Agriculture». Е.П.Блаватская прямо заявляет, что «Учения халдея Ку-тами представляют собой, по сути своей, аллегорическое изложение религии древнейших народов пятой расы».

Дополнение

Стр.181. «Голос Безмолвия». Голос Безмолвия. – М.: Сфера, 2001. С. 208; Е.П. Блаватская. Практикум оккультного обучения. – М.: Сфера, 2005. – С. 375–449.




<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно