Напутствие бессмертным. КАРМА (1)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


КАРМА

Обычно считается, что животные вне действия зако­на кармы в том виде, как он применяется к человече­ским существам. Если так, то как можем мы объяснить различие между положением животного, подверженно­го всем мучениям, причиняющим страдания чувствую­щему существу, забитого почти до смерти, умирающего от голода, и положением другого – наслаждающегося всеми удовольствиями материального мира, угощаемо­го лучшей едою и обхаживаемого с исключительной доб­ротою? И как тогда объяснить случаи рождения слепых животных? Право, мы не имеем в виду облекать их та­кою же ответственностью, как человека, но нельзя ли предположить, что они обладают ею, хотя и в гораздо меньшей степени? Ваш ответ на этот вопрос значитель­но прояснит наши представления об этом предмете.

Гьянинда Н. Чакраварти,

профессор физики.

Каунпур.

Комментарий редактора

Часто допускаемая ошибка состоит в том, что общий закон причины и следствия неверно счита­ют законом достоинств и недостатков. Если мы спрашиваем, почему у одного животного легкая жизнь, а у другого тяжелая, то можем также спро­сить, почему одно дерево срубается до того, как вырастет, тогда как другому позволено умереть в старости? Почему одна пара туфель сделана для украшения дамской ножки в бальной зале, а дру­гая – для того, чтобы мужик волочил ее по гря­зи? Никто не станет утверждать, что минералы и растения несут моральную ответственность. Так же не несут моральной ответственности животные, дети, идиоты или умалишенные. Это – факт, при­знанный человеческим законодательством, и толь­ко невежеству XIV века было предоставлено право на судебное разбирательство и наказание живот­ных, согласно иудейскому закону, сформулирован­ному в «Исходе» (XXI, 28), гласящему: «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват». Согласно этому закону, в 1386 году судья из Фалаиса приговорил свинью к тому, что­бы ей покалечили ногу и голову, а затем повеси­ли за то, что она, разодрав лицо и руку ребенка, убила его. Это было драконовское наложение на­казания. Свинья была казнена на публичной пло­щади, одетая в человеческое платье.

Закон кармы – моральный закон, и там, где не существует моральной ответственности, не может быть и применения закону кармы; но закон причи­ны и следствия касается всех областей природы.

Знаменитый писатель сказал: «Страдание – это божественное лекарство небес». Закон компенсации действует и в животном мире. Собака, вынужденная упражнять свою сообразительность, дабы найти пищу, скорее разовьет психические силы в этом направлении, нежели та, которая, ничего не делая, лишь ест и спит, и индивидуальная, или дифферен­цированная, монада первой скорее достигнет состо­яния, необходимого для вступления в человеческое царство. В животном царстве обнаружены зачатки надежды, терпения, веры, преданности, доверия и т. д. При их упражнении они будут становиться сильнее, и, поскольку в природе ни одно усилие никог­да не пропадает, они найдут себе применение. Если мы понимаем законы Вселенной, то не будем при­дираться к ним, а убедимся в бесполезности попы­ток изменить или улучшить Верховную Мудрость или «Бога».



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно