Напутствие бессмертным. Дополнение (к ПУТЬ САМОПОЗНАНИЯ)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Дополнение (к ПУТЬ САМОПОЗНАНИЯ)

Именно духовное Эго, или же духовное Я, слу­жит фундаментальной основой, определяющей тон всей жизни человека – этого самого капризного, не­надежного и неустойчивого из всех инструментов, более других нуждающегося в постоянной настрой­ке; и только голос его, подобно педали органа для самых низких звуков, пронизывает мелодию всей его жизни – будь его тона приятными или резки­ми, гармоничными или какофоническими, легато или пиццикато.

«Являются ли сны лишь праздными видениями?»

*    *    *

...Каждый человек является собственным создате­лем, или собственным отцом, то есть наша будущая личность будет результатом нашего теперешнего об­раза жизни. Подобным же образом и наше тепереш­нее рождение, со всеми его обстоятельствами, явля­ется деревом, выросшим из семени, посаженного в наших прошлых воплощениях. Наши физические и духовные условия – результат наших действий, со­вершённых на этих планах в прошлых существова­ниях. Ныне хорошо известен принцип оккультизма, что Единая жизнь, наполняющая всё, связывает все тела в Космосе. Таким образом, все небесные тела находятся во взаимосвязи, которая переходит и на человеческое существование, ибо человек – лишь микрокосм в макрокосме. Каждая мысль, точно так же, как и действие, динамична и отпечатывается в нетленной книге природы – акаше, объективном ас­пекте непроявленной жизни. Все наши мысли и по­ступки, таким образом, производят в пространстве вибрации, которые создают наше будущее продвиже­ние. И астрология, наука, определившая природу за­конов, управляющих этими вибрациями, способна точно установить отдельное следствие либо ряд след­ствий, причины которых уже произведены индиви­дуумом в его прошлой жизни. Поскольку настоящее воплощение является детищем предыдущего и по­скольку существует лишь Единая жизнь, связываю­щая все планеты Солнечной системы, то положение этих планет в момент рождения индивидуума – со­бытие, являющееся совокупным результатом причин, уже произведенных – дает истинному астрологу дан­ные, на которых базируются его предсказания.

«Астрология»

*   *   *

Ученик. Что может помочь мне вести правильную жизнь и придерживаться правильного учения?

Мудрец. Свет, сокрытый в тебе самом и в каж­дом человеке, приходящем в этом мир. Между светом Высшей Сущности и светом, исходящим от Ма­хатмы, нет различия. Ибо как же ты сможешь по­нять Природу, если не поймешь сначала самого Себя?

Ученик. Как же, в таком случае, можно узнать подлинную оккультную информацию, поступающую от высшей внутренней Сущности?

Мудрец. Следует развивать интуицию и судить о вещах с истинно философских позиций, ибо то, что противоречит универсальным законам, по необходи­мости должно быть ложным. Только углубленный и беспристрастный анализ поможет нам определить, когда нами движут эгоистичные мотивы, а когда – нет. И если в наших мыслях присутствует эгоизм, значит они идут не от Духа и, следовательно, неис­тинны. Способность распознавать приходит не из книг и не от одной лишь философии, но прежде всего из подлинного следования альтруизму как в делах, так и в словах и в мыслях. Ибо практика аль­труизма очищает оболочки души, позволяя свету проникать в земной разум. А так как в состоянии бодрствования земной разум занят осмыслением чув­ственных восприятий, то необходимо освободить его от них, что вернее всего достигается в том случае, когда философия сочетается с внешней и внутрен­ней добродетелью.

Ученик. Расскажите, пожалуйста, о том, как мож­но развить в себе интуицию?

Мудрец. Во-первых, следует постоянно трениро­вать ее; а во-вторых – стараться использовать ее не только в своекорыстных целях. Тренировка интуи­ции подразумевает проявление доверия к ней, что поначалу будет, конечно же, чревато ошибками и си­няками, но, в конечном счете, позволит ей укрепить­ся и впредь действовать более уверенно. Это вовсе не означает, что вам предоставляется полное право делать глупости и не предпринимать никаких мер к исправлению их последствий, но только то, что, подведя под свое сознание правильное основание (путем следования золотому правилу), нам надлежит дать своей интуиции больше свободы, тем самым укрепляя ее. Разумеется, без ошибок здесь вряд ли удастся обойтись; но, если мы будем искренни в своем желании учиться, со временем у нас накопится опыт и мы перестанем ошибаться. Нам также следует изучать сочинения тех, кто прошел этим же путем раньше нас и смог понять, что истинно, а что – нет. Эти люди говорят, что Высшая Сущность есть един­ственная реальность. Разуму необходимо приобрес­ти более широкое представление о жизни, для чего ему, в частности, нужно усвоить учение о перевопло­щении, открывающее поистине безграничные воз­можности для человека. Мы должны не только быть бескорыстными, но и исполнять все обязанности, возложенные на нас кармой; и тогда интуиция ука­жет нам подлинный путь служения и духовной эво­люции.

«Беседы об оккультизме»

*    *    *

Есть, к примеру, люди, чье мышление настолько подвержено посторонним влияниям, что они полага­ют, будто животные страсти можно очистить и усо­вершенствовать настолько, что вся их ярость, сила и весь их огонь окажутся, так сказать, направлен­ными вовнутрь, что их можно, как пробкой бутылку, как бы закупорить в груди ученика, чтобы их энергия не прорывалась во внешний мир, а накапливалась и сохранялась для более высоких и священ­ных целей, а именно: чтобы сконцентрированная таким образом и ни на что не расходуемая энергия позволила бы своему владельцу проникнуть в истин­ное Святилище Души и встретиться там со своим Учителем высшим Я! Ради достижения этой цели, следуя этим ошибочным чужеродным влияниям, они не собираются ни обуздывать, ни подавлять свои страсти. Они поступают просто: сильным напря­жением воли укрощают всепожирающее пламя, за­гоняя его внутрь собственной натуры, позволяя при­таившемуся огню тлеть под тонким слоем пепла. Они с радостью отдаются этим пыткам, подобно спартанскому мальчику, позволившему лисенку про­грызть его живот до самых внутренностей, лишь бы не лишиться зверька, мужественно признав правду. О бедные слепые мечтатели!

Да с таким же успехом можно рассчитывать на то, что компания подвыпивших трубочистов, разгоряченная и вся в саже после работы, будучи запер­той внутри Святилища, сплошь выстланного бело­снежной тканью, не замарает и не превратит ее в груду грязных лохмотьев, а напротив – став жреца­ми этой священной Обители, трубочисты, в конце концов, выйдут из нее столь же безукоризненно чистыми, как и само Святилище. Почему бы тогда не согласиться, что дюжина скунсов, запертая на какое-то время в чистой атмосфере монастыря Дгонпа, выйдет оттуда, источая ароматы всех благовоний, воскуряемых там?.. Нет предела гримасам логики че­ловеческой! Да возможно ли такое вообще? Позволь­те нам возразить.

«Учителем» в Святилище нашей души является «высшее Я» – божественный дух, сознание которо­го (по крайней мере, на протяжении земной жизни человека, являющегося его обладателем) опирается и целиком определяется разумом, который мы услови­лись именовать человеческой душой (в то время как «духовная душа» является проводником духа). В свою очередь, личная, или человеческая, душа в сво­ем высшем аспекте состоит из духовного устремле­ния, воли и божественной любви, в своем низшем аспекте – из животных желаний и земных страстей, воспринятых ею от своего носителя, являющегося вместилищем всех этих желаний и страстей. Таким образом, она выполняет роль своего рода посредни­ка между животной природой человека (которую стремится подчинить своему влиянию ее высший разум) и его божественной духовной природой, к которой она приближается всякий раз, когда ей удается одержать верх над животным внутри человека. Последнее есть инстинктивная «животная душа», являющаяся рассадником тех страстей, которые, как мы только что говорили, многие предпочитают ус­мирять, вместо того чтобы полностью искоренять, а некоторые недалекие энтузиасты стремятся запереть их внутри самих себя. Неужели они и впрямь наде­ются превратить таким образом мутный поток жи­вотных нечистот в родниковые воды жизни? Но где же, скажите на милость, найти такое нейтральное место в человеке, чтобы запертые в нем страсти не оказывали бы на последнего никакого влияния! Бур­ные страсти любви и вожделения живы по-прежне­му, и им все так же позволено пребывать в месте своего рождения – все в той же животной душе, ибо как в высший, так и в низший аспекты «чело­веческой души», или разума, путь им закрыт. Но все же подобная близость не может не сказываться от­рицательно на «человеческой душе». «Высшее Я», или дух, не может ассимилировать подобные эмоции, как не может вода растворить в себе масло или рас­плавленный жир. Таким образом, от их воздействия страдает только разум (единственный посредник меж­ду земным человеком и его высшим Я); по этой причине разум постоянно пребывает в опасности быть увлеченным вниз этими страстями (способны­ми пробудиться в любой момент) и быть поглощен­ным бездной материи. Да и как же сможет этот ра­зум настроить себя на восприятие божественной гар­монии высочайшего Принципа, если гармонию эту разрушает уже само присутствие в пока еще не до­веденном до совершенства Святилище этих живот­ных страстей? Как же гармония сможет восторже­ствовать, если душа постоянно сбивается с пути шквалом страстей и земных желаний, вызываемых земными чувствами или даже самим «астральным че­ловеком»?

Ибо этот «астрал» – «двойник-тень» (свойст­венный как животной, так и человеческой природе) никак не связан с божественным Эго, он спутник только земного тела. Он выполняет функцию посредника между личным «я», низшим сознанием манаса и телом, это носитель преходящей, а не вечной жизни. Подобно тени, отбрасываемой человеческим телом, он повторяет каждое его внешнее и внутрен­нее движение – рабски и автоматически, и потому, тяготея к материи, никогда не восходит к Духу. И только когда страсти будут совершенно истреблены, когда они будут сломлены и уничтожены непреклон­ной волей, когда не только все желания и вожделе­ния плоти будут преодолены, но и ощущение свое­го личного, низшего «я» будет полностью подавле­но и влияние «астрала» будет сведено к нулю – только тогда сможет установиться единство с выс­шим Я. Только когда «астрал» будет являть собой все еще живую, но уже ничего не желающую низшую личность, побежденную человеком, тогда сияющий Лвгоэйд, божественное Я, сможет вибрировать осоз­нанно и в полной гармонии с обоими полюсами че­ловеческого существа – и в очистившемся, наконец-то, материальном человеке, и в вечно чистой духов­ной душе – и сможет, наконец, предстать перед своим Всеведущим Я, Христом гностиков-мистов, соединиться, слиться и полностью раствориться в Нем[1].

«Оккультизм против оккультных искусств»

*    *    *

Не достаточно ли просто знать, что, с самого рож­дения и до смерти, всякий, даже самый непримет­ный и безвестный, представитель рода человеческо­го оказывает влияние на каждого, к кому прибли­жается и с кем вступает в контакт, и, в свою оче­редь, подвергается влиянию со стороны этих людей; причем делает это так же непроизвольно и неосоз­нанно, как и дышит? Каждый из нас либо умень­шает, либо приумножает общий объем человеческого счастья и человеческих страданий – причем «не только на настоящий момент, но и на каждое пос­ледующее столетие существования человечества», как утверждает Элиху Берритт, заявляющий к тому же следующее:

Во всей Вселенной нет такого уединенного места, и на всей поверхности круга небытия нет такой темной ниши, где он (человек) мог бы отгородить себя от всех остальных и где он не оказывал бы влияния самим фак­том своего существования на моральное развитие всего мира; повсюду его присутствие или, напротив, отсутствие становится заметным, и везде у него есть и будут спут­ники, которых его влияние сможет сделать лучше или хуже. Согласно древнему и очень важному и глубокомыс­ленному утверждению, мы создаем характеры для вечно­сти. Создаем характеры! Но чьи? Каждый – свой соб­ственный или же чьи-то еще? И тот и другие; и этот важ­ный факт предопределяет риск и ответственность наше­го существования. Как много значит мысль! Тысячи моих собратьев ежегодно уходят в вечность[1], унося с собою свои характеры, которые были бы немного дру­гими, если бы на свете не было меня. Так что солнеч­ный свет того мира высветит отпечатки моих пальцев как в самых первоисходных его слоях, так и во всех по­следующих наслоениях жизни и мысли.

«О псевдотеософии»

*   *    *

По представлениям теософов, дух – это луч, ча­стичка целого; и поскольку Целое является Всеведущим и Бесконечным, то и частичка его должна обладать, в какой-то степени, этими качествами. Человеческий «дух» должен стать каплей Океана, на­зываемого «Ишвара-бхава» «я одно целое со Вселенной» (Я в Отце и Отец во Мне), вместо того, чтобы оставаться «джива-бхава» всего лишь телом. Он должен почувствовать себя не только частицей Творца, Хранителя и Разрушителя, но и частичкой души этой троицы Парабрахмана, который выше их и является оживотворяющим, активизирующим и превышним Духом. Он должен полностью осознать значение слова «сахаджананда» того состояния полного блаженства в нирване, которое может суще­ствовать только для Того, кто сосуществует с «бесформенным и бездейственным настоящим». Это со­стояние называется «Вартамана», или «Всегда Толь­ко Настоящее», где нет ни прошлого, ни будущего, но лишь одна безграничная вечность настоящего.

«Метафизика и метафизики»

* *  *

...путь к мудрости вселенского разума лежит че­рез все человечество, без различия расы, цвета кожи, религии и общественного положения. Только аль­труизм, не имеющий ничего общего с эгоизмом (пусть даже в самой безобидной и благородной его форме), может помочь стремящемуся слить свое кро­шечное «я» со Вселенским Я.

«Оккультизм против оккультных искусств»

* *  *

Большинство из нас верит в жизнь духовного Эго после смерти, в планетных Духов и нирманакая – тех великих Адептов прошлых веков, кото­рые, отказавшись от своего законного права на нирвану, остаются в наших сферах бытия не как «духи», но как полностью духовные человеческие существа. Если не считать видимой телесной обо­лочки, от которой они освободились, они остались такими же, какими были, чтобы помогать страж­дущему человечеству, насколько это возможно без нарушения кармического закона. Поистине, это «Великое Самоотречение»; непрестанное осознанное самопожертвование, которое длится веками и зона­ми, вплоть до того дня, когда глаза незрячего человечества наконец раскроются, и не только неко­торые, но все люди смогут увидеть универсальную истину. Эти существа тоже могли бы считаться богом или богами, если бы только позволили воздвигнуть пусть даже самый маленький алтарь в свою честь и через него зажгли в наших сердцах искру, которая непременно разгорелась бы в пла­мя обожания от одной только мысли об этом, са­мом чистом из всех, жертвоприношении. Но они этого никогда не сделают. Поистине, «сердце есть [единственный] храм истинной веры», тогда как любой другой храм в этом случае следует признать всего лишь символом показной набожности.

...Более того, ни один истинный теософ не сомне­вается в том, что Высшая Сущность каждого смерт­ного человека имеет ту же самую природу, что и эти боги. К тому же первая наделена свободной волей и, следовательно, несет большую ответственность, нежели последние; и потому мы считаем, что воп­лощенное Эго если и не более божественно, то, во всяком случае, более значительно, нежели любой ду­ховный Разум, который только ожидает воплоще­ния. В философском плане причина этого предпочтения очевидна и вполне понятна каждому метафи­зику восточной школы.

Воплощенное Эго вынуждено преодолевать на своем пути больше препятствий, чем чистая божественная Сущность, не связанная с материей. Божественная Сущность не может иметь никаких персональных за­слуг, тогда как Эго движется к окончательному со­вершенству через муки существования испытания и боль.

«Истоки обрядности в церкви и масонстве»

...человек является составной частью и венцом сво­ей планеты, и следовательно естественной и ло­гичной необходимостью в Космосе.

«Размышления об элементалах»


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно