Напутствие бессмертным. ДУХОВНЫЙ РОСТ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


ДУХОВНЫЙ РОСТ

Известные строки Кристины Розетти:

Неужто каждый виток пути всегда тяжел?

Да, весь путь до конца.

Продлится ль поход мой весь долгий день?

С утра до самой ночи, мой друг.

(«В гору», строки 1-4)

похожи на краткое изложение жизни тех, кто дей­ствительно вступил на путь, ведущий к высшему. Какие бы расхождения ни обнаруживались в различ­ных изложениях эзотерического учения, поскольку в каждую эпоху оно приобретало новое одеяние, отличное от предыдущего и по цвету, и по фактуре, все же в каждом из них мы находим полнейшее со­гласие по одному вопросу – о дороге к духовному развитию. Единственное незыблемое правило было обязательно для неофита всегда, как и сейчас, – полное подчинение низшей природы высшей. От Вед и упанишад до недавно опубликованного «Света на Пути», просмотрев священные книги всех рас и культов, мы находим лишь один единственный путь

трудный, болезненный, мучительный, благодаря которому человек может обрести истинно духовное понимание. И как же может быть иначе, если все религии и все философии являются лишь варианта­ми первого учения Единой Мудрости, сообщенного людям Планетарным Духом в начале цикла?

Мы всегда говорили, что истинным Адептом, раз­витым человеком нужно стать его нельзя сделать. Поэтому этот процесс связан с ростом через эволю­цию, а это неизбежно включает определенные страдания.

Основная причина страданий состоит в нашем вечном поиске постоянного в непостоянном, и не только в поиске, но и в таком образе действий, как будто мы уже нашли неизменное в мире, единственным определенным качеством которого, каковое мы можем с уверенностью назвать, является постоянное изменение, и всегда, стоит только подумать, что мы крепко ухватились за нечто неизменное, оно тут же изменяется прямо у нас в руках, и это приводит к страданиям.

Далее, идея роста включает также идею распада, внутренний человек должен постоянно прорываться через заключающую его оболочку, или оправу, и это разрывание также неизбежно сопровождается страда­нием, не физическим, но умственным, интеллекту­альным.

Вот так это происходит в течение нашей жизни; постигающее нас несчастье мы всегда считаем самым тяжким из тех, какие вообще могут случиться, – оно всегда таково, что мы чувствуем, что вряд ли выдержим его. Если же посмотреть на него с более отстраненной точки зрения, то мы увидим, что пы­таемся прорваться через свою оболочку в самой уяз­вимой ее точке и что наше развитие, чтобы стать подлинным развитием, а не суммой ряда ненормаль­но развивающихся частей, должно происходить целиком равномерно, подобно тому, как растет тело ребенка, – не сначала голова, затем руки, а потом, возможно, нос, а во всех направлениях одновремен­но, постоянно и неуловимо. Человеческая тенденция – развивать каждую часть отдельно, забывая в это время о других, и каждое сокрушающее страдание вызвано расширением какой-то пренебрегаемой ча­сти, а это расширение становится более трудным в результате взращивания чего-то другого.

Зло часто является результатом чрезмерного рве­ния, и люди всегда пытаются делать слишком мно­го, им недостаточно просто жить, всегда делая только то, что требует ситуация, и не более того, они всегда преувеличивают каждое действие и тем самым создают карму, которую нужно будет отрабатывать в будущем рождении.

Одной из самых утонченных форм этого порока является жажда вознаграждения и упование на него. Многие из тех, кто зачастую и неосознанно, но все же подчеркивают свои усилия, лелея надежду на воз­награждение и позволяя ей стать активным факто­ром своей жизни, тем самым открывая дверь для тревоги, сомнения, страха, уныния, – неудачливы.

Целью искателя духовной мудрости является вос­хождение на более высокий план бытия; он должен стать новым человеком, во всех отношениях более совершенным, нежели в настоящий момент, и, если ему это удастся, соответственно увеличится сила и диапазон его способностей и возможностей точно так же, как в видимом мире мы находим, что каждая стадия на лестнице эволюции отмечена возрастани­ем способностей. Именно так Адепт наделяется чу­десными способностями, которые столь часто описы­вались, однако необходимо помнить главное – то, что эти силы являются естественными спутниками существования на более высоких планах эволюции точно так же, как обычные человеческие способно­сти являются естественными спутниками существо­вания на обычном человеческом плане.

Многие, кажется, думают, что адептство – ре­зультат не столько полного развития, сколько дополнительного строительства; похоже, они полагают, будто Адепт является человеком, который, пройдя определенный курс обучения, предусматривающий четкое соблюдение системы жестких правил, приоб­ретает последовательно одну способность за другою; а когда он обретет определенное количество этих способностей, то немедленно получит звание Адеп­та. Действуя согласно этому ошибочному представ­лению, они полагают, что первое, что необходимо сделать для достижения адептства, – это приобре­тение «сил»: большинство пленяют ясновидение и способность, выйдя из физического тела, путеше­ствовать на расстоянии.

Тем, кто желает обрести такие способности для собственной выгоды, нам сказать нечего – их ждет приговор такой же, как и всех, кто действует ради чисто эгоистических целей. Но есть и такие, кто ошибочно принимает следствие за причину, искрен­не полагая, будто сверхнормальные способности являются единственным способом духовного продвиже­ния. Такие смотрят на наше Общество всего лишь как на доступное средство, способное дать им воз­можность получить знания в этом направлении, и рассматривая его как род оккультной академии, ин­ститут, образованный для обучения мечтающих стать чудотворцами. Несмотря на повторявшиеся протес­ты и предостережения, во многих умах это мнение, кажется, утвердилось неискоренимо, и люди громко выражают свое разочарование, обнаружив, что то, о чем их заранее предупреждали, является истинной правдой и что Общество создано совсем не для того, чтобы проповедовать новые легкие пути овладения «силами», а его единственная миссия – вновь зажечь факел истины, столь надолго погасший для всех, кроме очень немногих, и сохранять сию истину живою посредством создания братского союза чело­вечества – единственной почвы, на которой может вырасти доброе семя. Теософское Общество действи­тельно стремится ускорить духовный рост каждого человека, находящегося под его влиянием, но мето­ды его такие же, как и у древних Риши, а принци­пы те же, что и у древнейшего эзотеризма; это не раздаточное устройство патентованных средств, со­ставленных из сильнодействующих лекарств, кото­рые ни один честный целитель не решится исполь­зовать.

В этой связи мы хотели бы предостеречь всех наших членов и других искателей духовного зна­ния: остерегайтесь людей, предлагающих научить легким методам получения психических даров; та­ковые дары (laukika) действительно сравнительно легко получают искусственными способами, но они угасают, как только истощается их стимулятор. Ис­тинная способность быть пророком и Адептом, сопровождающаяся подлинно психическим развитием (hkothra), будучи достигнутой однажды, не утрачивается никогда.

Похоже, что со времени основания Теософского Общества, пользуясь тем интересом, которое оно вызвало к вопросам психических исследований, воз­никло множество обществ, стремящихся привлечь в свои ряды через обещания легкого достижения пси­хических сил. В Индии мы долго наблюдали за лжеаскетами разного толка и опасаемся, что в этом на­правлении содержится новая опасность как здесь, так и в Европе и Америке. Остается надеяться, что никто из наших членов не будет ослеплен блестящими обещаниями и не позволит заблуждающимся меч­тателям, а может быть, и преднамеренным обманщи­кам обмануть себя.

Дабы продемонстрировать реальную необходи­мость наших протестов и предостережений, можем упомянуть виденные нами недавно копии объявле­ния, данного так называемым «махатмой», вложен­ные в письмо из Бенареса. Он приглашает «восемь мужчин и женщин, знающих английский язык и какой-либо из индийских диалектов», а в заключе­ние говорит, что «желающим узнать подробности за­нятий и сумму их оплаты» следует обратиться по его адресу, вложив в конверт почтовые марки!

Перед нами на столе лежит издание «Божествен­ного Поймандра», вышедшее в свет в прошлом году в Англии и содержащее обращение к «теософам, ко­торые, возможно, разочаровались в своих ожиданиях, что Высшая Мудрость свободно раздается индийскими Махатмами», с сердечным приглашением присылать свои имена издателю, который «после краткого ис­пытания» будет рад видеть их принятыми в оккуль­тное Братство, где «учат свободно и ничего не скры­вая всему, что они сочтут достойным изучения». Достаточно странно, что в упомянутом томе мы на­ходим слова Гермеса Трисмегиста:

§ 8. Ибо лишь это, о сын, является единственным путем к Истине, которым шли наши предшественники и на котором они в конце концов достигли блага. Это путь славный и прямой, но тяжелый и трудный для души, пребывающей в теле.

§ 88. Потому мы должны осторожно смотреть на лю­дей, которые, пребывая в невежестве, могут быть менее дурны из страха перед тем, что сокрыто и тайно.

Совершенно верно, что некоторые теософы были весьма разочарованы (не по чьей-то вине, а по сво­ей собственной), ибо мы не предложили им кратчай­шего пути к йога-видье, а многие желают практиче­ской деятельности. И довольно знаменательно, что сделавшие для Общества меньше всех, громче всех указывают на его ошибки. Итак, почему же эти люди и все наши члены, способные к этому, не при­нимаются за серьезное изучение месмеризма? Мес­меризм был назван ключом к оккультным наукам и обладает тем преимуществом, что предоставляет ис­ключительные возможности, чтобы творить добро для человечества. Если бы мы были в состоянии организовать гомеопатическую аптеку с дополнени­ем в виде месмерического лечения, как это уже было с огромным успехом сделано в Бомбее, мы могли бы внести вклад в становление медицинской науки в этой стране на более прочной основе и принесли бы неоценимую пользу широким слоям населения.

Помимо Бомбея есть и другие наши отделения, проделавшие большую работу в этом направлении, но предстоит неизмеримо больше, чем сделано. Это от­носится и к другим направлениям работы Общества. Было бы хорошо, если бы члены всех отделений смогли собраться и серьезно посоветоваться о том, какие реальные шаге можно сделать для осуществ­ления целей, провозглашенных Обществом. Слиш­ком часто члены Теософского Общества занимают­ся лишь поверхностным изучением книг, не делая никакого заметного вклада в его активную работу. Если Общество призвано стать силой, творящей доб­ро и в этой, и в других странах, оно может достичь этого лишь активным сотрудничеством всех его чле­нов, и мы убедительно призываем каждого тщатель­но продумать, какие направления работы ему по си­лам, а затем серьезно приступить к ее исполнению. Правильная мысль – это хорошо, но одна мысль немногого стоит, если не превращается в действие. В Обществе нет ни одного члена, который не мог бы сделать хоть что-то для дела истины и всеобщего братства; и только от его воли зависит сделать это что-то свершившимся фактом.

Прежде всего мы хотим повторить, что Обще­ство – не ясли для начинающих Адептов; Учите­ля не могут обходить и инструктировать разные отделения по разнообразным вопросам, возникаю­щим в ходе исследовательской работы Общества; отделения должны учиться сами; нужно иметь кни­ги, а знания, заложенные в них, должны приме­няться на практике – так разовьется уверенность и способность мыслить. Мы настоятельно совету­ем это, ибо до нас дошли просьбы о том, чтобы каждый лектор, присылающийся в отделения, был практически осведомлен в экспериментальной пси­хологии и ясновидении (то есть смотрении в ма­гические зеркала и чтении будущего и т.д. и т.п.). Итак, мы считаем, что подобные эксперименты должны проводиться среди самих членов, чтобы представлять какую-то ценность для личного раз­вития или способствовать успехам на их пути «в гору», и потому искренне советуем нашим членам пытаться самим.



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно