Наблюдательность

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Община, 190 ...Степень ненаблюдательности поражающа. Люди не могут заметить предметов, угрожающих их темени. Не могут перечислить десять окружающих предметов. Не могут указать самых простых обстоятельств обстановки. Для них все ничего, ничто и нигде. Это уже не степень беспечности, но тупость невежества. Обойдите таких двуногих! Нужно развивать детскую наблюдательность с первых дней. Ведь сознание детей живет с первого часа, но не для тех, для кого все индусы на одно лицо. Наблюдательность или, вернее, зоркость есть начало орлиного глаза, о котором вы уже давно знаете. Услышать о зоркости для кого-то уже значит прозреть, а прозреть значит увидеть путь мира к общине.

Агни Йога, 344 ...Нужно в школах развивать способность наблюдать. Именно, в школах нужно проверять наблюдательность, и молчание в темноте лучшее средство.

Агни Йога, 551 Однажды благословенный Будда сказал ученикам: «Посидим в молчании и оставим глаза зрячими». По истечении времени Учитель спросил: «Сколько раз Я изменил Мое положение?» Кто-то заметил десять изменений, кто-то всего три, и кто-то утверждал, что Учитель оставался недвижим. Владыка Знания улыбнулся: «Я изменил положение и складки одежды семьдесят семь раз. Пока не научимся различать действительность, не станем Архатами». Прежде осознания психической энергии нужно научиться внимательности. Потому полезны неожиданные вопросы, также описания случившегося, и очень полезны ежедневные записи. Известно, что даже очень спящая внимательность пробуждается от таких упражнений. Невнимательный, ненаблюдательный не может следить за расцветом психической энергии. Совет наблюдать есть совет друга, ибо будущее требует внимания.

Сердце, 22 Советуйте развивать мышление и наблюдательность. Сердце не может занять свое назначение, когда вместо мысли блохи и вместо наблюдательности крот; с такими спутниками не уехать! Теперь, именно, время углубления мышления, иначе народные массы не найдут применения полученным сокровищам. Перепроизводство есть признак мелкого мышления и ненаблюдательности. Сказано — в школах должны быть введены часы уявления наблюдательности и приучения к мышлению. Сердце не может питаться лишь извне, оно должно быть поддержано и земными устремлениями. Устойчивость устремлений придет также и от зоркости познания.

Сердце, 426 Развитие наблюдательности поведет к бесстрашию. Нельзя бояться того, что нас окружает. И тем самым мы будем выявлять новые построения, еще вчера бывшие неощутимыми или невидимыми. Так можно привыкать к самому, казалось бы необычному. То, что вчера было запрещено невежеством, завтра станет, как бы участником и вдохновением жизни.

Сердце, 505 Ненаблюдательность людей потрясающа! Попробуйте медленно наполнять комнату дымом и замечайте кто из присутствующих первым почувствует. Обычно условие самодовольства немедленно сменяется отчаянием. Ужас в том, что отчаяние сменится самодовольством. Так считайте главное несчастье в качаниях аритмичных. У Нас, прежде всего, обращают внимание на наблюдательность, которая помогает гармонизации центров.

Сердце, 519 Действительно отложение впечатления в третий глаз есть основа творчества. Не только старые буддисты, но незапамятные Заветы требовали воспитания наблюдательности. Сердце, лишенное сокровища наблюдательности, затрачивает массу энергии там, где можно было проявить великую бережность. Учитель должен развивать наблюдательность на самых прекрасных предметах. Особенно непростителен в человеке скользкий взгляд, ничего не замечающий, ничего не дающий. Химизм взгляда, разве не будет благодетельным заданием для истинного ученого?

Мир Огненный ч.1, 69 Наблюдательность есть одно из главных огненных качеств, но она вовсе не легка и накопляется так же медленно как и сознание. Правильно заметили, что сознание укрепляется на жизни. Так же укрепляется и наблюдательность. Не может быть отвлеченного сознания, не может быть теоретической наблюдательности. Но чудовищна людская рассеянность, она слагает какой-то недействительный мир. В самости люди видят лишь собственные призраки. В этих блужданиях не может быть и речи о Новом Мире, потому всеми силами вводите наблюдательность уже в школах для малолетних. Час, посвященный наблюдательности, будет истинным уроком жизни. И для учителя этот час будет уроком находчивости. Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных предметах. Было бы ошибкой скоро направить учеников в высшие представления. Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это уже будет достижением. Это не так легко, как кажется ненаблюдательному глазу. Затем будем ускорять впечатления наслоением опытов. Предложим ученику пробежать через незнакомое помещение и все же сосредоточить наблюдательность. Так можно открыть слепоту и утвердить истинное зрение. Для всех чувств нужно составить программу упражнений. Так выразится огненное действие в простом упражнении. Дети очень любят такие задания. Уносят эти упражнения сознания в высшие сферы. Самый обычный обиход будет преддверием к самому сложному. Представьте себе восторг малыша, когда он воскликнет — «я еще увидел!» В этом «еще» может заключаться целая ступень. То же радостное восклицание будет приветствовать, впервые замеченную, огненную звездочку. Так начнется истинная наблюдательность.

Мир Огненный ч.1, 243 ...Лишь острота наблюдательности поможет утверждать красоту. Ошибка думать, что преходящие приемы искусства могут создать единое основание к суждению. Именно только наблюдательность, которая питает третий глаз дает твердое основание к творчеству, пригодному и в Тонком Мире.

Аум, 501 ...Много зоркости, неутомимости, преданности было заложено в основание каждого синтеза. Понятно, что человек, развивающий наблюдательность, увидит вокруг себя много обобщений и поймет насколько эти широкие пути привлекательнее. Именно, синтез основан на убедительности и привлекательности. Синтез настолько широко охватывает сущность, что отрицание чуждо синтетическому уму. Не нужно приписывать каким-то счастливчикам особый дар синтеза. Нужно труженически развить в себе это ценное качество.

Братство, 140 Каждое восхождение символизируется действием, но судить нелегко, которое действие будет соответствовать мысли. Много побочных обстоятельств будет препятствовать и по-своему окрашивать попытки действий. Нужны огромное терпение и наблюдательность, чтобы разобраться в зарослях противоречий хаоса. Нужно любить и свой труд, чтобы найти в нем отдых и оправдание.

Братство, 409 Терпимость есть одно из условий наблюдательности. Истинная наблюдательность есть основа познания. Человек нетерпимый не может составить справедливого представления о вещах. Он лишает себя наблюдательности и теряет прозорливость. Какое же познавание может родиться из самости, отвергающей действительность? Много примеров, когда великие Истины подвергались искажению, вследствие нетерпимости. Можно сказать, что нетерпимость есть невежество, но такое определение будет слишком мягко. Нетерпимость есть зло. Не может быть доброй нетерпимости. Она, непременно, содержит в себе и ложь, ибо скрывает правду. Только весьма неумные могут легкомысленно не считать нетерпимость чем-то недостойным.

Надземное, 143 ...Один ученый утверждал, что он может особенно напряженно мыслить, находясь перед горящим камином. Другой находил, что на него влияло кипение воды. Третий мог сказать, что наиболее удачные решения приходили ему во время грозы. Можно привести много свидетельств насколько даже самое обиходное напряжение создает усиление мышления. Остается лишь наблюдать, что именно способствует или подавляет энергию. У Нас именно развита такая наблюдательность. Можно ее приложить ко всем явлениям жизни. Сила мысли, умноженная естественными условиями, будет служить на самых дальних расстояниях...

Надземное, 302 ...Может ли быть осторожность без наблюдательности? Даже наблюдательность может быть двоякой. Мы восклицаем — осторожность! и человек начинает осматриваться. Но обычно он озирается относительно самого себя, между тем, как настоящая наблюдательность должна простираться на все сущее. Может ли человек утверждать, что нечто его не касается? Также, может ли кто уверять, что явления природы одинаковы во всех веках? Может ли кто полагать, что мышление человеческое не изменилось в течение тысячелетий? На расстоянии одного века уже меняется мышление и язык. Можно утверждать, что в период особых напряжений и явления жизни будут спешить. Тогда потребуется особая наблюдательность. Как приучить человечество к такой зоркости? Не какие-то сумасброды, но именно тиходумы не поймут что от них требуется, когда говорим о необходимости осторожности на основе наблюдательности. Они будут пенять на Нас, забывая, что каждый человек может быть наблюдателем. Мыслитель говорил: «Может быть, я не сумел наблюсти что-то? Может быть нечто непоправимое произошло? Пусть глаза мои обретут зоркость».

Надземное, 353 ...Когда древние предлагали человеку познать самого себя, они прежде всего заботились о развитии наблюдательности. Такой процесс не содержит ничего таинственного, — человек должен стать внимательным к самому себе и к окружающему. Пусть люди помнят, что они ответственны за качество своих проявлений. Нужно удивляться, если состояние между сном и бодрствованием проходит не отмеченным. Люди читают об особых свойствах дремоты. Древние посвященные знали насколько человек становился прозорливым во время такого состояния. Но затем лишь посвященные сохраняли память о замечательном состоянии. Народ, занятый трудом, уже не успевал уделять внимания таким наблюдениям. Но теперь Мы опять зовем, чтобы и во время труда люди умели наблюдать за свойствами природы человека. Нужно сохранить естественный труд и в то же время уметь проследить тонкие ощущения. В таком сочетании люди приблизятся к преображению жизни...

Надземное, 468 ...Не мало времени требуется, чтобы сложить кристалл сущности народа. При многолюдье трудно бывает распознать, где показывается истинная природа народа. Неопытному наблюдателю могут показаться поверхностные черты и затемнить сущность. Потому Мы так советуем научиться терпению и наблюдательности, чтобы после не жалеть о легкомысленных суждениях...

Надземное, 469 Урусвати знает, что воображение порождается впечатлениями действительности. Когда человек исполнится наблюдательности и подвижности, он соберет в «чашу» сокровища жизни, которые преобразят его будущее существование...

Надземное, 660 Урусвати знает, что наблюдательность образуется при постоянном устремлении, при зоркости, при готовности. Когда Мы говорили о несменном дозоре, некоторые полагали, что речь идет о чем-то необычном при каких-то особых обстоятельствах. Они не могли вместить, что наблюдательность есть самое обычное качество, по крайней мере, оно должно быть таким. Самое простое строительство нуждается в высокой наблюдательности. Невозможно думать, что такое качество требует какого-то высшего вдохновения. Люди любят найти для любой ошибки оправдание. Они скажут — сегодня я был рассеян, они не вдумываются в значение такого жалкого состояния. Быть рассеянным значит допустить к себе самые разрушительные влияния. Невозможно мыслить о Надземном, когда рассеянны мысли. Поражение ждет рассеянного вождя. Так мужество никогда не бывает рассеянно. Говорят о клинке мужества, но не сравнить мужество с горстью песка. Нужно учиться наблюдательности. Никакое знание не приобрести без наблюдательности. Мы не можем подать знак рассеянному. Так именно в беседах о Надземном нужно укреплять основное качество наблюдательности. Можно повстречать людей, уверяющих, что вследствие утомления, они утеряли наблюдательность. Мыслитель к этому говорил: «Птица и в клетке не разучится летать».

Надземное, 684 ...Мы должны были, прежде всего, развивать наблюдательность, чтобы отметить касание космических сил; происходило тоже самое, что Мы советуем и всем вам.

Надземное, 720 Урусвати знает, что одно из самых ценных качеств человеческих есть наблюдательность. Мы называем ее зоркостью, ибо каждый зрячий должен обладать ею. Но в действительности оказывается противное. Люди затуманивают себя суеверием и предрассудками, получается какая-то сверхмайя. Но наблюдательность должна быть воспитана. Не без причины Мы часто настаиваем на необходимости истинного воспитания. Вы можете заметить, что о некоторых качествах Мы говорим повторно, это означает, что именно такие стороны жизни особенно забыты мятущимся человечеством. Невежество царит по-прежнему. Голоса просвещения одиноки и гонимы. Пусть эти гонения несколько отличаются от темных веков, но они существуют во всей бесчеловечности. Не будем хвалиться культурою, ибо она принимает уродливые пределы. Какая же культура может преуспевать, когда само искусство мышления не воспитывается в молодежи! Даже не помогут прочитанные книги, когда содержание их не продумано. Потому так необходимо заострить зоркость, чтобы события мировые получили особый смысл. Люди пытаются оправдаться тем, что Вселенная ввержена в хаос, и мысль человеческая бессильна; но к мысли неприложимо такое определение. Именно мысль мощна во всем. Самое устремленное сознание уже успевает пространственно, и даже зародыш мысли уже мощен. Наблюдательность поможет усмотреть, как мысль движет не только мускулами, но и самыми сложными воздействиями в жизни. Среди обихода можно наблюдать самые чудесные проявления. Мыслитель говорил: «Хочу наблюдать проявления Беспредельности».

Надземное, 821 Урусвати знает мощь наблюдательности. Много раз Мы утверждали великое значение расширения сознания. Некоторые полагают, что это высшее качество есть нечто непостижимое и сверхъестественное, но они ошибаются. Расширение сознания есть качество естественное, как и все в жизни земной и надземной. Много нужно понять простых достижений, чтобы распознать пособников к углублению сознания. Рассмотрим еще раз наших скромных помощников, среди них будет крупным достижением воспитание наблюдательности. Именно нужно воспитывать и развивать зоркость наблюдательности. Лишь немногие приносят из Надземного Мира наблюдательность. Обычно зачатки ее должны быть упорно развиваемы на самых обыденных предметах. Не нужно, чтобы лишь учитель в школе развивал наблюдательность. Можно самому понять ценность такого качества, открывающего путь земной и надземный. Малыш может усвоить, что ненаблюдательный человек подобен слепому и глухому. Он не может воспринять высших проявлений. Он коснеет в заклятом круге предубеждений. Он не может ускорить продвижения и остается, как протухший водоем. Так может ли такой учитель распознавать впечатления Надземного Мира? Может ли он увидеть чудесные проявления земной Природы? Только ревностное воспитание наблюдательности может преобразить даже самый обыденный быт. «Помогите слепым прозреть», — так советовал Мыслитель.

Надземное, 822 Урусвати знает мощь бдительности. Вам известно глубокое значение наблюдательности. Но как может образоваться наблюдательность без бдительности, без постоянной настороженности? Такие качества не приходят мгновенно, их нужно воспитывать, и чем сознательнее будет такое образование, тем скорее утвердится дозор несменный. При этом следует запомнить, что никакое качество не приходит насильственно. Необходимо свободно полюбить приобретение ступеней восхождения, только такое любовное завоевание приведет к открытым Вратам. Также пусть исследователи запомнят, что каждый их труд нужен и для Надземного Мира. Как жалок путник в обширных надземных областях, лишенный наблюдательности и неумеющий применить бдительности! Мимо него проходят лучшие встречи. Нужно знать, что в Надземном Мире никто не будет принуждать путника. Он должен почуять, где вибрация, сходная с ним. Он не потеряется среди разнородных ритмов, но внимательно устремится к наиболее близкому ему, — так из самых простых земных познаний образуются сокровища надземные. Мы особенно заботимся, чтобы люди не отрывались от земных назначений, но в каждой из земных подробностей узнавали сокровище высшее. Мыслитель говорил: «В капле росы отражается все Мироздание».

Надземное, 914 Урусвати знает Путь Горний. Придут новички, скажут: «Укажите путь, мы готовы». — Скажите: «Пусть будет так, попробуем: Умей развить наблюдательность; умей осознать прочитанное; умей беззаветно устремиться в будущее». Новички улыбнутся: «Только-то? начало легкое. Явление наблюдательности у нас было от малых лет, так сказали воспитатели. Школа отметила наше уменье запоминать уроки. Наконец, кто же не мечтает о будущем?» Тогда следует поправить самохвалов. «Кто же хвалил вашу наблюдательность, когда вы не умеете обращать внимания на многие явления, вас окружающие? Разве вы умеете осознать читаемое? Можете ли поверх буквы понять смысл? Также, вы вообще не знаете как устремляться в будущее, ибо половина вашего сознания застряла в прошлом; так и начальный путь не легок. К тому вы даже боитесь помыслить о Надземном Мире. Какое же будущее без устремления к Миру Горнему?» Мыслитель говорил: «В неведении даже трудное легко».

Из Писем семьи Рерих

16.01.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ...Среди многих, утверждающих свои представления, имеются сознания, не отличающиеся ни честностью, ни распознаванием. Примите это во внимание и сами утончайте свое сознание сердечным устремлением! Вдумывайтесь глубже в Учение, размышляйте и соизмеряйте; учитесь на опытах жизни великому распознаванию. Ибо распознавание людей, распознавание действительности есть первое требование и условие на пути истинного ученичества. Без приобретения этого качества не может быть ни духовного продвижения, ни приближения к Учителю. Можно ли доверять ученику, который не в состоянии отличить истину от лжи, свет от тьмы и друга от предателя? Все построения были бы разрушены таким невежеством. Потому обостряйте внимание, наблюдательность, развивайте способность справедливого суждения на жизни каждого дня!..

16.11.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 ...Также характерно и явление радужных светящихся зигзагов, я тоже видела их несколько раз в течение прошлого лета, и они очень мешали моим занятиям, густо покрывая листы, на которых я писала. Они указывают на сражения в надземном Мире. Продолжайте Ваши наблюдения и записывайте их. Нужно не отвергать всякие наблюдения над собою. Люди теряют наблюдательность, но познание самого себя весьма поучительно.

07.01.1950 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1) ...Люди с развитою наблюдательностью и воображением всегда увидят много больше, нежели середняк или скептически настроенный человек, но это не значит, что они сподобились какого-то чуда. Игра света и теней бывает изумительна и часто помогает художнику в создании новых творений. Такой пример высокой наблюдательности являл собою Н.К. Признаться, и я очень люблю улавливать в игре света и теней неожиданные прекрасные формы и сочетания тонов. Это прекрасное упражнение для утончения зрения и развития наблюдательности...

12.11.1946 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.4) ...Духовная область так чудесна, так безгранична, но и полна опасностей и большой ответственности. Погружение в нее требует все качества истинного ученого и исследователя. Необходимо запастись максимумом терпения, упорства или настойчивости, развить неусыпную наблюдательность и стараться проявить всю честность распознавания и главное - не смущаться кажущимися неудачами или задержками, именно кажущимися, ибо они потом оказываются новыми преуспеяниями. Сколько радости, когда Лотос сердца раскрывается и может возжечь новый костер любви и благодарности. На этом огне сгорает много ветоши прошлого...

Из Напутствия Вождю

Напутствие Вождю, 137 Невозможно ожидать от Вождя всегда немедленное решение, но другое обстоятельство — можно получить суждение Вождя. Он может почуять главную причину происходящего. Такое чувствознание может быть развито наблюдательностью. Такое умение различать главное обстоятельство и одно понимание самого нужного уже есть ключ к решению. Наблюдательность не есть нечто чудесное, она рождается из уважения ко всему сущему. Конечно, Вождь должен обладать такою наблюдательностью, ибо радость сего дня может быть горем назавтра, и наоборот. Но увлекательна задача сердцем воспринять, где же самое руководящее условие? Обычно само лицо отражает отливы и приливы энергии. Плох будет Вождь, который не замечает волны, которая ложится в основание впечатлений людских. Ведь люди обычно видят то, что в их сознании проходит. Такие преходящие тени не должны туманить сознание Вождя.

Личные инструменты
Дополнительно