Ключ к теософии ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ*
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ*
Спрашивающий. Но в чём же разница между ними? Признаюсь, что до сих пор это для меня тёмный вопрос. Это та самая разница, которую вам никак не удаётся донести до наших умов.
__________ к тому логикой эзотерической философии, счёл своим долгом исправить
ошибки предыдущих востоковедов, которые не делали этого различия, и
привёл соответствующие аргументы. Так, он пишет: "Последовательные
появления на земле или "спуски в зарождение", танхаически связных частей
(скандх) определенного существа, являются последовательностью личностей.
Личность каждого рождения отличается от личностей предыдущего и
последующего рождений. Карма, этот deus ex machina (бог из машины),
принимает личину (или, скажем, отражается в личности) то мудреца, то
ремесленника и так далее через нить рождений. Но хотя личности постоянно
сменяются, единая линия жизни, на которую они нанизаны как бусины, бежит
непрерывно; это всегда именно та конкретная линия, а не какая-либо другая.
И потому она индивидуальна. Индивидуальная жизненная волна, начавшаяся
в нирване, или субъектной части природы, подобно световым или тепловым
колебаниям в эфире, начавшимся от возбудившего их источника, проходит через
объектную (предметную) часть природы благодаря импульсу кармы и творящему
направлению танхи (неудовлетворенной жажды существования) и ведет
через многие циклические изменения назад к нирване. Мистер Рис-Дэвидс
называет то, что переходит от личности к личности через индивидуальную
цепь, "характером" или "поведением". Поскольку "характер" — не просто
метафизическая абстракция, а сумма чьих-либо умственных качеств и
нравственных наклонностей, не поможет ли рассеять то, что Рис-Дэвидс
(в своей книге "Буддизм") называет "отчаянной уловкой таинственности",
рассмотрение жизненной волны как индивидуальности, а каждого её
проявления через рождение, как отдельной личности? Совершенной
индивидуальностью, с точки зрения буддизма, является, я бы сказал, Будда,
поскольку Будда — ни что иное, как редкий цветок человечества без
малейшей примеси сверхъестественного. И поскольку, бесчисленные рождения
("четыре асанкхеи и сто тысяч циклов", см. Фаусбёлль и Рис-Дэвидс,
"Буддийские предания о рождении") нужны для развития человека до состояния
Будды, а железная воля стать таковым проходит через все последовательные
рождения, то как мы назовём того, кто изъявляет волю и стойкость? "Характер"?
Это индивидуальность человека — индивидуальность, лишь частично проявленная
в каком-то одном рождении, но выстроенная из фрагментов от всех рождений."
("Буддийский катехизис", Приложение А, с. 137.)
* Даже в своём "Буддийском катехизисе" полковник Олкотт, подталкиваемый
Теософ. Я постараюсь это сделать, но увы, с некоторыми это сложнее, чем
заставить их испытывать почтение к детским небылицам, в которые они верят, лишь потому, что сказки эти ортодоксальны, а ортодоксальность респектабельна. Чтобы хорошо понять эту идею, вам сначала следует изучить два набора "принципов": духовных, или принадлежащих к бессмертному Я; и материальных, составляющих вечно меняющиеся тела или ряд личностей этого Я. Давайте присвоим им постоянные названия, и скажем, что:
I. Атма, "Высшее Я", — это дух не мой и не ваш, но подобный солнечному
свету, сияющему для всех. Это повсюду распространённое "божественное начало", неотделимое от единого и абсолютного Мета-духа, подобно тому, как луч неотделим от света.
II. Буддхи (духовная душа) — лишь проводник атмы. Ни по отдельности,
ни вместе они не более полезны для тела человека, чем солнечный свет и его лучи для массы гранита, погребенного в земле, если божественная Дуада не будет усвоена неким сознанием, отразившись в нём. Ни атма, ни буддхи недосягаемы для кармы, поскольку атма — сама высший аспект кармы, в некотором смысле её рабочий агент, а буддхи на этом плане не обладает сознанием. Это сознание, или ум —
III. Манас*, производное или продукт в отраженной форме ахамкары,
"представлении о я", или самости. Таким образом, он, будучи неотделимо связан с первыми двумя, называется Духовным Я и тайджаси (сияющим). Это и есть настоящая индивидуальность, или божественный человек. Именно это Я, первоначально воплотившись в неразумную человеческую форму, одушевленную двойственной монадой, но не сознававшую её присутствия в себе (поскольку у неё не было сознания), сделало из этой человекоподобной формы настоящего человека. Это — то "эго", то "тело причинности" (каузальное), которое осеняет каждую личность, в которую карма заставляет его воплотиться; и именно оно отвечает за все грехи, совершенные посредством тела в каждом новом теле или личности — в мимолетных масках, скрывающих на протяжении долгой последовательности жизней истинную индивидуальность.
__________ махат, то есть разум, в человеке. Манас также называют кшетраджня
(познающий поле — прим. пер.), "воплощенный Дух", поскольку он является,
согласно нашей философии, манаса-путрами или "сынами мирового разума",
которые создали, или, скорее, произвели мыслящего человека, "ману",
воплотвшись в третьей расе человечества в нашем круге. Потому именно
манас — настоящее воплощающееся и постоянное духовное Я, индивидуальность,
а наши различные и бесчисленные личности — это лишь его внешние маски.
* Источником манаса является махат или "Мировой Разум". Манас — это
Спрашивающий. Но справедливо ли это? Почему это Я должно получать наказание,
являющееся результатом тех деяний, о которых оно уже забыло?
Теософ. Оно их не забыло; напротив, оно знает и помнит все свои ошибки так
же, как вы помните то, что делали вчера. Не вообразили ли вы, что Я забыло о них, лишь на основании того, что память, принадлежащая сложной совокупности физических соединений, которую мы называем "телом", не сохранила никаких воспоминаний о том, что сделал его предшественник, бывшая личность? Точно также назовите несправедливостью то, что новым ботинкам на ногах мальчишки, которого порют за воровство яблок, приходится терпеть наказание за то, о чём они ничего не знают.*
Спрашивающий. Но разве не существует никаких способов сообщения между духовным и
человеческим сознанием, или памятью?
Теософ. Конечно, таковые имеются; но ваши современные психологи их никогда
не признавали. Чему можно приписать интуицию, "голос совести", предчувствия, смутные и неопределенные воспоминания и тому подобное, если не таким вот связям? Если бы большинства людей, хотя бы образованных, была тонкая духовная восприимчивость Колриджа, отдельные замечания которого показывают, сколько в нём было интуиции! Посмотрите, с каким уважением говорит он о вероятности того, что "все мысли сами по себе неуничтожимы": "Если бы нужно было сделать эту способность нашего разума (внезапные прояснения памяти) более полной, потребовалась бы лишь иная, подходящая организация: тело небесное вместо тела земного — для того, чтобы перед каждой душой человеческой предстал во всей полноте совокупный опыт её предшествующего существования (а точнее — существований)." И это тело небесное и есть наше манасическое Я.