Напутствие бессмертным. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Авгоэйд (греч.) – светящееся божественное излучение Эго, которое, будучи воплощенным, является лишь своей тенью – все-таки столь же чистой.

Авидья (санскр.) – противоположность видье, знанию. Невежество, которое исходит и порождается иллю­зией чувств, или випарьяя.

Авичи (санскр.) – букв., «непрерывный ад». Состояние, необязательно посмертное или между двумя рож­дениями, ибо оно может иметь место также и на земле. Последний из восьми адов, как нам сказано, «где преступники беспрестанно умирают и вновь рождаются но все же не без надежды на конеч­ное спасение». Это потому, что Авичи – другое на­звание Миалбы (нашей земли), а также состояние, на которое осуждены некоторые бездушные люди на этом физическом плане.

Адепт (лат.) – «Достигший». В оккультизме – тот, кто достиг стадии Посвящения и стал Мастером в на­уке эзотерической философии.

Акаша (санскр.) – тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство; изна­чальная субстанция.

Алкахест (араб.) – универсальный растворитель в алхи­мии; но в мистицизме это высшее Я, соединение с которым превращает материю (свинец) в золото и возвращает все составные вещи, такие, как челове­ческое тело и его атрибуты, к их первоначальной сущности.

Анима Мунди (лат.) – Мировая Душа, или Алайя, север­ных буддистов, божественная сущность, которая пронизывает, одушевляет и наполняет все – от атома материи до человека и Бога. В своем высшем аспекте это нирвана, в низшем — астральный свет.

Антахкарана (санскр.) – термин имеет различные значе­ния, отличные у каждой философской школы и сек­ты. Антахкарана служит связующим посредником между божественным Эго и личной душой человека и передает от низшего к высшему Эго все те личные впечатления и мысли человека, которые могут быть по своей природе ассимилированы и накоплены неумирающей Сущностью и таким образом стать бессмертными вместе с нею; это единственные эле­менты преходящей личности, переживающие смерть и время.

Архат (санскр.) – «достойный», букв, «заслуживающий божественный почестей». Имя, даваемое джайнийским, а впоследствии буддийским святым, посвя­щенным в эзотерические тайны. Архат есть тот, кто вступил на лучшую и высочайшую тропу и поэтому освободился от повторных рождений.

Астральный свет (оккульт.) – невидимая сфера, окружа­ющая наш земной шар, так же как и любой другой, соответствующая в качестве второго Принципа Космоса лингашарире, или астральному двойнику в человеке.

Атма (санскр.) – Вселенский Дух, божественная Мона­да, так называемый седьмой принцип в семеричном строении человека. Высшая Душа.

Бодхисатва (санскр.) букв, «тот, чья сущность (саттва) стала разумом (бодхи)»: тот, кто нуждается лишь в одном воплощении для того, чтобы стать совер­шенным Буддой, т.е. иметь право на нирвану. Это относится к Мануши (земным) Буддам. В метафизи­ческом смысле бодхисатва – это наименование, данное сынам небесных Дхьяни-будп.

Буддхи (санскр.) – Вселенская Душа, или Разум. Маха-Буддхи есть название Махата; также Духовная Ду­ша в человеке (шестой принцип), проводник Атмы, экзотерически – седьмой.

Веданта (санскр.) – мистическая философская система, которая выросла из усилий многих поколений муд­рецов истолковать сокровенный смысл упанишад. В шад-даршанах (шесть школ, или систем, доказа­тельств) она называется уттара миманса и припи­сывается Вьясе, составителю Вед, который, таким образом, считается основателем веданты.

Веды (санскр. «знание») – древнейшие памятники ин­дийской литературы, священные книги индуизма, составляющие канон Откровения (шрути), которо­му традиция приписывает божественное происхож­дение. Обычно под словом «Веды» понимают четы­ре книги священного знания: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

Джива (санскр.) – Жизнь, как Абсолют; также Монада, или Атма-Буддхи.

Доппельгангер (нем.) – синоним двойника, или астраль­ного тела; на оккультном языке эфирный дубликат, или тень, человека и животного. Не путать с аст­ральной душой, являющейся отражением низшего манаса.

Дхарма (санскр.) «священный Закон»; доктрина буд­дистов.

Дхиан Коганы (санскр.) букв. «Владыки Света». Выс­шие боги, соответствующие архангелам римских католиков. Божественные Разумы, которым пору­чен надзор за Космосом.

Дэвакхан (санскр.) «Обитель богов». Промежуточное состояние между двумя земными жизнями, в кото­рое входит Эго (атма-буддхи манас, или Троица, преобразованная в Одно), после своего отделения от камарупы и разложения низших принципов на земле.

Индивидуальность – одно из названий, данных в теосо­фии и оккультизме человеческому Высшему Эго. Мы различаем бессмертное и божественное Эго и смертное человеческое Эго, которое погибает. По­следнее, или «личность» (личное Эго), переживает мертвое тело лишь на незначительное время в камалоке; Индивидуальность же существует вечно.

Иерофант – от греческого слова «иерофантес»; букваль­но «тот, кто разъясняет священные понятия». Рас­крывающий священное знание и главный среди посвященных. Звание, дававшееся в храмах древности высшим адептам, которые были учителями и толкователями Мистерий и посвященными в заклю­чительные великие Мистерии

Калиюга (санскр.) – четвертый, черный, или железный, век, наш настоящий период, длительность которо­го 432 000 лет. Последний из ряда веков, на которые разделен период эволюции человека. Он начался за 3102 года до Р.Х. в момент смерти Кришны, и его первый цикл в 5000 лет закончился между 1897 и 1898 годами.

Камалока (санскр.) полуматериальный план, субъек­тивный и невидимый для нас, где развоплощенные «личности», астральные формы, называемые кама-рупами, остаются до тех пор, пока не исчезнут от­туда после полного уничтожения последствий мен­тальных импульсов, породивших эти эйдолоны че­ловеческих и животных страстей и желаний. (См. камарупа). Это Гадес древних греков и Аменти египтян, страна Безмолвных Теней; подразделение первой группы Трайлокья.

Карма (санскр.) – физически – действие; метафизичес­ки – Закон Воздаяния, Закон причины и следствия, или Нравственная Причинность. Немезида, но лишь в одном смысле – в смысле плохой кармы. Это одиннадцатая нидана во взаимном сцеплении причин и следствий в ортодоксальном буддизме; но это также сила, управляющая всем, результат нрав­ственного действия, метафизическая самскара, нравственное следствие действия, совершенного для достижения чего-либо, удовлетворяющего лич­ное желание. Существует карма наших достоинств и карма наших недостатков. Карма ни наказывает, ни награждает, она есть просто единый Всеобщий Закон, безошибочно и, так сказать, слепо направ­ляющий все другие законы, производящие опреде­ленные результаты в направлениях, определенных соответствующими им причинностями. Когда буд­дизм учит, что «карма есть то духовное зерно (каж­дого существа), которое единственное переживает смерть и сохраняется при переселении», или пере­воплощении, то это просто означает, что после каждой личности не остается ничего, кроме ею по­рожденных причин; причин, которые суть неразру­шимы, то есть которые невозможно удалить из Все­ленной, пока они не перейдут в свои законные след­ствия и, так сказать, не будут стерты ими. Такие причины, если они не погашены во время жизни их породившей личности соответствующими след­ствиями, последуют за перевоплощенным Эго и настигнут его в последующем воплощении, пока полностью не будет установлена гармония между следствиями и причинами. Ни одна «личность», чистое сцепление материальных атомов и инстин­ктивных и ментальных свойств, не может, конеч­но, сохраниться как таковая в мире чистого Духа. Лишь то, что бессмертно по самой своей природе и божественно в своей сущности, то есть Эго, может существовать вечно. И так как именно Эго выбира­ет личность, которую оно одушевит после каждого дэвакхана, и получает через эти личности послед­ствия созданных кармических причин, то это Эго и есть Я, которое было упомянуто как «духовное зер­но» и воплощенная карма – «единственное, что переживает смерть».

Круги и циклы – термины, применяемые теософами при объяснении восточной космогонии. Они использу­ются для обозначения различных эволюционных циклов в элементальном, минеральном и других царствах, через которые Монада проходит на каж­дом отдельном глобусе; термин цикл применяется только для обозначения циклического пути Мона­ды вокруг всей цепи семи глобусов. Вообще говоря, теософы применяют термин круги как синоним циклов: космических, геологических, метафизиче­ских или любых других.

Кумара (санскр.) девственный мальчик или давший обет безбрачия юноша. Первые Кумары суть семь сыновей Брамы, происшедшие из членов тела это­го бога в так называемом девятом творении. Отме­чается, что это имя было дано им в силу их фор­мального отказа «порождать свой род», и поэтому они «остались йогами», как гласит легенда.

Лингашарира (санскр.) – «тело», то есть эфирный про­образ тела. Этот термин обозначает доппельгангера, или «астральное тело» человека или животного. Это есть эйдолон греков, жизненное и прототипное тело; отражение человека из плоти. Оно рождается раньше и умирает или исчезает вместе с исчезнове­нием последнего атома тела.

Личность – в оккультизме, подразделяющем человека на семь принципов, рассматривая его в трех аспек­тах божественного, мыслящего, или разумного, и жи­вотного человека – низшая четверица, или чисто астрально-физическое существо, тогда как под Ин­дивидуальностью подразумевается Высшая Триада, рассматриваемая как Единство. Личность охватыва­ет все характерные черты и воспоминания одной физической жизни, в то время как Индивидуальность есть неуничтожимое Эго, которое перевоплощает­ся и облекается в одну личность за другой.

Макрокосм и микрокосм (греч.) Макрокосм – Вселен­ная, универсум, весь мир в целом, в отличие от микрокосма – человека.

Манас (санскр.) букв, «ум», ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравствен­ное существо и отличающая его от простого жи­вотного; синоним махата. Эзотерически, однако, это означает в широком смысле Высшее Эго, или чувствующий перевоплощающийся Принцип в че­ловеке. В узком смысле теософы называют его Буддхи-Манасом, или Духовной Душой, в противоположность его человеческому отражению – кама-манасу.

Манвантара (санскр.) период проявления, в проти­воположность пралайе (растворению, или покою), относится к различным циклам, особенно к Дню Брамы в 4 320 000 000 Солнечных лет, и ко времени царствования одного Ману – 308 448 000 лет. (См. «Тайная Доктрина», II.) Буквально Мануантара – между [двумя] Ману.

Махат (санскр.) букв., «великий». Первый принцип Всемирного Разума и Сознания. В пуранической философии – первый продукт первоприроды, или Прадханы (то же, что Мулапракрити); создатель Манаса, мыслящего принципа, и Аханкары, эготии, или чувства «я есмь я» (в низшем манасе).

Махатма (санскр.) – букв, «великая душа». Адепт высшей степени. Возвышенные существа, которые, достиг­нув полной власти над своими низшими принципами, живут, таким образом, вне препятствий со стороны «человека из плоти» и обладают знанием и силой, соответствующими той стадии, которую они дос­тигли в своей духовной эволюции. На языке пали называются рахатами и архатами.

Месмеризм – концепция, предложенная австрийским врачом Ф.Месмером во второй половине XVIII в. В основе месмеризма понятие о животном магне­тизме, посредством которого можно изменять со­стояние организма, в том числе излечивать бо­лезни.

Метемпсихоз – переход души из одной стадии существо­вания в другую. Символизирован и вульгарно вос­принят как перерождения в телах животных. Метемпсихоз следует относить лишь к животным. Каббалистическая аксиома «Камень становится растением, растение – животным, животное – че­ловеком, человек – духом, а дух – богом» разъяс­няется в труде Ману «Манава-дхарма-шастра» и других брахманистских книгах.

Мокша (санскр.) «освобождение», то же, что нирва­на; посмертное состояние покоя и блаженства «Души-Странника».

Монада (греч.) – Единство, единица; но в оккультизме это часто означает объединенную Триаду Атма-Буддхи-Манас или дуаду Атма-Буддхи, ту бессмертную часть человека, которая перевоплощается в низших царствах и постепенно продвигается через них к человеку и затем к конечной цели – нирване.

Мукта и мукти (санскр.) – освобождение от чувствен­ной жизни; осчастливленный или освобожденный; кандидат на мокшу, свободу от плоти и материи, или жизни на этой земле.

Нирвана (санскр.) – согласно востоковедам, полное «угасание», подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но в эзотерических толкованиях это состояние абсолютного существо­вания и абсолютного сознания, куда Эго человека, достигшего высшей степени совершенства и свято­сти в жизни, входит после смерти тела, а иногда, как в случае Гаутамы Будды и других, и при жизни.

Парабрахман (санскр.) – букв, «за пределами Брахмы». Верховный Беспредельный Брахма, «Абсолют» – реальность, лишенная атрибутов, не имеющая себе подобных. Безличный и безымянный всемирный Принцип.

Параматман (санскр.) –  Всевышняя Душа Вселенной.

Пишачи (санскр.) в пуранах (собрании аллегорических и символических писаний) это гоблины, или демо­ны, сотворенные Брамой. В южно-индийском фоль­клоре – призраки, демоны, лярвы и вампиры (как правило, женские), преследующие людей. Разлага­ющиеся остатки людей в камалоке – оболочки и элементарии.

Планетные Духи – главным образом владыки, или пра­вители, планет. Как наша Земля имеет свою Иерар­хию земных планетных духов, от наивысшего до самого низшего плана, так же ее имеет любое дру­гое небесное тело. В оккультизме, однако, термин «планетный дух», как правило, применяется только по отношению к семи высшим Иерархиям, со­ответствующим христианским архангелам. Все они прошли ступень эволюции, соответствующую чело­вечеству Земли, на других мирах, в давно минувших циклах. Наша Земля, будучи пока еще только в сво­ем четвертом Круге, слишком молода, чтобы рождать высоких планетных Духов. Высший планетар­ный дух, правящий каждым небесным телом, фак­тически является «личным Богом» этой планеты и поистине скорее его «управляющим провидением», нежели самопротиворечащим бесконечным лич­ным Божеством современной церкви.

Посвященный (Initiate) – от латинского слова initiatus. Обозначение того, кто был принят и кому были от­крыты Мистерии и тайны масонства или оккультиз­ма. В древности – те, кто был посвящен в тайное знание, преподаваемое иерофантами Мистерий. В наши дни – те, кто посвящен адептами сокровен­ного учения в тайноведение, которое, несмотря на прошедшие века, все еще имеет несколько истин­ных приверженцев на земле.

Пракрити (санскр.) – природа вообще, в противополож­ность Пуруше – духовной природе, или духу. Они вместе являются «двумя первичными аспектами Единого Непознаваемого Божества».

Пралайя (санскр.) – период обскурации, или покоя – планетного, космического или вселенского – про­тивоположен манвантаре. («Тайная Доктрина», I.)

Пуруша – «Человек», небесный человек. В другом аспекте – дух, то же, что Нараяна. «Духовное Я».

Раджас (санскр.) – «свойство загрязненности» (то есть дифференциации) и активности в Пуранах. Одна из трех гун, или делений, во взаимоотношениях мате­рии и природы, представляющая форму и изменчи­вость.

Религия Мудрость – единая религия, лежащая в основе всех ныне существующих верований. Та «вера», ко­торая, будучи предвечной и открытой непосред­ственно человеческому роду его прародителями и одушевляющими Эго (хотя церковь считает их «пад­шими ангелами»), не требовала ни «привлекатель­ности», ни слепой веры, ибо она была знанием. (См. Гупта Видья, Сокровенное Знание.). Именно на этой Религии Мудрости и основана теософия.

Риши (салскр.) Адепты; вдохновленные. В ведийской литературе этот термин используется для обозна­чения тех, через кого были раскрыты различные мантры.

Самадхи (санскр.) – состояние экстатического и полно­го транса. Этот термин происходит от слов самадха, «самообладание». Тот, кто обладает этой си­лой, способен осуществлять абсолютный контроль над всеми своими способностями, физическими и ментальными; это высшее состояние йоги.

Сатва. [1] Понимание, разумение божественного знания. Обычно сопровождает слово Бодхи, когда исполь­зуется в сложных словах, например бодхисатва.

Сатва, или Саттва (санскр.) – [2] доброта; то же, что саттва, или чистота; одна из трех гун, или трех под­разделений природы.

Свабхават (санскр.) мировая субстанция и вещество, дух и пластическая сущность материи, из которой исходит вся природа и в которую все возвращается в конце жизненных циклов.

Скандхи (санскр.) – букв, «свёртки» – группы атрибутов человеческой личности, конечных и непримени­мых к вечному и абсолютному.

Стхулашарира (санскр.) в метафизике грубое физиче­ское тело.

Тамас (санскр.) – качество тьмы, «загрязненности» и инертности; также качество невежества, так как ма­терия слепа. Термин, используемый в метафизиче­ской философии. Это низшая из трех гун, или ос­новных качеств.

Танха (пали) – жажда жизни и привязанность к жизни на этой земле.

Тетрактис – пифагорейская священная четверка. Преж­де всего, это – Единство, или Единый в четырех различных аспектах; затем это фундаментальное число четыре, Тетрада, содержащая в себе декаду, или 10, число совершенства; и, наконец, оно озна­чает первичную триаду, слитую в божественную монаду.

Упадхи (санскр.) – основа; проводник, передатчик или носитель чего-то менее материального, чем он сам, как тело человека есть упадхи его духа; шаблон; определяющая или ограничивающая субстанция.

Упанишады (санскр.) – переводится как «эзотерическая доктрина», или толкование Вед с помощью методов веданты. Третье подразделение Вед, добавленное к Брахманам и рассматриваемое как часть шрути, или «открытого» слова. Индусские пандиты объясняют термин упанишада как «то, что уничтожает неве­жество, и таким образом производит освобождение» духа путем познания высшей, хотя и скрытой исти­ны; следовательно, то же, на что намекал Иисус, когда в его уста влагали слова: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан., VIII, 32).

Именно из этих трактатов упанишад, которые сами суть отголоски первичной Религии-Мудрости, и выросла система философии веданты. Принято считать, что этих трактатов 150, хотя ныне неискаженными остались приблизительно не более двадцати. Они касаются очень глубоких метафизических вопросов, таких, как происхождение Все­ленной, природа и сущность Непроявленного Бо­жества и проявленных богов, связь (основная и первичная) духа и материи, всеобщность разума и природа человеческой Души и Эго.

Цонкапа (Цзонкапа, Цзонхава, 1357-1419) – знамени­тый тибетский реформатор, который ввел в своей стране очищенный буддизм. Он был великим Адеп­том, который, будучи не в состоянии дольше выно­сить осквернение буддийской философии лжеслу­жителями, превратившими ее в выгодное предприя­тие, решительно положил этому конец своевремен­ным переворотом и высылкой 40 000 лжемонахов и лам из страны. Его считают аватарой Будды, и он яв­ляется основателем секты гелугпа («желтых ша­пок») и мистического Братства, связанного с ее во­дителями. По преданию, «дерево 10 000 образов» (кумбум) возникло из длинных волос этого подвиж­ника, который, оставив их, навсегда исчез из поля зрения профанов.

Чела (санскр.) ученик, воспитанник гуру или мудре­ца, последователь определенного адепта какой-либо школы философии (буквально, дитя).

Человечество – оккультно и каббалистически человече­ство в целом символизируется Ману – в Индии; Ваджрасаттвой или Дорджесемпа, руководителем Семи Дхиани, – в северном буддизме; Адамом Кадмоном – в каббале. Все они представляют все че­ловечество целиком, начало которого в этом андрогинном первообразе, а конец — в Абсолюте, по ту сторону всех этих символов и мифов человечес­кого (изобретенных человеком) происхождения. Человечество – это великое Братство благодаря тождеству материала, из которого оно создано фи­зически и духовно (morally). Однако, пока оно не станет Братством сознательно, оно не более, чем высший класс животных.

Шанкарачарья Шри (санскр.) великий религиозный реформатор Индии, учитель философии веданты – величайший из всех подобных учителей, которого адвайтисты (не-дуалисты) считают воплощением Шивы и чудотворцем. Он основал множество матхов (монастырей) и положил начало самой ученой секте среди браминов, под названием смартава. Легенды о нем столь же многочисленны, как и его философские труды. В возрасте тридцати двух лет он направился в Кашмир и, достигнув Кедаранатха в Гималаях, вошел в одиночестве в пещеру, откуда никогда уже не возвращался. Его последователи за­являют, что он не умер, но лишь ушел из мира.

Эго (лат.) «Я»; сознание в человеке «я есмь я», или чувство «я есмь». Эзотерическая философия учит о существовании двух Эго в человеке: смертного, или личного, и высшего, Божественного и Безличного, называя первое «личностью», а второе – «Индиви­дуальностью».

Эйдолон (греч.) образ, изображение; отражение; при­зрак, привидение.

Эйн Соф (евр.) «Безграничный» или Беспредельный; Божество, эманирующее и распространяющееся. Эйн Соф пишется также Эн Соф и Эйн Суф, но никто, даже раввины, не уверен в написании глас­ных. В религиозной метафизике древних еврейских философов Единый Принцип был абстракцией, по­добно Парабрахману, у ранних халдейских каббалистов Эйн Соф означает «без формы и существо­вания», «не имеющий подобия ни с чем другим» (Франк, «Die Kabbala», с. 126).

Элементалы – духи стихий. Существа, развивающиеся в четырех царствах, или стихиях: земле, воздухе, огне и воде. Эти силы, будучи послушными посредниками оккультистов, могут производить самые разные дей­ствия; но, служа элементариям – а в этом случае они порабощают медиумов, – будут лишь вводить в за­блуждение легковерных. Все низшие невидимые су­щества, порожденные на 5, 6 и 7-м планах нашей земной атмосферы, называются элементалами: пе­ри, дэвы, джинны, сатиры, фавны, эльфы, гномы, тролли, домовые, водяные, привидения, феи и т.д. и т.п.

Элементарии – строго говоря, это развоплощенные души развращенных людей; эти души, еще живя на земле, отделили от себя свой божественный дух и тем самым утеряли свой шанс на бессмертие; но при настоящем уровне знаний считается лучше от­носить этот термин к привидениям или фантомам развоплощенных личностей, вообще к тем, чьим временным обиталищем служит камалока. Однаж­ды отделившись от своих высших триад и своих тел, эти души остаются в своих камарупических оболоч­ках и неодолимо притягиваются к земле, к элемен­там, родственным их грубым натурам. Их пребыва­ние в камалоке разнится по длительности, но неиз­менно кончается распадением, растворением, атом за атомом, в окружающих элементах.

Эпопт (греч.) – посвященный. Тот, кто прошел после­днюю стадию посвящения.



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно