Криптограммы Востока. 1. Страница сокровенной истории Владыки Будды

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


1. Страница сокровенной истории Владыки Будды

Часто так называемые апокрифы сохраняют многие черты действительно­сти, изъятые из официальных текстов. В этих неожиданных рассказах и притчах, раскиданных среди народов Азии, узнаем, какие именно облики живут в народном сознании.

От Алтая до Цейлона народы мечтают о Великих Учителях, припоминая из древности черты их жизни и приближая изложение к характеру своей страны.

Собирать эти криптограммы великих дум - значит заглянуть в душу народов.

Начало пути

Владыка Будда действительно покинул родной город. Действительно со­зерцал под деревом мудрости. Действительно учил в Бенаресе. Действите­льно окончил Учительство Свое в Кушинагаре, но века прибавили много басен.

Владыка покинул родной город на коне в сопровождении посланного слуги. Дорога лежала на северо-запад вдоль долины реки. Две недели продолжался ускоренный путь. Когда миновали горные переходы, кончился конный путь, дальше вела охотничья тропа.

Здесь явленный слуга оставил Его, но на прощание сказал:

 "Брат Ца­ревич, иди и, когда найдешь хижину охотника, передай ему этот кусок дерева".

 И дал Ему кусок дерева с тремя знаками.

Владыка шел семь дней по тропе. На восьмой день дошел до хижины. Дверь была открыта, и высокий старик, одетый в старую грязную поддев­ку, стругал дерево.

Владыка обратился с приветствиями, согласно обычаю Индии. Но охот­ник рассмеялся и указал на дерево. Владыка вспомнил о куске дерева и передал ему. Старик внимательно осмотрел знаки и добродушно указал на стол в хижине. Владыка понял приглашение и отведал дичь и мед. Затем старик знаками указал Владыке отдохнуть.

Когда Владыка Будда проснулся, солнце только что озарило снега. Охотника не было в хижине, но со двора раздавался стук его топора. Но вот его фигура показалась в дверях и подала Владыке питье из меда. За­тем старик взял суму и копье и указал на солнце. Владыка понял, что пора я путь, и, взяв посох, вышел из хижины. Старик трижды поклонился Ему и указал следовать.

Подойдя к кустарнику, он раздвинул ветви, и обнаружилась узкая тро­па. Он сделал знак Владыке следовать за ним и быстро пошел вперед, указывая на солнце. Так шли они до полудня, лес начал редеть, и стал доноситься шум реки, они вышли на берег.

Старик натянул лук и послал стрелу. Молча ждали они. Владыка снял с себя оставшиеся украшения и подал старику. Но тот указал бросить в ре­ку.

Вот появился на другом берегу высокий человек, выдвинул челн и нап­равился к ним. Кафтан его был оторочен мехом и лицо очень смуглое, ши­рокое. Достигнув берега, незнакомец поклонился Владыке и пригласил его в челн.

Владыка хотел проститься с охотником, но тот незаметно исчез. Нез­накомец также хранил молчание. Достигнув берега, они сели на коней и стали подыматься в гору.

Ночью достигли они предела снегов и на рассвете спустились в Оби­тель.

Завещанный Майтрейя.

Глаза Царевича-ребенка рано открылись на чудеса мира. Ничто не ус­кользало от Его проникновенного внимания.

Царь сказал:

"Проницательность есть венец Владыки, но крепость ру­ки его есть его щит. Пусть укрепит руку на тетиве лука. Пусть дети знатных Кшатриев состязаются с Царевичем".

Мать-Царица прибавила:

"Если проницательность есть венец Владыки и крепость руки щит его, то сияние Владыки есть милость и знание. Пред­почту видеть моего потомка в окружении писавших "Веды" Дев Мудрости".

 

Тогда старый мудрец обратился к Царю, говоря:

"Мать почитаемая, и ты, Владыка, повелите мне соединить ваши желания. Повелите представить вам ту, которую мы зовем дочерью Великого Нага. Которую мы приняли в дом свой и уже семилетие, как изумляемся ее мудростью и крепостью ее стрелы. Поистине она достойна руки, начертавшей мудрость "Вед".

 

"Приведи", - указал Царь.

Мудрый советник привел молодое существо и сказал: "Майтри, пошли лучший привет нашему Царю".

Небывало было видеть семилетнюю девочку, в белом одеянии, с луком в руке и кинжалом за поясом. Убор темных волос тяжко не слушался обруча Нага, и глаза смотрели грустно и сурово.

Царь приказал: "Майтри, если ты можешь пустить стрелу, то пронзи павлина".

Майтри поклонилась Царю, сказав:

"Не могу лишать животное жизни. Но позволь, Царь, пронзить яблоко на вершине яблони".

Указал Царь Майтри быть при Царевиче и много удивлялся мудрости, найденной на берегу озера.

Много лет провел Царевич с Майтри, называя ее то грозной, то сияющей, то воином, то прорицательницей мудрости Нагов. И дверь Пути открыла Майтри.

Когда же мощный Лев вернулся и рыком Истины покрыл горы, Майтри со­хранила Ему лучшую ученицу и сказала: "Она прославит место трудов Тво­их".

Владыка Истины сказал:

"Майтри, явленный Проводник и Держатель. Ты, сокрывший мудрость свою от толпы Ты заступишь место Мое, как Владыка Сострадания и Труда. Майтрея поведет народы к Свету, и стела подвига принесет яблоко Знания".

 

Сказанное так же верно, как у места прославления Учителя воздвигне­тся Храм Знания.

Сказанное так же верно, как ученица Благословенного отдаст имя свое Храму Знания.

Основание явления Истины закреплено трудами жизни. Дано в Чертен Карпо.

Уход

Когда приблизилось время уйти. Благословенный сказал своей жене "Уйдем".

И трижды сказал - через мглу ночи, под зноем полудня и а луче вос­хода.

Но ночью рыкали тигры. В зное выползли змеи. И наутро столпились обезьяны.

"Еще боюсь,  -  сказала  жена,  -  ныне".

"Тоже на благо, - сказал Благословенный, - без зова своею поступью понесешь Учение".

И слон затрубил семь раз, оповещая срок нового свидания.

Заветы

"Хорошо, хвалю тебя, Ананда, ибо без зова идет утвердительница".

И Благословенный увидел на шарфе а Небе судьбу Света Матери Мира.

* * *

Здесь Благословенный передает: "Все для всего всегда".

"Заметь четыре Закона. Закон Вмещения, Закон Бесстрашия, Закон Бли­зости, Закон Блага".

Избрание на подвиг

Как Будда избирал учеников на подвиг? Среди занятий, когда утомле­ние уже овладевало учениками, Будда предлагал самый неожиданный вопрос и ждал скорейшего ответа.

Или, поставив самый простой предмет, предлагал описать его, не бо­лее чем тремя словами или не менее чем сотнею страниц.

Или, поставив ученика перед запертою дверью, спрашивала "Чем откро­ешь ее?"

Или посылал музыкантов под окно и заставлял петь гимны совершенно противоположных содержаний.

Или, заметив докучливую муху, предлагал ученику повторять слова, неожиданно сказанные.

Или,  проходя  перед  учениками,  спрашивал - сколько  прошел?

Или, заметив боязнь перед животными или перед явлениями природы, ставил условием побороть.

Так мощный Лев закалял клинок духа.

Любимая игра Будды с учениками

Также не надо забывать любимую игру Будды с учениками в минуту отдыха.

Учитель бросая в пространство одно слово, по которому ученики стро­или целую мысль.

Нет более мудрого испытания состояния сознания.

Основа учения

Люди не уясняют себе основу Учения Благословенного. Основа - дисци­плина. Духовно и телесно монах общины стремился удержаться на пути. Первые годы он нес тяжелое послушание. Ему воспрещалось убивать себя упражнениями столпника, но предписывалось вести битву единым началом духа.

Так сурово учил Будда учеников.

Воистину только в духовной битве знали они радость, потому говорит­ся о терниях пути.

Только когда воля подвижника рождалась подобно льву и серебряная узда духа сверкала на чувствах ученика, только тогда Владыка приоткрывал завесу и давал задачу. Затем уже, постепенно, ученик посвящался в Тайны Знания.

Отказ от собственности

Однажды ученик спросил Благословенного:

"Как понять исполнение за­поведи отказа от собственности? Один ученик покинул все вещи, но Учи­тель продолжал упрекать его в собственности. Другой оставался в окру­жении вещей, но не заслужил упрека".

 

"Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником".

Будда постоянно советовал иметь возможно меньше вещей, чтобы не от­давать им слишком много времени.

Осуждение изуверам

Будда говорил браминам:

"К чему привела ваша отделенность? За хле­бом вы идете на общий базар и цените монеты из кошеля шудры. Ваша от­деленность просто называется грабежом. И священные вещи ваши просто орудия обмана. Имущество богатого брамина не есть ли поношение Божес­твенного Закона?

Вы считаете юг севером и север тьмою. Будет время, когда придут от полуночи и ваш свет померкнет. Даже птицы летят на север, чтобы там принести миру птенцов. Даже серые гуси знают ценность имущества на зе­мле. Но брамин пытается набить золотом пояс свой и набрать, сокровища под очагом и под порогом дома.

Брамин, ты ведешь жалкую жизнь, и конец твой будет жалким. Ты первый будешь подлежать уничтожению".

Три архата

Три архата неотступно просили Будду позволить им испытать чудо. Бу­дда поместил каждого в темную комнату и запер их. После долгого време­ни Благословенный вызвал их и спросил о виденном ими. Каждый рассказал разные видения.

Но Будда сказал: "Теперь вы должны согласиться, что чудеса не полезны, ибо главное чудо вы не ощутили. Ибо вы могли ощутить бытие вне зримости, и это ощущение могло направить вас за пределы земли.

Но вы продолжали сознавать себя сидящими на земле, и мысли ваши притягивали к земле волны стихий. Набухание стихийных обликов вызвало потрясения в разных странах. Вы разрушили скалы и уничтожили ураганом корабли.

Вот ты видел красного зверя с пламенной короной, но огонь, извлеченный тобою из бездны, спалил дома беззащитных - иди и помоги!

Ты видел ящера с обликом девы, ты заставил волны смыть рыбацкие ло­дки, спеши помочь!

Вот ты видел орла летящего, и ураган снес урожай трудящихся - иди и возмести.

Где же польза ваша, архаты? Сова в дупле полезнее провела время. Или вы трудитесь в поте лица на земле, или в минуту уединения возвышайте себя над землею. Но бессмысленное возмущение стихий пусть не будет занятием мудрого!

Истинно, перо, выпавшее из крыла маленькой птицы, производит гром на дальних мирах. Вдыхая воздух, мы приобщаемся ко всем мирам.

Мудрый идет от земли кверху, ибо миры откроют друг другу мудрость свою".

Пастух и саниязи

Пастух увидел человека под деревом, сидящего в размышлении. Он сел рядом и пытался задуматься, подражая человеку.

Он начал пересчитывать - своих баранов и мысленно взвешивать выгоду руна их.

Оба сидели молча. Наконец пастух спросил: "Господин, о чем думаешь ты?"

Тот сказал: "О Боге".

Пастух спросил: "Знаешь ли, о чем думал  я?"

"Тоже о Боге".

"Ошибаешься, о выгоде продажи руна".

"Истинно, тоже о Боге. Только Моему Богу нечего продавать, твой же Бог должен сперва сходить на базар. Но, может быть, он на пути встре­тит разбойника, который поможет обратиться ему к этому дереву". Так говорил Гаутама.

Сходите на базар. Удумайте скорее, чтобы вернуться.

Продавец обезьян

На корабле был продавец обезьян. На досуге он научил их подражать морякам, как те распускали паруса.

Но поднялась буря, моряки бросились убирать снасти. Обезьяны же, зная лишь, как распускать, шли следом и натягивали снасти. Корабль по­гиб, ибо учитель предвидел лишь ясную погоду.

Так сказал Будда, обновитель Лотоса жизни.

Притча о вопрошавшем

Дгулнор считался самым мудрым. Он имел счастье получить Учителя из Священной Подземной Страны, но он был лишен языка и правой руки.

Устремившийся ученик задал вопрос, и Учитель кивнул головой. Ученик задал два вопроса, и Учитель дважды кивнул.

Скоро ученик задавал непрерывно вопросы, и Учитель непрерывно ки­вал. Три года продолжалось вопрошание, и три Года кивал Учитель.

"Значит, по опыту твоему все бывает?" И Учитель не только кивнул, но и поклонился в землю и, открыв на груди одежду, показал на груди изображение Благословенного, дающего обеими руками.

Так была утверждена мудрость и было возвеличено творчество жизни.

Колеса закона

Благословенный сказал притчу о Колесе Закона. К искусному перепис­чику пришел почтенный человек и поручил переписать воззвание к Богу, для чего принес достаточный пергамент.

Вслед за ним пришел человек с поручением переписать письмо, полное угроз, и дал также пергамент, торопя окончить скорее.

Чтоб угодить ему, переписчик нарушил очередь и поспешил с его пору­чением, причем в поспешности схватил кожу первого заказа.

Угрожавший остался очень доволен и побежал излить свою злобу. Затем пришел первый заказчик и, смотря на пергамент, сказал: "Где кожа, данная мною?"

Узнав все случившееся, он произнес:

"Кожа для мо­литв носила благословление исполнения, тогда как кожа для угроз была лишена воздействия.

Человек неверный, нарушив закон сроков, ты лишил молитву силы, ко­торая должна была помочь больному, но, мало того, ты привел в действие угрозы, которые полны неслыханных последствий.

Пропал труд архата, благословившего мою кожу. Пропал труд архата, лишившего зло силы.

Ты выпустил в мир злобное проклятие, и неизбежно оно вернется к те­бе. Ты столкнул с пути Колесо Закона, и оно не будет вести тебя, но пересечет путь твой".

Не пишите законы на мертвой коже, которую первый вор унесет.

Несите Законы в духе, и дыхание Блага понесет перед вами Колесо За­кона, облегчая ваш путь.

Неверность переписчика может вовлечь целый мир в бедствие.

Черта наобходимости

Отчего началось различия между Буддою и Девадатою?

Девадата спросил: "С чего начинать каждое действие?" Благословенный отвечал: "С самого необходимого, ибо каждое мгновение имеет свою необходимость, и это называется справедливостью дейс­твия."

Давадата настаивал: "Как возникает очевидность необходимости?" Благословенный отвечал:  "Нить  необходимости  проходит  через  все миры. Но понявший ее останется в опасном ущелье и не защищенном от ка­мней".

Так не мог Девадата отличить черту необходимости, и эта тьма засло­нила путь ему.

Искатель Будды

Один чистый человек хотел увидеть Будду, удерживая свое внимание на самых разнообразных предметах. Руки его не хватали мудрые образы, и глаза его не пронзали предметы почитания - явление не приходило.

Наконец, преклонившись в молитве, искатель почуял, как на лоб ему спустилась нить паутины. Ой отбросил ее, и раздался четкий голос: "За­чем прогоняешь руку Мою? Луч Мой следовал за тобою, позволь обнять те­бя".

Тогда задрожал в человеке солнечный змей, и нашел он отброшенную нить. И в руках его она обратилась в сорок жемчужин, и каждая носила Лик Будды. Посреди был Камень и на нем надпись: "Отвага, отчаяние, от­рада". Последователь Будды получил отраду, ибо знал пути к ней.

Познавший

К великому Познавшему пришел ученик, желавший чудес - "после чуда уверую".

Учитель печально улыбнулся и показал ему великое чудо.

Ученик воскликнул: "Теперь я согласен под Твоей рукой пройти ступе­ни Учения"!

Но Учитель показал ему на дверь и сказал: "Теперь ты Мне больше не нужен".

Спасение человека

Благословенный сидел под струями глубокого озера. В глубине можно было рассмотреть целый мир рыб и водорослей.

Благословенный заметил, как этот мирок сходен с царскими дворами. Если туда опустится человек, он ступней сокрушит все призрачные черто­ги, но сам задохнется. Из таких глубин не подымается дух человека.

"Впрочем, - улыбнулся Учитель, - на все есть средство. Можно про­бить скалу и выпустить озеро. Улитки должны будут или засохнуть, или найти другое существование, но человек уже не погибнет".

Притча о царе Марагора.

Благословенный дал эту притчу Нараде. "Владыка Джатаки сказал свое­му любимому советнику: "Знаешь ли дела царя Марагора? Слыхал ли имя его? И узнал ли действия его?"

"Даю тебе поручение: собери сто верных людей и найди находчивость обойти землю Марагора, и точно опиши мне все обычаи его. Если же встретишь самого царя, то передай ему, что я не боюсь произносить его имя".

Прошло десять лет. Возвращается советник, умудренный видом, но полный смущения. Уже не сто человек, но тысяча сопровождает его.

"Владыка, много положено мною труда, и стоит пред тобой тысяча сви­детелей, но поручение Твое не исполнено. Без счета опрошено людей, и мы потеряли счет земель пройденных. Скажу Тебе, Владыка самое необычайное - царь Марагора не существует, и нет злых обычаев его.

"Добро, - сказал Владыка, - можешь поклясться в словах твоих?" - "Перед тобою тысяча и одна клятва".

"Тогда возьми свидетелей и обойди все площади и храмы, и объяви, и напиши на столбах то, что утверждаешь.

Сын мой, ты исполнил Мое поручение. Ты трудами своими поразил зве­ря тьмы. Призрак ужаса рассеялся, и никто не боится то, что знают.

Марагор явлен ужасом человечества и разрушен трудами отваги и пре­данности. Будь Моим сыном, разрушитель мрака!"

Наставления правителю Раджагрихи

Однажды Благословенный посетил Правителя Раджагрихи. Правитель об­ратил внимание на чистоту своего приемного покоя. Но Благословенный сказал: "Покажи лучшую чистоту опочивальни, умывальни и очага. Приемный покой осквернен многими недостойными, но там, где творится сознание твое, там пусть будет чисто".

И   сказал   Благословенный:   "Нужно   различать   понимающих и соглашающихся. Понявший Учение не замедлит применить его к жизни. Сог­ласившийся будет кивать головой и превозносить Учение, как замечател­ьную мудрость, но не применит эту мудрость в жизни.

Согласившихся много, но они, как сухой лес, бесплодны и без тени, только тление ожидает их. Понявших мало, но они, как губка, впитывают драгоценное знание и готовы драгоценной влагой омыть скверны мира.

Понявший не может не применить Учение, ибо, понимая целесообраз­ность, он получает его как исход жизни.

Не теряйте времени на согласившихся, пусть сперва покажут примене­ние первого зова".

Так приписывают Благословенному целесообразное отношение к приходящим.



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно