Ключ к теософии О СУДЬБЕ НИЗШИХ "ПРИНЦИПОВ"
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
О СУДЬБЕ НИЗШИХ "ПРИНЦИПОВ"
Спрашивающий. Вы говорили о кама-локе — что это такое?
Теософ. Когда человек умирает, три его низших принципа, то есть тело, жизнь
и её проводник — астральное тело или двойник живого человека — покидают его навсегда. Затем же его четвертый (центральный и средний) принцип — животная душа или кама-рупа, вместе с тем, что ей удалось усвоить из низшего манаса, и высшая триада оказываются в кама-локе. Это астральное местопребывание, limbus схоластической теологии, аид древних и, строго говоря, она является местом лишь в переносном смысле. У неё нет ни определенной площади, ни определенных границ, а существует она внутри субъектного пространства, то есть за пределами нашего чувственного восприятия. И всё же кама-лока существует, и именно там астральные эйдолоны всех живших существ, включая и животных, ожидают своей второй смерти. К животным она приходит с распадом и полным затуханием их астральных частиц, всех до последней. Для человеческого эйдолона она начинается тогда, когда триада (атма-буддхи-манас) "отделяется" от своих низших принципов, или отражения бывшей личности, погружаясь в состояние дэвачана.
Спрашивающий. А что происходит после этого?
Теософ. Потом кама-рупа, которая есть фантом, лишенный наполнявшего её мыслящего
принципа, высшего манаса, а затем и низшего аспекта манаса, животного разума, больше не получающего света от высшего ума, и не имеющего больше физического мозга, через который можно было бы действовать, разрушается.
Спрашивающий. Каким образом?
Теософ. Ну, она оказывается в состоянии лягушки, которой вивисектор удалил
некоторые части мозга. Она не может больше думать — даже на низшем животном уровне. Отныне это даже не низший манас, поскольку этот "низший" — ничто без "высшего".
Спрашивающий. А не эта ли нежить материализуется на сеансах у медиумов?
Теософ. Именно она. Однако она не является существом лишь в части способностей
мыслить и рассуждать, но всё же это — существо, хотя и астральное и флюидическое, что и демонстрировалось в некоторых случаях, когда магнетически и несознательно притянувшись к медиуму, она временно оживлялась и жило в нём, подобно временному заместителю. Это "привидение" или кама-рупу можно сравнить с медузой, которая, находясь в своей водной стихии (которую мы сравниваем со специфической аурой медиума), имеет эфирный, студенистый вид, но которая, будучи выброшена из неё, тут же растворяется в руках или на песке, особенно на солнце. В ауре медиума она живёт как бы за другого, а рассуждает и говорит через мозг либо медиума, либо кого-нибудь из других присутствующих. Но это заведет нас слишком далеко, в чужие области, в которые у меня нет желания вторгаться. Давайте придерживаться темы перевоплощения.
Спрашивающий. Так что же с ней? Сколь долго воплощающееся Я остаётся в состоянии
дэвачана?
Теософ. Нас учат, что это зависит от степени духовности, а также от
заслуг и упущений предыдущего воплощения. В среднем — от десяти до пятнадцати столетий, как я уже вам говорила.
Спрашивающий. Но почему это Я не может проявляться и общаться со смертными, как
хотят представить это спириты? Что может удержать мать от общения с ребенком, которого она оставила на земле, или мужа от общения с женой и так далее? Это весьма утешительное верование, я должен признать, и неудивительно, что люди не хотят его оставлять.
Теософ. Их и не принуждают к этому, если конечно они сами не предпочтут правду
вымыслу, каким бы "утешительным" он ни был. Наши доктрины могут быть не близки спиритуалистам, однако ничто из того, во что мы верим и чему учим, не является и в половину таким эгоистичным и жестоким, как то, что проповедуют они.
Спрашивающий. Я вас не понимаю. Что эгоистично?
Теософ. Их доктрина о возвращении духов, подлинных "личностей", как они
говорят; и я вам скажу почему. Если дэвачан — зовите его "раем", если хотите, или "местом наивысшего счастья и блаженства", — и есть именно такое место (или, скажем, состояние), то логика подсказывает нам, что в нём не может быть ни печали, ни малейшего страдания. "Бог утрет слезы" тем, кто в раю, читаем мы в книге многих обещаний. А если "духам мертвых" позволить возвращаться и видеть всё происходящее на земле, а в особенности — в их домах, какое же блаженство может быть им уготовано?