Мир Огненный ч.2, 47
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(Wikipedia python library) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{TocOrNot}} {{ShlokaPageHeader| | + | {{TocOrNot}} {{ShlokaPageHeader|Мир_Огненный_ч.2,_46|Мир Огненный ч.2, Оглавление|Мир_Огненный_ч.2,_48}}{{TitleImage|10}} |
- | {{ShlokaPreEdit}}{{Шаблон:10.47|}}{{ShlokaPostEdit| | + | {{ShlokaPreEdit}}{{Шаблон:10.47|}}{{ShlokaPostEdit|Мир_Огненный_ч.2,_46|Мир Огненный ч.2, Оглавление|Мир_Огненный_ч.2,_48}} |
== {{ScanSectionName|10}} == | == {{ScanSectionName|10}} == | ||
{{Pagescansbegin}} | {{Pagescansbegin}} | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
{{Исправления10.47|fff|EBEEF2}} | {{Исправления10.47|fff|EBEEF2}} | ||
{{IspravlFooter}} | {{IspravlFooter}} | ||
+ | |||
== {{SymSectionName}} == | == {{SymSectionName}} == | ||
{{OpenSym}}{{Symphony5560}}{{CloseSym}} | {{OpenSym}}{{Symphony5560}}{{CloseSym}} | ||
- | == {{LettersSectionName}} == | ||
- | {{LettersSectionHeader}}{{LettersSection5560}}{{LettersSectionFooter}} | ||
- | |||
- | == {{CitesSectionName}} == | ||
- | {{CitesSectionHeader}}{{CitesSection5560}}{{CitesSectionFooter}} | ||
- | |||
- | == {{RedactionSectionName}} == | ||
- | {{RedactionSectionHeader}}{{RedSection5560}}{{RedactionSectionFooter}} | ||
- | |||
- | == {{CommentsSectionName}} == | ||
- | {{CommentsSectionHeader}}{{CommSection5560}}{{CommentsSectionFooter}} | ||
- | |||
- | {{ShlokaPageFooter|Мир Огненный ч.2, 46|Мир Огненный ч.2, Оглавление|Мир Огненный ч.2, 48}} | ||
+ | {{ShlokaPageFooter|Мир_Огненный_ч.2,_46|Мир Огненный ч.2, Оглавление|Мир_Огненный_ч.2,_48}} | ||
[[Category:Учение]] | [[Category:Учение]] | ||
[[Category:Мир Огненный ч.2]] | [[Category:Мир Огненный ч.2]] |
Текущая версия
| |
|
Страницы скан-копий первого издания (Рига, 1934 г.)
|
|
Исправления
В оригинале | В текущем тексте |
---|---|
как не нужных | как ненужных |
Симфония Агни Йоги
§47. ...являются при умном делании... — Умное делание — особая духовная психологическая практика в восточнохристианской традиции, наибольший расцвет получившая в византийском исихазме и русском старчестве. Включает в себя этико-аскетическое учение о слиянии человека с Богом благодаря очищению сердца, управлению дыханием и сосредоточению сознания. Основоположником практики умного делания является раннехристианский пустынник Евагрий Понтийский. Затем идеи умного делания развивались византийским монахом Григорием Паламой, а на Руси — Нилом Сорским и Паисием Величковским. Суть умного делания состоит в «сведении ума в сердце» и в непрерывном мысленно-сердечном произнесении в сердце Иисусовой молитвы («Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»). Длительное повторение данной молитвенной формулы приводит к духовному просветлению и непосредственному восприятию Тела Славы и Фаворского Света Спасителя, к лицезрению несотворенного и невещественного излучения Бога. Е.И.Рерих высоко ценила книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», подробно описывающую эту молитвенную практику. Промежуточной целью умного действия является полная остановка ума и вытеснение хаотических мыслей на периферию сознания, что в конце концов должно привести человека к состоянию безмолвия. Практика исихазма и методология безмолвствования наиболее полно изложены в сборнике «Добротолюбие», трудах Святых Отцов Восточной Церкви, книгах старцев. Н.К.Рерих высоко ценивший мистику раннего христианства, в своей работе «Держава Света» цитировал страницы «Добротолюбия», содержащие учение о тишине сердца и умном делании: Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего Имя Господа, как молния вращается в пространстве пред тем, как быть должно. Это хорошо знают имеющие духовную опытность во внутренней брани. Брань эту внутреннюю надлежит вести так-де, как ведут войну обыкновенную». «Когда же солнцем правды рассеются страстные мечтания, тогда обыкновенно в сердце рождаются световидные и звездовидные помышления». Или: «У того, кто установился в трезвении (сознании), чистое сердце соделывается мысленным небом со своим солнцем, луною и звездами, бывает вместилищем невместимого Бога по таинственному видению и восторжению ума. Сядь или лучше встань в несветлом и безмолвном углу в молитвенном положении. Не распускай членов. Сведи ум из головы в сердце. Храни внимание и не принимай на ум никаких мыслей ни худых, ни добрых. Имей спокойное терпение. Держи умеренное воздержание. Чтобы успособить этот труд, Св. Отцы указали особое некое делание, назвав его художеством и даже художеством художеств. Естественное художество, как входить внутрь сердца путем дыхания, много способствующее к собранию мыслей. Дыхание через легкие проводит воздух до сердца. Итак, сядь и, собрав ум свой, вводи его сим путем дыхания внутрь, понудь его вместе с сим вдыхаемым воздухом низойти в самое сердце и держи его там, не давая ему свободы выйти, как бы ему хотелось. Держа же его там, не оставляй его праздным, но дай ему священные слова. Попекись навыкнуть сему внутрь пребыванию и блюди, чтобы ум твой нескоро выходил оттуда, ибо вначале он будет очень унывать. За то, когда навыкнет, ему там будет весело и радостно пребывать, и сам захочет остаться там. Если ты успеешь войти в сердце тем путем, который я тебе показал, и держись этого делания всегда; оно научит тебя тому, о чем ты и не думал. Итак, потребно искать наставника, знающего дело. Деятельность — умносердечная молитва совершается так: сядь на стульце в одну пядь вышиною, низведи свой ум из головы в сердце и придержи его там и оттоле взывай умно-сердечно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» — Ведай и то, что все такие приспособительные положения тела предписываются и считаются нужными, пока не стяжается чистая и не парительная в сердце молитва. Когда же Благодатью Господа достигнешь сего, тогда, оставив многие и разумные делания, пребудешь паче слова соединенным с единым Господом в чистой и не парительной молитве сердечной, не нуждаясь в тех приспособлениях. Не забудь при этом, что ты, когда по-временам будет приходить тебе самоохотная чистая молитва, ни под каким видом не должен разорять ее своими молитвенными правилами. Оставь тогда правила свои и сколько сил есть постарайся прилепиться к Господу, и Он просветит сердце свое в делании духовном. Даже в глубоком сне молитвенные благоухания будут восходить из сердца без труда; если и умолкнет она во сне, но внутрь тайно всегда священнодействоваться будет не прерываясь. Ибо только сей посвященный меч, будучи непрестанно вращаем в упраздненном от всякого образа сердце, умеет обращать врагов вспять и посекать, опалять, как огонь солому» («Держава Света», с.12-13). |